Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Взаимодействие правоохранительных органов с населением в антитеррористической деятельности



В настоящее время правоохранительные органы Российской Федерации оказались в очень сложной ситуации. Резкое изменение экономических, социальных и политических условий, криминализация общества заставляют искать новые, более эффективные способы осуществления правоохранительной деятельности.Необходимость такого рода преобразований подтверждается следующим.В концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск сформулированы основные направления взаимодействия ОВД с органами государственной власти, общественными объединениями и религиозными организациями. Согласно этой концепции, «главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств». Среди задач, необходимых для достижения сформулированной цели, основой является «налаживание на новой основе взаимодействия с населением».В нашей стране существует богатый опыт взаимодействия органов внутренних дел с населением, но в условиях революционных изменений во всех областях общественной жизни обращаться к историческому опыту следует с большой осторожностью, поскольку в настоящий момент органы осуществляют свою деятельность в беспрецедентных для них условиях. Подобные обстоятельства диктуют необходимость поиска как способов адаптации традиционных (народные дружины, внештатные сотрудники и т.д.), так и нетрадиционных форм взаимодействия с населением. Определенную пользу может принести обращение к зарубежному опыту в этой сфере деятельности. Притом, что ни в коем случае нельзя полностью копировать нетрадиционные методы, следует проанализировать и оценить положительные результаты правоохранительной деятельности полиции зарубежных стран.Опыт адаптации различных форм взаимодействия с населением к иной социальной среде, отличной от той, в которой они возникли и формировались, свидетельствует, что такого рода инновации сталкиваются с целым рядом проблем. Можно предположить, что проблемы будут типичны для практически любой страны и любого государства. Однако способы и средства их решения зависят от оперативной обстановки каждой страны и региона. Характерным примером этого может служить Чеченская Республика, где фактически идет война. Там общественные организации не участвуют в охране общественного порядка. Это связано со сложной там оперативной обстановкой. И все же возникает необходимость их привлечения в виде специализированных общественных объединений, религиозных организаций. Наряду с этим требуется расширение возможностей привлечения государственных не правоохранительных и частных охранно-сыскных и иных организаций к охране правопорядка.Анализ террористической деятельности в Чечне и мире показывает, что для достижения своих целей террористы не останавливаются ни перед чем, в том числе вынашивают планы использования оружия массового уничтожения и его элементов, а также химического, радиационного и других потенциально опасных средств, при разрушении которых могут быть огромные жертвы среди населения, большие разрушения (заражения) жилья и объектов экономики.Ежедневные взрывы в населенных пунктах и на другой территории Чечни и других регионах России убеждают, что взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности необходимо проводить, в первую очередь, в трех направлениях:- объединение в группы граждан, проживающих в определенном районе населенного пункта и даже дома, для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом правоохранительных органов;- обучение населения борьбе с террористическими актами;- организация посещений сотрудниками органов внутренних дел общественных объединений и религиозных организаций, домовладельцев и жителей района и оказание консультационной помощи по вопросам борьбы с терроризмом.

Исходя из этого целесообразно:- органам внутренних дел в тесном взаимодействии со средствами массовой информации следует организовать целенаправленное освещение опасности всех форм терроризма, информировать население о формах, методах и конкретных действиях террористических организаций, сообщать общественности о принятых мерах по пресечению их деятельности;- постоянно проводить мониторинг общественного мнения, в том числе сотрудников правоохранительных структур, в отношении угрозы терроризма;- при разработке планов мероприятий по борьбе с терроризмом реализовывать положения о незыблемости и приоритете конституционных прав и свобод граждан;- осознавать, что противодействие терроризму носит комплексный и долговременный характер, ибо в основе возникновения и развития терроризма лежит совокупность причин, характеризующихся исключительной сложностью;- отдавать приоритет профилактическим и предупреждающим мерам;- разработать комплекс учебно-методических и практических спецкурсов в системе служебной подготовки сотрудников правоохранительных структур по противодействию терроризму;- создать условия для информационного обмена статистической отчетностью о тенденциях развития терроризма.

Изложенные доводы о взаимодействии по борьбе с терроризмом могут быть реализованы сегодня только в результате убеждения населения о том, что другого пути борьбы с терроризмом не существует. А так как от актов терроризма погибают не только сотрудники правоохранительных органов, но в большей массе население, это направление взаимодействия приобретает особое значение на современном этапе взаимодействия. Следовательно, борьба с терроризмом - это в первую очередь борьба населения в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Поэтому для успешной борьбы с терроризмом требуется острая необходимость обучения не только сотрудников правоохранительных органов, но и все проживающее население на территории России. Кроме того, важно разумное планирование организации антитеррористической деятельности.ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ?Во-первых, можно лучше подготовиться к встрече с человеком, подложившим взрывное устройство или предупредившим о его наличии.Во-вторых, благодаря правильной подготовке появляется возможность ограничить доступ подозрительных лиц на предприятие и определить те участки, которые необходимо «укрепить».В-третьих, это сократит затраты времени на поиск, если будет принято решение, что поиск необходим.В-четвертых, при возникновении угрозы взрыва правильное планирование действий поднимет авторитет руководства и уменьшит возможные людские и материальные потери.В-пятых, должное планирование действий может также снизить угрозу возникновения паники, эмоционального состояния, наиболее легко распространяющегося среди людей. Паника возникает внезапно и представляет собой чувство безграничного, безотчетного ужаса, который моментально передается окружающим. Когда она возникает, вероятность жертв и разрушений увеличивается. Создание паники обычно является конечной целью лица, предупреждающего о взрывном устройстве.КОГО И ЧЕМУ НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ?Возникает необходимость в подготовке в первую очередь руководителей предприятий, охранников и персонал, который будет участвовать в предупреждении антитеррористических акций. Если организуется борьба с терроризмом в домах массового проживания граждан, то выбираются среди проживающих старшие по подъездам и на них возлагается руководство по предупреждению антитеррористических акций.Возникает необходимость в обучении вопросам планирования, мерам безопасности при получении угрозы о террористической акции, мерам, предпринимаемым в ответ на предупреждение о взрыве, действиям руководства командного пункта, группы поиска и эвакуации, вопросам взаимодействия руководителей предприятий и старших по подъездам с силовыми структурами органов власти и связи со средствами массовой информации.КАК ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ, И КАКИЕ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПЛАНЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ? При планировании следует:-назначить членов командного пункта, который должен размещаться в помещении коммутатора или в другом центре телефонной или радиосвязи;- предусмотреть замену на случай отсутствия членов командного пункта в момент поступления угрозы взрыва;- иметь план здания и хранить его в командном пункте;- постоянно связываться с органами внутренних дел, пожарной охраной или местными органами власти и выяснить, могут ли они оказать содействие в разработке плана обеспечения повседневной безопасности предприятия или плана реагирования на угрозу террористического акта предприятия;- по возможности организовать совместный осмотр здания с представителями милиции, пожарной охраны и администрацией здания с целью выявления мест, где наиболее вероятно размещение взрывных устройств. (Составьте перечень таких мест и храните его на командном пункте.);- узнать, есть ли в вашем городе служба по обезвреживанию взрывных устройств, как с ней связаться, в каких случаях к ней обращаются;- при разработке плана реагирования на угрозу взрыва выяснить, смогут ли силовые структуры, помимо обезвреживания и утилизации взрывного устройства, участвовать в осмотре здания в случае угрозы террористического акта;- проводить обучение правильному поведению в условиях угрозы террористического акта;- проинструктировать всех сотрудников, особенно работников коммутатора, как необходимо действовать при получении угрозы взрыва;- применять все меры к тому, чтобы все сотрудники, назначенные в командный пункт, четко знали свои обязанности;- подготовить группу эвакуации, которая будет подчинена командному пункту и должна четко осознавать важность своей роли в операции..Кроме того, необходимо, чтобы:- у руководящих работников, выбранных управлять командным пунктом, были полномочия решать, какие действия должны предприниматься при угрозе взрыва;- в командный пункт допускались только сотрудники, ответственные за проведение операции;- командный пункт располагался рядом с коммутатором или другим центром коммуникаций;- между командным пунктом и группами поиска и эвакуации была постоянная связь;- командный пункт имел возможность отслеживать действия поисковой группы;- на обширной территории, когда рабочие группы выходят за пределы системы коммуникаций, командный пункт должен обладать достаточной мобильностью, чтобы поддерживать контакт и отслеживать действия поисковой группы и группы эвакуации.КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКЦИЙ?

Для предупреждения потенциальной угрозы следует разработать план обеспечения повседневной безопасности предприятия от террористических акций. Теперь, прежде чем продолжить обсуждение этого плана, остановимся на мерах безопасности, которые позволят повысить защищенность предприятия от возникновения угрозы взрыва.Большая часть коммерческих структур и жилищ граждан уже снабжены системами безопасности, с разработанными планами или без них, реализованными и не реализованными. Замки на окнах и дверях, наружное освещение и прочее служат повышению безопасности здания и его обитателей. При разработке мер по повышению безопасности вашего здания или офиса вам следует связаться с местным отделением милиции, чтобы его сотрудники помогли в разработке плана обеспечения повседневной безопасности предприятия. Типового плана обеспечения повседневной безопасности предприятия, который применяется во всех ситуациях, не существует. Поэтому предлагаются следующие рекомендации, которые могут снизить уязвимость охраняемого здания и вероятность осуществления террористических актов.Большое значение имеет внешняя конфигурация вашего здания. К сожалению, в большинстве случаев архитекторы не уделяют должного внимания безопасности здания, особенно предупреждению террористических актов с применением взрывных устройств. Однако, приняв некоторые меры, такие, как установка ограждения и освещения, а также введя контроль доступа в здание, можно существенно снизить вероятность террористического акта. Суровая реальность нынешнего дня - это взрывные устройства, доставляемые в автомобиле или оставленные в нем. Если возможно, стоянку автомобилей следует размещать на расстоянии не менее 100 м от вашего здания или любого здания комплекса. Если это невозможно, ближе к зданию следует парковать машины сотрудников с опознавательными знаками, а дальше ставить машины посетителей.Густой кустарник и вьющиеся растения не должны быть высокими, что уменьшит вероятность их использования в качестве укрытия для преступников или взрывных устройств. Ящики для цветов на окнах и цветочницы представляют собой идеальное место для размещения взрывного устройства. По возможности, их нужно убрать. Если же они абсолютно необходимы, патрульная служба охраны должна регулярно их проверять. Находящаяся на виду патрульная служба охраны может стать серьезным сдерживающим фактором. Даже если патруль состоит лишь из одного охранника или сторожа, оптимальным является его расположение вне здания. Если ваш охранник находится внутри помещения, установите замкнутую систему телевизионных камер по внешнему периметру вашего здания. Установите у себя эффективную систему сигнализации и привлеките к этому надежную фирму, гарантирующую качественное обслуживание. Разместите вывески, указывающие на то, что такая система установлена. Двери следует установить петлями внутрь помещения, чтобы их невозможно было снять. Двери из цельного дерева или обитые металлом обеспечивают гораздо более высокую степень защиты, чем полые деревянные двери. Стальной дверной косяк, который хорошо подогнан под дверь, также важен, как и конструкция самой двери.Идеальным с точки зрения безопасности является здание без окон. Хорошую защиту от несанкционированного проникновения могут обеспечить решетки на окнах и стальные ставни. Важно, чтобы отверстия в решетках были достаточно мелкими, в противном случае взрывное устройство можно подложить в здание, находясь снаружи. Необходимо также защитить вентиляционные отверстия, оконные перекрытия и слуховые окна. Обратите внимание на то, что правила пожарной безопасности предусматривают использование ставен из определенных материалов. Перед установкой защитных решеток или ставен убедитесь, что они изготовлены из материалов, которые разрешены соответствующими муниципальными службами. Следует ввести систему пропусков и в критические зоны допускать только уполномоченный персонал и перекрыть доступ для сотрудников, не имеющих допуска. Необходимо также осуществлять досмотр всех пакетов и материалов, проносимых в критические зоны. Работники службы безопасности и обслуживающий персонал должны обращать внимание на людей с необычным поведением, а также на предметы или свертки, которые выглядят подозрительно или лежат в необычном месте. Следует установить наблюдение за потенциальными укрытиями (например, лестничными пролетами, туалетами и любыми пустыми помещениями), которые могут быть использованы террористами. Двери или входы в такие помещения, как котельные, комнаты приема почты, компьютерные помещения, коммутаторные и служебные помещения лифтеров, должны быть заперты, если в них никого нет. Важно выработать процедуру отчетности за пользование ключами. В случае утери ключа следует сменить замки.Важно также соблюдать чистоту в помещении и на прилегающей территории. Урны и мусорные ящики должны регулярно освобождаться от содержимого: бомбу или другое взрывное устройство легко спрятать в мусоре. Воспламеняемые материалы следует правильно утилизировать или хранить в защищенном месте, если предполагается их дальнейшее использование. Установите детекторные устройства на всех входах и систему телевизионного наблюдения в тех местах, которые ранее были определены как потенциальные места размещения взрывных устройств. Эти меры безопасности, наряду с вывешенными знаками, указывающими на то, что такие меры приняты, являются действенным сдерживающим фактором.Необходимо поддерживать тесные связи с общественностью. Однако компании должны также осознавать свою ответственность перед обществом за его безопасность. Участившиеся случаи угрозы применения взрывных устройств требуют введения дополнительных мер предосторожности по отношению к посетителям общественных зданий. Посетители все больше привыкают к некоторым неудобствам в виде рутинных проверок и легко примут их, сознавая необходимость обеспечения безопасности. Входы и выходы стоит переоборудовать с минимальными затратами таким образом, чтобы пропускать всех входящих и выходящих через вахтера. Все, кто входит в здание, должны расписываться в журнале, где указывается фамилия сотрудника, к которому пришел посетитель, и номер его комнаты. После этого вахтер должен связаться с указанным сотрудником и сообщить ему имя ожидающего его посетителя. Сотрудник может сам спуститься в вестибюль, если цель визита не ясна. В эту процедуру можно также включить практику росписи при выходе из здания. Такие меры могут вызвать недовольство посетителей. Главное, что вахтеру необходимо делать в таких ситуациях, это объяснять посетителям, что все это предпринимается в целях их же собственной безопасности. Можно также вывесить объявление о том, что в здании введены определенные меры безопасности.Продолжение следует:План реагирования на угрозу взрыва.Кого привлекать в поисковые группы, и какова методика поиска.Методы и этапы поиска в охраняемом помещении.Кого привлекать в группу эвакуации, и какова методика эвакуации.И другие разделы.

Полковник милиции в отставке Михаил САВЕЛИЙ (Альманах "Профессионал")




Похожие по содержанию материалы раздела: Реальные угрозы виртуального мира 14 каст неприкасаемых “Пойдем кинем их на мобилы...” Цивилизационная составляющая национальной безопасности СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РОССИИ (Часть 2) Отвлеченные призывы и декларации не нужны Войны будущего станут информационными Убить дебила «Воскресное чтиво»: чтоб «последний лёд» не стал последним… Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Причины, по которым французам лучше, чем американцам, удается бороться с терроризмом СИСТЕМЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (от Айкидо до Ушу) «Силовые предприниматели» девяностых Лицензия на смерть Омон - это образ жизни Оборонный тупик Москвичей пересчитают по пальцам Внутрикорпоративная преступность с российским лицом Кто есть вор в законе и какие у него функции в государстве

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация