Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Власть и пресса



Ныне, когда так остро схлестнулись интересы государства и приватизированной прессы, когда "наезды" на НТВ и ТВЦ вызвали нелицеприятные и взаимные обвинения в покушении на свободу слова и личности, самое время, охладив полемический пыл, спокойно и трезво взглянуть на сам предмет спора и задаться вопросом: что есть печать в современном мире? Какое место ей отводится в системе власти самых продвинутых в демократии стран? Как там сосуществуют средства массовой информации и власть? Кто под кем там ходит? Напомним достаточно известное положение: во всех демократических странах, начиная с Соединенных Штатов и, кончая Францией, средствам массовой информации отводится почетная роль "четвертой власти". Повторюсь - "четвертой". А первой, второй и третьей там являются соответственно исполнительная, законодательная и судебная. И это отнюдь не пренебрежение к печати. Это ее законное место, высокое положение "в качестве дополнительного средства проверки трех ветвей власти", управляющих страной, обеспечивающих оптимальные внутренние и внешние условия для ее развития, отстаивания государственных интересов в современном жестком и жестоком мире, где побеждает сжатый кулак, а отнюдь не растопыренные в разные стороны пальцы. Попытки отдельных СМИ стать первой властью, быть верховными судьями над всем и вся, стать непогрешимыми монопольными изрекателями истины - не удавались нигде и никогда. Это подтверждает история становления печати США и других стран, где подобные устремления каждый раз гасились и гасятся системой определенных законом мер и условий, направленных на поддержание оптимального баланса всех ветвей власти. Такая уравновешенность особенно необходима сегодня, в век всесильного царствования "голубого экрана", в условиях, когда этот экран нередко принадлежит лицам, претендующим на власть, стремящимся использовать эту власть в своих целях, часто противоречащих интересам и целям государства, в котором они существуют. Результат подобных противоборств известен. От них страдают и власть, и пресса, и, самое главное, - народ, постоянный статист-свидетель надоевших межвластных или межклановых разборок. Так что же делать в этой затянувшейся, обрыдлой и нетерпимой далее ситуации, когда на повестке дня стоит все тот же революционный тезис: "И вся-то наша жизнь есть борьба!"? Заткнуть кляпом рот "распоясавшейся печати"? Запугать ее черными масками омоновцев? Выход здесь видится только один: и власть, и печать должны научиться жить и работать в новых условиях. Жить и трудиться ради единой цели - процветания своей страны, о котором мы все без устали и почти без толку говорим вот уже более десяти лет. Но как осуществить это "мирное сосуществование" прессы и власти? Как достичь этого "золотого" баланса ветвей власти? Кто и как положит конец конфронтации печати и власти? Исходя из опыта стран с испытанной временем демократией, таким примирителем может быть только закон. Он, и только он должен быть главным рефери, определяющим, кто прав, кто виноват. Возможно, в этой связи небезынтересно будет обратиться к законотворческому опыту ряда ведущих стран мира, власть которых сравнительно мирно, на законных основаниях, уживается со своей прессой. Цена этого мира бывает разной, но установленной не прихотью обиженного чиновника, а законом. Думается, что предлагаемые ниже материалы о статуте печати в некоторых странах мира помогут понять существо этого вопроса, для нас пока неразрешимого. США. Главными инструментами, регулирующими различные аспекты деятельности американских средств массовой информации, являются конституции страны и отдельных штатов, решения судов, законодательство, одобренное конгрессом, а также нормативные акты и директивы, издаваемые правительственными ведомствами. Основополагающий принцип, на котором строится деятельность всех средств массовой информации, закреплен в первой поправке к Биллю о правах, принятому в 1791 году, в котором говорится, что "конгресс не должен издавать законов.., ограничивающих свободу слова или печати". Отсюда сделан вывод: "Главная цель содержащейся в конституции гарантии свободной прессы - создать четвертую ветвь власти в качестве дополнительного средства проверки трех типов высшей государственной власти" - исполнительной, законодательной и судебной. Однако и при этой поправке Верховный суд США не исключает возможности введения при определенных обстоятельствах запрета на публикацию информации, рассматривающейся правительством как "наносящей ущерб". Суд также неоднократно подтверждал право администрации регулировать нормативными актами определенные аспекты газетно-издательского дела, в частности, место и способы распространения печатной продукции. Важно подчеркнуть и тот факт, что первая поправка запрещает принимать законы, ограничивающие свободу слова и прессы, только Конгрессу США, но в ней ни слова не говорится о решениях правительства. Эту лазейку администрация США использует чрезвычайно активно. Например, президент Рейган за восемь лет пребывания у власти подписал, по меньшей мере, 280 директив по вопросам национальной безопасности. Судя по ставшей достоянием гласности информации о ряде таких документов, можно с определенностью говорить, что они непосредственно связаны с различными аспектами ограничения деятельности средств массовой информации. Кроме того, существуют законы, которые предусматривают наказание органов печати в следующих областях: первая из них - диффамация. Хотя в Соединенных Штатах можно публиковать ложную информацию, которая наносит ущерб репутации индивидуума или организации, однако тот, кто делает это, должен быть готов к так называемым послепубликационным наказаниям. Это означает, что против того, кто опубликовал такую информацию, на основании Закона об ответственности может быть возбужден в судебном порядке гражданский иск. Каждый штат имеет свой Закон об ответственности, который оговаривает, когда пресса может, а когда нет публиковать информацию, наносящую кому-то вред, и какие возможности для своей защиты она имеет в случае возбуждения против нее судебного иска. Возможность того, что в случае опубликования той или иной информации может быть возбужден судебный иск, который влечет огромные финансовые издержки и огромные затраты времени, является для СМИ сдерживающим фактором, своего рода рычагом для самоцензуры. Тем более что, если подобное дело возбуждает частное лицо, ситуация для прессы является еще более неблагоприятной. Если незаслуженно страдает репутация частного лица, последний имеет больше прав для своей защиты, предусмотренных Законом об ответственности, больше возможностей для того, чтобы выиграть судебное дело. Однако уже более 180 лет никто не может быть заключен в тюрьму за опубликование подобной информации. Если какой-то орган СМИ проигрывает дело, он обязан лишь заплатить потерпевшему. За последние 20-30 лет сумма подобных выплат значительно подскочила и зачастую достигает сотен тысяч, а иногда и нескольких миллионов долларов. Еще одной запретной зоной является вторжение в личную жизнь. Это сравнительно новая законодательная сфера, касающаяся прессы. Конституция США ничего не говорит относительно права на личную жизнь, поскольку она писалась, когда население страны было слишком незначительным и само понятие "вторжение в личную жизнь" как таковое не существовало. Однако сейчас есть несколько возможностей, когда СМИ могут быть обвинены во вторжении в личную жизнь. Как правило, это касается интимных сторон жизни популярных в Америке людей - политических деятелей, актеров, певцов, музыкантов и т.д. Существует в Соединенных Штатах и информация, которая, с точки зрения общества, является аморальной. Как правило, она относится к области секса. Соединенные Штаты традиционно в противоположность, например, Скандинавии, не запрещают демонстрации в средствах массовой информации насилия и ужасов, однако очень сдержанно относятся к сексу. Поэтому в стране уже более ста лет действуют на федеральном уровне и в штатах законы, которые запрещают публикацию и распространение материалов, считающихся аморальными. В отличие от печати радио и телевидение имеют несколько меньшую свободу, поскольку им необходимо иметь разрешение - лицензию на свою деятельность. В значительной степени она регулируется так называемой "Доктриной справедливости", которая предусматривает, что, освещая те или иные события, радио- и телевизионные станции должны делать это объективно, предоставляя равные возможности в эфире для различных, порой конфликтных точек зрения по обсужденным проблемам. Наблюдение за соблюдением этого требования возложено на Федеральную комиссию связи, которая выдает (или изымает) и лицензии на право вести передачи. Для многих редакторов США в их практической деятельности основным сдерживающим фактором является Закон об ответственности, касающийся диффамации. Согласно проведенному опросу 206 редакторов газет в различных штатах США выявилась следующая тенденция - чем строже положения Закона об ответственности, тем меньше желания проявили они в отношении публикации "рискованной" информации. Это связано с тем, что в случае возбуждения против них судебного дела, независимо от результата его рассмотрения, сам процесс потребует таких затрат, что для многих некрупных изданий это будет равносильно финансовому краху. При вовлечении в него солидных изданий, обладающих солидным капиталом, это будет означать необходимость в течение нескольких месяцев (а может быть, и больше) направлять свои усилия для организации своей защиты в предстоящем суде. Великобритания. В Великобритании нет специальных законов, регулирующих деятельность средств массовой информации. Газеты, журналы, радио и телевидение обладают общегражданским правом публично высказываться по вопросам, представляющим общественный интерес. Существуют конкретные законы, регулирующие прежде всего техническую, юридическую и финансовую стороны работы средств массовой информации. Они, в частности: - требуют регистрации средств массовой информации в органах власти; - обязывают владельцев газет и журналов публиковать в своих изданиях свое имя, а также адрес редакции; - предоставляют право работникам печати свободного входа на рабочие заседания местных органов власти; - ограничивают освещение некоторых видов судопроизводства в средствах массовой информации; - запрещают публикацию материалов, разжигающих расовую ненависть; - запрещают публиковать недостоверную рекламу или лживую рекламу, разного рода "чудотворные" рецепты, сомнительного рода состязания, конкурсы и т.п. Непосредственное отношение к работе печати имеют отдельные положения ряда других общенациональных законов. Одним из наиболее важных из них является принятый в 1911 году Закон о сохранении государственной тайны. Второй раздел этого закона запрещает средствам массовой информации несанкционированный сбор у государственных чиновников и официальных лиц материалов конфиденциального или оборонного значения, а также публикацию таких материалов. За нарушение этого положения предусмотрено привлечение к суду и различные меры наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. Средствам массовой информации запрещается публиковать комментарии, которые могут оказать воздействие на ведущееся следствие или скомпрометировать репутацию непредвзятости суда до его начала или в ходе его работы. Они не могут также в это время публиковать и материалы, которые могут оказать воздействие на исход судебного разбирательства. Имеют непосредственное отношение к средствам массовой информации и законы, касающиеся судопроизводства по делам о клевете. Против них могут возбуждаться судебные дела по обвинению в злостной клевете и наговоре. Подавляющая часть таких дел возбуждается частными лицами. Ответчиками по ним, как правило, выступают редакторы газет, владельцы печатного органа или типографии, распространители газет, а также авторы конкретных материалов. Повседневный правительственный контроль над печатью осуществляется через так называемый Комитет по обороне, печати и вещанию (во главе с помощником государственного министра обороны). Комитет регулярно рассылает средствам массовой информации список тем, публикация материалов по которым, на его взгляд, может нанести ущерб национальной безопасности страны. Указания комитета не публиковать материалы на "щекотливые" темы, как правило, выполняются средствами массовой информации. Власти в целом удовлетворены существующим порядком. Правительство широко использует, в частности, Закон о сохранении государственной тайны для преследования средств массовой информации, а также издательств, которые помещают материалы, разоблачающие неприглядные стороны деятельности правительства и его органов, прежде всего секретных служб. Судебные инстанции в целом склонны поддерживать правительство. Франция. В Законе о свободе печати, принятом в 1931 году предусматриваются очень строгие санкции за диффамацию. Они являются действенным сдерживающим фактором против всякого рода эмоциональных всплесков. В статьях 12, 13 указывается, что "управляющий (директор издания) обязан публиковать бесплатно на первой странице ближайшего номера периодического издания все опровержения, адресованные ему должностными лицами государства относительно своих действий, которые были представлены в неверном свете данным журналом или периодическим изданием. Опровержения (поправки) не должны превосходить двойного размера той статьи, которой они касаются. За нарушение настоящего положения управляющий карается штрафом от 360 до 3600 франков. Управляющий (директор издания) обязан публиковать в 3-дневный срок со дня получения ответа, опровержения всех лиц, названных или указанных в периодическом издании. Нарушение этого положения влечет штраф от 180 до 1800 франков, что не исключает возможности иных наказаний, а также требования возмещения ущерба, который повлекла данная статья". Под страхом тех же санкций управляющий не ежедневным периодическим изданием обязан публиковать поступивший ответ через номер после поступления. Ответ должен быть напечатан на той же полосе и таким же шрифтом, что и вызвавшая его статья, и без каких-либо изменений. Если решение суда игнорируется, и ответ не публикуется в надлежащий срок, директор издания может быть подвергнут тюремному заключению от 6 дней до 3 месяцев и штрафу от 300 до 6000 франков. Право требовать в принудительном порядке публикации ответа теряет силу через год со дня опубликования соответствующей статьи. На наш взгляд, во французском законе очень действенно прописаны статьи (23, 24, 25 и 26) о преступлениях и деликтах, совершенных посредством печати или любого другого способа опубликования. В них подчеркивается, что, если подстрекательство печати привело к совершению преступления, наказываются как соучастники лица, которые непосредственно спровоцировали исполнителя или исполнителей на совершение данного деяния посредством речей, призывов или угроз, произнесенных в общественных местах и собраниях, или письменных работ, печатных или распространяемых любым способом, выпуском их в продажу или посредством развешивания плакатов в общественных местах или собраниях. Эти действия, говорится в Законе, "караются тюремным заключением от 1 года до 5 лет и штрафом от 300 до 300000 франков". Таким же образом караются лица, теми же способами подстрекающие к преступлениям против внутренней безопасности государства. Выкрики и песни того же характера, произносимые в общественных местах и собраниях, караются тюремным заключением на срок от 6 дней до 1 года и штрафом от 60 до 1800 франков. Карается тюремным заключением на срок от 1 года до 5 лет и штрафом от 300 до 300000 франков подстрекательство способами, указанными в ст. 23, адресованное к военным лицам состава наземных, морских и воздушных войск, с целью отвратить их от исполнения военного долга, от подчинения военному командованию, которое приказывает в рамках законов и установлений военного времени. Публикация, распространение и воспроизведение любым способом ложных сведений, поддельных и ложных документов с целью нарушить общественное спокойствие карается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 3 лет и штрафом от 300 до З00000 франков или лишь одним из этих наказаний, причем независимо от того, смутило ли действительно данное действие общественное спокойствие или лишь могло это сделать. Швеция. Шведский акт о свободе печати от 5 апреля 1949 г. четко ограждает государственные интересы и интересы граждан. В главе 7 "Преступления против свободы печати" отмечается, что таковыми являются: клевета против короля или другого члена королевской фамилии либо лица, которое в качестве регента исполняет обязанности главы государства; - клевета или другое действие опорочивающего характера против лица, занимающего или занимавшего официальный пост либо другой пост, связанный с официальной ответственностью, или против лица, пользующегося по приказу короля такой же защитой, как государственный чиновник, при условии, что опорочивающие действия совершены с учетом служебного положения таких лиц; - подстрекательство к уголовным преступлениям, невыполнению гражданских обязанностей или неповиновению гражданским властям; - распространение ложных слухов или других ложных сведений, которые могут угрожать безопасности королевства либо другое действие, посредством которого лицо сообщает или способствует сообщению таких слухов и сведений иностранным государствам; - распространение ложных слухов или других ложных сведений, которые могут угрожать обеспечению общественного снабжения или общественного порядка и безопасности или подорвать уважение к государственным властям или другим органам, правомочным принимать решения по государственным делам; - угроза или презрение к группе населения определенной расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, вероисповедания. Эти деяния печати в Швеции строго наказуемы.

Виктор БАКЛАНОВ. "Российская газета", 30.05.00




Похожие по содержанию материалы раздела: Причины, по которым французам лучше, чем американцам, удается бороться с терроризмом СИСТЕМЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (от Айкидо до Ушу) «Силовые предприниматели» девяностых Лицензия на смерть Омон - это образ жизни Оборонный тупик Москвичей пересчитают по пальцам Внутрикорпоративная преступность с российским лицом Кто есть вор в законе и какие у него функции в государстве Терроризм – не самая страшная российская проблема Дослужиться до небес Горят на работе Расстрельный бизнес Всемирная Лига Телохранителей Полиграф всегда прав? Уроки против терактов Вот почему погиб Гагарин Где в Москве искать потерянные документы "Новая газета" бьет рекорды: заказ на ложь перевыполнен

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация