Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Общественная безопасность на муниципальном уровне



Общественная безопасность - составной элемент национальной безопасности, включающий систему защиты общества, человека от преступности, коррупции, теневой экономики, любых форм антисоциального поведения, комплекс мер по предотвращению социальной напряженности в обществе в связи с межнациональными, конфессиональными, территориальными, политическими, экономическими и иными конфликтами.Состояние отечественной экономики, несовершенство системы местного самоуправления, неоконченность процессов становления гражданского общества, социально-политическая поляризация общества в целом и кри-минализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, увеличение опасности техногенных катастроф создают широкий спектр угроз общественной безопасности. Это вызывает необходимость поиска способов выхода из глубочайшего кризиса, в том числе, на территориальном и муниципальном уровнях.На безопасности городского сообщества в большой степени сказывается глубочайший системный кризис, охвативший нашу страну, отягченный грубыми просчетами при проведении структурных преобразований в экономике. В этой связи к основным угрозам и опасностям следует отнести и то, что влияет извне, и то, что связано с особенностями города Новосибирска.Основные группы угроз городскому сообществу и методы их определенияПо отношению к той или иной сфере жизни общества можно выделить несколько групп угроз городскому сообществу.1. Опасности в социальной сфере:- Сильное социальное и имущественное расслоение населения;- Распространение преступности и коррупции, появление их новых форм. На учёте в Новосибирской области стоит почти десять тысяч молодых наркоманов, из них 5% - несовершеннолетние.- Недовольство части населения итогами приватизации и желание нового передела;- Рост безработицы и невостребованность квалифицированного труда;- Угрозой физическому здоровью населения являются кризис систем здравоохранения, социальной защиты, рост потребления алкоголя и наркотиков;- В январе 2000 года в социальной поддержке государства нуждалось 232 266 человек.2. Опасность в образовательной, интеллектуальной и социокультурной сферах- Угрозу несет неподготовленность населения к рыночным преобразованиям и новым общественным отношениям. Из-за отсутствия у подавляющего большинства граждан навыков поведения в условиях развития рынка повысилась незащищенность населения по отношению к экономическим преступлениям и правонарушениям. Резкое изменение статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых условиях, приводит к попыткам криминально-силовыми способами разрешить социальные противоречия;- В новых условиях стала неадекватной постановка образовательной деятельности по адаптации молодежи в рыночную среду;- СМИ недостаточно эффективно выполняют свои просвещенческую, образовательную и личностно поддерживающую функции.3. Демографические угрозы.В Новосибирске рождаемость за последние 15 лет снизилась в 2,3 раза. Коэффициент детности (суммарной плодовитости женщин) стабилизировался на уровне 1,11-1,15 детей на 1 женщину фертильного возраста, вместо 2,15 для простого характера воспроизводства населения. Это указывает на то, что в настоящее время поколение новорожденных заменяют только одного из родителей. В структуре населения города Новосибирска в 2000 году доля детей (0-14 лет) составила 18%, а доля взрослых старше 50 лет составила 30%, что характеризует регрессивный тип воспроизводства населения. Число умерших превышает число родившихся в 1,8 раза. Чаще в трудоспособном возрасте умирают мужчины, их смертность в 4 раза выше, чем у женщин соответствующего возраста. Доля мужчин, умерших в трудоспособном возрасте, в общем числе умерших мужчин составляет 48,3%, трудоспособных женщин в общей численности умерших лишь 13,1%. В городе как родилось, так и умерло больше лиц мужского пола.На численность населения определенное влияние оказывают брачно-семейные отношения. Наблюдаемое за последние годы снижение количества заключаемых браков сохранилось. По сравнению с 1995 годом число браков уменьшилось на 1536 (на 15,4%), число разводов снизилось до 6244 (на 12,3%). Большую часть распавшихся семей (58,0%) составили семьи с детьми.Снижение рождаемости, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста ведут к заметному старению населения. Каждый пятый житель Новосибирска достиг пенсионного возраста.4. Опасности в технико-экономической сфере.- Ошибки при реализации экономических преобразований в стране и незавершенность городских рыночных институтов экономики отрицательно влияют на развитие экономики города.- Устарелость технологической базы производства, износ оборудования, его аварийное состояние в ближайшее время могут сделать невозможным работу многих предприятий города и, следовательно, увеличить социальную напряженность.- Несовершенство законодательной базы в области охраны труда, высокий травматизм и профзаболеваемость приводят к увеличению количества нуждающихся в социальной помощи людей (инвалиды, безработные) и уменьшению числа работающих.- В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением производства на предприятиях города, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала.5. Угроза техногенных катастроф.6. Опасности в экологической сфере.Для обеспечения эффективного анализа угроз городу с целью прогноза опасностей целесообразным было бы сделать следующее:- Создать и организовать работу структур, предназначенных для сбора, анализа и оценки информации в сфере обеспечения безопасности. Создание такой структуры позволит своевременно выявить угрозы и опасности производственному и экономическому развитию города и разработать соответствующие рекомендации по локализации возникших опасных факторов. Такие структуры целесообразно создавать на базе мэрии города Новосибирска и Отдела общественной безопасности с привлечением специалистов в области безопасности.- Разработать методологические принципы и соответствующие методики по оценке экономической и социальной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности. Основная задача заключается в создании целостной системы анализа с учётом, по возможности, всех факторов, в том числе качественных и количественных показателей. Разработка методологических принципов и соответствующих методик по оценке экономической и социальной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности.Деятельность муниципалитета по снижению угроз городскому сообществуКак уже говорилось выше, при решении проблем безопасности делать это надо системно. Это связано с тем, что угрозы безопасности носят также комплексный характер. Невозможно решить проблемы в социальной сфере без решения экономических проблем. Также невозможно обеспечить безопасность на отдельной территории в отрыве от региона и страны.Для обеспечения системности, мы считаем, было бы верным разработать определенную стратегию действий по устранению угроз безопасности.Первый элемент стратегии - осознание обществом приоритетного значения проблем безопасности, в частности, понимание ее социально-экономической доминанты, Это означает, что должно быть понято - наибольший экономический ущерб сегодня приносит отсутствие безопасности во многих сферах жизни.Второй элемент стратегии - осознание обществом и того, что безопасность устойчивого развития - это, прежде всего, сфера управленческой деятельности. В этом тезисе имеется два важнейших аспекта, Во-первых, это необходимость принципиально нового участия управленческих звеньев властных структур в деятельности по обеспечению безопасности. Во-вторых, это рассмотрение на всех уровнях крупных управленческих решений с позиции обеспечения безопасности.Третий элемент стратегии - обеспечение организационной деятельности. Вне целенаправленной деятельности не может быть обеспечения безопасности.Четвертый элемент стратегии - создание, воссоздание специальных структур, призванных обеспечить безопасность развития города.Пятый элемент стратегии - кадровое обеспечение, где также имеется две стороны. Первая сторона - подготовка высококлассных профессионалов, специально занимающихся проблемами безопасности, служащих в соответствующих органах и структурах, являющихся советниками и помощниками губернаторов, мэров, начальников департаментов и т.д. Вторая сторона - переподготовка руководителей всех звеньев по проблемам безопасности и, прежде всего, в рамках осознания принятых безопасных управленческих решений.Шестой элемент стратегии - обеспечение упорной постоянной борьбы против духовного иммунодефицита российского общества - против безнравственности, коррупции, корысти, вседозволенности, антигражданственности в эшелонах власти.Исходя из вышеизложенной стратегии, можно предложить тактику действий. В качестве первого такого действия выступает реализация принципов поэтапности и «малых шажков». Понятно, что при решении проблем безопасности мы сталкиваемся с завалами, глыбами нерешенных вопросов. Имея в виду глобальные задачи, сегодня необходимо сосредоточиться на пусть небольших, но продвигающих дело вперед задачах. Отбор таких задач - дело, которое должно быть решено сообща.Второе действие - создание структур, интегрирующих, координирующих и побуждающих решать проблемы безопасности. В городе Новосибирске это было сделано по инициативе мэра ТолоконскогоВ.А., посредством создания Совета общественной безопасности, который является совещательным органом при мэре. Сам мэр является председателем Совета. Заместителями являются прокурор города и директор департамента организации управления и контроля. В состав Совета входят руководители УФСБ, УФСНП, РУБОП, УВД города, таможни, государственной налоговой инспекции, штаба по делам ГО и ЧС города, учреждений МВД на территории Новосибирска, подразделений мэрии, представители общественных организаций. Основные задачи Совета:1) Объединение усилий правоохранительных органов и других органов в вопросах обеспечения безопасности.2) Выявление жизненно важных интересов сообщества и выявление угроз и опасности этим интересам.3) Разработка основных направлений в обеспечении общественной безопасности города и организация подготовки городских программ и ее обеспечение.4) Разработка предложений по координации деятельности органов местного самоуправления в процессе реализации принятых решений в области обеспечения общественной безопасности, укрепление правопорядка и оценка их эффективности.5) Подготовка рекомендаций мэру для принятия решений по вопросам общественной безопасности, укреплению правопорядка, обеспечению безопасности личности и городского сообщества.6) Повышение уровня информированности населения и руководителей всех категорий по вопросам безопасности, в том числе через средства массовой безопасности.За время существования Совета было проведено около 20 заседаний. Заседания проводились по наиболее актуальным темам, например, по наркомании, бродяжничеству, безопасности на водах, по борьбе с терроризмом.Кроме Совета общественной безопасности создана управленческая структура безопасности мэрии - отдел общественной безопасности, который уже в течении пяти лет возглавляет Козлов Н.Ф. В результате деятельности Отдела:- создана и функционирует Новосибирская городская Служба спасения 001, подготовлен и претворяется в жизнь план ее развития;- создана система внештатных школьных инспекторов милиции, которая включает 5 организаций, объединяющих около 200 человек и обеспечивающих безопасность более 160 школ;- проверена деятельность всех общественных пунктов охраны порядка и оказано содействие в организации приема граждан на ОПОП руководящим составом УВД города и районов, а также в проведении бесплатных консультаций по юридическим вопросам;- заключены соглашения с организациями, занимающимися вопросами безопасности личности и предпринимательства, департаментом организации управления и контроля мэрии о сотрудничестве в области укрепления общественной безопасности города Новосибирска (на 01.01.99 - 8 организаций);- на базе фонда «Гарант-блок» происходит объединение самых больших организаций, работающих в сфере безопасности личности и предпринимательства, создан профсоюз частных охранников и детективов;- налажено тесное взаимодействие для решения вопросов общественной безопасности со специальными печатными изданиями, в частности с журналами «Безопасность от А до Я», «Безопасность и бизнес в Сибири», «Правопорядок-Центр», «Безопасность и связь в Сибири»;- организована постоянная рубрика на муниципальном радио по безопасности личности (радиопередача «Нет проблем»);В рамках международной выставки «СИББЕЗОПАСНОСТЬ» были проведены конкурсы среди муниципальных и общественных организаций, деятельность которых связана с обеспечением общественной безопасности в городе Новосибирске.По результатам конкурса Отдел общественной безопасности мэрии г. Новосибирска награжден Большой золотой медалью «За объединение усилий муниципальных, федеральных структур, общественных организаций и движений в решении вопросов общественной безопасности».Основными его функциями является формулирование и проведение в городе Новосибирске единой политики безопасности, координация деятельности всех причастных структур.Целесообразным было бы создание союза специалистов по безопасности властных структур и видных ученых, Деятельность по обеспечению безопасности можно проводить только на нормативной основе через власть. Генератором реализации этого принципа должны стать представители властных структур.Следующим шагом, по нашему мнению, должна стать разработка серии конкретных проектов по решению проблем безопасности Сибирского региона; привлечение законодательных органов всех уровней; разработка программы создания нормативной базы обеспечения безопасности Сибирского региона.Насущной потребностью становится создание системы обобщения и распространения опыта, определение того, где, в каких субъектах Федерации наилучшим образом решаются те или иные проблемы безопасности.В Новосибирске, например, разработан ряд стратегических проектов, которые реализуются при помощи представителей власти. Это концепция «Обеспечение безопасности устойчивого развития города Новосибирска», проект «Новосибирск - полигон оптимального решения проблем безопасности на муниципальном уровне».Особое внимание хотелось бы уделить концепции «Обеспечение безопасности устойчивого развития города Новосибирска», Концепция стала логическим развитием послания президента РФ «По национальной безопасности», в котором проблема устойчивого развития признана самой приоритетной. Одновременно утверждается, что устойчивое развитие невозможно без широкого учёта вопросов безопасности структурной, экономической, технологической, экологической защиты личности и прав человека, переход к устойчивому развитию в целом невозможен без целенаправленной деятельности в деле обеспечения безопасности каждого ее региона, каждого города и населенного пункта. В этой связи вносится предложение рассматривать город Новосибирск как полигон для отработки территориального аспекта проблем безопасности в рамках единой Российской общегосударственной системы.Основными компонентами стратегии безопасности устойчивого развития Новосибирска могут быть:- Создание и пополнение правовой базы обеспечения безопасности устойчивого развития.- Создание и обеспечение функционирования соответствующей системы подготовки и переподготовки кадров.- Создание системы воспитания и обучения детей, школьников и молодежи, формирование эффективной системы пропаганды идей безопасности.- Экологизация экономической жизни, обеспечение социальной ориентированности управленческих решении, принимаемых властными структурами различного уровня.Данная концепция представляет собой попытку рассмотреть проблемы безопасности устойчивого развития с системных позиций. Это означает, что их реализация должна осуществляться во взаимоувязке, иметь ресурсное и финансовое обеспечение, опираться на аналитическую деятельность, подчиняться согласованной иерархии целей. Основным инструментом воздействия на правильный выбор целей должны стать муниципальные целевые программы, в рамках которых должны определяться и решаться различные аспекты безопасности устойчивого развития городского сообщества.Многие из таких аспектов были включены в программу «О мерах по улучшению общественной безопасности в г. Новосибирске на 1999-2000 год». Следует отметить, что к разработке программы мэрией были привлечены широкие слои общественности, специалисты центров и фондов негосударственной системы обеспечения безопасности, средства массовой информации. Постоянный контроль и содействие в разработке проекта оказывал городской Совет депутатов через свои комиссии.Принципиально важными элементами программы явились: широкое привлечение к осуществлению программы негосударственных структур безопасности и обеспечение координации и взаимодействия их с государственными структурами; мероприятия по усилению безопасности системы воспитания подрастающего поколения; взаимоувязка программы с государственными и федеральными программами в области обеспечения безопасности.Так, в блоке информационно-аналитической поддержки сформулированы предложения по формированию механизма управляющего воздействия на систему общественной безопасности, единого информационного пространства правовой и справочной информации, касающейся обеспечения общественной безопасности города, разработки и внедрения принципов взаимовыгодного обмена между обладателями и потребителями информационных ресурсов, организации взаимодействия обладателей государственных информационных ресурсов и негосударственных структур обеспечения безопасности. Предусмотрены аналитические исследования по конкретным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности города. В блоке организационно-профилактических мер предусмотрены мероприятия по увеличению количественного состава участковых инспекторов, распространение инициатив негосударственных структур обеспечения безопасности, в частности внесено предложение по оказанию бесплатной юридической помощи населению в опорных пунктах охраны общественного порядка. Интерес представляет предложение Фонда «Гарант-Блок», которым руководит Лысенко С.Н., по развертыванию в городе служб быстрого реагирования, оказывающих охранную помощь населению по вызову. Эта функция явилась развитием положения Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности» об участии частных охранных структур в охране общественного порядка на договорной основе. Предполагается, что таковые службы, наряду со службой «Спас-001» (руководитель Максимов С. В.), смогут заменить разрушенный институт народных дружин комсомольских оперативных отрядов.В этой связи намечено построение единой системы оповещения на основе создания единого диспетчерского центра, предусматривается восстановление и более рациональное использование в интересах населения опорных пунктов охраны общественного порядка.Предусмотрены меры по разработке концепции «Безопасность развития личности в условиях рынка» и ее внедрению на базе опорных школ и учебных заведений с участием учебно-образовательных учреждений и Центра дополнительного профессионального образования «Безопасность жизнедеятельности и устойчивого развития» (руководитель Никифоров И.С.).Раздел обеспечения программы через средства массовой информации предполагает ежеквартальное информационное информирование СМИ о ходе выполнения программы, организацию «прямых телефонов» на радио, создание специальных рубрик в журналах «Безопасность от А до Я», «Безопасность и связь в Сибири», «Бизнес и безопасность».В программе приоритетными являются задачи и функции, связанные с профилактической работой. Именно работа со «средой, рождающей опасности,» является важнейшим средством влияния, соответственно важнейшей является также разработка и реализация мер по снижению уровня опасности, идущей из окружающей среды и угрожающей городскому сообществу.Контроль над безопасностью принимаемых управленческих решенийЕжегодно мэрией Новосибирска принимается большое количество распорядительных документов. По сути, это управленческие решения. В 2000 году таких управленческих решений было принято 9631, из которых 2526 — постановлений и 7105 распоряжений. 6301 такое решение по своему характеру может повлиять на состояние общественной безопасности в городе. К таковым мы отнесли решения по бытовым и коммунальным услугам, образованию, культуре, здравоохранению, теплоэнергетике, транспорту, спорту, молодежной политике, закрытию, сужению улиц, шествиях, митингах, собраниях, по финансированию, по кадрам.Совершенно очевидно, что такие решения должны проходить соответствующую экспертизу. В мэрии такой экспертизой должен заниматься отдел общественной безопасности, так как одной из задач отдела является повышение эффективности управленческих решений, принимаемых мэрией и ее структурными подразделениями посредством анализа их возможных последствий с позиции безопасности. Подготовка рекомендаций мэру для принятия решений безопасных для города - задача Совета общественной безопасности.Для проведения экспертизы безопасности управленческого решения необходим эффективный механизм проверки, при котором бы определенные решения не могли вступить в силу без одобрения экспертов по безопасности. Такой механизм существует в мэрии Новосибирска, но он недостаточно хорошо налажен и поэтому неэффективен. Существует также сопротивление такому порядку со стороны подразделений мэрии, которые не хотят, чтобы их решения корректировались отделом общественной безопасности. Поэтому об экспертизе, порой, благополучно забывают.Важным также является контроль над процессом воплощения решений в жизнь с позиций их влияния на безопасность. Существует возможность ошибки прогноза влияния решения на городское сообщество. Для этого необходима организация каналов обратной связи между управляемой и управляющей системами, то есть между мэрией и городом. Этот контроль может проводиться через анализ каких-то экономических показателей, показателей преступности, через социологические исследования. Такой механизм также должен быть налажен. Пока же такой контроль бессистемен. Проводится лишь работа с обращениями граждан и анализ статистических данных состояния общественной безопасности.При анализе данных контроля поступающая информация должна соответствовать определённым требованиям. По нашему мнению, она должна быть: своевременной, достоверной, полной, важной.На сегодняшний день эти требования не всегда выполняются. Например, часто вызывает сомнение достоверность информации, полученной из правоохранительных органов, так как, преследуя собственные внутриведомственные интересы, данные статистики либо завышаются, либо занижаются.Возможно, необходимо разработать систему контроля качества информации, либо создать структуру, которая занималась бы сбором и анализом данных о состоянии дел внутри городского сообщества. Несомненно, эта структура должна тесно сотрудничать с другими, работающими в данной области (например, Госкомстат).Большое внимание нужно уделять контролю над состоянием объектов, несущих потенциальную угрозу общественной безопасности.Готовность города к чрезвычайной ситуации также чрезвычайно важна. Для этого нужно проводить регулярные учения сил гражданской обороны, проводить занятия с населением по вопросам поведения в чрезвычайных ситуациях.В настоящее время необходимо понять - обеспечение безопасности это задача не одних только правоохранительных органов, в этом должно участвовать все общество, все социальные институты, общественные организации, все те, от кого зависит наша безопасность. Муниципальное же образование просто обязано поставить вопрос безопасности на первый план и учитывать, прежде всего, этот фактор в своей деятельности.Судя по тому, какая работа ведется мэрией Новосибирска, его отдела общественной безопасности и Совета общественной безопасности, понимание этого вопроса постепенно приходит. Пока это первый в России опыт работы муниципалитета в области безопасности. Есть интерес коллег из других городов. Совершенно очевидно, что работать в этом направлении нужно продолжать и при этом искать новые методы работы, расширять функции. Если деятельность в данной области будет вестись грамотно, умело, опираясь на научные разработки, то результаты не заставят себя долго ждать.

Козлов Николай Филиппович,

начальник отдела общественной безопасности мэрии г.Новосибирска




Похожие по содержанию материалы раздела: «Горячая тема»: «Бумеранг» о ситуации на рынке охраны Продажные законы Равенство полов – важный фактор безопасности Аналитическая работа в негосударственных структурах безопасности Изменение климата и международная безопасность Как украсть триллион Списание убытков от пожара за счет виновных лиц. Рост в биометрической прогрессии Фирма по защите информации Дети Лени Голубкова Новые бойцы «идеологического фронта» В поисках утраченного, или как обнаружить корпоративное мошенничество Доктрина антитеррора. Главное зло XXI века можно победить только совместными усилиями МВД посчитало серые зарплаты Осведомители НПО- прибежище террора Прививка от порока Выступление Валерия Просолова, руководителя СБ "Пробизнесбанка", на конференции "Создание системы корпоративной безопасности..." Расстреливать за коррупцию? Не думаю, что это эффективно

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация