Школьники чаще совершают серьезные проступки и нарушают дисциплину, чем школьницы. Однако у этого явления есть объективные причины.
В рамках совместного исследования, социологи и психологи из Университета Вашингтона\University of Washington’s Social Development Research Group и Университета Южной Каролины\University of South Carolina опросили 7.8 тыс. учащихся старших классов из 40 районов США. Данные опроса были сопоставлены со статистикой, которую предоставили ученым полиция и администрации школ.
Изучались 8 основных видов нарушений, которые совершают подростки. Среди них - попытки избиений, угон автомобиля, продажа наркотиков, появление в школе в нетрезвом состоянии и пр. Подавляющее большинство школьников в обследованных районах не имеют подобного опыта. Однако среди нарушителей намного больше юношей, чем девушек. К примеру, инициаторами драк являются 21% школьников и 11% школьниц. В нетрезвом состоянии в классе когда-либо появлялись 26% юношей и 20% девушек и т.д.
Чтобы объяснить это, авторы исследования выделили 18 "факторов защиты" (мешают школьнику или школьнице нарушать законы и правила). Среди них, например, хорошие отношения с обоими родителями, хорошая учеба, хорошие навыки общения с другими людьми. К четырем "факторам" риска отнесены конфликты в семье, нежелание учиться, употребление алкоголя и\или наркотиков и желание выделиться любым путем. Анализ анкет показал, что в жизни школьников намного чаще, чем у школьниц, встречаются "факторы риска". Одновременно в жизни школьниц чаще присутствуют "факторы защиты".
Из этого сделан следующий вывод: попадая в аналогичные ситуации, школьники намного чаще школьниц предпочитают выбирать экстремальный и даже противозаконный путь выхода из них. То есть, проблема заключается не в наличии "дурного влияния", а в фундаментальных оценках правил поведения в обществе.