Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

АВТОБАНДИТЫ НА ДОРОГАХ



Рост бандитизма на дорогах страны стал одним из самых тревожных показателей криминальной статистики МВД России. Впрочем, начало автобандитизма приходится на грузовые перевозки еще в СССР, когда оплаченные нефтедолларами по дорогам двигались автофургоны «Совтрансавто» с бытовой техникой, мебелью, стиральными порошками, мылом и многими другими расхожими товарами. Именно тогда прессинг криминальных структур впервые ощутили на себе водители - дальнобойщики.Но в те годы от бандитов еще можно было откупиться. В ход шли не только деньги, но и то, что лежало в кузове автомашины. С развалом Союза автобандитизм во всевозможных проявлениях расцвел. Все чаще нападения на водителей большегрузных и легковых автомобилей совершаются на международных и междугородних автотрассах. Сферой повышенного криминального интереса остаются пассажиры коммерческих автобусов. Сложная криминогенная обстановка сложилась на автотрассах, ведущих на Украину, в Беларусь, Азербайджан, Финляндию, и на дороге Москва - Урал.О масштабах этой проблемы говорят факты многочисленных обращений в МВД России с нотами послов Кореи, Германии, Латвии, Польши, Словакии, Финляндии, Швеции и др. государств, в которых они выражают неудовлетворенность состоянием безопасности граждан на дорогах России. Это не только негативно влияет на дальнейшее развитие межгосударственной торговли, но и дискредитирует нашу правоохранительную систему в глазах международного сообщества.Преобладающая часть грабежей и разбойных нападений на водителей (78,8%) совершается лицами в том же административном регионе, где они проживают. Более 70% нападений совершаются в летне-осенний период, причем около 80% из них - в вечернее и ночное время, 72% -с применением огнестрельного оружия.Способы преступных нападений на водителей не отличаются разнообразием. Чаще всего преступники останавливают автомашину, используя форму сотрудников милиции. В ряде случаев один из соучастников преступления (чаще всего женщина) останавливает автомашину и просит подвезти до заранее оговоренного места, где находятся остальные участники группы, которые и совершают преступление. Физическое насилие при нападениях на водителей применялось в 44,8% случаев, психическое, в том числе с угрозой применения оружия, - в 56,2%.Характерными способами завладения грузом являются:убийство водителя с похищением груза и автотранспорта;захват груза и автотранспорта с незаконным лишением свободы водителя; похищение груза и автотранспорта с оставлением водителя на месте происшествия под воздействием угроз; инсценировка совершения преступления либо предварительный сговор с одним из лиц, перевозящих груз.По возрасту, осужденные за нападение на водителей характеризуются следующими показателями: 14-17 лет-9,2%; 18 лет - 24 года - 33,7%; 25-29 лет - 29,5%; 30-39 лет -15,6%; 40-49 лет-8,2%.Приведенные данные свидетельствуют, что свыше половины указанных преступлений приходится на лиц относительно зрелого возраста. Доля ранее судимых в числе осужденных за совершение грабежей и разбойных нападений на водителей - 38,5%.Известно, что преступники, совершающие посягательства на автодорогах, как правило, задолго к этому готовятся: подбирают участников преступления, приобретают огнестрельное (или холодное) оружие, изыскивают предметы маскировки для изменения своего внешнего вида (маски, парики и т.д.), вырабатывают конкретные планы реализации преступного замысла, определяют время и способ совершения нападения на водителя, пути отхода, места сокрытия и сбыта похищенного.Ныне преступные группы, совершающие разбойные нападения на водителей автотранспортных средств, как правило, отличаются высокой организованностью, конспиративностью и жестокостью. Результаты исследований показывают, что такие группы хорошо оснащены техническими средствами (61%).На вооружении бандформирований имеются современные системы спутниковой связи, пейджеры, сотовые телефоны, сканеры и антирадары. Банды принимают меры конспирации и проверки надежности членов групп (44%), осуществляют специальные мероприятия для исключения утечки информации и попадания ее в поле зрения органов внутренних дел (38%). Во многих случаях преступники ведут внешне законопослушный образ жизни, открыто не контактируют с криминальными элементами, проводят необходимые встречи на специальных «сходках».Нападающие хорошо ориентируются на местности, в графиках маршрутов автотранспорта, их принадлежности, местах приписки, характере перевозимых грузов.Очевидно, что преступники располагают сетью информаторов, как в фирмах-отправителях, так и в фирмах-грузополучателях.Вот, например, как действуют бандитские группировки по захвату товаров на трассе «Скандинавия».Финские трейлеры, благополучно миновав границу, направляются по дорогам Ленинградской области. Обычно, проезжая через город Выборг, водители останавливаются на заправочной станции: залить топливо и позвонить руководству российской фирмы - сообщить, чтобы встречали в определенное время на одном из таможенных терминалов. Водители-финны и не подозревают, что, как правило, на бензоколонках дежурят двое •"разведчиков". Выбрав заехавший на заправку трейлер, один дожидается, когда водитель пойдет звонить диспетчеру принимающей фирмы, и, подкравшись к телефонной будке, с помощью специальной подслушивающей аппаратуры узнает о характере перевозимого груза, а также о тех, кто должен его принять. Второй преступник в это время отвлекает напарника водителя разговорами. Затем происходит простая сцена: первый бандит идет к водителю трейлера и говорит, что он и есть представитель встречающей фирмы и готов сопроводить товар. После этого преступник садится в машину и заставляет водителя двигаться по указанному им маршруту. В нужном месте трейлер останавливается, и груз перегружается в другой транспорт, после чего распределяется по разным оптовым базам ближайших областей.А вот как действовали преступники на участке федеральной дороги «Кавказ», пролегающей по территории Неверного Кавказа.Бандиты действовали по двум сценариям. В первом случае они нападали на большегрузный автотранспорт, движущийся по лесной местности. На руку им было то, что водители останавливались по пути на отдых. Заблокировав машину, бандиты, угрожая оружием, вытаскивали водителей из кабины и забирали товар. Весь груз быстро перекладывался в другую машину, и преступники исчезали, оставив в лесу связанных водителей и ограбленную машину. В других случаях транспорт отслеживали до места таможенного контроля или места разгрузки в городе, где на него точно так же нападали.В числе задержанных за указанные нападения оказывались преступники, использовавшие форму и удостоверения сотрудников милиции.Иногда преступники действовали еще наглее.Выследив грузовик дальнего следования, бандиты подслушивали телефонный разговор водителя, узнавали название фирмы и фамилию получателя. По пути следования они подъезжали к остановившемуся на заправку трейлеру, подходили к водителю и говорили, что представляют фирму - адресат и хотят прямо здесь перегрузить товар в свою машину, чтобы якобы быстрее доставить до места. Водители, как правило, и не подозревают неладное. Товар передается бандитам. По приезде на фирму выясняется, что их обокрали.Отметим, что каждая преступная группа, занимающаяся криминальным автобизнесом, имеет сегодня обширные и хорошо законспирированные межрегиональные связи. Бандиты занимаются вооруженными нападениями на водителей не только большегрузных, но и легковых машин. В этом смысле показательно задержание устойчивой преступной межрегиональной группировки, занимавшейся в Москве в течение длительного времени грабежами и разбоями в отношении владельцев автомобилей.Преступники действовали с особой агрессивностью. Демонстрировали водителю нож или ствол, выкидывали человека из автомобиля и скрывались. Привлекали бандитов не только престижные отечественные автомобили, но и заграничные. Отнятые автомобили быстро переоформляли по налаженному каналу и затем перегоняли в Минск, Польшу, или другие регионы бывшего Союза. Задержано семь бандитов, четверо из них грузины. Всего за группой - более двадцати преступлений.Можно ли изменить ситуацию? Практика показывает, что многих преступлений могло и не быть, если бы потерпевшие вели себя несколько по-иному, не провоцировали своим легкомысленным поведением преступников на совершение противоправных, насильственных действий.Вот некоторые советы, которые, надеемся, пригодятся в нашей неспокойной повседневности:- ни при каких обстоятельствах, ни за какие деньги не берите никого в салон в качестве пассажиров в малолюдных местах и в ночное время;- если вас просят подвезти, разговаривайте с «голосующим» через слегка опущенное стекло с правой стороны (двери заперты, нога на педали газа);- при перевозке случайного пассажира посадите его на переднее сиденье, попросите пристегнуть ремень безопасности, не сажайте двух мужчин и более;- водители-женщины, подсаживайте в машину только женщин, но не мужчин;- всегда держите под рукой свисток и средства самозащиты (при оборудовании машины противоугонной системой установите дополнительную кнопку ее включения в случае опасности так, чтобы выключить ее могли только вы);- никогда не подвозите случайных пассажиров в незнакомые вам места, за город, в лес, на речку, на дачу и т.п.; - выходя на короткое время из машины (открыть багажник, протереть стекло и т.п.), вынимайте ключи из замка зажигания;- если вашу машину пытаются остановить, блокируя ее автомобилем, на скорости врезайтесь в нее с места, соответствующего 1/3 части ее длины, для освобождения проезда;- если злоумышленник пытается проникнуть в машину силой, заблокируйте двери и поднимите боковые стекла;- при требовании злоумышленников во время движения изменения маршрута, денег, ключей от машины постарайтесь, ведя машину, привлечь внимание водителей встречных машин и сотрудников милиции (включите противоугонное устройство, подавайте световые и звуковые сигналы, специально нарушайте Правила дорожного движения, поцарапайте крылом рядом идущую машину и т.п.);- будьте предельно бдительны при вынужденных остановках, даже когда тормознете на светофоре. Нападавшие могут запрыгнуть в кабину, где объяснят водителю, что с ним произойдет в случае сопротивления, осведомятся о документах на машину и груз. Получив желаемое, бандиты бесцеремонно освободят кабину от водителя;- если возникает необходимость переговорить с представителем фирмы - получателем груза, убедитесь, что рядом с вами (на автозаправочной станции, около телефонной будки и т.п.) никого нет, иначе разговор «запеленгуют», и преступники получат груз раньше его законных владельцев;- если вам пришлось остановиться на улице или во дворе, надо отдавать предпочтение максимально освещенному месту. Пусть вас не смущает, что мимо нее будет проходить много людей: гораздо опаснее темный закоулок, куда специально к вашему автомобилю направятся преступники;- среди средств защиты машины на стоянке можно назвать и соседскую помощь, когда, во-первых, автомобилисты немедленно пресекают нападение на чужую машину (перекрыв выезд со стоянки, вызвав милицию, позвав на помощь), а во-вторых, устраивая по очереди ночные дежурства, следят за машинами на стоянке и при необходимости поднимают тревогу.Есть и более экзотические средства против бандитов - электрошоковый коврик, уложенный на сиденье водителя (мощность 40 киловатт). И даже минирование, при котором бандит получает сильную травму ног.Помните: пока вы ведете машину, жизнь злоумышленника в ваших руках!Если он пытается применить оружие, лучше пожертвуйте автомобилем, направив его на столб или встречный грузовик так, чтобы нейтрализовать преступника. В момент удара крепко держите руль в вытянутых руках, пригните голову и закройте глаза во избежание попадания осколков лобового стекла в лицо.Соблюдение указанных рекомендаций, несомненно, положительно скажется на предупреждении нападений на водителей автотранспорта.

Полковник милиции Анатолий ХОБОТОВ, начальник НИЛ Московского института МВД России, доктор юридических наук, профессор




Похожие по содержанию материалы раздела: Прививка от порока Выступление Валерия Просолова, руководителя СБ "Пробизнесбанка", на конференции "Создание системы корпоративной безопасности..." Расстреливать за коррупцию? Не думаю, что это эффективно Покушения снова в моде Залог успеха при встрече с милиционером: Не зли, не бойся, не плати! «На каждого интеллигента должно быть дело» Нас не угонишь Как нас посчитали. И за кого Удар в сердце Стариков убивали "наследники" Статистика и столичное ГУВД: формидабль, господа! Владимир Васильев: Закон о гостайне устарел Планирование работы частного охранного предприятия. Раздел из книги «ЧОП: от создания до успеха» Защита в пожарном порядке Как я был рейдером Я воровал, ворую и буду воровать! Личностный фактор Безопасность семьи и дома Пуговицы в ряд

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация