Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ" КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: АМБИЦИИ, ПРАКТИКА, ЛОВУШКИ



Потенциальные трудности реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия”

Сразу нужно сказать, что реализовать российскую Программу будет нелегко. Как отмечается в аналитическом отчете корпорации RAND, даже при наличии прогресса в области развития информационных технологий в России, ни одна из целей, провозглашенных в Программе, не будет достигнута быстро и безболезненно.Кроме того, что для успеха Программы необходимы и совершенствование законодательства, обеспечивающего развитие и использование информационных технологий (например, авторские права, электронные сделки), и опыт лучших экспертов для выбора наиболее надежных и масштабируемых технических решений, нужна еще и значительная политическая воля.Только фактор “политической воли” способен преодолеть семь потенциальных “камней преткновения”, уготованных Программе “Электронная Россия” реалиями нашей страны. Среди таких “камней”, и здесь нужно во многом согласиться с выводами аналитиков из RAND, прежде всего, нужно выделить следующие. Во-первых, то, что федеральное правительство уже имеет печальный опыт нехватки средств для многочисленных президентских целевых программ в науке и технике. Здесь же на Программу из федерального бюджета в течение десяти лет запрашивается 7 млрд. долл., плюс значительные суммы от региональных администраций. Кстати нужно отметить, что эксперименты с «электронным правительством» в Европе и Северной Америке показали, что успехов достигают, как правило, малые инициативы в определенных программах или государственных органах.Во-вторых, у многих экспертов есть ощущение того, что улучшение эффективности деятельности бизнеса и правительства в России сейчас не настолько зависит от IT, чтобы оправдать значительные вложения средств. Как показывает опыт ведущих стран, затраты на материальную часть информационных технологий должны сопровождаться не меньшими инвестициями в подготовку кадров и вложениями в управление знаниями. В частности, Индия, Ирландия и Израиль, которые являются главными игроками на рынке IT-аутсорсинга, продолжают вкладывать миллиарды долларов в эти сферы, в стремлении не отстать от развития IT.В-третьих, нет однозначных рецептов стимуляции развития технологий. Особенно это проблематично в IT-секторе, учитывая быстрый темп их смены. Нужно также помнить, что Правительство России “запустило” много стратегических исследовательских программ, но последующая отдача обычно не соответствовала расставленным приоритетам. В-четвертых, развитию информационных технологий в России препятствует бюрократизм, неразвитость кредитных и фондовых рынков, недостаточная защита прав собственности, огромная коррупция и обременительные налоги.В-пятых, излишне сложные и во многом несоответствующие международной правовой практике законы в сфере электронной коммерции, далекая от либеральных канонов, переусложненная, а подчас и просто надуманная (под интересы ведомств) система лицензирования и сертификации IT, не позволяют пока создать динамичный и конкурентоспособный на мировом рынке IT-сектор.В-шестых, попыткам России вырваться на международный рынок программного обеспечения как стратегического товара, реально имеющегося в стране, мешает то, что российские компании слишком малы, им недостает государственной поддержки и необходимого потенциала в построении бизнеса.В-седьмых, серьезная угроза целям, намеченным в Программе, таится в попытках “информатизировать” существующие неэффективные процедуры заведомо неэффективными средствами. Предлагаемые решения часто оказываются неполными, несовместимыми, ненадежными, слишком сложными и, как следствие, слишком дорогими. Их реализация затягивается на многие годы. Таким образом, если подытожить все аналитические выводы, касающиеся сложностей реализации Программы “Электронная Россия”, можно сделать вывод, что для их преодоления необходимы не столько компьютеры нового поколения, сколько “критическая масса” государственных чиновников “нового поколения”, которые сознательно, а не в угоду веяниям моды или выгодности ситуации лично для себя пойдут на оптимизацию существующих процедур и механизмов управления ради перспектив развития страны. По мнению аналитиков компании “Microsoft”, если подходить к реализации мероприятий Программы с той же тщательностью и здравым смыслом, который характерен для успешных коммерческих предприятий, то ее, безусловно, можно сделать выгодной. Более того, в России эффект от создания “электронного правительства” может быть даже более ощутим, чем, например, в США. Переход на прием документов в электронной форме и к проведению открытых тендеров на закупки даст в России гораздо более значимые результаты по сравнению со многими другими странами.

Готово ли российское государство к переходу в “электронное качество”?

Динамика развития российского рынка IT свидетельствует о том, что стандарты, технологии, платформы, IT-эксперты и IT-компании готовы к революционным преобразованиям в информационной жизни общества. Остаются открытыми два основополагающих вопроса. Готово ли само государство использовать их для перехода в новое “электронное” качество? Готово ли каждое его министерство и ведомство, каждый государственный чиновник осознать, что именно гражданам, и никому другому, должно быть удобно общаться с государством? Поэтому, несмотря на все российские политические перипетии и экономические неурядицы, ситуация с освоением государством информационных технологий все больше беспокоит общество. По признанию как самих чиновников, так и экспертов, знающих государственную машину, все уровни ее управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое хочет, чтобы государственные организации более оперативно и полно откликались на запросы конкретных людей, будь то просьба о выдаче лицензии на ношение оружия или разрешение на строительство новой птицефабрики.Вполне очевидно, что умелое использование IT в этом случае - самый быстрый и экономичный способ повысить отдачу государственной организации. В государственном учреждении компьютеры с соответствующим программным обеспечением позволяют не только повысить качество подготовки документов, укрепить исполнительскую дисциплину, навести порядок в делопроизводстве, ускорить обмен информацией между учреждениями, упростить процедуры принятие решений, но и по большому счету сократить число ошибок и злоупотреблений при работе с гражданами и предприятиями, поднять авторитет государственных институтов в глазах общества, упрочить позиции государства на международной арене.Нужно также понимать, что многие проблемы, по российской традиции считающиеся трудно преодолимыми препятствиями на пути внедрения современных IT-решений в государственных органах, в новых условиях таковыми уже не являются. В основном это касается преувеличенных оценок сложности, стоимости и сроков внедрения информационных систем. Такие оценки в значительной мере переносятся из социалистического прошлого России, когда информационные системы строились на базе дорогостоящих и сложных в эксплуатации вычислительных машин, а исполнение проектов таких систем осуществлялось, как правило, крупными государственными научно-исследовательским институтам, заинтересованным не в результате, а в “освоении бюджета” и “прокормлении коллективов”. Действительно объективными проблемами, которые необходимо решить в процессе внедрения современных IT-решений в органах государственного управления, являются, по существу, организационные проблемы: повышение компьютерной грамотности служащих по всем их категориям; организация системы блокирования нелегального использования информации в личных целях; тщательное планирование и контроль развертывания и эксплуатации IT-решения; правильный выбор исполнителя проекта автоматизации, а также оптимальных аппаратной и программной платформ.Если переход к использованию современных информационных технологий будет успешен, государственная власть не только сэкономит бюджетные средства, но и привлечет на государственную службу лучшие кадры, повысит эффективность исполнения своих функций, тем самым укрепит стабильность в обществе, расширит базу для дальнейшего прогресса России.Пока же сама жизнь вынуждает министерства и ведомства реализовывать собственные программы внедрения IT, без которых просто невозможно работать: сотрудники тонут в море информации. И хотя практически все министерства и ведомства сейчас используют Интернет-ресурсы, до коммерческих веб-узлов (по количеству и эффективности различных сервисов) им, в своем большинстве, еще далеко. В основном это связано с недостаточным финансированием и кадровым обеспечением.В этих условиях даже наиболее “продвинутые” в области использования новых технологий ведомства решают только свои собственные информационные задачи. А уж “он-лайн” c населением - чистой воды экзотика. Хотя, если встать на точку зрения граждан и частного бизнеса, именно возможность взаимодействия с государственными структурами, используя информационные технологии, является приоритетной.Говоря о развитии взаимодействия государства с бизнесом и гражданами, нельзя обойти проблему защиты информации. На самом деле, если граждане в условиях активного взаимодействия должны предоставлять в электронной форме персональные данные, то государство обязано внятно объяснить, как технологически, процедурно и нормативно оно собирается обеспечивать их гарантированную защиту от несанкционированного доступа. В противном случае сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована.В связи с проблемой защиты информации нельзя обойти вниманием проблему дефицита специалистов в этой области, особенно применительно к тем субъектам Российской Федерации, где отсутствуют подходящие учебно-научные центры. Учитывая, что повышение квалификации специалиста в столице или других крупных городах России стоит немалых денег, встает вопрос о необходимости формирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Минаев В.А., д.т.н., профессор, академик РАЕН.




Похожие по содержанию материалы раздела: «На каждого интеллигента должно быть дело» Нас не угонишь Как нас посчитали. И за кого Удар в сердце Стариков убивали "наследники" Статистика и столичное ГУВД: формидабль, господа! Владимир Васильев: Закон о гостайне устарел Планирование работы частного охранного предприятия. Раздел из книги «ЧОП: от создания до успеха» Защита в пожарном порядке Как я был рейдером Я воровал, ворую и буду воровать! Личностный фактор Безопасность семьи и дома Пуговицы в ряд Всем бороться Знай наших Грехи следствия Преступление и наказание Разработка урны-контейнера для защиты от ВУ в местах массового скопления

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация