Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИПараллельно с созданием службы безопасности ее руководителям приходится решать вопросы управленческого характера. Причем, в процессе функционирования службы эти вопросы приобретают все большую актуальность. Связано это с тем, что управление службой безопасности должно быть эффективным, ибо в противном случае ей грозит ликвидация, поскольку предприятие-учредитель не потерпит неудовлетворительных (или посредственных) результатов такой деятельности.В этой связи на первый план выступают вопросы создания и поддержания на соответствующем уровне основных элементов системы, механизма и процесса управления. Рассмотрим их подробнее.Система управленияТакая система состоит из субъекта, объекта управления, прямой и обратной связи. Субъектом управления службой безопасности выступают руководитель предприятия, совет (комитет) безопасности предприятия и начальник службы безопасности. Успешно выполнять свои задачи эти субъекты могут только в том случае, если компетенция каждого из них будет строго определена в правовых актах таким образом, чтобы не возникала почва для конфликтов. Если это сделано достаточно успешно, то можно говорить о сформированной управляющей подсистеме.Объектом управления (управляемой подсистемой) в службе безопасности выступают ее отдельные сотрудники и подразделения. Сотрудниками могут быть не только детективы и охранники, но и другие граждане, работающие во вспомогательных подразделениях. Подразделений в службе безопасности должно быть не менее двух (детективное и охранное), однако законодательством не запрещено образование других подразделений, которые, естественно, охранные и сыскные функции не выполняют.Объект управления соединен с субъектом управления каналами прямой и обратной связи (информационными каналами). По каналу прямой связи информация в виде управленческих решений поступает от субъекта управления к объекту, а по каналам обратной связи - в обратном направлении, сигнализируя о состоянии объекта управления, его реакции на управленческие воздействия.Само управленческое воздействие, в свою очередь, реализуется в форме таких функций управления, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль. В системе управления все эти функции объединены в целостный процесс, хотя из методических соображений целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим вышеуказанные функции с учетом специфики деятельности службы безопасности.Прогнозирование предполагает составление заключения (прогноза) о будущем событии, тенденции развития службы безопасности. Прогнозные оценки бывают оперативными (с упреждением не более одного месяца), краткосрочными (от 1 месяца до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет). Составляются они как привлеченными со стороны специалистами, так и сотрудниками службы безопасности (в первую очередь сотрудниками штаба).Качество прогнозных оценок повышается, если они составляются сотрудниками службы безопасности с помощью приглашенных экспертов-специалистов в той или иной области. Представляется, что наиболее целесообразным было бы составление следующих видов прогнозных оценок: а) криминологические; б) риски (коммерческий, финансовый и т.д.) в предпринимательской деятельности; в) экономическая, физическая, информационная и т.д. безопасность предприятия.

Приведем несколько примеров составления таких прогнозных оценок. В сфере информационной безопасности Шаваев А.Г. (Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. М.: ИНФРА-М, 1995, стр. 72) разработал следующую блок-схему алгоритма прогнозирования промышленного шпионажа.ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ (ЗАЩИЩАЕМЫХ СВЕДЕНИЙ)ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ ЗАЩИЩАЕМОГО СВЕДЕНИЯОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАЩИЩАЕМОГО СВЕДЕНИЯОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ТОЧНО РАССЧИТЫВАЕМЫХ ХАРАКТЕРИСТИКОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ НЕДОСТАЮЩИХ ДЛЯ ТОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКФОРМИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖАКОНЕЦ

Журавлев С.Ю. (Частная охрана. Ч. I. М.: Изд-во «Здоровье народа», 1994 г., стр. 152) разработал следующие прогнозные признаки создания условий для реализации преступного замысла в отношении охраняемого объекта:1) выявление на объекте или на прилегающей территории тайников, приспособленных преступниками для сохранения похищенного; приспособлений, с помощью которых можно проникнуть на объект; смесей, отбивающих у собаки желание работать и т.д.;2) обнаружение охраной или сотрудниками объекта подготовленных, но замаскированных мест возможного проникновения на объект, например, в районе прохождения коммуникаций через капитальные перекрытия и стены, возле неиспользуемых длительное время «черных» ходов и запасных выходов с объекта;3) обнаружение оторванных и приставленных к забору досок, выпиленных или выдолбленных камней, кирпичей или плит в ограждении или стене объекта;4) информация о случаях кражи с объектов дефицитного портативного сварочного оборудования, а также установленные службой безопасности факты приобретения такого рода оборудования лицами с сомнительным прошлым, ранее судимыми, теми, о ком имеется информация, подтверждающая их связь с преступным миром;5) информация об участившихся встречах криминальных элементов с бывшими сотрудниками фирмы или ее охраны;6) факты краж или нападений преступников на конструктивно схожие объекты, но не охраняемые;7) факты угроз в адрес собственника объекта, которые могут быть как бы последней попыткой склонения фирмы (ее руководителя) к выплате преступникам определенного процента от прибыли;8) фиксируемые охраной факты появления возле объекта лиц, действия которых напоминают тренировочные занятия по ознакомле-нию с местностью, проникновению на объект или по отработке иных специальных навыков и приемов;9) случаи «хулиганского» разбивания стекол на объекте, стуков в двери и окна, телефонные звонки от имени людей, «ошибшихся» номером;10) участившиеся случаи задержания посторонних на территории объекта, а также попытки неизвестных лиц проникнуть на террито-рию объекта без определенных намерений;11) обнаружение охраной внутри объекта переброшенных снаружи мотков проволоки, досок, крупных камней, которые могут использоваться преступниками для провоцирования срабатывания сигнализации и отвлечения охраны;12) случаи возникновения драк и хулиганских проявлений возле объекта, повреждение автомашины сотрудников охраны, факты неожиданного отключения света на объекте;13) попытки криминальных элементов устроиться на работу в фирму;14) возникновение повышенного интереса и внимания к фирме со стороны коммерческих структур непосредственно перед прибытием на объект ценных грузов (если это обстоятельство ранее не рекламировалось);15) признаки возможной связи сотрудников фирмы с криминальными элементами.Планирование предполагает определение целей, задач службы безопасности на предстоящий период деятельности, средств и времени на их достижение. Наиболее распространенными в деятельности служб безопасности являются комплексные и специальные планы.Комплексные планы охватывают все сферы деятельности службы безопасности и включают в себя, как правило, такие разделы, как организационные вопросы, обеспечения всех видов безопасности предприятия (в рамках компетенции службы безопасности), работа с кадрами, ресурсное обеспечение, контроль и т.д. Наиболее приемлемая форма составления такого плана:

№№пп Содержание планируемогоМероприятия Срокисп. Ответст.за исп. Форма предст.результ. выполненогомероприятия Отметка об исполненииI II III IV V VI

Существуют и другие подходы к формированию комплексных планов. Например, Олейников В.В. («Делайте бизнес надежным и бе-зопасным». Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1997, стр. 299-300) предлагает следующую структуру плана организации системы безопасности и защиты предприятия:1. Задачи службы безопасности.2. Выводы и оценки обстановки:а) положение на рынке услуг (производство);б) основные группировки сил конкурентов, преступных элементов (их построение, способы действий, возможности);в) основная угроза фирме;г) силы СБ фирмы, ее состав, возможности;д) особенности ситуации в стране, городе (месте дислокации фирмы) и ее влияние на рынок услуг и производства, положение фирмы.3. Задачи, решаемые службами безопасности соседних предприятий в интересах фирмы.4. Задачи, решаемые силами и средствами МВД в интересах фирмы.5. Указания по взаимодействию с МВД и другими службами безопасности.6. Организация развертывания и усиления сил СБ фирмы, техническое и материальное обеспечение их деятельности.7. Указание (план) по организации управления силами СБ фирмы в экстремальных ситуациях (по вариантам).8. Срок готовности сил к выполнению функциональных обязанностей в полном объеме.Не отрицая возможности такой структуры плана, отметим, что его реализация требует согласования с органами внутренних дел и службами безопасности соседних предприятий, что в современных условиях маловероятно.Специальные планы разрабатываются на случай возникновения чрезвычайных происшествий и чрезвычайных ситуаций (нападения на объект, угроза взрыва бомбы, захват заложников, наводнение, пожар и т.д.).Соответственно, структура планов также должна быть различной при условии адекватного реагирования на эти события. Например, 0'Брайен (В вашем магазине мошенники! СПб.: Питер, 1998, стр. 199-202) предлагает следующую структуру плана действий в экстремальной ситуации: А. Общие положения. Б. Эвакуация, В. Обязанности. Г. Типы тревоги. Д. Центр контроля. Е. Место сбора. Ж. Обеспечение безопасности. 3. Планы помещений.Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями службы безопасности, определение порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения сил и средств для достижения поставленных целей. Такой процесс состоит из следующих элементов:а) Определение рациональных форм разделения труда. В сфере управления существует следующее технологическое раз-деление труда: технические исполнители (секретари, машинистки, операторы ЭВМ), специалисты (юристы, аналитики и т.д.) и руководители службы безопасности и его подразделений.б) Распределение работ среди работников, групп работников и подразделений. В первую очередь, такое обязательное распределение происходит между такими группами работников, как детективы и охранники (в рамках соответствующих подразделений). Во вторую очередь, работа распределяется между отделениями, секторами и группами, являющимися структурными единицами подразделений (отделов) службы безопасности. И лишь в третью очередь, работа распределяется между самими работниками. Материальное выражение такого распределения работ находит в разработке положений о подразделениях, его структурных единицах и должностных инструкциях. в) Разработка структуры органов управления. В службе безопасности орган управления состоит из трех уровней. Высший уровень представлен начальником службы безопасности и его заместителями. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности руководителей предприятия-учредителя, вырабатывает политику службы безопасности и способствует ее практической реализации. Руководители среднего уровня управления (начальники подразделений) обеспечивают реализацию политики функционирования службы безопасности, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до своих подчиненных, а также за их выполнение. Низший уровень управления представлен младшими руководителями (начальниками отделений, групп, секторов), которые отвечают за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей, а также за их выполнение.г) Регламентация функций, подфункций, работ, операций. Такую регламентацию следует проводить, начиная последовательно с функций и заканчивая операциями. Отражать их необходимо в Уставе, положениях об отделах, отделениях, группах и секторах (функции), должностных и служебных инструкциях (работы, операции). При этом очень важно обеспечить эту регламентацию таким образом, чтобы соблюдалась определенная соподчиненность между функциями, подфункциями, работами и операциями.д) Установление прав и обязанностей органов управления и их сотрудников.Правами и обязанностями наделяются как структурные подразделения службы безопасности, так и её сотрудники. При этом важно таким образом установить обязанности, чтобы для их реализации были предоставлены соответствующие права (совпадение объема прав и обязанностей). Отражаются права и обязанности в Уставе службы безопасности, положениях и должностных инструкциях. Следует при этом избегать отождествления прав и обязанностей сотрудников с правами и обязанностями службы безопасности и ее подразделений.е) Подбор и расстановка кадров.Подбор кандидатов для работы в службе безопасности происходит в соответствии с требованиями, предусмотренными в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Но, в отличие от процедуры подбора кадров, где практически все вопросы жестко регламентированы, руководителям службы безопасности предоставлены определенные возможности в расстановке кадров. Такая расстановка возможна как по горизонтали, так и по вертикали.Регулирование представляет собой «наладку» системы, приведение ее в нормальное рабочее состояние и необходимость в ней возникает в силу изменения внешних условий, либо из-за возникновения каких-то нарушений, «сбоев» в функционировании самой системы. Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Орган управления службы безопасности через эту функцию должен обеспечить сохранение заданных параметров следующими приемами:а) Выравнивание отклонений. Например, если в сравнении с аналогичным периодом прошлого года резко возросло количество краж с охраняемого объекта, то проводится комплекс мероприятий по значительному их снижению (профилактические беседы, рейды, операции и т.д.). В результате применения этого приема управляемая подсистема приводится к некой норме, удовлетворяющей руководство службы безопасности и предприятия-учредителя.б) Компенсация возмущений. Возмущающее воздействие внешней среды на деятельность сотрудников службы безопасности выражается, иногда, в отрицательном воздействии на их поведение. Такое воздействие может выражаться, например, в отказе руководства повысить им зарплату в условиях высокой инфляции, резком увеличении нагрузки и т.д. В таком случае необходимо включить так называемые компенсаторные механизмы, к примеру, предоставить сотрудникам ряд материальных льгот (бесплатные питание и проезд в общественном транспорте и т.д.), увеличить количество отгулов и т.д. Реакция на возмущающее воздействие должна быть своевременной и эффективной.в) Устранение воздействия помех. Помехи в деятельности службы безопасности могут быть как естественные (землетрясения, наводне-ния и т.д.), так искусственные (нападения на охраняемый объект, дискредитация руководства предприятия в средствах массовой информации, поджоги помещений и т.д.). Необходимо предварительно составить перечень (каталог) таких возможных помех и отработать систему противодействия по каждому их виду. Такое противодействие включает в себя комплекс мероприятий по уничтожению (или нейтрализации) причин и факторов, способствующих их появлению. Если такие мероприятия реализуются на практике, то можно утверждать об устранении помех.Мотивация - это процесс побуждения сотрудников службы безопасности к деятельности для достижения целей самой службы и ее подразделений. Мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих сотрудника осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.В основе любой теории мотивации лежат потребности человека, которые можно удовлетворить вознаграждениями. Причем выделяют внешние вознаграждения (заработная плата, премии и т.д.) и внутренние - чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы.Для практических целей достаточна типология с использованием трех типов мотивации: I тип - сотрудники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; II тип - преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности; III тип - сотрудники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.Среди потребностей, которые обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями, можно выделить следующие:- потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе как о человеке и работнике);- потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительное отношение со стороны коллектива и руководства);- потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей);- потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней);- потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия, целостности личности);- потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, достигнутого достатка);- потребность в общении (установка на трудовую деятельность вообще и частные фрагменты работы как условия и повод для человеческих контактов и знакомств; хорошая работа как основа и тема общения).Перечисленные моральные потребности как мотивы к труду не могут заменить собой материальные планы и ожидания. Вот почему руководители службы безопасности должны использовать в своей деятельности все формы материального и морального стимулирования своих подчиненных, добиваясь высокой мотивации их труда.Контроль состоит в процессе соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Эффективная система контроля должна соответствовать следующим требованиям: а) контроль должен быть всеобъемлющим; б) контроль следует сосредоточить на результате; в) система контроля должна быть простой; г) контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным; д) контроль должен быть постоянным.Субъектами контрольной деятельности в службе безопасности являются: руководитель предприятия-учредителя, члены совета (комитета) безопасности предприятия, руководители службы безопасности и его подразделений (в рамках своей компетенции). Кроме этого, вне-шними субъектами контроля могут быть сотрудники лицензионно-раз-решительных подразделений органов внутренних дел и прокуратуры.Подконтрольными объектами могут быть - деятельность подразделений, состояние технической укрепленности охраняемого объекта, защищенность коммерческой тайны, система профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников службы безопасности и т.д. Выбор объекта контроля определяется его способностью влиять (положительно или отрицательно) на деятельность службы безопасности в целом. В рамках подконтрольного объекта очень важны его составные элементы, после определения которых можно непосредственно приступить к контролю. Например, в рамках проверки состояния защиты коммерческой тайны на предприятии должны быть изучены:1) соблюдение норм, правил хранения и охраны в помещениях, спецхранилищах, на рабочих местах носителей информации;2) ведение учета и обеспечение личной ответственности за выполнение данной функции;3) соблюдение порядка хранения и уничтожения засекреченных сведений;4) соблюдение требований порядка обращения с носителями коммерческой тайны;5) меры по предотвращению несанкционированного выноса носителей коммерческой тайны за территорию предприятия;6) соблюдение режима и охраны их при транспортировке, рассылке, переносе, доставке;7) организация доступа командированных, приглашенных лиц к информации предприятия;8) организация совещаний, выставок, переговоров и т.п.;9) уровень знания требований режима лиц, допущенных к закрытым работам и документам;10) степень обеспеченности службы безопасности надежными хранилищами, запирающими устройствами, средствами опечатывания;11) уровень обеспеченности сотрудников предприятия соответствующими рабочими местами для работы с носителями секретов;12) состояние пропускного и внутреннего режима в зданиях, помещениях, в целом на предприятии;13) механизм распределения носителей коммерческой тайны по уровням исполнения и управления;14) обоснованность доступа к различным видам носителей конкретных групп сотрудников;15) порядок обращения с носителями на рабочих местах;16) порядок пользования средствами получения, обработки, Хранения, отображения, передачи информации;17) порядок обмена сведениями внутри предприятия и с внешними партнерами;18) своевременность и правильность засекречивания и раскрытия сведений;19) организация и проведение выставок, конференций, симпозиумов и т.д.;20) качество разработки организационно-методических документов, выполнение планов работ и специальных мероприятий по защите информации;21) уровень и полнота выполнения требований руководства предприятия;22) состояние профилактической работы с сотрудниками;23) уровень организационно-методического обеспечения взаимодействия между подразделениями;24) время поиска и доведения информации до исполнителей (Зубик В.Б. и др. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) Мн.: Выш. ШК., 1998 г., стр. 97-98)Различают три вида контроля: 1) предварительный (осуществляется до фактического начала работ); 2) текущий (осуществляется в ходе осуществления работ) и 3) заключительный (осуществляется после выполнения работ). С учетом специфики деятельности службы безопасности преимущественное внимание следует уделить предварительному и текущему контролю.Механизм управленияВ механизме управления цель является системообразующим элементом. Вначале формулируется цель, а затем другие элементы механизма управления службой безопасности. В известной автору литературе, цель службы безопасности формулируется как обеспечение безопасности предприятия-учредителя (Фастенков А.А., Жиляев В. И. Организационно-правовые основы частной охранной деятельности: практические советы деловым людям. М.: РНСЭБ, 1993, стр. 48) или как обеспечение безопасности и защита интересов учредителя (Частный сыск и частная охрана. Нормативные документы. М.: «Записки криминалиста», 1993 г., стр. 100).Совершенно очевидно, что формулировка цели перенесена из ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Правомерность такого переноса вызывает сомнение. Дело в том, что в числе обязательных требований к формулированию цели должны быть конкретность и измеримость цели. С учетом этого и других требований автор предлагает следующую формулировку цели деятельности службы безопасности - своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия. Возможны и другие варианты - предотвращение материального и физического вреда; предотвращение и пресечение преступлений, административных проступков и гражданско-правовых деликтов и т.д.Формулирование цели зависит от многих факторов: финансовых возможностей предприятия-учредителя, его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории квалифицированный состав сотрудников службы безопасности и т.д.На основе сформулированной цели проектируется и создается оргструктура службы безопасности. Анализ изученных документов служб безопасности свидетельствует, что наибольшее распространение получили линейная и линейно-штабная структура. Линей-ная структура характеризуется четким единоначалием - каждый на-чальник, каждый сотрудник подчинен только одному вышестоящему лицу.

Начальник службы безопасности Но1 Но2 Но3 НачальникиотделовНОГС1, НОГС1, НОГС1, НОГС2, НОГС2, НОГС2, НОГС3,НОГС3,НОГС3, Начальникиотделений,групп, секторовРядовые сотрудники службы безопасности

Линейно-штабная структура представляет собой линейную структуру, дополненную штабным органом (штабом), на который возлагаются дополнительные функции управления. Такая структура создается обычно тогда, когда большое количество сотрудников или их территориальная разобщенность не позволяют начальнику службы безопасности эффективно управлять.Анализ работ различных авторов свидетельствует о том, что их взгляды на количество и названия структурных подразделений служб безопасности не всегда совпадают (см. приложение 2).Не вызывает сомнений целесообразность создания охранных и сыскных подразделений, поскольку это является требованием ст. 14 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Правда, детективные подразделения иногда называют разведывательными и контрразведывательными. Представляется, что такое разделение детективных подразделений на разведку и контрразведку является обоснованным, чему свидетельствуют и работы других авторов. Следует отметить при этом, что если термин «контрразведка» не вызывает особых возражений, то применение термина «разведка» со стороны некоторых исследователей и практиков вызывает некоторое сомнение. Связано это, по-видимому, с неправомерным отождествлением разведки с экономическим (промышленным, коммерческим и т.д.) шпионажем.Однако между ними есть существенные различия: если в разведывательной деятельности допускается применение только законных методов для достижения целей, не противоречащих действующему законодательству и целям предприятия, то в экономическом шпионаже используются незаконные методы для достижения не дозволенных законом преимуществ своего предприятия над своими конкурентами.Некоторые авторы называют в числе подразделений службы безопасности такие, которые по существу являются штабными подразделениями (информационно-аналитические, связь с общественностью и т.д.). Вызывает возражение включение в состав службы безопасности таких подразделений, как пожарная охрана (законом не допускается) и оперативной работы (законодательством разрешается проводить ее только оперативно-розыскным подразделениям МВД России, ФСБ и т.д.). С учетом этих соображений автор предлагает следующую оптимальную, на его взгляд, структуру службы безопасности.Начальник службы безопасности




Более подробно о структуре штаба, разведывательного, контрразведывательного отдела и отдела охраны (см. главы VI-IX).Методы управления службой безопасности подразделяются на три группы: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Руководители службы безопасности должны безупречно владеть всеми методами управления в их единстве. Для этого они должны знать особенности каждого из них.На уровне сотрудника службы безопасности преимущественным влиянием пользуется такой экономический стимул, как заработная плата. Умелое использование этого стимула с учетом уровня профессионализма, стажа работы, результатов деятельности сотрудника и т.д. позволяет в значительной степени повысить его трудовую активность.Организационно-распорядительные методы управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.) подразделяются на три группы: распорядительные, организационно-стабилизирующие и дисциплинирующие. Особое внимание в деятельности службы безопасности следует уделить таким нормативам (производные от органи-зационно-стабилизирующих методов), как нормативы времени выполнения той или иной деятельности, численности сотрудников того или иного подразделения и т.д. Такие нормативы обычно перенимаются из опыта работы органов внутренних дел, ФСБ и т.д., с поправкой на специфику деятельности службы безопасности предприятия, фирмы. Социально- психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность сотрудника службы безопасности с помощью психологических приемов в целях превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). На уровне коллектива службы безопасности действуют методы, включающие оценку индивидуальных качеств сотрудников и выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления их профессиональныхкачеств.Принципы управления службой безопасности определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. В рамках службы безопасности это следующие принципы:1)_Научность. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Между прочим, этот принцип требует от руководителей службы безопасности и его подразделений внимательного изучения управленческой и специальной литературы по проблемам обеспечения безопасности предприятия.2)Единоначалие и коллегиальность. Сущность этого принципа заключается в том, что на основе мнений низовых руководителей и рядовых исполнителей конкретных решений, вышестоящий начальник пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.3) Принцип системности и комплексности. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Этот принцип требует от руководителей службы безопасности выработки у себя аналитико-синтетического склада мышления.4) Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Этот принцип состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Здесь следует руководствоваться таким правилом: тот, кому предстоит выполнять управленческое решение, должен его самостоятельно разработать и, с учетом возможных корректив вышестоящего руководства, активно добиваться его реализации.5) Принцип плановости. Сущность этого принципа состоит в установлении основных направлений и пропорций службы безопасности в перспективе. Практическая реализация этого принципа означает, что все сотрудники, подразделения и службы безопасности в целом должны планировать свою деятельность в такой последовательности:служба безопасности - подразделения - сотрудник.6) Принцип сочетания прав. обязанностей и ответственности. Этот принцип предполагает, что каждый сотрудник службы безопасности должен выполнять возложенные на него обязанности, при этом он наделяется адекватными ему правами и несет ответственность за качество их выполнения.Для успешного функционирования и эффективного управления службой безопасности необходимо обеспечить ее материально-техническими, финансовыми, кадровыми и информационными ресурсами. (Более подробно об этих ресурсах см. гл. гл. 1, 4, 6-9). Среди кадровых ресурсов особое значение имеет подготовка и квалификация руководителей служб безопасности. В частности, начальник службы безопасности должен иметь следующие способности:1) концептуальность, т.е. представлять деятельность службы безопасности в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям внешнего мира;2) оперативность, т.е. обладать квалификацией на уровне принимаемого решения;3) аналитичность, т.е. уметь эффективно применять научные методы анализа;4) способность к административным решениям, т.е. обладать навыками организационных решений и процедурных вопросов;5) коммуникационность, т.е. уметь передавать свои идеи и разработки как в устной, так и в письменной форме; 6) обладание определенным уровнем специальных знаний по вопросам организации системы обеспечения безопасности предприятия;7) коммуникабельность, т.е. уметь строить свои отношения в общении с вышестоящими руководителями, коллегами, гражданами и подчиненными.К сожалению, наблюдение за карьерой начальников служб безопасности и их опрос показывает, что руководитель предприятия-учредителя зачастую ценит в них не эти профессиональные качества (если они есть), а их способность поддерживать «нужные» связи прежде всего в правоохранительных органах. Вследствие этого происходит определенная переориентация способностей начальников служб безопасности и через несколько лет одновременно с утратой «нужных» связей происходит потеря и квалификации.Важное место в механизме управления занимают критерии эффективности управления деятельностью службы безопасности. Таким общим критерием, на взгляд автора, может быть способность руководства службы безопасности при минимальных ресурсах и за определенный промежуток времени достичь поставленной цели в форме конкретных результатов. (Напомним, что под целью в управлении, обычно, понимают заранее заданный результат, которого следует достичь).Разумеется, этот критерий может быть понят только через систему количественных показателей, раскрывающих его сущность. На практике, обычно, применяют такие показатели, как количество задержанных правонарушителей, сумма (в рублях) возможного ущерба по предотвращенным и пресеченным преступлениям и административным проступкам и т.д. Поскольку до настоящего времени нормативно закрепленных критериев эффективности деятельности служб безопасности нет, то при отсутствии этой базовой основы очень сложно разработать критерии оценки эффективности управления ими. В связи с этим автор полагает, что предлагаемый им вариант критерия эффективности управления деятельностью службы безопасности является дискуссионным и может применяться с известными оговорками.Процесс управления.Структура процесса управления в самом общем виде состоит из трех стадий, каждая из которых включает в себя последовательно осуществляемые этапы или операции: I стадия. Сбор, обработка, обобщение и анализ информации. II стадия. Выработка и принятие управленческого решения. III стадия. Организация исполнения управленческого решения. Разумеется, такая структура процесса управления не является общепринятым образцом, который следует копировать при управлении деятельностью службы безопасности.Исходя из специфики деятельности самой службы безопасности и ее внешнего окружения, следует (в рамках вышеуказанной структуры процесса управления) вырабатывать свой подход к процессу управления. Например, в работе Олейникова В.В. (Делайте бизнес надежным и безопасным. Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1997, стр. 300-322) приводится следующий вариант структуры процесса управления:I. Оценка обстановки.1. Преамбула.2. Формулирование ограничений и критериев принятия решения.3. Формирование набора альтернативных решений проблемы.4. Оценка альтернатив.II. Оценка противостоящих сил на рынке услуг (производстве) • преступных элементов (групп) в районе (зоне) дислокации фирмы.III. Оценка своих сил.1. Техническое обеспечение защиты фирмы.2. Физическое обеспечение защиты.3. Качественная характеристика сотрудников службы безопасности.IV. Оценка сотрудничающих и взаимодействующих фирм на рынке услуг.V. Организация взаимодействия постов и порядок их усиления при различных режимах деятельности.VI. Организация связи между постами для обеспечения взаимодействия.VII. Организация взаимодействия с органами МВД.VIII. Действие сил и средств службы безопасности при нарушении режимов защиты.IX. Обеспечение охраны ведущих специалистов фирмы, их семей и собственности.Таким образом, рациональное внедрение в практику основных элементов системы, механизма и процесса управления позволит руководству службы безопасности значительно повысить эффективность управленческого воздействия на результаты его деятельности.

Автор - Василий Петрович Мак-Мак.




Похожие по содержанию материалы раздела: Подготовка к кавказской войне идет полным ходом Закон благосклонен к телефонным «пиратам» Сильная рука или имитация силы В.Н.Черкасов "Бизнес и безопасность (комплексный подход)" 8 лет президентства Путина в зеркале статистики Правая и левая рука! Пентагон в роли крестного отца биометрии Контора пишет Прямая и явная угроза Справка по выступающим и темам докладов на слушаниях в Госдуме 24 октября Экомилиция – птица-Феникс Москвы: возрождена из пепла вредных выбросов? Арестанты: Посидим на дорожку О ЗАЩИТЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ОТ КРИМИНАЛА ПЛОХИЕ ГОСТИ Искусство болеть за границей Состояние преступности на территории Московской области за I квартал текущего года Научный сотрудник МИФИ против Литвиненко Параноидальное метро Под присмотром

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация