Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Вступительное слово председателя комитета Государственной Думы по безопасности Александра Гурова (Стенограмма)



На парламентских слушаниях по вопросам деятельности негосударственных охранных и сыскных организаций в Государственной Думе РФ вступительное слово произнес председатель комитета Государственной Думы по безопасности Александр Гуров, который также председательствовал на слушаниях. Ниже приводим стенографический текст его выступления.

Председательствующий. коллеги, друзья, работу быстрее начнем, быстрее закончим. Прежде всего, хотелось бы поздравить вас с этим начинанием, с этой конференцией или парламентскими слушаниями. Такие слушания проводятся впервые. И этот зал не видел столько людей на парламентских слушания, посвященных другим проблемам. А это значит, проблема, которую мы сегодня затрагиваем, и будем обсуждать, весьма и весьма актуальна, она выделена самой жизнью.Мы - люди военные или полувоенные. Поэтому позвольте объявить цель парламентских слушаний на тему «Негосударственные охранные и сыскные организации: правовое регулирование их деятельности, перспективы развития». Цели: определение причин и условий, препятствующих цивилизованному развитию рынка негосударственных охранных и сыскных услуг в Российской Федерации; выработка соответствующих рекомендаций для федеральных органов законодательной и исполнительной, и судебной властей, а также негосударственных структур безопасности по решению имеющихся проблем в сфере обеспечения безопасности личности и предпринимательства.Состав участников: депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, прокуратуры и других правоохранительных органов МВД, ФСБ.Вопросы, которые мы будем обсуждать: состояние российского законодательства в сфере обеспечения деятельности негосударственных охранных и сыскных организаций и проблемы его совершенствования.Второе. Проблемы правоприменительной практике в деятельности негосударственных охранных и сыскных организаций.Третье. Проблемы правового регулирования и практика взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации и негосударственных охранных и сыскных организаций в области обеспечения безопасности личности, предпринимательства, правопорядка.Четвертое. Соотношение правового регулирования и правоприменительной практики в области лицензирования, условия ипорядок применения силы и специальных средств, и служебного оружия, а также использование технических средств по улучшению и защиты информации при осуществлении деятельности негосударственных охранных и сыскных организаций.И пятое. Концептуальная основы государственной политики в области обеспечения безопасности личности, предпринимательства, правопорядка, как составной части системы безопасности государства; место и роль негосударственных охранных и сыскных организаций в этой системе.Доклады. Вступительное слово небольшое мое. Доклад заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Гришанкова Михаила Игнатьевича. Содоклад Начальника Отдела управления Департамента экономической безопасности ФСБ России Смирнова Виктора Михайловича. И затем выступления.Давайте договоримся так. Выступления не более 5-6 минут. Говорить, как говорится, по существу. Убеждать друг друга не стоит.И еще одна просьба. Вам раздали документы и там есть рекомендации, три странички. У вас будет время прочитать их, посмотреть. Может быть, кто-то внесет в них коррективы. Мы потом это все обобщим и уже выработаем окончательный вариант наших рекомендаций.Как считаете, перерыв будем делать или? Без перерыва. Тогда по ходу сориентируемся. Если кашель участится в зале, то сделаем перерыв.Разрешите мне тогда вступительное слово сделать очень короткое. Интерес, как я уже сказал, к этой теме не случаен. Вынесенные на сегодняшнее обсуждение темы «Негосударственные охранные и сыскные организации: правовое регулирование их деятельности, перспективы развития» имеют важное значение не только с точки зрения совершенствования правовой базы, но и, прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности личности, общества и государства. Поэтому в центре внимания наших дискуссий будут вопросы, посвященные именно этой проблеме.Изменения в общественно-экономической жизни России, возникшие, возникновение новых форм собственности, развитие предпринимательства привели и к возникновению этой формы услуг безопасности. Негосударственная охранная и сыскная деятельность России имеет и свою историю. Я не буду вдаваться в историю дореволюционной России, но несколько слов скажу, как это все начиналось, поскольку начиналось это все при мне.Это было 10 лет тому назад. Появилась такая фирма сыскная «Алекс». И вот тогда, когда узнали, причем узнали практически из агентурно-оперативных данных, что существует вот такая фирма. Было дано поручение изучить ее с ног до головы и доложить. Изучили, пришли в ужас, половина судимых, с агентурой судимые. Первая мысль была запретить. Затем подключилось КГБ. Еще раз проработали этот вопрос. И Филипп Бобков сказал: если мы запретим, она вылезет с другого бока, но гораздо худшего. Наша задача не запретить, а разрешить и не упустить контроль и оказание помощи. Прошло 10 лет, слова его оказались пророческими.В начале 90-х годов в России начал складываться этот рынок услуг И вы прекрасно понимаете, что из какого первоначального состояния, в котором вы находились, пройдя этот 10-летний путь, к чему пришли.В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более тысяч негосударственных охранных предприятий и служб безопасности, в которых работает свыше 280 тысяч человек. Из них третью часть составляют бывшие сотрудники российских спецслужб и правоохранительных органов. Кстати, и в других странах отмечается такая же тенденция.Стремительно развивающийся рынок негосударственных охранных услуг претерпевает некоторые изменения. В настоящее время наметилась тенденция сокращения служб безопасности юридических лиц либо их преобразования в частные охранные предприятия. За два последних года 1998-2000 число служб безопасности сократилось с 5,2 тысяч до 4.6 тысяч. В то же время количество частных охранных предприятий возросло с 5,9 тысяч до 7 тысяч. Наблюдается монополизация рынка охранных структур.Следует отметить, и от этого никуда нельзя деться, как бы мы не пытались уйти, кому это хочется, по не воле в силу объективных и субъективных причин начали складываться новые образования негосударственной системы безопасности, в которую входят, кроме названных частных охранных и детективных предприятий и служб безопасности юридических лиц, также предприятия технической безопасности, фирмы правового и информационного обеспечениябезопасности предпринимательства; учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров для предприятий негосударственной безопасности; ассоциации ветеранов правоохранительных органов спецслужб и подразделений спецназа; различные фонды; журналы и газеты, специализирующиеся на проблемах безопасности личности и предпринимательства. И таким образом, где-то около миллиона лиц, людей занято в этой сфере.Звенья складывающейся системы, прежде всего, охранные предприятия осуществляются охрану общественного порядка, в значительной степени на безвозмездной основе, обеспечивают безопасность детских учебных заведений, медицинских и культурных учреждений; выполняют большой объемы работы со значительными финансовыми затратами по оказанию социальной поддержки ветеранам органов внутренних дел, государственной безопасности, подразделениям спецназа, организации досуга школьников и подростков, детских спортивных школ, клубы, секции и в патриотическом воспитании. Цифры приводить не буду.Правовой основой в деятельности субъектов правоотношений в сфере негосударственной охранной и сыскной деятельности является "принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Данный закон отражал в большой степени реалии, характерные для периода становления негосударственной охранной и сыскной деятельности. Однако за прошедший период значительно законодательная база в России сильно изменилась. Действует новая Конституция России. Приняты Гражданский, Налоговый, Уголовный кодекс, федеральный закон «Об оружии», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие. Исходя из этого, ряд положений действующего закона, безусловно, нуждается в регулировании.Представленное гражданам России право на коммерческой основе охранять собственность, жизнь и здоровье граждан показало свою жизнеспособность. Вместе с тем, в этой сфере деятельности имеется множество проблем. И вот это множество проблем, наряду с тем вот позитивным, о котором я говорил, порой в нашей российской действительности, когда, честно говоря, многие привыкли «жить на халяву», срабатывает не в лучшую сторону, потому что является таким вот «козырем».Например, я вам приведу такой пример. Несколько лет тому назад, это был 1995 год, стоял вопрос о лишении частных охранных структур оружия напрочь. Основа - незаконное применение оружия. Было проведено исследование, которое показало, что правоохранительные органы, действующие правоохранительные органы, в 10 раз больше из расчета, скажем, на 10 тысяч там сотрудников, применяют это оружие.Таким образом, исходя из этого критерия, надо расформировывать правоохранительную систему. Это вот такой пример, который я очень-очень хорошо помню. Хотя отдельные случаи применения есть. В чем? Незаконного применения. В чем же мы видим вот эти недостатки?Некоторые негосударственные охранные сыскные организации имеют или связаны с использованием персонала, не имеющего лицензий на такую деятельность. Наблюдаются нарушения установленных правил учета, хранения и ношения огнестрельного оружия. Оказываются услуги, не предусмотренные настоящим законодательством. Имеются факты и не единичные факты, уважаемые коллеги, когда с помощью различных технических средств имеется несанкционированный доступ к информации. Чего греха таить, сегодня в России это проблема номер один.Если раньше этим занимался КГБ, то теперь к этому еще девять субъектов добавилось оперативно-розыскной деятельности, которые слушают всех и всея, охранные структуры слушают то же самое. И мафия не отстает. Поэтому в Интернете сплошной «ералаш». Мы позорим свою страну.И здесь мы не снимаем ответственности с частных охранных структур. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что государство активно использует силы и средства негосударственных охранных и сыскных организаций в обеспечении безопасности личности и предпринимательской деятельности как составного элемента общей проблемы обеспечения национальной безопасности. Стремиться нужно и нам к этому. И я лет пять тому назад говорил, писал об этом и, когда был Министр внутренних дел Куликов, я и на его имя писал письмо. И в открытом письме Черномырдину то же самое писал о том, что вот эту огромную армию бывших наших работников нужно приблизить к решению задач государственных, к защите граждан, к защите правопорядка, естественно, на взаимовыгодной основе, понимая и памятуя, что все-таки это рынок - безопасность.И, конечно, ненормально было, когда хулигана может задержать рядовой гражданин, а человек, не имеющий лицензию, не может его задержать в банке. Такое тоже было.Есть и еще один недостаток. Но с ним, с этим недостатком вы сами могли бы легко справиться. Чего греха таить, наблюдались случаи, когда под... когда отдельные, скажем так, неформальные организации криминального толка создавали охранные организации, используя все законодательство, не нарушая закон в этом плане. Но эти охранные структуры служили совершенно иную службу. Вы это тоже прекрасно знаете. И, когда говорят: «Как они возникают?». То здесь вина всех нас: и контролирующих органов, и те, кто на этом рынке уже входит в десятку, либо в двадцатку лучших, и уже известен далеко за пределами нашей страны. Поэтому я и по-прежнему, если хотите знать мое мнение, остаюсь на той мысли, на мысли Филиппа Денисовича Бобкова - оказывать помощь и не упускать контроль, но с помощью законодательства.Исходя из этого, актуальной становится и проблема формирования и дальнейшего совершенствования правовой базы взаимодействия государственных органов с негосударственными структурами безопасности в целях комплексного использования возможностей данных структур в интересах государства.Я думаю, что это основное, для чего мы сегодня и собрались здесь. Устранить все то, что дискредитирует деятельность негосударственных охранных и сыскных организаций по обеспечению безопасности личности и предпринимательства, вызывает недоверие со стороны групп общества и представителей государства и его институтов, может только система мер, в том числе и законодательных.И мы бы хотели услышать сегодня от участников парламентских слушаний конструктивные предложения по изменению сложившейся ситуации.Я понимаю, что в зале сидят, хотя и сотрудники, так оказать, и бывшие, и нынешние, одни выполняют одни функции, другие - другие функции. И перед тем как вот идти сюда, я даже слышал о том, что вот как бы тут не произошло какого-либо спора. Я думаю, что он не произойдет. Здесь должен преобладать здравый смысл. Все мы - россияне, все мы за то, чтобы государство наше процветало.Спасибо за внимание. И должен еще вам сказать, что здесь у нас есть один из серьезнейших, крупных специалистов в этой проблеме. Николай Иванович Першуткин, который оказывает помощь в этом плане. Он может ответить на... он не готовился к выступлению, но он мог, если возникнут какие-либо вопросы, он готов на них будет ответить.

Председатель комитета Государственной Думы РФ по безопасности, ГУРОВ Александр Иванович




Похожие по содержанию материалы раздела: Как охраняют первых лиц? Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Оружие «в законе» Упреждающие беду О сотрудничестве ОВД с частными охранно-сыскными структурами Криминальный, новый год – правдивые истории Основные направления построения системы корпоративной безопасности компании Правительство ведет пять войн на поражение ИЗ ПЕРВЫХ УСТ (ФЛЕЙТА ДЛЯ ИЗВИЛИН) "Лаборатория Касперского" анализирует последствия последней эпидемии ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНЫХ БЮРО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Горничных представить к наградам "Рекомендации по психологии общения с работниками контролирующих органов" Комментарии к Инструкции о порядке проведения оперативно -розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции. Конструкторско-оружейному центру "Ижмаша" скоро 70 лет ВТОРОЙ ПОЯС БЕЗОПАСНОСТИ Использование лазерных целеуказателей УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация