Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ



Роль и место негосударственных институтовДостаточно громко эта инициатива прозвучала в ЦМТ 3 февраля на Второй всероссийской конференции «Индустрия безопасности России в 2003 году», которая собрала более 520 представителей из 50 регионов России. На этой Конференции были представлены депутаты Госдумы, руководящие сотрудники правоохранительных органов, частных охранно-детективных предприятий. В выступлении перед собравшимися Вячеслава Блинова из Департамента экономической безопасности ФСБ РФ была упомянута разработка Комплексной программы безопасности для Щелковского района Подмосковья, опыт реализации которой может иметь важное значение для других муниципальных образований России. У истоков этой инициативы стоял и Виктор Ананьев, генеральный директор ООО ЧОП "Кондор-секьюрити", входящего в состав Холдинга предприятий безопасности "ШЕРИФ".Мир изменился. События 11 сентября, глобализация, ухудшающаяся экология, вызовы грядущего «информационного общества», техногенные и климатические катаклизмы, реальные и надуманные угрозы терроризма… - все это требует со стороны homo sapiens пересмотра традиционного отношения к окружающему миру. В современном обществе все тесно переплетено: и экономика, преступность и безопасность, управление, ресурсы и потребности…. Попытка “лобового решения” одной проблемы тащит за собой шлейф новых, расположенных “по соседству”, или вероятных в ближайшем будущем. Системный подход к вопросам безопасности наиболее прагматичен и все более востребован.Вместе с миром изменяются и приобретают новые качества угрозы и риски. Их надо предвидеть, своевременно выявлять, эффективно противостоять, зная при этом цену безопасности и источники необходимых ресурсов для ее обеспечения. Экономить на безопасности преступно и расточительно.Масштабные угрозы предполагают такой же объемлющий и адекватный ответ. Сутью создания и развития комплексных систем безопасности является переход от защиты отдельного гражданина или объекта к системному обеспечению безопасности муниципального образования, как административной единицы. Понятие «безопасность» должно осознаваться населением как можно в более широком смысле слова, а не только как «защита от хулиганов и воров». Необходим поиск новых вариативных решений и дополнительных резервов. Поэтому объединение усилий государственных и негосударственных структур становится велением времени. Уже имеется первый опыт участия негосударственных институтов безопасности (далее НИБ) в этом направлении.С апреля 2002 года рабочая группа из числа сотрудников Холдинга предприятий безопасности «ШЕРИФ» и АНОО «Академия безопасности и права» по инициативе Главы Щелковского района Московской области Л.А. Твердохлебова приступила к созданию «Концепции безопасности муниципального образования». Было проведено более 100 встреч с руководителями местных бюджетообразующих предприятий, ответственными представителями районной и областной администраций. В настоящее время подготовлены проекты Концептуальной модели и Программы «Комплексная система обеспечения социально-экономической безопасности и устойчивого развития муниципального образования». Из контекста этих документов следует, что решать вопросы в сфере безопасности возможно лишь при выполнении ряда условий:1. Увеличение расходов на безопасность возможно лишь при активизации рыночных отношений, увеличении налогооблагаемой базы, что достигается через лоббирование муниципальными властями экономических интересов местных предпринимателей. В свою очередь хозяйственные субъекты обеспечивают безопасность своих сотрудников и объектов, активно сотрудничают с местными властями в укреплении общественного порядка;2. Возможности административного ресурса, действующего на территории муниципального образования, можно значительно увеличить за счет изменения нормативов отчисления налогов в федеральные и региональные бюджеты, внедрения новых технологий, совершенствования организационно-штатной структуры и методик взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;3. Создание цивилизованного рынка товаров и услуг в сфере безопасности при активном участии НИБ позволяет повернуть общество лицом к существующим угрозам, значительно дополнить возможности административного ресурса и обеспечить граждан необходимыми методиками и средствами защиты.Именно при таком подходе к проблемам противодействия современным угрозам возрастает роль и значение НИБ, и они занимают законное место в общегосударственной структуре безопасности. Этот тезис вытекает из следующего. Во-первых, НИБ работают в секторе рынка, определенном законом, не подменяя функциональные обязанности силовых структур и правоохранительных органов. Во-вторых, основная масса руководителей НИБ и костяк трудовых коллективов – это выходцы из ФСБ, МВД, МО и ВПК, которые обладают высоким профессионализмом, хорошими организаторскими способностями, значительным научно-техническим потенциалом. В-третьих, НИБ как представителям малого и среднего предпринимательства более чем кому-либо понятны проблемы и возможности населения. В-четвертых, только представители малого и среднего предпринимательства в состоянии оперативно и гибко реагировать на изменение окружающей обстановки. В-пятых, НИБ способны отстоять интересы заказчика и активно противодействовать негативному административному и криминальному давлению.При создании комплексной системы безопасности муниципального образования задействованы не только научно-теоретические возможности НИБ, но и их организационный и технический потенциал.Вот неполный перечень функций, которые могут исполнять НИБ:- Участие в научно-теоретических разработках по проблемам обеспечения безопасности региональных и муниципальных образований;- Лоббирование вопросов безопасности в органах власти;- Участие в Программах обеспечения безопасности региональных и муниципальных образований;- Формирование и распределение на конкурсной основе «портфеля заказов» совместно с муниципальными органами власти;- Организация взаимодействия с органами МВД, в том числе при охране массовых общественных мероприятий;- Обеспечение населения товарами и услугами в области безопасности;- Защита прав потребителей товаров и услуг в сфере безопасности;- Организация взаимодействия с Торгово-промышленной палатой и Ассоциациями (гильдиями) производителей и продавцов товаров и услуг;- Страхование работ и услуг в сфере безопасности;- Проведение независимых экспертиз программ и проектов, работ и услуг в сфере безопасности;- Выполнение консалтинговых услуг;- Просвещение населения по вопросам личной и общественной безопасности;- Формирование общественного мнения по проблемам общественной и личной безопасности;- Обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области безопасности;- Защита интересов заказчика, противодействие негативному административному и криминальному давлению.Следующим шагом является создание цивилизованного регионального рынка товаров и услуг в сфере безопасности. Здесь большая роль отводится взаимодействию НИБ с региональными и муниципальными органами власти. Необходимый алгоритм уже выработан. Он подразумевает: объединение участников рынка по профилю деятельности с созданием ассоциаций (гильдий, союзов), добровольную аттестацию и аккредитацию ведущих участников рынка; объединение их в Межрегиональное общественное движение для защиты корпоративных интересов и прав потребителей; создание общедоступной инфраструктуры как источника соответствующей информации, товаров и услуг для всех желающих; развитие научно-методической и просветительской базы, а также обеспечение заказчика комплексным решением возникших проблем в рамках законодательства; включение юридических и физических лиц в комплексную систему безопасности муниципального образования и т.д. Работы по упомянутым направлениям уже начали осуществляться. Создана научно-практическая база Межрегионального общественного движения «Институты безопасности».Несколько слов о составе участников рынка услуг в сфере безопасности. Известно, что немалое количество руководителей коммерческих фирм пошло по пути создания своих СБ. Однако, только достаточно крупные фирмы в состоянии привлечь в них высококлассных специалистов. Сейчас на рынке действует немало мощных, подготовленных и проверенных временем охранных структур, включая Холдинг предприятий безопасности «ШЕРИФ». Ясно, что будущее в любой отрасли экономики за крупными специализированными структурами, имеющих достаточный ресурс для инноваций и масштабных проектов. Вклад НИБ в укреплении правопорядка зависит от установления нового качественного уровня отношений с органами МВД. В этой связи следует отметить следующее. Первое. Руководство МВД могло бы, при участии членов Консультативных советов при ГУВД регионов и краев, подготовить новые приказы и инструкции, регламентирующие порядок деятельности НИБ. Второе. Сейчас частные охранные структуры оказывают помощь органам правопорядка при охране массовых общественных мероприятий, как правило, на безвозмездной основе. Такой вид взаимоотношений имеет определенные экономические рамки и не позволяет расширить сферу деятельности частной охраны. Удивляет позиция отдельных руководителей государственных органов: получить как можно больше бесплатных услуг от рыночных образований. Это противоречит законам рынка и не способствует активизации деятельности НИБ. Одновременно ходят многочисленные разговоры о необходимости возрождения народных дружин. Видимо их главное достоинство – это якобы бесплатная работа на общество. Но и это не так. В СССР деятельность народных дружинников фактически оплачивали предприятия из своих средств. Кстати, народный дружинник в отличии от частного охранника при исполнении служебных обязанностей был защищен законом. В то же время, местные исполнительные органы могли бы использовать свои полномочия (льготная оплата коммунальных услуг, бесплатный проезд в транспорте и др.) для стимулирования активности частной охраны в укреплении общественного порядка. Не исключены и другие инициативы подобного рода.Пока работа в Щелковском районе набирает обороты, Холдинг предприятий безопасности «ШЕРИФ» совместно с ООО «НПП «Альт» (г. Фрязино) и ОКБ «Барк» (г. Москва) разработали технические предложения по комплексной защите Ногинских электрических сетей и газопроводов ЗАО «Щелковомежрайгаз». При этом предполагается объединить мониторинг технического состояния объектов с оперативным реагированием ремонтных, охранных и детективных служб. Результаты этой работы будут опубликованы в прессе.Статья опубликована в журнале «Мир безопасности», №2, 2003

Виктор Ананьев

Генеральный директор ООО ЧОП «Кондор-секьюрити»




Похожие по содержанию материалы раздела: Преступление и наказание Разработка урны-контейнера для защиты от ВУ в местах массового скопления Семь жестов, которые могут стоить вам жизни Джек Воробей и его коммандос Послесловие к Дню России Хищения сотовых телефонов по-прежнему остаются «головной болью» милиции Америка — страна пыточной демократии Абонент не доступен Города-побратаны "Бизнес и безопасность. Комплексный подход". Книга В.Н.Черкасова Защита авторского права в Интернете 4 способа нарушить закон и избежать наказания «Макарыч»: сравнительный анализ или просто PR? Перспективы использования биометрических технологий для защиты электронной подписи Тренировка в стрельбе по специальным поясным и ростовым мишеням Криминогенность среды затрагивает каждое десятое МП Диплом по секрету Методы и средства противодействия техническим способам разведки Полиция США и терроризм

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация