Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Выступление начальника Управления Департамента экономической безопасности ФСБ России Смирнова Виктора Михайловича



Содоклад начальника Управления Департамента экономической безопасности ФСБ России - Смирнова Виктора Михайловича.Смирнов В.М. Внимание органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации к частной детективной охранной деятельности объясняется необходимостью привлечения невостребованного потенциала этих структур к участию в изучении экономической безопасности страны. Они обладают значительными материально-техническими и кадровыми возможностями, информационными базами данных, развитой организационной структурой. Это может быть использовано для выявления, предупреждения и пресечения устремлений со стороны криминальных структур, на охраняемых ими объектах, получения информации в интересах борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, незаконным международным оборотом наркотиков, оружия и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, содействия проведению оперативно - розыскных мероприятий. А также при защите интеллектуальной собственности, государственной и коммерческой тайны.В федеральной целевой программе усиление борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 277, указано на необходимость для ФСБ России подготовки предложений по расширению возможности привлечения частных охранных или иных организаций к охране правопорядка, разработки и реализации комплекса мер по обеспечению действий защиты субъектов малого и среднего предпринимательства от посягательств со стороны криминальных структур. Ответственное подразделение за выполнение постановления Правительства определен Департамент экономической безопасности Федеральной службы России.Прежде всего, хочу отметить, что важным фактором в решении задачи обеспечения экономических интересов государства и локализации криминальных проявлений является создание системы всестороннего и качественного взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности государства и предпринимательства на основе партнерства. Процесс создания подобной системы на государственном уровне сталкивается с определенными трудностями. По-нашему мнению, среди наиболее серьезных из них можно выделить:  не признание негосударственной системы безопасности в качестве субъекта обеспечения экономической безопасности России,  отсутствие четкой законодательной основы, ее создание, развитие и функционирование, взаимодействие и координация с правоохранительными органами.Взаимодействие между правоохранительными органами и негосударственными предприятиями безопасности должно строиться на законодательном признании последних в качестве субъектов общей системы безопасности. Мы стремимся к тому, чтобы перспектива развития охранной и сыскной деятельности укладывалась в стратегию экономического развития государства и защиты его стратегических интересов.Наиболее актуальным сегодня представляется создание четкого взаимодействия правоохранительных органов государства с негосударственными предприятиями безопасности при решении следующих задач:  выявление устремления международных преступных организаций в экономический, финансовый, энергетический, научно-технический и продовольственный сегменты российского рынка;  содействие выявлению локализации внешних и внутренних угроз основным секторам национальной промышленности, в особенности в сфере добычи, и переработки, и постановки на экспорт стратегических сырьевых ресурсов; оказание содействия федеральным и местным органам исполнительной власти по реализации мер по обеспечению безопасности финансово-кредитной сферы страны; выявление незаконного вывоза капитала за рубеж, в том числе с использованием механизма преднамеренного или фиктивного банкротства; выявление и пресечение на каналах международных транспортных сообщений, контрабанда стратегических важных сырьевых товаров, оружие, взрывчатых и радиоактивных веществ, биологических ресурсов, технологии изделий двойного назначения, культурных ценностей,  борьба с терроризмом;  оказание содействия Правительству Российской Федерации по привлечению зарубежных инвестиций в отечественную промышленность и обеспечение безопасности крупных инвестиционных проектов, в том числе от криминальных устремлений;  усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией, в том числе в рамках реализации межведомственных комплексных операций по пресечению деятельности, наносящей ущерб государству;  наращивание совместных усилий по вытеснению с российского рынка охранных услуг со стороны структур, связанных с организованной преступностью; обеспечение защиты интересов отечественных производителей.Наша позиция состоит в том, чтобы взаимодействие с субъектами обеспечения экономической безопасности выходило на уровень государственных программ, и было направлено решение двух основных проблем: 1) выявление возможных угроз экономической безопасности государства, 2) выработка совместных мер по их предотвращению.В этой связи хотелось бы затронуть лишь некоторые наметившиеся тенденции функционирования негосударственных предприятий безопасности, которые учитываются органами ФСБ России при организации взаимодействия между субъектами экономической безопасности, к которому мы с полным основанием относим указанные структуры.Меняется отношение большинства государственных органов федерального уровня и государственных предприятий безопасности. То есть идет как бы признание их в виде партнеров. В настоящее время они располагают высокопрофессиональными кадрами, что позволяет наиболее крупными из них действовать в ряде случаев не менее эффективно, чем государственным спецслужбам, проводить в интересах заказчика сложные оперативные мероприятия, акции влияния, оказывать действенную помощь в подготовке некоторых категорий профессионалов для правоохранительных органов.В большинстве случаев возглавляют или замещают руководящие должности люди, прошедшие службу в Вооруженных Силах, правоохранительных органах, работавшие .в оборонных отраслях промышленности, располагающие широким кругом контактов в финансово-промышленных кругах, правоохранительных органах и в негативной среде. Их опыт и знания нашли свои применения в деятельности негосударственных служб безопасности, что, во-первых, позволит государству частично решить проблему их социальной адаптации в условиях трансформации государственных и общественных институтов. Во-вторых, в условиях ограниченности финансирования расходов на оборону и безопасность, создать предпосылки для использования потенциала сотен тысяч профессионально подготовленных управленцев, охранников, аналитиков и детективов в решении задач государственной важности.Поступающая из территориальных органов ФСБ информация свидетельствует о том, что наметилась устойчивая тенденция налаживания взаимодействия органов ФСБ и негосударственных служб безопасности по вопросам борьбы с терроризмом, организованной преступностью, шпионажем, экономическими преступлениями и коррупцией.Приказом ФСБ России от 12 декабря 1997 года создан консультативный совет при ФСБ России, объединяющий представителей крупных межрегиональных негосударственных структур безопасности и руководителей основных оперативных подразделений органов ФСБ. Целью создания совета явилось совершенствование взаимодействия органов ФСБ с негосударственными структурами безопасности, и использования их возможностей для оказания содействия государственным органам в обеспечении безопасности личности, общества и государства.Результатами взаимодействия явились совместные мероприятия по профилактике преступлений, путем склонения подозреваемых в их совершении к явке с повинной, получения информации о правонарушениях и преступлениях в финансово-кредитной сфере. А также мероприятия по ограждению и защите потерпевших от угроз со стороны организованных преступных группировок, совместное документирование преступной деятельности, путем оказания содействия органами безопасности проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, розыск и установление числящихся в федеральном розыске лиц, участие в операции «Вихрь-антитеррор». Маленький пример.В период проведения указанной операции мы провели инструктаж руководителей наиболее крупных охранных структур. Результатами этой работы стало предотвращение двух террористических актов в аэропорту «Шереметьево» 19 февраля и 30 марта этого года охранниками одного из предприятий, своевременно обнаруживших взрывные устройства. При поддержке по инициативе руководства ряда государственных правоохранительных органов, в ряде регионов созданы аналогичные по целям консультативные советы при ФСБ России организации.Так, например, при администрации Санкт-Петербурга образована комиссия по вопросам информационного обеспечения безопасности предпринимательства, которая проводит конкурсы на участие негосударственных предприятий по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в городе. Одновременно при МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области создан координационный совет, включая всех представителей органов внутренних дел, безопасности и негосударственных предприятий безопасности. При ГУВД города Москвы создан координационный совет, который по нашим данным активно работает, и в необходимых случаях привлекает возможные структуры, в него входящие, для охраны общественного порядка, в том числе и при проведении операции «Вихрь-антитеррор».В Республике Коми в прошлом году, по инициативе представителей органов внутренних дел, начато создание координационного комитета по взаимодействию МВД и частных охранных предприятий. Альтернативной формой их объединения вокруг государственных органов является создание при Московской торгово-промышленной палате гильдии негосударственных предприятий безопасности, обеспечивающей все виды защиты предпринимателей, начиная непосредственно от силового прикрытия до проверки, по ряду с ним партнеров, и информационно-аналитических прогнозов развития бизнеса.Для нас является принципиально важным, что между субъектами государственной правоохранительной системы, в лице органов ФСБ России и МВД России должны быть налажены конструктивные взаимодействия в вопросах оказания содействия и методической помощи негосударственным предприятиям безопасности, контроля за развитием негативных тенденций в их рядах, предупреждение правонарушений и преступлений среди персонала данных структур. Совместными решениями руководителей основных оперативных подразделений ФСБ и МВД России создана межведомственная рабочая группа, по координации деятельности и организации взаимодействия со структурами негосударственной безопасности.На региональном уровне осуществляются определенные взаимодействия территориальных органов безопасности и внутренних дел с положительно себя зарекомендовавшими негосударственными предприятиями, по вопросам получения информации о признаках экономических преступлений на объектах жизнеобеспечения региона, по охране объектов производства, добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов. Приведу некоторые примеры и направления взаимодействия.Правоохранительные органы получают упреждающую информацию от негосударственного предприятия по фактам и признакам преступлений, отнесенных к их компетенции. Так, службой безопасности коммерческих банков в Псковской области в органы МВД направлено ряд сообщений об обнаружении фальшивых денежных знаков и ценных бумаг, незаконное получение кредитов, злостных уклонений от погашения кредиторской задолженности. По некоторым материалам следственными подразделениями возбуждены уголовные дела.Службами безопасности коммерческих банков для Главного управления Центробанка по Вологодской области осуществлены мероприятия по предотвращению угроз устойчивой деятельности финансово-кредитной системы области. Полученная информация использовалась правоохранительными органами для пресечения фактов в нанесении ущерба экономическим интересам района. Подразделениями собственной безопасности одного из управлений ФСБ, с использованием возможностей отдельных негосударственных предприятий, неоднократно осуществлялись мероприятия по обеспечению физической защиты сотрудников и членов их семей. Используются материалы от негосударственных предприятий безопасности для привлечения виновных к уголовной ответственности.Так, на основании поступивших заявлений в правоохранительные органы Псковской области было задержано 15 человек из различных организованных преступных группировок. В Архангельской области, по материалам негосударственных предприятий безопасности, было возбуждено 23 уголовных дела и выявлено более 1100 административных правонарушений. Выявляются и пресекаются факты незаконного хранения и продажи огнестрельного оружия. В результате совместных органов сотрудников УФСБ по Вологодской области и службы безопасности акционерного общества «Север Газпром» изъято автоматическое оружие, огнемет, 517 патронов ККМ, 6 магазинов, гранаты РГД-5. Предотвращено 7 предпосылок чрезвычайных ситуаций на объектах газовой промышленности региона.Проводятся совместные учения на объектах жизнеобеспечения в регионах. В апреле 1999 года проводились совместные учения сотрудников ФСБ по Пермской области и одного из охранных предприятий по отработке взаимодействия антитеррористической защиты объектов повышенной экологической опасности. Изложенный фактический материал позволяет сделать некоторые выводы.Первое. В большинстве регионов наметилась объективная потребность в скорейшем объединении предпринимателей вокруг государственных структур для организации и эффективного взаимодействия.Второе. Возникновение и успешное функционирование консультативного совета при ФСБ России инициировало процесс создания на местах, аналогичных организационно-правовых форм объединений негосударственных предприятий безопасности, формирующихся при органах безопасности и внутренних дел.Третье. Негосударственные предприятия безопасности, ориентирующиеся в своей стратегии на оказание помощи государственному обеспечению экономической безопасности, в борьбе с криминальными проявлениями, по праву должны быть признанными элементами общей системы обеспечения национальной безопасности и субъектами взаимодействия с правоохранительными органами.Вместе с тем нам известно, что организованные криминальные структуры, коррумпированные лица в целях легализации своей противоправной деятельности, в том числе официального разрешения на приобретение и ношение огнестрельного оружия, подготовке боевиков, отмывания незаконно нажитых средств, создают собственные негосударственные предприятия безопасности, с помощью которых решают задачи в личных или корпоративных корыстных интересах. Совершают правонарушения и преступления, в том числе отнесенные к компетенции органов безопасности.Проникновение организованной преступности в ряды частных охранных сыскных структур дискредитирует негосударственную систему безопасности, личности и предпринимательской деятельности, в целом указывает на несовершенство механизма ее государственного регулирования. Из таких характерных правонарушений и преступлений, совершаемых представителями негосударственных структур безопасности, можно выделить следующие: Проведение законных сыскных мероприятий, с использованием специальных технических средств, для негласного получения информации.  Проведение визуального наблюдения и использование полученных материалов в качестве шантажа.  Выполнение заказов в сборе информации о частной жизни граждан.  Участие в акциях по оказанию физического воздействия на конкретных лиц.  Использование в качестве документов прикрытия, служебных заверений сотрудников правоохранительных органов, путем подкупа должностных лиц, получение доступа к оперативным учетам и информационным базам данных государственных органов.  Использование в качестве предмета шантажа оперативных и следственных материалов, имевшихся у бывших сотрудников со времени увольнения их из правоохранительных органов.Отечественные финансово-промышленные группы и отдельные олигархи пытаются с помощью служб безопасности решать корпоративные и личные задачи, в том числе в сфере столкновения политических интересов, для чего привлекают высокооплачиваемых топ менеджеров лицензирующихся в сфере внешнеэкономической деятельности, кредитно-финансовой системе, системе налогообложения, защиты коммерческой информации и других.Необходимо ограничить возможности, олигархических финансово-промышленных группировок по созданию собственных неподконтрольных государственных силовых структур. В этих целях, считаем целесообразным, рассмотреть вопрос, о запрете создания служб безопасности при юридических лицах.В последнее время отдельные должностные лица в органах власти, некоторые общественные деятели активно выступают за существенное ограничение прав негосударственных структур безопасности, запрещение им заниматься детективной и информационной деятельностью. В средствах массовой информации появляются статьи, в которых говорить о том, что половина людей задействованных в охранном бизнесе являются преступниками, и они представляют угрозу для общества. Мы с этим не совсем согласны.Да. Со стороны некоторых сотрудников негосударственных служб безопасности допускаются правонарушения, в том числе и серьезные. Но подавляющее большинство людей, занятых этой деятельностью, являются порядочными и честными людьми, работавшими ранее в правоохранительных органах и Вооруженных Силах. Этот вывод сделан, исходя из имеющейся у нас практики взаимодействия. Конечно, проще будет действовать запретительными мерами. Гораздо сложнее наладить взаимодействие, наладить контакт и получить результат, который интересен для правоохранительной системы.У нас такой опыт есть, и поверьте мне, когда налажены конструктивные взаимодействия, результаты будут очень серьезные. Мировой опыт также показывает, что с одной стороны зарубежные страны активно используют в сфере экономической безопасности своих стран силы и средства частных охранных сыскных ассоциаций и объединений. С другой - многолетняя практика США, Германии и других стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что проблема обеспечения экономической безопасности страны комплексно может быть решена только при использовании возможностей негосударственной структуры безопасности. В любой цивилизованной стране проверка партнеров по бизнесу в порядке вещей. Скажем, без справки сам на себя, это анкета на 20 листах, большинство солидных банков США просто не откроют счет на юридическое лицо, на физическое лицо без кредитной истории невозможно открыть кредитный счет. В России нет практики, да и возможности нет заполнять подобные анкеты. Таким образом, встает вопрос, как проверять партнеров по бизнесу, избежав при этом так называемых разборок. Не состоятельны ссылки на то, что ... предприятия трудно контролировать, они нарушают законодательство. Видимо, проблема в том, что надо наладить серьезный контроль за их деятельностью. Запрет на такую деятельность как, иначе говоря, проверку партнеров, приведет к тому, что фирмы уйдут под юрисдикцию другой деятельности, камуфлируя ту же работу под маркетинговую, консалтинговую, журналистские расследования, а по сути дела будут заниматься тем же самым. Аналогично можно сказать и об информационной деятельности указанных структур. Не секрет, что серьезная структура безопасности имеет мощные аналитические подразделения и задачи вот наших правоохранительных органов - использовать их возможности в наших интересах.Хочется в заключении отметить, что большинство предложений и дополнений, направленных Федеральной службой безопасности России в Государственную Думу, пока не нашли своего отражения в документе, рассматриваемом в Комитете по безопасности. В частности, предложенные проекты правовых норм по совершенствованию лицензирования негосударственных охранных организаций, в статью 9, которая называется: «выдача лицензий юридическим лицам». Это включение органов ФСБ в процесс согласования и выдачи органами ОВД лицензий структурам, планирующим собственную деятельность по договорам с иностранными, юридическими, физическими лицами, а также службам безопасности иностранных компаний, действующих на территории России, и российских компаний, учрежденных иностранными юридическими и физическими лицами. Это связано с тем, что анализ материалов в практике органов ФСБ свидетельствует об активизации деятельности в предпринимательском секторе российской экономики иностранных частных структур и их представительств, вовлеченных в промышленный шпионаж с позиции крупных зарубежных корпораций, специализирующихся в области материально-технического обеспечения, частной охраны и детективной деятельностью. Сбор и распространение деловой информации, предоставляющие консалтинговые и иные услуги. К работе у них привлекаются бывшие действующие сотрудники спецслужб и полицейских органов, которые используются иностранными разведками для решения своих специфических задач. Отказывать в выдаче лицензии на осуществление деятельности структурам, создаваемым с прямым или определенным участием иностранного капитала, или учреждаемого гражданами, ранее осужденными за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Очевидно, что применение этой нормы позволило бы контрразведке оперативно отслеживать ситуацию и расширить возможность самих органов, в том числе в вопросах об обеспечении экономической безопасности государства.Не отражено в документе наше предложение о закреплении законодательном уровне возможностей привлечения негосударственных служб безопасности к борьбе с террористическими проявлениями. Вот, как маленький пример. Одна из структур безопасности охраняет подземные коммуникации в Москве, ну, не все, ну, частично. Представьте, вот если такую организацию оставить без внимания, там можно и к пол-Москвы подойти, к любому объекту. Как и другие важные предложения, затрагивающие напрямую интересы государства и наше ведомство, вышеперечисленные предложения рабочей группы учтены не были. В связи с этим мы хотели бы, чтобы при доработке законопроекта, предложения, поступившие в ФСБ, были рассмотрены и учтены. Надеемся, что сегодняшние слушания позволят глубже взглянуть на существующие в этой сфере проблемы, выработать оптимальные правовые формы взаимодействия рассматриваемых субъектов, наметить пути повышения эффективности и использования правоохранительными органами возможностей данных структур в вопросах обеспечения безопасности России. Спасибо за внимание.

Начальник Управления Департамента экономической безопасности ФСБ России Смирнов Виктор Михайлович




Похожие по содержанию материалы раздела: Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Оружие «в законе» Упреждающие беду О сотрудничестве ОВД с частными охранно-сыскными структурами Криминальный, новый год – правдивые истории Основные направления построения системы корпоративной безопасности компании Правительство ведет пять войн на поражение ИЗ ПЕРВЫХ УСТ (ФЛЕЙТА ДЛЯ ИЗВИЛИН) "Лаборатория Касперского" анализирует последствия последней эпидемии ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНЫХ БЮРО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Горничных представить к наградам "Рекомендации по психологии общения с работниками контролирующих органов" Комментарии к Инструкции о порядке проведения оперативно -розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции. Конструкторско-оружейному центру "Ижмаша" скоро 70 лет ВТОРОЙ ПОЯС БЕЗОПАСНОСТИ Использование лазерных целеуказателей УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Президентов США охраняют от террористов и мессий

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация