Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Школа и безопасность



Безопасное функционирование объекта (в т.ч. и школы) заключается в создании условий, при которых возможно и реально осуществляется плановая работа персонала объекта, надлежащее функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного производственного процесса. В соответствии с Законом РФ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.02: «Риск – вероятность причинения вреда. Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда».За критерии опасностей, за недопущение которых отвечает администрация объекта, можно принять противоправность и степень угрозы жизни и здоровью, имущественным интересам.Обезопасить объект от всех видов опасностей (угроз) на 100% практически невозможно. Задача администрации заключается в создании надлежащих условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности (противопожарные, строительные, нормы при проведении учебных занятий и т.д.). Анализ вероятных угроз (для типовых учебных заведений) позволяет разработать примерный перечень мероприятий по обеспечению безопасности.Так для учебного заведения актуальны следующие мероприятия:1. Охранные: Обеспечение контрольно-пропускного режима; Охрана имущества школы; Охрана имущества учеников (гардероб); Контроль состояния технических средств охраны (ТСО); Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.2. Организационно-технические: Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей; Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»; Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.3. Профилактические: Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС; Периодические осмотры охраняемого объекта; Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.

За соблюдение мер безопасности на занятиях отвечают руководители таких занятий. За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. Нанимая для охраны специализированную стороннюю организацию, директор школы остается лицом, отвечающим за безопасность функционирования учебного заведения в целом. Охране поручается осуществлять ограниченные функции по обеспечению безопасности.Даже беглый анализ предполагаемых мер, позволяет предположить, что весь этот комплекс мероприятий должен организовывать специалист (или человек со специальной подготовкой), а непосредственно осуществлять их могут только профессионалы. Тем более что оказание охранных услуг на договорной основе – это прерогатива только правоохранительных органов (ОВО) или частных охранных организаций.Попробуем встать на место руководителя школы и задаться некоторыми вопросами о безопасности.

1. Кто может охранять школы?

Осуществлять охрану школ можно тремя основными способами:1. Силами сторожей, находящихся в штате школы. В должностной инструкции сторожа отражают его функции, задачи, перечень охраняемого имущества, помещений и др. Стоимость такого способа охраны влияет на качество охранных мероприятий, но больше зависит от личностных особенностей работника и степени контроля за ним со стороны руководства. Осуществлять контрольно-пропускной режим, проводить профилактические осмотры помещений силами сторожевой охраны малоэффективно.2. Привлечение на возмездной договорной основе милицейской охраны (отдела вневедомственной охраны при ОВД – далее ОВО). ОВО имеет право охранять имущество и обеспечивать общественный порядок на основе Закона РФ «О милиции».3. Заключение возмездного договора с частным охранным предприятием. По действующему Законодательству, оказание охранных услуг – это лицензируемый вид деятельности. Лицензию выдает МВД, контроль за деятельностью лицензиатов осуществляют органы лицензионно-разрешительной работы (далее ОЛРР). Для оказания услуг охраны создаются специализированные юридические лица – «частные охранные предприятия» (далее ЧОП). В зависимости от задач, стоящих перед заказчиком выбирается способ обеспечения безопасности объекта охраны.Если необходимо защищать жизнь и здоровье учеников, учителей, охранять классы с дорогостоящим оборудованием, контролировать системы охранно-пожарной сигнализации, осуществлять контрольно-пропускной режим на территорию школы, осматривать помещения на предмет наличия взрывоопасных предметов и т.д. директор школы должен обратиться к профессиональной охране (ЧОП или ОВО). Если необходимо только контролировать наличие сменной обуви у школьников на входе, видимо достаточно сторожа или дежурных старшеклассников.В любом случае оказывать охранные услуги на возмездной договорной основе разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.

2. Кто может заключать договор на охрану школы?

Заключать договор с ЧОП или ОВО может только надлежащая сторона – уполномоченный представитель общеобразовательного учреждения (директор школы). Родительский комитет, попечительский совет школы, другие органы общественного контроля могут выступать только в качестве благотворителя или «инвестора» (третья сторона в договоре на охрану или добровольный источник благотворительной помощи школе). Заключение договора на охрану с ненадлежащей стороной, является прямым нарушением требований Закона и делает такой договор недействительным для ЧОП.Представитель «инвестора» (родительского комитета, попечительского совета) должен иметь полномочия подписывать такой договор, подтвержденные выпиской из протокола общего собрания соответствующего общественного органа. Возможно зачисление средств, собранных попечительским советом, родительским комитетом, на расчетный счет школы для последующей оплаты услуг охраны. В этом случае договор на охрану будет двухсторонним, школа – Заказчик, ЧОП – Исполнитель.Исполнителем по договору охраны может быть только ЧОП (имеющий лицензию) или ОВО. Оказание охранных услуг без лицензии, а так же оказание таких услуг любыми физическими лицами на индивидуальной основе запрещено законом. Кроме того, перечисление школой денег за охрану предприятиям, не имеющим соответствующую лицензию, рассматривается налоговыми органами как ненадлежащие платежи, не входящие в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

3. Какие требования предъявляет Законодательство РФ к охранным услугам?

Если директор школы заключил договор на охрану с ОВО, требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются договаривающимися сторонами. В МВД установлены типовые (для ОВО) договора на охрану. В большинстве случаев в обязанности ОВО входит поддержание общественного порядка в районе поста милиционера. Зачастую в таком договоре отсутствуют конкретные обязанности милицейской охраны по сохранности какого-либо имущества заказчика. Распространены договора долевого финансирования постов милицейской охраны, в этом случае, ответственности сотрудников ОВО за хищение имущества не возникает. Сотрудник милиции по такому договору наблюдает за обстановкой вокруг своего поста и если обнаруживает признаки правонарушения, вызывает группу немедленного реагирования или по возможности самостоятельно пресекает противоправные действия (в т.ч. применяя оружие и спецсредства).Использование вооруженной охраны в школе запрещено. Для выполнения договорных обязательств ОВО использует сторожевой способ (ВОХР). На должности сторожей ВОХР принимают, в основном, граждан пенсионного возраста. Такая охрана в 2-3 раза дешевле, чем с привлечением вооруженных милиционеров. ОВО имеет возможность оборудовать школу «тревожной кнопкой» и обеспечить прибытие вооруженного наряда в случае получения сигнала тревоги.Договор с ЧОПом может быть заключен только на услуги, предусмотренные ст.3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а именно:1. Защита жизни и здоровья граждан.2. Охрана имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке.3. Подготовка рекомендаций клиентам по правомерной защите от противоправных посягательств.4. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание охранно-пожарной сигнализации.5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

ЧОПам по Закону предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т.ч. и на договорной основе.При составлении договоров с ЧОПами необходимо руководствоваться гл.39 ГК РФ, ст.9 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и рекомендациями УЛРР ГУВД г. Москвы. Полномочия, предоставленные ЧОПам Законами РФ, позволяют Заказчику (директору школы) обязать сотрудников охраны выполнять полный комплекс охранных мероприятий по обеспечению безопасности.Объем и качество охранных услуг в этом случае установлены не только волей договаривающихся сторон, но и Законодательством РФ. Так по Закону ЧОП обязан иметь с каждым клиентом письменный договор, в котором обязательно отражаются сведения о ЧОП, № лицензии, содержание поручения Заказчика, сроки выполнения охранных мероприятий, примерная сумма расходов охраны по договору, меры ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей охраны. Обязательно предоставление письменного отчета клиенту о результатах охранных мероприятий, который хранится в течение 3-х лет в ЧОП. Таким образом, в вопросе заключения договора с ЧОП Законодатель строго регламентировал содержание его основных частей, тем самым, создав дополнительные гарантии соблюдения интересов Заказчика охранных услуг.Стоимость охранных услуг различается в зависимости от их качества. Крупные ЧОПы предоставляют, как правило, весь комплекс услуг: от защиты жизни и здоровья граждан до монтажа и эксплуатации охранно-пожарной сигнализации.Охранники ЧОП при выполнении обязанностей по договору должны быть в форме, утвержденной в УЛРР ГУВД г. Москвы. В инструкции по охране объекта (приложение к договору охраны) обязательно содержатся обязанности охранника с описанием его действий при чрезвычайных ситуациях. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение в специальных школах и имеющие удостоверение охранника, выданное органами внутренних дел. Если охрана использует специальные средства, сотрудник ЧОП обязан знать статьи законов, регламентирующих применение таких средств. Закон обязывает охранника проходить периодические проверки в ОВД.По договору о взаимодействии с ОВД, сотрудник ЧОП должен иметь связь с местным отделом внутренних дел (телефонную или радиосвязь). В рамках этого договора, руководителю ЧОП доводится необходимая информация о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы).Если в договоре есть пункт об обязанностях ЧОП периодически готовить рекомендации по обеспечению безопасности, такие рекомендации должны носить характер обязательных мероприятий по недопущению противоправных посягательств в отношении клиента (школы), в т.ч. по недопущению террористических актов, захвата заложников и хищения охраняемого имущества.При проведении массовых мероприятий в школе (утренники, дискотеки, концерты и др.), ЧОП имеет возможность обеспечивать порядок, в соответствии с предоставленным ему Законом правом и договором. Для этого целесообразно предусмотреть выделение дополнительного количества охранников по заявке Заказчика.Крупные ЧОП имеют возможность оборудовать охраняемые объекты системами охранно-пожарной сигнализации, видео комплексами, а так же реагировать на тревожные сигналы, силами мобильного наряда охраны.Выставление поста охраны ЧОП, должно обязательно сопровождаться письменным уведомлением об этом в местный отдел ЛРР (УВД). Наличие на посту копии такого уведомления с отметкой УВД, также обязательно.

4. Кто может контролировать деятельность охраны?

Если договор заключен с ОВО, все претензии по поводу качества охранных услуг могут быть направлены руководителю конкретного отдела (с которым заключался договор) или в вышестоящий отдел ОВО при УВД, ГУВД и т.д. Другой инстанцией может быть арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от предмета спора. Однако, учитывая, что в обязанности ОВО часто не входят обязательства охранять что-либо конкретно и отсутствие (кроме по ГК РФ) законных специальных требований к договору на охрану, судиться с ОВО достаточно проблематично.Контроль за деятельностью ЧОП регламентирован Законами РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об оружии» и другими нормативными актами.Директорам школ перед заключением договоров на охрану можно рекомендовать придерживаться типовых форм, разрабатываемых в Департаменте образования г. Москвы, с учетом требований УЛРР ГУВД г. Москвы. Можно так же руководствоваться типовой инструкцией охране, которая содержит основные охранные мероприятия по обеспечению безопасности объекта (школы) и обязанности охранников на посту (разработана в УЛРР ГУВД г. Москвы).Родительские комитеты (попечительские советы) финансирующие охрану школы по договору, вправе контролировать качество услуг, предоставляемых ЧОПом. Если руководство школ и представители родительских комитетов будут знать требования Закона к ЧОПам, то их своевременный сигнал руководителю УЛРР ГУВД (УВД) о выявленных нарушениях, может стать достаточным рычагом давления на нерадивые охранные предприятия. Проверка деятельности ЧОП в этом случае может привести даже к аннулированию его лицензии. При отсутствии бюджетного финансирования охраны школ, руководство Департамента образования имеет достаточные основания и возможности для контроля за качеством охранных услуг:1. Разработка типовых документов по охране школ (в т.ч. договор на охрану, требования к ЧОП, к сотрудникам ЧОП, к обязанностям охранников и др.).2. Подбор ЧОПов с учетом мнения ГУВД, УВД, координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД округов г. Москвы.3. Обращение в УЛРР ГУВД г. Москвы с просьбой проверить деятельность ЧОП (в случае выявления нарушений со стороны ЧОП).4. Опубликование в СМИ информации о деятельности ЧОП по охране учреждений образования. Анализ эффективности работы ЧОП по охране школ в целом по городу, округу.5. Разработка и утверждение положения о попечительских советах школ, с описанием порядка финансирования охранных мероприятий.

5. Стоимость охранных услуг.

По вопросам оплаты охраны городских объектов за счет бюджета г. Москвы, Правительство столицы издавало распоряжения, регламентирующие стоимость охранных услуг. Каких-либо норм оплаты для учреждений образования не установлено.Так при охране объектов строительного комплекса силами ОВО, разрешено тратить 82 тыс. руб. на один круглосуточный пост в месяц.На охрану подъездов жилых домов сотрудниками ЧОП, разрешено тратить 26 500 руб. (без оружия) и 31 500 (с оружием) при круглосуточной работе в месяц.Сложившийся уровень цен в крупных ЧОПах – 40-60 тыс.руб. за одного квалифицированного охранника (при суточном режиме) в месяц. Маленькие ЧОПы, не платящие налоги и берущие наличными из рук родительских комитетов, обходятся школам меньше - 15-20 тыс.руб. за одного охранника (круглосуточно) в месяц.Разница объясняется просто – не платят установленные налоги в бюджет. Школе выгодно, но качество таких услуг бывает очень низкое, и ответственность такие ЧОПы несут только на словах, т.к. зачастую работают без договора и лицензии. Есть случаи воровства имущества школ такими «не дорогими» охранниками и совершения других, более серьезных нарушений.При утверждении бюджетного финансирования охраны школ, появятся законные основания проведения тендеров по отбору ЧОПов и контроля за качеством охранных услуг.

Кроме того…

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранником можно стать только после окончания специального негосударственного образовательного учреждения (НОУ).Разрабатывает программы обучения, выдает лицензию и контролирует их деятельность Министерство образования РФ в порядке, согласованном с МВД, Министерством здравоохранения и Министерством финансов. Используя данные полномочия, Министерство образования (и его органы) могут эффективно влиять на учебный процесс и качество подготовки в таких НОУ. Сотрудники ЧОП, работающие в школах, например, могли бы проходить обязательную специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.В настоящее время Департамент Образования г. Москвы уделяет особое внимание организации безопасного функционирования учебных заведений.Проводится анализ эффективности охраны, разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность охраны при работе в учреждениях образования.В Москве при ГУВД создан и более 3-х лет действует Координационный Совет по взаимодействию с охранно-сыскными структурами. Если у руководителей учебных заведений возникнут вопросы по проблеме безопасности, эксперты КС постараются помочь найти ответы на них (телефон Секретариата КС ГУВД г. Москвы 246-14-02, 208-70-40).

Олег Завалюев, президент Некоммерческого партнерства "Центр-1"




Похожие по содержанию материалы раздела: 4 способа нарушить закон и избежать наказания «Макарыч»: сравнительный анализ или просто PR? Перспективы использования биометрических технологий для защиты электронной подписи Тренировка в стрельбе по специальным поясным и ростовым мишеням Криминогенность среды затрагивает каждое десятое МП Диплом по секрету Методы и средства противодействия техническим способам разведки Полиция США и терроризм Применение современных информационных технологий: в правоохранительной практике, преступной деятельности и психическом разврате "Практические рекомендации руководителям частных охранных организаций" Практические рекомендации руководителям частных охранных предприятий "Третий глаз" в информационной системе Из выступления Генерального директора "Ассоциации "Шериф" в Госдуме РФ Энциклопедия курьезов и необычных фактов В Новый год ... без пожаров! Информационно-аналитические материалы по вопросу обеспечения защиты от технических средств разведки Положения о разведывательном и контрразведывательном отделах СБ (Приложения 3 и 4) Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в столице

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация