Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Размышления о законопроекте "О коммерческой тайне"



Законопроект "О коммерческой тайне", разработан Минпромнауки России совместно с Минатомом России, Гостехкомиссией России и Роспатентом. Он внесен Правительством РФ, и принят в первом чтении Госдумой.Этот законопроект определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне и предусматривает правовое регулирование основных вопросов при использовании такой информации и охрану ее конфиденциальности.Он также устанавливает законодательные ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне и обязывает предоставлять информацию, являющуюся коммерческой тайной, органам госвласти, суда и прокуратуры в случае возникновения такой необходимости. Законопроект предусматривает ответственность за нарушения законодательства о коммерческой тайне.Принятие настоящего законопроекта, по мнению его авторов, позволит создать правовые условия для эффективного функционирования в РФ рынка товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. Законопроект также призван активизировать использование в коммерческих целях различного рода "секретов производства", типа программ для ЭВМ и баз данных, которые не целесообразно охранять исходя из условий конкуренции на рынке.Законопроект "О коммерческой тайне" направлен на консолидацию законодательства РФ о коммерческой тайне, его развитие и дополнение, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации - соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности /ТРИПС/ и устраивает всех заинтересованных лиц.

То, что подобный закон необходим, что без правомерной регламентации вопросов и отношений, связанных с информацией, охраняемой в режиме коммерческой тайны, будут существенно ограничены возможности экономического развития России и вступления в ВТО - это очевидно. В тоже время, в законопроекте ощущается не проработанность ряда моментов. Для хозяйствующих субъектов наиболее привлекательны положения законопроекта о возможных правах собственника/владельца/обладателя информации в отношении третьих лиц. В этом аспекте для нас очевидно, что на правовую/судебную систему государства возлагается нереализуемая задача в части декларируемого права обладателя на не использование информации третьими лицами без его согласия. Сама информация – совокупность данных, символов, знаков, в силу своей не материальности и возможности передачи существа/сути информационного блока различными путями и формами не может являться предметом рассмотрения без изначальной ее идентификации. Как, например, это сконструировано в патентном праве, когда предметом разбирательства (критерием сравнения) служит формула, предварительно зарегистрированная в уполномоченном государственном органе.В суде, в силу отсутствия предварительной фиксации в независимом органе и синонимичности любого языка, невозможно будет доказать что передавалась именно эта информация, а не другая.

В качестве примера возможной коллизии и неразрешимости существа дела с использованием предлагаемого законопроекта рассмотрим реальные разногласия владельцев товарных знаков «Лесной бальзам» и «Кедровый бальзам», которые разворачиваются в настоящее время. Оба знака зарегистрированы, но концерн "Калина", владелец товарного знака "Лесной бальзам", утверждает, что "Кедровый бальзам", владельцем которого является компания "Торн-Косметик", сходен до степени смешения с их знаком. Если рассматривать вопрос с точки зрения родового признака, то кедр один из видов деревьев, произрастающих в лесу, тайге, роще. Следующий возможный вариант, развивающий образ природных живительных сил - «Таежный бальзам». Но в законе о «товарных знаках и знаках обслуживания» присутствует механизм разрешения подобного спора в отношении однородных товаров – при помощи опросов потребителей выявить факт наличия или отсутствия смешения образов в сознании потребителя в отношении этих товарных знаков. Если предположить, что один из знаков, до регистрации, охранялся в режиме коммерческой тайны, а после регистрации другого были предъявлены претензии и требование не использования, то в предложенном законопроекте нет никаких способов, позволяющих разрешить данное противоречие.Именно поэтому, необходимо предусмотреть или детальное определение понятия «информация» для цели идентификации ее в ходе судебного разбирательства, что невозможно в рамках предлагаемого подхода, либо не конструировать подобные правовые акты, где в качестве предполагаемого предмета рассмотрения присутствует то, что невозможно однозначно определить.

Разработчики законопроекта, в качестве обоснования, источника права определяющего возможность создания/формирования такой юридической конструкции указывают не на обычаи делового оборота, сложившиеся в РФ, а на положения международных договоров, участницей которых является, или планирует быть Россия. В частности, "Многосторонних торговых соглашений", "Торговых соглашений многостороннего характера", "Генерального соглашения по тарифам и торговле", являющихся неотъемлемой частью Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации и имеющих обязательную силу для всех Членов ВТО, куда Российское сообщество втягивается необратимым процессом Глобализации мировой торговли.В отношении состава информации, которая может выступать в качестве закрытой информации (коммерческой тайны) и которая может быть объектом исключительных прав в правоотношениях, так же предусмотрены действенные ограничения в виде следующих критериев:- общеизвестности и легко доступности в получении;- коммерческой ценности, определяемой ее секретностью;- обязательностью сохранения и отслеживания режима секретности.Таким образом, не любая информация и не в любых условиях применения может выступать как объект правоотношений с точки зрения ограничения прав третьих лиц. В рассматриваемом законопроекте отсутствует ограничение по первому пункту.

Заключение. 1. Предложенный вариант законопроекта о коммерческой тайне не вносит ясности в отдельные аспекты, связанные с обращением в гражданском обороте информации, содержащейся в режиме коммерческой тайны;2. Ряд положений прямо противоречит положениям международных договоров;3. Большая часть вопросов, связанных с введением в хозяйственный оборот информации, сохраняемой в режиме коммерческой тайны, регламентирована уже существующими нормами в различных законодательных актах РФ;4. Вопросы, которые не регламентированы в существующих нормативных актах, предложенный законопроект не решает.

Полный текст материала читатели смогут найти на сайте www.intellect-patent.ru

А. Ханкевич Руководитель отдела специальных программ ЗАО «Интеллект»




Похожие по содержанию материалы раздела: Криминогенность среды затрагивает каждое десятое МП Диплом по секрету Методы и средства противодействия техническим способам разведки Полиция США и терроризм Применение современных информационных технологий: в правоохранительной практике, преступной деятельности и психическом разврате "Практические рекомендации руководителям частных охранных организаций" Практические рекомендации руководителям частных охранных предприятий "Третий глаз" в информационной системе Из выступления Генерального директора "Ассоциации "Шериф" в Госдуме РФ Энциклопедия курьезов и необычных фактов В Новый год ... без пожаров! Информационно-аналитические материалы по вопросу обеспечения защиты от технических средств разведки Положения о разведывательном и контрразведывательном отделах СБ (Приложения 3 и 4) Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в столице

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация