Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

О новом правовом статусе служб безопасности коммерческих предприятий



В настоящее время существование и деятельность служб безопасности (далее СБ) регулируется на основе ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»:

Статья 14. Охранно - сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно - правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно - сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее - службы безопасности).

Добавлено: Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Исключено: Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить лицензии в соответствии с положениями статей 4, 6, 11 и 12 настоящего Закона, руководствоваться иными его требованиями и действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензий и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для частных детективов и охранников.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Примечание: После внесения поправок в данных статьях (ФЗ –15 от 10.01.03) исключены и добавлены эти слова.

В соответствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были приняты Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной (и сыскной) деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 600 от 14.08.02. Негосударственная (частная) охранная деятельность и негосударственная (частная) сыскная деятельность лицензируются отдельно.Лицензирующий орган (МВД) выдает лицензии на охранную деятельность только специально созданным для этого юридическим лицам (ЧОП). Лицензия на сыскную деятельность может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Налицо правовая коллизия. Один Закон разрешает создавать СБ в составе коммерческого предприятия для осуществления некой «смешанной охранно-сыскной деятельности», другой закон запрещает СБ заниматься охранной (сыскной) деятельностью, так как СБ не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и соответственно не может получить лицензию на охранную и сыскную деятельность. Любопытно, что некую «охранно-сыскную деятельность» СБ могут осуществлять в интересах только собственной безопасности учредителя. (Внимание: учредителя! Физического лица или юридического лица).

СБ функционирует на основе Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения (т.о. если фирма учреждена в г. Энске - устав СБ должен быть согласован с ОВД г. Энск).

Не определенность и противоречивость правового статуса СБ заключается в следующем:1. В соответствии с Законом РФ «Об оружии» служебное оружие выдается только юридическим лицам с особыми уставными задачами (ЧОП). СБ – не юридическое лицо. Таким юридическим лицом не является и фирма, в составе которой есть обособленное подразделение – СБ. Особые уставные задачи предполагают исключительные виды деятельности (охрана, сыск), осуществлять любые другие виды деятельности таким юридическим лицам запрещено. Персональная ответственность за используемое оружие несет руководитель юридического лица, на которое оформлено разрешение на оружие. СБ таким юридическим лицом не является, а руководитель СБ не может нести персональную ответственность за оружие. Руководитель фирмы (имеющей СБ) не может получить разрешение на оружие для СБ.2. Охранной или сыскной деятельностью могут заниматься только юридические лица или индивидуальные предприниматели и только на основании выданных МВД лицензий.СБ такие лицензии получить не может, а следовательно нет оснований осуществлять лицензируемые виды деятельности (охранная и сыскная).Если в обязанности сотрудников СБ будут входить охранные и сыскные функции и они будут их осуществлять без «лицензии» (для СБ), эти действия будут подпадать под санкции ст. 2016 КоАП РФ «Незаконная охранная и детективная деятельность».3. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к охранной и сыскной деятельности (по Постановлению Правительства РФ № 600 от 14.08.02) исходят их того, что такая деятельность – это «оказание услуг на возмездной договорной основе». Таким образом, необходимым условием при охране (сыске) является наличие письменного возмездного договора между субъектом охранной (сыскной) деятельности и его клиентом. СБ таким субъектом не является и услуги за деньги оказывать не может. По закону СБ может осуществлять только деятельность в интересах собственной безопасности учредителя. Если учредитель физическое лицо, то СБ должно обеспечивать безопасность исключительно этого лица, но не его фирмы, родственников или друзей. А если учредителей много или среди них будут юридические лица (в т.ч. иностранные)? Вопросы без ответа! В ст. 14 Закона указано: «предприятия…. вправе учреждать обособленные подразделения…». Обособленные подразделения невозможно учреждать, а если какое-либо предприятие решит учредить другое юридическое лицо, то для оказания охранных услуг такое юридическое лицо должно получить в МВД соответствующую лицензию.4. Проверка лицензионных требований и условий, предъявляемых к охранной (сыскной) деятельности предполагает санкции (приостановление действия лицензии на срок до шести месяцев и даже аннулирование лицензии по суду).СБ выполняет лицензируемые виды деятельности (охранные и сыскные) на основе согласованного в ОВД устава. Устав (однажды согласованный) нет никаких правовых оснований ни «отозвать», ни «отменить», ни «аннулировать».Таким образом, нарушен принцип подконтрольности для МВД.5. Формально СБ осуществляют некую особую смешанную (охранно-сыскную, смотри ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») деятельность. Такая деятельность вообще нигде не описана и не подлежит лицензированию. Работать только на основании устава (по букве закона) возможно, но получить служебное оружие нельзя. В настоящее время СБ работают скорее «по инерции». Милиция выдает сотрудникам СБ удостоверения охранников и другие документы на основании старых инструкций МВД, которые потеряли свои законные основания. При любой «проверке с пристрастием» закрыть СБ не составит труда.

Выводы:- отсутствие четких правовых основ, регламентирующих деятельность СБ несет угрозу быть закрытым в любой момент (по желанию или по случайному стечению обстоятельств);- при наложении санкций на СБ доказать правомерность своих действий в судах сотруднику (руководителю) СБ будет очень сложно и дорого;- регистрация ЧОП (как запасного варианта) позволит минимизировать потери при ликвидации СБ и не допустить снижения уровня безопасности фирмы в переходный период;- работа фирмы со «своим» ЧОПом позволит относить затраты на охрану в состав себестоимости и охранять свое имущество на законных основаниях.

И последнее, некоторые руководители СБ видят в создавшейся ситуации злой умысел неких «лоббистов от ЧОП». Наивно полагать, что такому «лобби» (если бы оно и было) под силу принять Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ № 600 от 14.08.02 и поправки в десятки федеральных законов. Именно после принятия этих новых нормативных актов и изменилось правовое положение СБ. И уже совсем невероятными выглядели бы надежды ЧОП взять под охрану объекты, ранее охранявшиеся службами безопасности.

Подготовлено НП «Центр-1»




Похожие по содержанию материалы раздела: Методы и средства противодействия техническим способам разведки Полиция США и терроризм Применение современных информационных технологий: в правоохранительной практике, преступной деятельности и психическом разврате "Практические рекомендации руководителям частных охранных организаций" Практические рекомендации руководителям частных охранных предприятий "Третий глаз" в информационной системе Из выступления Генерального директора "Ассоциации "Шериф" в Госдуме РФ Энциклопедия курьезов и необычных фактов В Новый год ... без пожаров! Информационно-аналитические материалы по вопросу обеспечения защиты от технических средств разведки Положения о разведывательном и контрразведывательном отделах СБ (Приложения 3 и 4) Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в столице

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация