Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Антитеррористические меры против АВТОМОБИЛЬ-БОМБЫ



Как показал анализ террористических актов, совершенных в последнее время за рубежом и в нашей стране, сегодня увеличивается количество случаев использования автотранспортных средств в качестве «автомобиль - бомбы» (далее АБ), наносящих значительные людские, материальные и моральные потери.За последнее время указанным способом совершено немало дерзких террористических актов в нашей стране и за рубежом. Почти одновременно прогремели взрывы в Чечне, Саудовской Аравии и в Марокко.Характерной особенностью подобных актов является то, что взрывы АБ синхронизируются со взрывами других устройств, расположенных в различных местах. Стандартным средством теракта против зданий стали грузовые АБ.

Вес взрывчатого вещества (ВВ) в АБ варьируется от 1 до 500 кг. С целью нанесения максимального ущерба ВВ выбирается таким образом, чтобы взрыв, уничтожив автомашину, достиг пешеходных зон или здания. В качестве ВВ используются такие вещества как С-4, семтекс, ТНТ, динамит, а взрывателей – различные дистанционные устройства, включая мобильные телефоны.Обычно целью теракта с использованием АБ является гибель или ранение людей и нанесение материального ущерба. Однако иногда взрывы АБ являются своего рода политическими посланиями или предупреждениями правительственным органам.В любом случае взрывы АБ наносят большой материальный ущерб и сеют страх в обществе, нарушая тем самым социальный порядок, законность и коммерческую деятельность.Специалисты в области взрывотехники утверждают, что не существует эффективных универсальных мер безопасности против всех видов бомб и особенно против АБ.Не всегда можно защититься от АБ, даже если удается удалить весь автотранспорт из зон возможных терактов. АБ трудно обнаружить, даже если и поступила вполне определенная угроза применения. Меры безопасности против АБ зависят от особенностей целей, намечаемых террористами. Как и в большинстве мер безопасности против взрывов обычных бомб, меры безопасности против АБ должны быть целенаправленными и скоординированными. Тем не менее, в настоящее время разработаны стандартные меры обеспечения физической безопасности зданий и пешеходов от АБ, которые, при соответствующей доработке, могут быть применены и в случае других угроз. На первый взгляд, они слишком очевидны и просты, но именно эти меры эффективны и составляют надежную основу элементарной периметровой безопасности. Это постоянные меры и они заключаются: - в создании необходимых зон безопасности от воздействия возможных взрывов АБ;- в возведении взрывостойких периметровых стен;- в сооружении взрывостойких зданий;- в использовании в строительстве взрывобезопасного остекления;- в ведении разведки и своевременном реагировании на тревожные предупреждения;- в создании системы тревожного оповещения о возможном тракте;- в использовании специальных подразделений наблюдения и обнаружения;- в учете и контроле автотранспорта и его владельцев;- в контроле за дорожным движением и стоянками автотранспорта; - в учете практики правоохранительных органов о сложившемся стандарте поведения террористов при установке АБ; - в разработке программы обучения специалистов в области борьбы с "Абтерроризмом".

Создание зон безопасности вокруг домовПо определению Государственного департамента США, "зона безопасности" – это свободное пространство между дорожной частью или стоянкой автотранспорта и зданиями. Увеличение расстояния от дороги или стоянки до здания уменьшает воздействие задуманного террористами акта. По нормам Госдепартамента США, расстояние от зданий до ближайших стоянок машин должно быть не менее 30 м.В Англии установлено минимальное расстояние от стоянки до здания в городах – 400 м. В России расстояния стоянок автомашин до зданий нормативными актами не регулируется. Некоторые организации минимальное расстояние устанавливают самостоятельно без учета мер безопасности. При этом стоянки неконтролируемого автотранспорта часто занимают тротуары и другие места, расположенные вблизи здания.Примером могут служить рестораны, кафе и др. Во многих больших городах, а особенно в Москве, вокруг домов можно увидеть такое количество неконтролируемых транспортных средств, что к дому-то подойти затруднительно. Отсутствие нормативной базы о стоянках автотранспорта делает нас не готовыми к защите от подобных терактов. В настоящее время в Мэрии Москвы идет полемика о стоянках автотранспорта, но она связана только с положением на дорогах города, точнее, с дорожными "пробками".Понятно, что если будут приняты нормы, регулирующие автостоянки, которые запретят стоянку неконтролируемого транспорта вблизи домов, возникнут некоторые трудности для владельцев транспортных средств. Но всё это будет служить обеспечению нашей с вами безопасности.

Специально возводимые периметровые стены предназначены для защиты для защиты людей и зданий. Для повышения их защитной надежности стены должны быть выше, чем высота любой из выпускаемых машин. Однако стены сами по себе не могут служить надежной защитой пешеходов и их осколки, в случае взрывов большой мощности, могут стать средством поражения людей. Взрывостойкие здания могут обеспечивать более надежную защиту людям, находящимся в них.

В настоящее время выпускаются взрывобезопасные стекла различных типов. Некоторые из них являются пуленепробиваемыми и могут противостоять воздействию ударов пуль 7,62 мм калибра, выпущенных с близкого расстояния. Другие типы стекол покрываются специальной защитной пленкой различной толщины, которая не дает стеклам разлетаться на мелкие осколки.Тревожные предупреждения и ведение разведки по возможным терактам являются важнейшими элементами стандартных мер безопасности. Особенно эти меры важны в случае возможных терактов с АБ, поскольку они дают возможность службам безопасности разрабатывать и применять более обоснованные и надежные методы и средства безопасности, которые могут вынудить террористов перенести исполнение теракта на другое время или вообще отказаться от него.

Система тревожного оповещения о возможном теракте состоит из двух частей, связанных между собой системой управления, контроля и коммуникации:- системы замкнутого телевидения (СЗТ);- службы охраны, располагающейся вне пределов периметровой стены.СЗТ позволяет обеспечивать скрытый видеообзор периметра и прилегающих к нему зон в реальном масштабе времени. Опытные операторы могут своевременно обнаруживать враждебные разведывательные действия и подозрительное поведение. Служба охраны обеспечивает физическую охрану периметровой зоны и эвакуацию нарушающих правила стоянки и подозрительных машин. Оба этих компонента системы тревожного оповещения, будучи связанными общей телекоммуникационной сетью, могут подавать сигналы тревоги независимо друг от друга и принимать необходимые контрмеры в случае обнаружения в каждой из них наличия АБ.Важным компонентом системы безопасности от АБ являются специальные подразделения наблюдения и обнаружения (СПНО), комплектующиеся хорошо подготовленными оперативными работниками. Их задача - выявление враждебных лиц, ведущих разведывательную деятельность в охраняемой зоне. СПНО постоянно отслеживают все подозрительные действия, собирают, накапливают и передают дополнительную информацию о террористических группировках на основе анализа контактов и мест встреч этих лиц.Для обеспечения большей эффективности, системы безопасности подразделения тревожного оповещения и СПНО должны работать в тесном взаимодействии. СПНО направляют работу С3Т на слежение за действиями возможных террористов и выявление методов их разведывательной деятельности.В свою очередь, подразделения тревожного оповещения должны вести постоянный анализ имеющихся записей С3Т для выявления разведданных о террористах и методах их работы, которые они после соответствующей обработки, должны передавать СПНО. В случае подозрения установки АБ или попытки его установки, СПНО высылают оперативные группы для досмотра находящихся в подозреваемой зоне машин и, в случае необходимости, для изменения режима дорожного движения. Следует помнить, что изменение режима дорожного движения должно осуществляться в тесной координации с местными властями и может вызывать недовольство со стороны торговых работников и регулярных пассажиров.Выявление АБ требует от оперативных работников высокого мастерства и умения применять современную поисковую технику. Осуществление неплановых инспекций охраняемых территорий сотрудниками СПН, по мнению специалистов, является эффективной мерой профилактики террористических актов с использованием АБ.Кроме стандартных вышеперечисленных мер и средств обеспечения безопасности, включающих разведывательную деятельность, физическую безопасность, активные методы наблюдения и контроля, разработаны уникальные прикладные комплексы, адаптированные к различным видам оперативной обстановки, которые способствуют снижению угроз терактов с применением АБ. Одним из них является учет и контроль автотранспорта и его владельцев. Имея эту информацию, правоохранительные органы могут отслеживать их возможные связи с террористическими и преступными группировками. Совершенно очевидно, что для этой цели должны быть созданы общенациональные банки данных об имеющемся в стране автопарке и его владельцах. В этом случае, если какая-либо машина была использована в теракте, то, пользуясь автоматизированной справочной системой, можно будет оперативно установить ее владельца, что даст определенное направление для расследования.Несомненно, такой централизованный учет может уменьшить угрозу использования террористами машин в качестве орудия терактов. И, наконец, если террорист и попытается избежать регистрации машины, предназначенной для теракта, то использование системы контроля за номерными знаками поможет выявлять «неучтенные»машины и их незаконных владельцев и впоследствии осуществлять их задержание.Контроль правоохранительных органов за дорожным движением и стоянками автотранспорта может также стать гибким и полезным инструментом для борьбы с АБ. Он включает следующие основные мероприятия:- изменение режима дорожного движения;- изолирование стоянок автотранспорта;- строгий контроль за правилами дорожного движения и парковки автомашин;- обучение сотрудников правоохранительных органов методам и способам выявления потенциальных террористов и распознавания тактики применения ими АБ.Временное или постоянное изменение дорожного движения может обеспечить безопасность определенной зоны от возможного теракта. Постоянное изменение означает закрытие улиц для движения автотранспорта на неопределенное время. Временное изменение означает перемену режима движения только, например, в ночное время или в разгар туристского сезона, что одновременно решает и другую задачу - защиту и обеспечение благоприятных условий для бизнеса и торговли.Изолирование стоянок автотранспорта обеспечивает удаление запаркованных машин от служебных и жилых зданий, а также от пешеходных зон.Установление строгого контроля за правилами дорожного движения и парковкой автомобилей. Например, запрет на двухрядную парковку может вынудить террористов отказаться от постановки АБ в местах, где с их точки зрения, может быть нанесен максимальный ущерб.Следует подчеркнуть, что не только сотрудники правоохранительных органов, но и простые граждане могут обнаружить действия террористов при подготовке ими теракта с АБ, так как террористы своими неординарными действиями или поведением могут нечаянно выдать свои преступные намерения.Уже сложился некий стандарт поведения террористов при установке АБ. Как правило:- они устанавливают взрывные устройства в машинах без номеров или с испорченными номерными знаками с целью затруднения идентификации угнанных ими машин;- могут использовать марки машин, нетипичные для данного района;- быстро паркуют машины с нарушением правил дорожного движения и поспешно покидают место парковки;- припарковывают машины в необычных местах.

Для обеспечения возможности выявления АБ и потенциальных террористов, их действий при подготовке терактов с использованием АБ необходимо, в первую очередь, делать глубокий анализ тактики подготовки и проведения взрывов с АБ и уже на этой базе разрабатывать программы обучения специалистов в области борьбы с «АБ-терроризмом».В заключение статьи следует особо подчеркнуть, что никакие антитеррористические методы и средства не смогут обеспечить 100% гарантии безопасности от АБ. Например, введение жестких мер безопасности в одном районе может вынудить террористов организовать взрыв АБ где-нибудь поблизости. При ужесточении антитеррористических мер террористы могут перейти к использованию «велосипедов-бомб» и «мотоциклов-бомб», что вызовет необходимость разработки новых антитеррористических методов и средств. Вместе с тем западные специалисты полагают, что наиболее эффективным методом защиты от АБ- терроризма является активная атака на него с целью уничтожения самих террористических группировок и разработки социальных и политических программ, которые подорвут террористическую идеологию и сорвут привлечение в их ряды новых подрывников.И, самое главное, для организации эффективной борьбы с АБ-терроризмом необходима тесная координация действий право охранительных органов и населения, и создание эффективной коммуникационной системы предупреждения и управления.

.

А. ПОЛЕЖАЕВ, академик, М. Савелий, доцент




Похожие по содержанию материалы раздела: Применение современных информационных технологий: в правоохранительной практике, преступной деятельности и психическом разврате "Практические рекомендации руководителям частных охранных организаций" Практические рекомендации руководителям частных охранных предприятий "Третий глаз" в информационной системе Из выступления Генерального директора "Ассоциации "Шериф" в Госдуме РФ Энциклопедия курьезов и необычных фактов В Новый год ... без пожаров! Информационно-аналитические материалы по вопросу обеспечения защиты от технических средств разведки Положения о разведывательном и контрразведывательном отделах СБ (Приложения 3 и 4) Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в столице

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация