Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

«Можете жаловаться куда угодно»



Представьте себе ситуацию: вы едете по дороге на своей машине, не нарушая правил, и вас останавливает наряд ДПС. После внимательного изучения паспорта технического средства и автомобиля вам заявляют, что ваша машина числится в угоне. На все протесты вам предлагают проехать в отделение и там разобраться, что к чему. Это может произойти практически с каждым автовладельцем, однако далеко не все знают, что именно следует делать в такой ситуации и, главное, – чего делать не стоит.

С бизнесменом N произошла типичная для нашего времени история: на посту ГАИ ГИБДД его остановили и сообщили, что система «Поток» определила государственный номер его машины числящимся в розыске по уголовному делу. Прибывший патруль отконвоировал машину с владельцем в ближайшее отделение милиции, где машину задержали, а владельцу предложили прибыть для выяснения обстоятельств на следующий день.

Наутро выяснилось, что на номер машины бизнесмена N существует ориентировка по уголовному делу, которую прислали десять дней назад. Бизнесмен отправился к майору юстиции, который представил ориентировку, и выяснилось, что в уголовном деле фигурирует автомобиль той же марки, но другой модели, цвета и года выпуска с госномером, который очень похож на номер машины бизнесмена, – отличается лишь порядок букв.

Ошибка в розыске

«Жаловаться, безусловно, стоит – для этого при милицейском ведомстве существует отдел собственной безопасности» Помимо этого автомобиля в уголовном деле упомянут и номер машины бизнесмена. Сотрудники УВД объяснили это так: у некоего гражданина угнали машину, но угонщика сумели задержать по горячим следам, после чего он сознался и в других преступлениях. После этого сотрудники милиции уехали с преступником для дальнейшего разбирательства, а потерпевшего отпустили, не оформляя каких-либо документов (что само по себе странно), и попросили его приехать в отделение позже. Потерпевший не приехал, и спустя месяц его автомобиль объявили в розыск, а вместе с ним – и автомобиль бизнесмена. Когда бизнесмен N попросил объяснить, в какой связи его машина попала в розыск, ему сказали, что его автомобиль был упомянут в заявлении потерпевшего, однако ни заявления, ни адреса самого заявителя не представили.

В ходе разбирательства майор юстиции признал, что автомобиль бизнесмена попал в розыск по ошибке, и сказал, что сообщение об этом будет направлено в информационный центр, но информация дойдет не раньше, чем через месяц – то есть, все это время автомобиль будет находиться в официальном розыске, и ситуация с задержанием может повториться. Однако никаких документов, подтверждающих отсутствие претензий к автомобилю и его владельцу, бизнесмену N не выдали, и в отделение, где находилась машина, сотрудники УВД ехать отказались.

Вместо этого ему предложили подписать протокол передачи автомобиля без понятых и предварительного осмотра – бизнесмен отказался, справедливо полагая, что в автомобиле вполне могли появиться наркотики, оружие или другие незаконные предметы. Позже сотрудники отделения милиции, где была задержана машина, пригнали ее, после чего майор предложил бизнесмену N расписаться в протоколе о получении ТС, но копию выдать отказался, как и любой другой документ, который мог объяснить, на каком основании машина была изъята на два дня. Начальник следственного управления УВД, к которому обратился бизнесмен, тоже отказал в предоставлении документов и выпроводил его со словами: «Можете жаловаться куда угодно, нам все равно ничего не будет».

Все гарантии – в суде

Составление протокола сотрудником ГИБДД (фото ИТАР-ТАСС)

Жаловаться, безусловно, стоит – для этого при милицейском ведомстве существует отдел собственной безопасности, который обязан принять жалобу к рассмотрению. Однако в первую очередь возникает вопрос: можно ли уберечься от подобных ошибок представителей правоохранительных органов и можно ли купить машину, которая гарантированно не будет иметь криминального прошлого?

Представитель отдела пропаганды УИ ГИБДД Вячеслав Трубин сообщил корреспонденту ВЗГЛЯД, что уберечься от подобной ситуации практически невозможно. «Конечно, нужно приобретать машины у официальных дилеров, а не у сомнительных частных лиц. Авторынки в этом смысле не особенно надежны – зафиксировано довольно много случаев, когда там приобретались угнанные машины. В компетенцию ГИБДД входит только выявление угнанной машины и ее доставка в ближайшее отделение милиции – все остальное вне нашей компетенции, и окончательное решение может вынести только суд».

Юрист общества защиты прав потребителей «Автопаритет» Денис Павлов считает, что однозначного решения проблемы на сегодняшний день не существует.

– В такой ситуации имеет значение каждая мелочь: когда и у кого был приобретен автомобиль, срок владения автомобилем человека, у которого возникли такие проблемы, когда был угнан сам автомобиль, если был угнан вообще. Если автомобиль, скажем, был угнан в 2000 году, а его нынешний владелец приобрел его в 2005-м и по нему было осуществлено несколько сделок, то встает ряд вопросов и среди них главный: каким образом автомобиль поставили на учет? Допустим, это произошло по фальшивому ПТС – здесь либо преступный умысел, либо недопустимая халатность сотрудников ГИБДД, которые не удосужились проверить подлинность документа. Так или иначе, свои права владелец должен отстаивать в суде – просить суд признать за ним право собственности на основании договора купли-продажи либо заявлять те же требования, но по иным основаниям.

Несколько проще, если автомобиль был куплен у официального дилера, а не у частного лица. В случае если автомобиль был уже с пробегом, владелец может подать в суд на продавца и потребовать назад свои деньги на основании того, что ему был продан автомобиль, не свободный от прав третьих лиц.

Павлов также отметил, что существуют разные ситуации, когда найденный автомобиль может не вернуться к первоначальному собственнику.

Интерпол против Российского суда

Часто иномарку задерживают на том основании, что она числится в розыске по базе Интерпола (фото ИТАР-ТАСС)

Один из самых распространенных случаев – это задержание иномарки сотрудниками ГИБДД на том основании, что она числится в розыске по базе Интерпола. Для того чтобы спокойно ездить на такой машине в России (но только в России), необходимо, чтобы российский суд признал владельца машины добросовестным приобретателем. Для этого нужно сделать следующее: получить на хранение задержанную машину под расписку без права отчуждения (машина является вещественным доказательством) и пройти криминалистическую экспертизу. После этого нужно получить постановление «об отказе в возбуждении уголовного дела», подать исковое заявление «о признании добросовестным приобретателем» в суд. Если вы его выиграли, то можете спокойно ездить на машине или продать ее с решением суда. Кстати, в суд очень важно представить договор купли-продажи и платежные документы – это залог благоприятного для заявителя решения суда. При этом необходимо помнить, что добросовестным приобретателем вас признал российский суд, а значит, ни в дальнее, ни в ближнее зарубежье на этой машине ездить не надо.

На эту темуЭвакуаторы возвращаются Угонные тарифы страхования Эта служба и опасна и трудна Как спасти свой автомобиль? Если представители органов правоохранительных задерживают выдачу постановления об отказе в возбуждении дела или экспертизы, то необходимо напомнить, что согласно статье 109 УПК решение о возбуждении уголовного дела принимается в течение 10 дней, в редких случаях могут продлить до месяца. Если решения нет больше месяца, это означает, что возбуждено уголовное дело – но это, как показывает практика, редкий случай. Чтобы вашу машину окончательно убрали из базы Интерпола, потребуется представить необходимые бумаги в российское бюро Интерпола. Эту работу, как, кстати, и судебный процесс, лучше поручить адвокату – в делах подобного рода финансовые издержки вполне оправданны. Однако необходимо помнить, что после изъятия машины из базы никто не сможет гарантировать, что она через некоторое время вновь не появится в «черном списке».

Константин Филатов




Похожие по содержанию материалы раздела: Правительство ведет пять войн на поражение ИЗ ПЕРВЫХ УСТ (ФЛЕЙТА ДЛЯ ИЗВИЛИН) "Лаборатория Касперского" анализирует последствия последней эпидемии ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНЫХ БЮРО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Горничных представить к наградам "Рекомендации по психологии общения с работниками контролирующих органов" Комментарии к Инструкции о порядке проведения оперативно -розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции. Конструкторско-оружейному центру "Ижмаша" скоро 70 лет ВТОРОЙ ПОЯС БЕЗОПАСНОСТИ Использование лазерных целеуказателей УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Президентов США охраняют от террористов и мессий Автоматическое программирование – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? "Что же нам мешает двигаться дальше?..." Еще раз о наболевшем и "втором поясе безопасности" Условно опасный терроризм Атомная шпионка Создание финансовой защиты для непредвиденных обстоятельств Биометрика: Пентагон вычислит «недруга» по походке

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация