Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Бюджет террора - $20 млрд.



Бюджет террора - $20 млрд.При характеристике современного терроризма специалисты выделяют свыше 15 его особенностей. При этом треть из них относится к экономической составляющей.Прежде всего, нужно отметить высокий уровень финансирования террористической деятельности, а также возросшую техническую оснащенность наиболее опасных террористических группировок, появление технологического терроризма, в частности информационного и компьютерного. Происходит увеличение в экономической базе терроризма денежных средств, идущих от наркобизнеса, торговли оружием и людьми, усиление и активизация попыток террористических организаций установить контроль над территориями с богатейшими запасами полезных ископаемых. Есть и другие, не менее важные экономические факторы. Хочу заметить, что, по экспертным оценкам, совокупный бюджет террора составляет до $20 млрд. в год. Это весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда и приложением капитала. Например, в ходе балканских войн хорватским, мусульманским, албанским группировкам поставлялось оружие и военная техника более чем на $2 млрд. Более десятой части всего мирового экспорта вооружения приходится на серую и черную зону терроризма. Поэтому одним из важнейших вопросов, возникающих при попытках противодействия терроризму, является совершенствование международного сотрудничества, реформирование национального законодательства, наработка правоприменительной практики.Террористы в РоссииКаналы, которые существуют для оказания финансовой и иной помощи террористическим организациям в России, можно условно разделить на два типа - внутренние и внешние. Финансирование по внутренним каналам осуществляется за счет противоправной деятельности организованных преступных структур и национальных диаспор на территории России. Эта деятельность характеризуется крайней неразборчивостью применяемых средств и методов аккумулирования денег, которые используются для дальнейшего оказания финансовой помощи террористическим организациям. Среди таких методов - хищение средств из бюджетных ассигнований, выделенных, например, Чечне на восстановление экономики и развитие социальной сферы, о чем свидетельствуют проверки Счетной палаты России. К ним также можно отнести и материально-техническую, финансовую поддержку, оказываемую чеченской диаспорой, проживающей в различных регионах России и занимающейся легальным бизнесом либо контролирующей наиболее доходные его части, а также доходы, получаемые от совершения чеченскими организованными группами преступлений.Внешние каналы связаны с международной и внешнеэкономической деятельностью неправительственных организаций различного толка, исламских общественных и гуманитарных организаций. Это финансирование технических организаций под видом гуманитарной и благотворительной помощи, осуществляемое через созданные и активно функционирующие на Северном Кавказе России религиозные мусульманские организации, которые привлекают финансовые средства не только многочисленных духовных исламских центров, но и крупную благотворительную помощь зарубежных фондов, чаще всего из Саудовской Аравии.Однако реально отследить финансовые потоки, направляемые на оказание помощи террористическим и сепаратистским организациям юга России, очень трудно, так как напрямую деньги на официальные счета религиозных и общественных организаций не поступают, а прибывают в качестве гуманитарной или благотворительной помощи или через многочисленных паломников Северного Кавказа, осуществляющих хадж. Для этого часто используются самые разнообразные виды транспортных средств. Наибольшую активность финансирования террористических группировок проявляют общественные объединения ваххабитского толка, представители северокавказских диаспор и международных мусульманских организаций. Так, созданная недавно в Таллине организация местных мусульман - фонд "Исламский полумесяц" активно используется международными исламскими экстремистами для оказания всесторонней поддержки террористов в Чечне. На территории Азербайджана прекращена деятельность арабского центра, осуществлявшего финансовую поддержку ваххабитов, и установлено 27 активных участников боевых действий па территории Дагестана из числа приверженцев ваххабизма, девять из которых уже задержаны. Ваххабитам оказывают материальную поддержку представители многих мусульманских стран. По оперативной информации нашего Министерства внутренних дел около 30 государств дальнего зарубежья, в первую очередь Саудовская Аравия, Пакистан, Афганистан, экстремистские организации из десяти государств СНГ, в том числе из Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, более 100 фирм по всему миру и десять банковских групп принимают участие в этом процессе. Значительная часть финансовых средств собирается так называемыми представительствами Чеченской республики Ичкерии, зарегистрированными за рубежом. Правоохранительными органами выявлено более 100 активных функционеров и эмиссаров чеченских бандформирований в 20 государствах, занимающихся организацией, проведением и конспирированием деятельности по закупке, переправке, сопровождению и доставке различных типов оружия, боеприпасов, взрывных устройств, медикаментов, обмундирования, продуктов питания. Они используют подставные банки, фирмы, учреждения и другие организации кредитно-инвестиционного характера для трансфертов денежных средств из-за границы.По данным главного управления по борьбе с организованной преступностью, только в Москве МВД России проверяет возможность причастности к финансированию бандформирований 27 коммерческих банков.Из-за определенных затруднений в финансировании боевики предпринимают попытки создания новых каналов для поступления денежных средств из-за рубежа. По имеющейся информации, одним из способов получения такой поддержки может стать перевод денег на банковские счета с использованием сети Интернет. Также не исключены попытки незаконного доступа к локальным сетям как отечественных, так и иностранных банков с целью перекачивания финансовых средств на банковские счета, косвенно принадлежащие чеченским бандформированиям.Серьезную проблему представляет и такая сторона деятельности этнических организованных групп, как отмывание в иностранных банках и офшорах, зачисление на счет наличных денег в упаковках, опечатанных другим банком.При проведении операций по банковским счетам используются следующие варианты:- зачисление наличных денежных средств на счета в течение одного дня в разных филиалах банка;- размещение денежных средств, которые аккумулируются, а затем переводятся в другой банк или филиал или в зарубежный банк;- внесение денежных средств на банковский счет с оформлением документов, удостоверяющих вклад на предъявителя;- зачисление денежных средств на счета, операции по которым производились с распоряжением о выплате денежных средств в наличной форме;- открытие депозита в пользу третьих лиц с зачислением на него наличных денег;- открытие депозитов, формируемых за счет оплаченных банковских и дорожных чеков;- зачисление или списание денежных средств недавно образованными юридическими лицами, операции по счетам которых являлись незначительными;- поступление иностранной валюты на счет юридического лица, занимающегося внешнеторговыми сделками, в качестве коммерческого кредита по обязательствам, которые этим юридическим лицом не исполняются;- зачисление денежных средств в пользу юридического или физического лица, имеющего местожительства за границей или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированного в офшорных и свободных экономических зонах или в регионах, связанных с производством наркотиков, или в регионах, с которыми не осуществляются операции или нет устойчивых коммерческих контактов.В сфере предоставления кредитов и займов вызывают подозрения:- оформление заявления о выдаче кредита под залог сберегательного депозитного сертификата;- предоставление или получение кредита;- отсутствие требований о регистрации крупных сделок с наличностью;- отсутствие требований об обязательном уведомлении властей страны о подозрительных сделках;- наличие практики выплаты наличных владельцам векселей и прочих платежных средств на предъявителя;- наличие разветвленной небанковской финансовой системы, отсутствие эффективного государственного контроля в области обмена валюты;- существование облегченного порядка регистрации корпораций;- отсутствие системы жесткого регулирования банковской деятельности;- недостаточная компетентность контрольных органов;- облегченный порядок учреждения банков и открытия счетов;- офшорный режим;- низкий уровень налогов;- повышенная международная банковская активность, в первую очередь между различными иностранными отделениями одного банка через систему электронной связи;- отсутствие практики жестких аудиторских проверок в отношении отделений иностранных банков;- ограниченные права и возможности властей по аресту и конфискации преступных капиталов;- неэффективность государственных органов в деле пресечения незаконного оборота наркотиков и финансовых преступлений;- наличие в стране свободных экономических зон, слабо контролируемых местными властями;- чрезмерное распространение и свободное хождение в стране долларов США и большие размеры долларовых банковских вкладов;- возможность доступа денег из страны в международные центры торговли золотом - Нью-Йорк, Стамбул, Цюрих, Дубай, Бомбей и др.;- участие страны в международной торговле драгоценными камнями, в первую очередь алмазами ных от незаконной деятельности на территории России. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры и факты. Вот некоторые из них. Сотрудники МВД России вместе с ФСБ в 2002 г. на территории Чечни обнаружили и изъяли более 80 000 фальшивых денежных знаков, большинство из которых - банкноты США на общую сумму около $8 млн. Уже доказано, что большая часть этих фальшивых знаков предназначалась для финансирования боевиков. Преступные группы фальшивомонетчиков, в число которых входили чеченцы, выявлены в Брянской, Пермской областях и некоторых других регионах России.Продолжается похищение людей в Чечне и на Северном Кавказе с целью выкупа. Всего, по оперативным данным, с 199-1 по 2002 г. пропало без вести или попало в заложники более 3500 человек. Более 70% из них похищены с целью получения выкупа, размер которого достигал $1,5 млн. Криминальные структуры также работают на кошелек боевиков. Например, по данным МВД, преступные группировки получают с потребительских рынков по $120 000-150 000 ежедневно. Часть этих денег идет на финансирование бандформирований.Эмиссары боевиков взяли в поле зрения челночный бизнес. Они предлагают челнокам оставить деньги в России, а за границей получить на ту же сумму по определенному адресу весь необходимый товар.Методы отмыванияЧто собой представляет отмывание и легализация грязных денег, и какие применяются здесь процедуры и механизмы. Анализ "предпочтений" террористов позволяет выделить некоторые традиционные варианты легализации ими своих преступных доходов. При проведении операции с наличной валютой это:- снятие со счета или зачисление на счет физических и юридических лиц денежных средств в случаях, не связанных с характером их деятельности или социальным статусом, условиями жизни и проч.;- приобретение физическими лицами цепных бумаг за наличный расчет;- наличие документов, удостоверяющих наличие у заемщика вклада в иностранном банке;- предоставление или получение кредита или займа с процентной ставкой, превышающей среднюю процентную ставку на внутреннем и внешнем рынках.

На рынке ценных бумаг обращают на себя внимание:- предложение необычайно высокой комиссии за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами;- единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием бумагами на рынке цепных бумаг;- осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент, пакет ценных бумаг многократно продается, затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;- регулярный дефицит или регулярный приток денежных средств при расчетах по операциям на срочных рынках;- проведение операций с ценными бумагами на предъявителя в незамещенных депозитах.Кто вовлеченВ своей оценке вовлеченности государств в международную орбиту финансовой преступности эксперты применяют следующие критерии, которые одновременно рассматриваются и как факторы, привлекающие в ту или иную страну террористические, мафиозные и иные преступные структуры:-жесткий режим тайны вкладов, ограничивающий правоохранительным органам и специально создаваемым службам доступ к банковской информации;- возможность проведения анонимных финансовых операций, отсутствие требований о раскрытии личности владельца счета или получателя денежных сумм;- отсутствие эффективной системы мониторинга перемещения капиталов и иных ценностей.

Что делатьЭксперты считают, что в целях противостояния распространению терроризма, в целях организации эффективной борьбы с его многообразными проявлениями проблему отмывания следует рассматривать в более широком плане. И концептуально эта борьба должна строиться на общей для всех государств основе.Комплексные меры, по мнению экспертов, должны базироваться на мировой практике и включать следующие моменты:- постоянное отслеживание новых схем отмывания и обмен полученной информацией на межгосударственном уровне;- изучение методов перемещения денежных средств, в том числе сопоставительный анализ методов, применяемых террористическими организациями, наркокартелями, торговцами оружием;- отслеживание процессов проникновения организованной преступности в сферу политики и государственную структуру с использованием незаконно полученных капиталов;- постоянное ужесточение порядка отчетности банков по клиентуре путем введения за его нарушение таких жестких мер, как уголовное преследование, штрафы и изъятие лицензий;- отслеживание процессов сращивания террористических и других групп организованной преступности с легитимными финансовыми институтами;- анализ влияния преступной деятельности по отмыванию денег на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;- усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений, а также за функционированием некоммерческих структур, создающих различные благотворительные фонды, кассы;- поэтапное введение универсальных межгосударственных стандартов и жестких нормативных требований для банковских структур на основе рекомендаций международных организаций;- постоянное совершенствование работы государственных органов и служб, занимающихся борьбой с терроризмом.

Анатолий Куликов, член Комитета по безопасности Государственной Думы РФ




Похожие по содержанию материалы раздела: Классификация информаторов Искусственный интеллект вычислит террористов Технические средства и технологии на службе безопасности в США Хакеры не считают себя преступниками Обеспечение безопасности стационарных объектов Взаимодействие правоохранительных органов с населением в антитеррористической деятельности Шпионаж теперь узаконен Немного об оружии и о защите свидетеля Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОШОК ПО РУССКИ. Защита для каждого - 100% ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕСС-РЕЛИЗ брифинга в ГУВД МО: «Борьба с наркобизнесом. Этнические группировки торговцев наркотиками» СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАДЛЕЖАЩЕЙ ОХРАНЫ ФОНОГРАММ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦИФРОВЫЕ КОДЫ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ФОНОГРАММЫ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ ИЛИ ВОЙНА В КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ Власть и пресса

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация