Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Опыт передачи государственными органами США правоохранительной деятельности частной охране



В виду того, что сегодня на страницах прессы в широком диапазоне освещается привлечение к охране общественного порядка дополнительных сил и средств, в данной статье рассматривается решение данного вопроса полицией США. На страницах СМИ мною были высказаны предложения и комментарии о решении этого вопроса, в нашей стране, однако, к сожалению, они не нашли в правоохранительных органах поддержки и остались без какого-либо ответа. Не было высказано ни отрицательного, ни положительного отзыва. А ведь отделы полиции США не только расширили возможности охранных услуг частных фирм безопасности, но и значительно расширили их полномочия в области правоохранительной деятельности. Однако это не значит, что я рекомендую опыт такой же передачи правоохранительной деятельности из рук государства в частные руки у нас, как это делается в США, и что это приемлемо для нашей страны.

В условиях коррупции, бесправия и плохой работы судебных органов власти к этому вопросу следует подходить осторожно. И может быть, в первую очередь, навести порядок в самих государственных органах и только после этого воспользоваться этим опытом. В то же время практика передачи правоохранительной деятельности по охране общественного порядка на улицах городов в нашей стране уже сегодня может быть передана частично в руки негосударственных структур. Передача, как это предлагается некоторыми высокопоставленными лицами нашего государства, в руки общественных организаций, то есть добровольным народным дружинам, не принесет большой пользы. Они будут использоваться только в качестве свидетелей, какими бы полномочиями принуждения мы их не наделяли. Так вот, как это лучше осуществить, посмотрим на примере США. Важно отметить, что опыт США преследует цель снизить преступность малыми средствами.В США для того, чтобы сохранить снижение преступности и осуществить все это с небольшими затратами, посчитали, что это сделать невозможно без взаимодействия с частными охранными структурами и службами безопасности. Пришла к этому решению полиция США не сразу.В Соединенных Штатах в городах частная охрана фактически была ликвидирована. В 1960-е годы частная охрана воссоздавалась, однако этот период характеризовался как период безразличия к частной безопасности. В 1970-х значительно повысилось доверие к частным фирмам безопасности, однако еще существовало недоверие к этим структурам со стороны правоохранительных органов. Следует заметить, что создалось положительное отношение государственных правоохранительных органов к частным охранным структурам примерно такое, какое существует отношение к ним в нашей стране сегодня.1980-е и 1990-е годы в США следует наиболее вероятно расценить как эру сотрудничества правоохранительных органов государства с частной безопасностью. Индивидуальные граждане и предприятия, охраняемые полицией, в этот период постепенно становились клиентами частной безопасности. Это положение иллюстрировало выгодность использования частной безопасности. Она была более надежной и с меньшими затратами. Все это позволило шире использовать полицию только на тех участках правоохранительной деятельности, которые не были охвачены частными охранными структурами. Все это и другие направления деятельности способствовали снижению преступности на территории страны. Но в первую очередь, снижение преступности следует отнести за счет повышения на это материальных затрат.

Снижение преступности за счет повышения на это материальных затрат

В последние годы в Соединенных Штатах процент тяжких преступлений продолжает падать. Этому способствуют два фактора. Во-первых, повышение наказаний за тяжкие преступления, следовательно, осужденные значительно больше времени находятся в местах заключения. Во-вторых, в США произошел экономический бум, в результате которого увеличились заработная плата и количество рабочих мест. Тенденция к повышению наказания за тяжкие преступления в США продолжается. Так, наказуемость за убийство к наказаниям тюремного заключения в 1997 году по сравнению с 1996 годом повысилась на 13 процентов, за грабеж - на 7 процентов. Сроки пребывания в местах заключения почти по всем категориям преступлений также увеличились. Все это значительно повлияло на увеличение материальных затрат на содержание заключенных.Кроме того, было рассмотрено, на какие виды правоохранительной деятельности, которые целесообразно передать в руки частной безопасности, требуются большие затраты. Было установлено, что большие затраты связаны с выполнением правоохранительной деятельности, связанной с осуществлением:

- транспортировки заключенных;- обеспечением безопасности судов;- управления транспортными потоками на дорогах;- обслуживания вызовов в случаях ДТП.

Для снижения указанных затрат возникла необходимость у полицейских агентств использовать услуги общественно-частных товариществ (ОЧТ). Передача правоохранительной деятельности государства ОЧТ позволила значительно сократить затраты на правоохранительную деятельность.Тенденция освобождения полиции от деятельности, не связанной непосредственно с борьбой с преступностью, не прекращается по настоящее время.Как полиция использует услуги общественно-частных товариществ

Общественно-частные товарищества обеспечивают много выгод для полиции, особенно в случаях, соединяющих правоприменительную деятельности полиции с выполнением охранной деятельности и других услуг безопасности. При этом полицейские агентства для того, чтобы использовать услуги общественно-частных товариществ, предлагают несколько условий, без выполнения которых товарищества не могут быть использованы.- Передавать только ту правоохранительную деятельность, которая не требует навыков и форм деятельности, присущих только полиции.- Частные компании должны обеспечить такое обслуживание, как ответ на тревоги, кражи, и люди с сигнальными системами должны заплатить за обслуживание, которое они требуют.- Частная безопасность может оказаться эффективной в определенной географической области (редко населенной, в жилом секторе, где деятельность полиции на охрану обходится дорого, и др.). Полицейские агентства отбирают среди претендентов кандидатов с хорошими навыками к выполнению передаваемых функций.- Должна быть гарантия, что стоимость услуг частной компании не превышает стоимости услуг полиции.- Полицейские агентства в обязательном порядке должны просить государственные собрания штата, чтобы они рассмотрели и приняли необходимый правовой статус для частных компаний, который бы позволил, в случае чрезвычайных обстоятельств, расширить полномочия частным компаниям, вплоть до полномочий ареста.- С передачей правоохранительной деятельности негосударственным структурам в связи с недостаточностью полицейских ресурсов преследуется цель улучшить полицейскую работу.Фактически полицейскими агентствами установлены стандарты деятельности, без которых частные структуры не вправе осуществлять правоохранительную деятельность. Как было указано выше, деятельность частных структур безопасности может оказаться эффективной в определенной географической области, но указанная практика передачи в частные руки правоохранительной деятельности применима не во всех штатах. Эти вопросы решаются на уровне штата, муниципального образования. Приведем лишь один пример опыта передачи в частные руки правоохранительной деятельности на уровне муниципального образования.Опыт Лейквуда по передаче в частные руки правоохранительной деятельности

Вот характерный пример передачи правоохранительной деятельности государством общественно-частным товариществам, которые связаны с осуществлением общественной безопасности в Лейквуде, городе, где проживает 145 000 человек. С целью повышения эффективности борьбы с преступностью полицейские отделы заключили договор с ОЧТ на правоохранительную деятельность. Договор заключается как с частной фирмой безопасности, так и с гражданином на определенные виды деятельности при условии подготовки к этому виду деятельности претендующего лица на этот вид деятельности.В соответствии с договором в течение 10 лет по часовой ставке оплаты ОЧТ выполняет правоохранительную деятельность по следующим направлениям:- охраняет заключенных в процессе их перевозки;- охраняет госпитализированных заключенных;- осуществляет охрану выделенной для этого территории и пресекает там совершаемые преступления;- принимает решения по конфликтам в связи с ДТП: - снимает отпечатки пальцев;- обнаруживает и принимает решения за нарушение правил стоянок;-обнаруживает и принимает решения в случаях вандализма.

Передача указанных видов правоохранительной деятельности позволяет:- освободить полицейских от сверхурочной работы (выезда на происшествие из дома в свободное от работы время) и перемещения патрульных из участка патрулирования;- существенно повысить экономический эффект. В Лейквуде стоимость работы аттестованного полицейского составляет 37 долларов в час, включая транспортные расходы, в то время как стоимость сотрудника ОЧТ в среднем на 22 процента меньше и составляет всего 29 долларов в час;- повысить взаимодействие и доверие между полицией и сотрудниками ОЧТ.Итак, сегодня государственные агентства правоприменительной деятельности не имеют достаточно средств для осуществления эффективной борьбы с преступностью. Для достижения этой цели, экономии денег и привлечения полицейских только на те виды правоохранительной деятельности, с которыми не могут справиться ОЧТ, часть мероприятий по осуществлению правоохранительной деятельности передается частным структурам безопасности.При таком подходе правоохранительная деятельность осуществляется более эффективно. Должным образом организуется и управление персоналом, осуществляющим правоохранительную деятельность.Общественно-частные товарищества позволили сделать правоохранительную деятельность экономичной. Полицейские отделы рассматривают предложения общественно-частных товариществ на конкурсной основе, что позволяет осуществить отбор на правоохранительную деятельность хорошо подготовленных к этому фирм или граждан.

Михаила САВЕЛИЙ, доцент кафедры Академии Управления МВД России

Публикуется с разрешения автора




Похожие по содержанию материалы раздела: ДВАДЦАТЬ РЫЧАГОВ В СПИНУ ОХРАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ Две песни о трех собаках,или "В какой тумбочке вневедомственную охрану ждут деньги" Смерть денег Применение полицией США оружия и физической силы Пассажиру в дорогу: Энциклопедия транспортного криминала Новый сборник документов Информационно-аналитическая работа: СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО БАНКА ДАННЫХ СБ ПРЕДПРИЯТИЯ Информационно-аналитическая работа: СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО БАНКА ДАННЫХ СБ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОКОНЧАНИЕ)

Информационно-аналитическая работа: исследование анонимных текстов на предмет выявления их авторов Арсенал: Укус «Гюрзы» для террориста смертелен Террориста увидят как на ладони НПП «Спецтехнология»: 4 года на рынке бронежилетов "Крот" попал в капкан Раздел, ощупал - и в полет Мечты поганые Криминальное агентство МВД в режиме онлайн Покушение на "газель" Плата за охрану

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация