Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Коммерческие интересы должны совпадать с социальными интересами города.



Чуть более года назад Москва стала первым субъектом Российской Федерации, создавшим у себя Управление по экономической безопасности (УЭБ). Кто и как борется с возникающими угрозами этой безопасности? В чем задачи этого подразделения и не превратится ли борьба за безопасность столицы в битву против бизнеса? Должны ли совпадать коммерческие интересы бизнесменов с интересами города? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя УЭБ города Москвы Александра КОРСАКА. - Александр Борисович, вам раньше приходилось заниматься экономической безопасностью?- Отвечу так: и экономической безопасностью в том числе. Я занимался информационно-аналитической работой и обеспечением безопасности в сфере транспорта и связи. Поэтому то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень близко. - Москву часто пугают всевозможными социально-экономическими угрозами. Ваше учреждение призвано эти угрозы отражать. Что же такое экономическая безопасность столицы? - Если коротко, безопасность столицы - это состояние защищенности. Суть экономической безопасности города, в нашем понимании - это устойчивость, стабильность состояния экономики, создание условий для динамичного развития города на пути к цивилизованному рынку.Хотел бы подчеркнуть важнейшую составляющую экономической безопасности - информационную безопасность. Это совершенно новое понятие, которого не было в прежней жизни. Раньше у нас были понятия “защита информации”, “защита военной тайны, государственной тайны”.Сегодня мы должны подходить к информации, к информационному ресурсу как к новому виду собственности. Например, если посмотреть на нас с вами с точки зрения информационной безопасности, то мы оказались абсолютно незащищенными. Базы данных из ЗАГСов, паспортных столов, ГИБДД, МГТС можно свободно купить. А это наши конфиденциальные данные, то есть действительно сегодня от понятия “защита информации” надо переходить к понятию “информационная безопасность”. Это важно и для отдельной личности или предприятия, и для города. И если не будет обеспечена информационная безопасность, то мы не сможем обеспечить и экономическую.- Каковы итоги первого года работы управления? - Прошедший период работы Управления (оно создано Постановлением Правительства Москвы от 18 июня 2002 года) подтвердил необходимость существования такой структуры. Сегодня по нашему пути пошли и другие - аналогичные структуры появились еще в нескольких субъектах РФ. Если говорить об основных результатах, то управление, во-первых, вписалось в структуру органов исполнительной власти столицы и сумело организовать взаимодействие с соответствующими ведомствами. Во-вторых, Управление оказалось востребованным со стороны московских хозяйствующих субъектов, и свидетельство тому то количество обращений, которое поступает от руководителей предприятий, из городских структур, от предпринимателей и рядовых акционеров. Ну и, в-третьих, наше представление об экономической безопасности, что естественно, несколько изменилось. - С чем это связано? - В первую очередь с тем, что все процессы (и позитивные, и негативные), которые у нас происходят сегодня, безусловно, связаны с переходом от единой общегосударственной формы собственности к многообразию форм собственности и собственников. Это состояние переходного периода, конечно же, диктует свои законы. И один из этих законов – каждый собственник должен заботиться о защите своей собственности.- Москва тоже находится в состоянии переходного периода? - Конечно! Москва наиболее продвинута в развитии рыночных отношений, но и здесь они развиваются достаточно неравномерно. Москва является не только крупнейшим хозяйствующим субъектом, участником реализации мощных программ инвестиционной политики, но и крупнейшим собственником - это земля, недвижимость, доли в акционерных обществах, государственные унитарные предприятия. И эту собственность надо защищать.- Сколько может продлиться этот переходный период? - Это довольно сложно спрогнозировать по времени, слишком от многих процессов, которые будут идти в государстве, это будет зависеть. Ведь нельзя же построить рынок в отдельно взятом городе или регионе. Но очевидно одно: сегодня собственность становится основным предметом, центром интересов. - Массовая приватизация с последующим переделом сфер влияния на всем столичном рынке сопровождалась скандалами, вооруженными захватами офисов, скупкой фабрик в самых престижных с точки зрения застройки районах города, а, следовательно, - бюджетными потерями. Какие конкретно меры были приняты, чтобы все эти ситуации "разрулить"? - Мое мнение: смена собственника - это объективный, существующий во всем мире процесс и относиться к нему надо нормально. Но важно, в каких формах это происходит. В мировой практике есть понятие “народное предприятие” - это когда предприятие зарегистрировано как акционерное общество и все акции распространены внутри трудового коллектива. По этому пути у нас пошли многие предприятия, а что на деле получилось? Распыленный пакет акций привел в ряде случаев к отсутствию реального собственника. Классический пример акционерное общество «Вегетта» (бывшая Тимирязевская плодоовощная база) – очень мощная структура, чрезвычайно важная для нашего продовольственного сектора. Акции были распределены между 678 акционерами. И со временем начались процессы, в определенной степени неуправляемые и даже с элементами криминала (незаконная сдача помещений в аренду, подпольный цех по розливу алкоголя и т. д.). Поэтому, когда на совершенно добровольной и легитимной основе были скуплены акции, и у «Вегетты» появился реальный собственник, который начал наводить порядок и вкладывать средства в развитие базы, все от этого только выиграли. Такая форма смены собственника связана с приходом более эффективного хозяина, и ведет к развитию бизнеса. Но, есть и другая форма - недружественное поглощение предприятия. Недружественное, прежде всего, по отношению к коллективу и по отношению к городу. Наглядный пример такого поглощения - "Фабрика имени Петра Алексеева". Это было устойчиво работающее текстильное предприятие. Но в конце прошлого года ее акции были выкуплены одной из частных структур. Новые хозяева сказали, мол, мы фабрику закрываем, а на ее месте построим элитное жилье и офисы. 1100 ткачих - на улицу. Их интересовала только территория промпредприятия, расположенного в центральной части столицы. Но, это же прямое противоречие с интересами города! В Москве сложился реальный сектор экономики, в котором есть две составляющих: занятость и налогооблагаемая база. Если предприятия начнут закрываться, этот сектор реальной экономики будет объективно сужаться. И это может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. Тогда была высказана твердая позиция Мэра и Правительства Москвы – город не допустит уничтожения московской промышленности. Хотите на месте фабрики строить сверхдоходное жилье и офисы? Пожалуйста, мы поддерживаем, потому что промышленные предприятия из центральной части Москвы все равно постепенно будут уходить - это процесс неизбежный. Но, во-первых, город не должен терять текстильную фабрику, а во-вторых, ткачихи не должны остаться без работы. Правительство Москвы готово выделить участок в периферийной части города, постройте там современное текстильное производство, а освободившуюся в центре территорию используйте с большей выгодой для себя и для города. - И новые хозяева согласились? - Конечно. Более того, они пошли еще дальше - сами предложили несколько текстильных предприятий объединить в холдинг, построить в одном месте крупное производство. Вот вам яркий пример того, что бизнесом нельзя командовать, но бизнес надо грамотно регулировать и находить пути достижения компромисса.Должен сказать, что Москве удалось остановить негативный процесс стихийной скупки акций, приведший в ряде случаев к закрытию и изменению профиля предприятий. За последние семь месяцев мы не имеем ни одного факта недружественного поглощения.- Интересно, как этого удалось добиться?- Это итог совместной работы Правительства, его структурных подразделений, наших депутатов при координирующей роли нашего управления. Руководству компаний, занимающихся скупкой акций, были поставлены два условия: во-первых, их деятельность на территории города не должна вступать в противоречие с социально-экономическим развитием города, с интересами москвичей, и, во-вторых, они должны действовать в рамках закона, в правовом поле. Было принято несколько важных Постановлений Правительства Москвы, направленных на защиту экономических интересов столицы. Недавно в Мосгордуме прошел первое чтение закон "О сохранении имущественных комплексов организаций промышленности в городе Москве", основная задача которого заключается в сохранении производственных функций отдельных территорий.С 12 мая при Управлении действует “горячая линия” (тел.234-04-00). За это время поступило более 180 звонков с почти 70 столичных предприятий, все обращения рассматриваются, и ситуация со скупкой акций московских предприятий отслеживается с целью предотвращения их неконтролируемого закрытия или перепрофилирования. Кстати работа горячей линии, позволила выйти на еще одну важную проблему. Дело в том, что очень много обращений было связано с просьбами акционеров помочь им: продать акции, узнать их рыночную стоимость. И действительно оказалось, что негде, такой механизм не создан. И поэтому сегодня мы прорабатываем возможность создания «Московской фондовой палаты», которая взяла бы на себя решение этой задачи. - В прессе нередко появляются материалы о корпоративных конфликтах. Нарушается ли участниками таких конфликтов законодательство? - В основном все корпоративные конфликты проходят в правовом поле. Но потери несет любая сторона, кто больше, кто меньше. Практика показывает, что все конфликты рано или поздно находят свое разрешение. И свою задачу видим в том, чтобы способствовать их скорейшему разрешению. Могу привести пример, который, как говорится, на слуху - Московский жировой комбинат, 24 с лишним процентов акций которого принадлежат государству, и сейчас переоформляются в собственность города. Комбинат является стратегически важным объектом для Москвы. Он дает на московский рынок примерно 60-70 процентов майонеза и маргарина плюс еще сырье для пищевой промышленности. Сбой в его работе может сказаться на бесперебойности снабжения города. Более года там шло сильнейшее внутреннее противостояние между группами акционеров, и нам пришлось вмешаться, чтобы это противостояние не сказалось на работе предприятия и не перешло в какие-нибудь нецивилизованные формы. В настоящее время конфликт разрешен. - Не получится ли так, что город начнет под видом борьбы за экономическую безопасность просто давить бизнес? Не всегда же чисто коммерческие интересы совпадают с социальными интересами города. - Должны совпадать - и это твердая позиция московских властей, точку зрения которых, естественно, представляет и УЭБ. А потом кто сказал, что защита интересов города - это давление на бизнес? Нам важно показать всем приходящим на московский инвестиционный рынок, что деятельность коммерческих структур не должна наносить ущерба Москве, и приводить к появлению очагов социального напряжения. Еще раз отмечу, что город заинтересован в развитии бизнеса, в приходе эффективных собственников, но при этом должен соблюдаться баланс интересов всех участников экономической деятельности. - Мы традиционно считаем, что борьбой с экономическими преступлениями занимаются органы МВД и ФСБ. Не дублирует ли УЭБ силовые структуры? - Вопрос совершенно правильный. Кстати, он возникал, когда создавалось наше управление. И нашими оппонентами в определенной степени были и ФСБ и МВД. Но год нашей деятельности совершенно четко все расставил на свои места. Дело в том, что мы занимаемся не борьбой с экономическими преступлениями, а предупреждением этих преступлений. Мы не дублируем, а взаимно дополняем друг друга. Ведь все мы работаем на одну цель - обеспечение безопасности Москвы, в том числе и экономической. Силовые структуры имеют законодательно установленное право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, то есть использовать технические средства для добычи информации и т.д. У нас такого права нет. Наша сильная сторона в том, что мы имеем сотрудников во всех органах исполнительной власти, у нас есть доступ ко всей информации, которая накапливается в городских информационных системах, мы обладаем серьезным административным ресурсом, через Думу можем проводить законодательные инициативы. Поэтому мы договорились объединить наши «козырные карты» в общих целях. Каким образом? Обмен информацией. Мы тесно сотрудничаем и с Управлением ФСБ по Москве и Московской области, столичным ГУВД и прокуратурой. - Результаты есть? - Разумеется. Сейчас около 70 ситуаций с признаками составов преступлений рассматриваются правоохранительными органами с нашей подачи. Пример. К нам поступила информация, что некая фирма, расположенная на Гоголевском бульваре, занимается вербовкой иногородних рабочих в Москву. Привозит и здесь их «кидает». Мы занялись этой проблемой, собрали всю первичную информацию, потом передали материалы в УБЭП и уже они этих деятелей накрыли. По сути, это не наше дело, чистый криминал. А мы должны, в первую очередь, быть организующим и координирующим центром и работать не по конкретному человеку или группе лиц, а по проблеме. - Журналистскую информацию анализируете? - Конечно! Вот последний пример: статья в одной из центральных газет о том, что в Москве растут новые финансовые пирамиды. Нашему управлению поставлена задача - разобраться, так это или нет. - Если действительно подтвердится, что растут новые пирамиды. Ваши действия? - Соберем информацию, проведем ее оценку с участием УФСБ и УБЭП. Потому что, если подтвердится то, что накопали журналисты, то здесь, уже просматриваются признаки состава преступления. Если мы увидим, что нарушен закон, направим материалы в прокуратуру. - Для малого и среднего бизнеса немаловажный вопрос - арендная плата, которую, как известно, в Москве за последнее время сильно подняли. Как ваше управление на это реагирует? - Согласен, нельзя к этому вопросу относиться механически, есть какой-то предел. Можно так поднять планку, что получишь обратный эффект. И действительно в какой-то момент эту планку превысили. И бизнес стал убегать за МКАД, потому что там ниже арендная плата. Поэтому, выход один: перед принятием решения нужно очень хорошо просчитывать его последствия. - Принятие таких решений как-нибудь согласуется c вашим управлением? - Раньше нет. Но вот теперь жизнь заставила. Мы внесли предложения мэру, и он их полностью поддержал, чтобы все важнейшие постановления и распоряжения правительства, связанные с вопросами реализации экономической политики, визировались нами одними из последних. Образно говоря, мы становимся своеобразным ОТК, который не завязан с конкретной отраслью, и блюдет только одни интересы - интересы города, москвичей. - Ваше мнение по поводу скандала, связанного с Пушкинским музеем... - Все вопросы по памятникам старины должны решаться законодательным путем. Должен быть закон: что причислять к памятникам городского значения, что федерального. И тогда не будет никаких скандалов. А пока, возьмите Царицынский парк, там дворец какой. Надо его приводить в порядок? Конечно, надо. Но кто этим будет заниматься? Вот Москва взяла под себя Коломенский комплекс и привела его в цивилизованный вид... А разве нормально то, что сегодня федеральный центр не вкладывает средства в развитие Московского метрополитена, который обеспечивает потребности не только москвичей, но и приезжих? А их миллионы. В результате мы в развитии метрополитена (по генеральной схеме его развития) уже отстали на 100 километров. А ведь это одно из магистральных направлений решения транспортной проблемы. Взять Париж. Там 350 станций метро и практически все они между собой в шаговой доступности. Бросил автомобиль и поехал на метро. А у нас станций в два раза меньше, причем на площади, которая значительно больше. Поэтому, на мой взгляд, очевидно, что метрополитен должен быть заботой и федералов. А получается совершенно по-другому. - Александр Борисович, и последний вопрос: что вы считаете главным в работе Управления в ближайшем будущем и какие планы на отдаленную перспективу? - Первое - это усиление информационно - аналитической работы. С этой целью нами создан ГУП «Центр информационно-аналитических технологий» (ГУП «ЦИАТ»). Необходимо также развитие правовой работы, рассмотрение проблем в области финансово-кредитных, страховых, земельно-имущественных, инвестиционных, социальных, корпоративных и иных отношений, собственной безопасности. Идет работа над созданием бюро кредитных историй, я уже говорил о Московской фондовой палате. А насчет отдаленного будущего, могу сказать, что принципиально работа нашего Управления направлена на формирование и развитие цивилизованных рыночных отношений, строительство правового государства, борьбу с теневой экономикой, защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного товаропроизводителя. А значит, именно это определяет наши задачи и на настоящее, и на будущее. По материалам "Мир новостей" от 16 декабря 2003 (расширенный вариант).





Похожие по содержанию материалы раздела: Классификация информаторов Искусственный интеллект вычислит террористов Технические средства и технологии на службе безопасности в США Хакеры не считают себя преступниками Обеспечение безопасности стационарных объектов Взаимодействие правоохранительных органов с населением в антитеррористической деятельности Шпионаж теперь узаконен Немного об оружии и о защите свидетеля Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОШОК ПО РУССКИ. Защита для каждого - 100% ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕСС-РЕЛИЗ брифинга в ГУВД МО: «Борьба с наркобизнесом. Этнические группировки торговцев наркотиками» СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАДЛЕЖАЩЕЙ ОХРАНЫ ФОНОГРАММ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦИФРОВЫЕ КОДЫ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ФОНОГРАММЫ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ ИЛИ ВОЙНА В КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ Власть и пресса О чем предупреждает почта Комитета Государственной Думы по безопасности Экспертная оценка профессиональной пригодности

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация