Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Охранный бизнес и Всемирная Торговая Организация (ВТО)



Иностранцы на рынке – добро или зло? Слово имеет Николай Краюшенко, президент группы Компаний «Баярд»

В последнее время в прессе появляется всё больше материалов о ходе переговоров по вступлению нашей страны в ВТО. Предположительно это может произойти в 2006 году. Представители различных предприятий и ведущих российских отраслей обсуждают своё будущее в связи с ожидаемым приходом на российский рынок иностранных конкурентов. Одни видят в этом перспективы развития рынка и, как следствие, своих компаний, другие, ожидая нешуточную конкуренцию, а то и полную потерю рынка, выступают за ограничение или даже полный запрет деятельности иностранцев в нашей стране. Попробуем разобраться, что ожидает рынок охранных услуг в связи с возможным вступлением нашей страны в ВТО?

Что такое Всемирная Торговая Организация (ВТО)?ВТО начала свою деятельность в 1995 году в качестве правопреемницы действующего с 1947 года Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Организация призвана регулировать торгово-политические отношения стран участников. На начало 2005г в ВТО входили 148 стран. Россия подала заявку на вступление в ВТО более девяти лет назад и на данный момент вступила в решающую фазу переговоров.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; - взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;- отказ от использования количественных и иных ограничений; - транспарентность торговой политики; - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Страна, желающая вступить в ВТО, должна подписать Генеральное Соглашение, целый ряд дополнительных многосторонних Соглашений и четыре Пpиложения - всего более 50 документов. В Пpеамбуле и Статьях Генерального Соглашения раскрываются основные понятия, функции ВТО, порядок реализации соглашений, права и обязанности руководящих органов организации. В Пpиложениях изложены договоренности стран по самым pазличным напpавлениям совместной торговли и описываются взаимные требования друг к другу. Пpиложение №1 - самое большое, состоит из двух частей и включает в себя документ, который регулирует вопросы торговли услугами, что прямо затрагивает интересы охранного бизнеса. Этот документ называется: Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

В ГАТС систематизированы правила торговли услугами. Сами услуги классифицированы в рамках 12 секторов: -деловые (включая профессиональные и компьютерные) услуги; -услуги в области связи; -строительные и связанные с ними инженерные услуги; -дистрибьюторские услуги, включая услуги оптовой и розничной торговли; -услуги в области образования; -услуги, связанные с защитой окружающей среды;-финансовые (страховые и банковские) услуги; -услуги в области здравоохранения и социального обеспечения; -туризм и услуги, связанные с путешествиями; -услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий; -транспортные услуги; -прочие услуги, не вошедшие в перечисленные выше. Каждый сектор делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов. Например, сектор «деловые услуги» делится на 5 подсекторов: профессиональные услуги; компьютерные и связанные с ними услуги; услуги в областях исследований и разработок; услуги, связанные с недвижимым имуществом; услуги по аренде/лизингу без оператора. Обращает на себя внимание факт отсутствия детективных и охранных услуг в этом классификаторе. Возможно, они относится к профессиональным, и входят в сектор «деловые услуги», а возможно относятся к «прочим услугам».

Что такое торговля услугами?Торговля услугами раскрывается и группируется в ГАТС через способы их оказания (поставки), следующим образом: 1. Трансграничная торговля. Предполагает, что потребитель и поставщик находятся по разные стороны границы. Для некоторых секторов услуг, таких как услуги связи, финансовые услуги, перестрахование рисков за рубежом российской страховой компанией, осуществление международных платежей в системе SWIFT и т.п. значение трансграничной торговли весьма существенно. В нашем случае речь может идти о консультационных и детективных услугах.2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляются услуги («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые туристу в стране его временного пребывания (гостиницы, предприятия общественного питания и т.д.). Охранные услуги могут представляться как туристу, так и иностранным бизнесменам и деятелям шоу-бизнеса, приезжающим в нашу страну.3. Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»). В этом случае речь идёт о создании (приобретении) и организации деятельности юридического лица в форме дочерней компании, филиала или представительства. Это означает, что или наш ЧОП, желающий работать за рубежом, может создать у них свою дочернюю компанию, или иностранный ЧОП имеет право работать в нашей стране.4. Временное передвижение поставщика услуги – физического лица – в другую страну для предоставления услуги («перемещение физических лиц»). Речь идёт о случаях, когда, например, хирург – гражданин США – выезжает в Москву для проведения операции российскому гражданину, или наш телохранитель выезжает в Израиль и охраняет там местного бизнесмена.Отнесение способа поставки к тому или иному виду из указанных четырех является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа иностранных поставщиков услуг на национальные рынки. В Соглашении определен важный круг вопросов, касающихся национального регулирования сферы услуг. Для регулирования торговли услугами подавляющее большинство стран используют различного рода ограничения. Для унификации этих процессов ГАТС ввёл два основных принципа.

Первый принцип: «Режим наибольшего благоприятствования» (РНБ).РНБ является основой Соглашения. Он предполагает, что правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов между собой, а предоставлять всем им одинаково благоприятный режим. Из этого следует, что Россия, после присоединения к ВТО, не сможет предоставлять услуге, поставляемой из США, или поставщику услуги из США, худшие условия доступа на национальный рынок, чем те, которые она предоставляет услуге, или ее поставщику, из любой третьей страны (например, Перу). В общем, если доступа на рынок нет, то его нет для всех стран. Если он есть, то тогда он един для всех. Если он ограничен, то ограничен опять же одинаково для любого участника. Но из этого правила есть исключения. Первое исключение касается отношений установившихся между странами до вступления в ВТО. Такие отношения при желании могут сохраняться на протяжении десяти лет и после вступления в международную организацию, но об этом страны должны объявить официально. Второе исключение касается стран, не желающих допускать иностранцев на свой рынок. В этом случае страна имеет право сослаться на одну из возможных причин, которые также прописаны в документах ВТО, и зафиксировать этот факт в Перечне специфических обязательств. К примеру, статья ХIV Соглашения позволяет принять меры по ограничению доступа иностранных компаний, если это необходимо «…для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка...». Чем вам не причина для запрета прихода иностранцев на охранно-детективный рынок? Как видно из документов это вполне возможно и вступление в ВТО тому не помеха, другой вопрос: надо ли? Кстати, действующий Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо не ограничивает деятельность иностранных компаний на территории нашей страны. В Законе сказано только о том, что детективной и охранной деятельностью могут заниматься граждане РФ.

Второй важнейший принцип ГАТС: «Принцип национального режима» (ПНР)В соответствии с этим принципом иностранные поставщики услуг не могут дискриминироваться по сравнению с национальными поставщиками. Это означает, что иностранные услуги и их поставщики в случае допуска на национальные рынки должны пользоваться теми же нормами и правилами работы, что и местные поставщики услуг.

Несмотря на кропотливый анализ общедоступных документов о деятельности ВТО и ходе переговоров о вступлении нашей страны в эту организацию я так и не смог найти в них какое-либо упоминание о регулировании охранного рынка. Может быть потому, что он ещё не так велик, и в этой связи не интересен правительствам государств? А может быть, министры считают, что этот рынок слишком специфичен и потому априори должен быть закрыт? А вот туризм привлекает внимание. Есть даже отдельные статьи, регулирующие порядок доступа иностранцев на национальные рынки. Оно и понятно - объём российского туристического рынка эксперты оценивают в 12-13 млрд. долларов США, что почти в три раза превосходит охранный. Но что интересно, на туристическом рынке тоже ждут прихода в Россию гигантов иностранной туриндустрии. Это, несмотря на то, что «TUI AG» – крупнейший европейский оператор с годовым оборотом свыше 3 млрд. долларов США ещё в августе 2004 года создал совместное предприятие с компанией «Мострэвел». А вот шагов по дальнейшей экспансии они не предпринимают. Специалисты это объясняют тем, что, во-первых, иностранцев интересуют в основном крупные сетевые образования, охватывающие достаточно большой сегмент рынка. Таких у нас немного, и стоят они слишком дорого. А во-вторых, «белыми» сейчас оказываются не более 40% оборотов турфирм. Это и ограничивает западные вложения в отрасль. Аналитики уверены, что иностранные инвестиции до российского туризма дойдут не раньше, чем этот бизнес станет прозрачным и консолидированным. Нет сомнений, что по тем же причинам не развивают свой бизнес в России международные охранные корпорации «Вакенхат», «Секурикор», «Секуритас» и другие. Иностранцы на рынке – добро или зло? В начале следует ещё раз отметить, что Соглашения ВТО не регулируют инвестиционный климат, как таковой, и ни в одной стране не происходил автоматический приход инвестиций сразу после подписания договора. Для иностранцев кроме вышесказанного также важно приведение законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. По их мнению, принципиальное следование принципам РНБ, НР и транспарентность создают благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса. Специалисты отмечают, что положительные последствия либерализации международной торговли в области доступа на рынок услуг проявятся в нашей стране в большей степени, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что рынок услуг находится еще в стадии становления, и что пока к конкретным секторам услуг не привязаны ни крупные капиталы, ни другие серьёзные ресурсы. А это означает, что более высокая подвижность таких ресурсов позволит им в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать на него положительное стимулирующее воздействие. При этом возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом.На вышеприведённые аргументы, в первую очередь следует обратить внимание представителям охранного бизнеса, выступающим за принятие запретительных мер на деятельность иностранных охранных и детективных компаний в России. Также следует повторить, что иностранные охранные компании уже давно работают на нашем рынке, и до сих пор не предприняли никаких попыток для его захвата. И вполне очевидно, что они выжидают не потому, что Россия не вступила в ВТО. Применение ПНР и РНБ, если и приведет к некоторому обострению конкуренции на внутреннем рынке, но компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей. А изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности. В этой связи вступление в ВТО должно подтолкнуть наши власти покинуть охранный рынок в качестве игрока и довести до конца реорганизацию ГУВО МВД РФ. Ведь ГАТС уже в 1-ой статье достаточно чётко формулирует, какие «услуги» власть может оказывать, а какие нет: «Ст.1.2.(с). «услуга, поставляемая при исполнении функций государственной властью», означает любую услугу, которая поставляется не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».После вступления России в ВТО будет постепенно обесцениваться и главное конкурентное преимущество некоторых российских компаний - административный ресурс. Международные обязательства заставят правительство начать борьбу с коррупцией, что в свою очередь повлечет за собой ослабление роли чиновников. Единственным минусом пока видится то, что рабочая сила подорожает и будет в большом дефиците, потому что иностранцы могут предложить высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они от нас не сбежали.

Оптимистичный выводПока нас спасает тот факт, что после событий сентября 2001 года рынок безопасности в США и Европе вырос более чем вдвое. Международные корпорации стремятся его освоить, и им пока нет дела до экспансии в другие регионы. Но наступит время, и они придут к нам завоёвывать рынок, а не просто обслуживать своих постоянных клиентов, как они это делают сейчас. И вот тогда мы узнаем, как должны работать настоящие профессиональные охранные компании. Те фирмы, которые сегодня на слуху и называются лидерами отечественного рынка, могут стать аутсайдерами по сравнению с мировыми охранными корпорациями. Ведь до открытия «Рамстора» и «ИКЕА» мало кто из нас знал, какими должны быть настоящие гипермаркеты. До прихода в нашу страну компании «DHL» мы мирились с нерасторопностью родной почты и представить себе не могли, что письма могут доходить за один день. А улыбка менеджера за кассой «Макдоналдс»! Опыт последних 15 лет показал, что при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний, у наших ЧОПов так и не сформировались стимулы к совершенствованию своей деятельности. Но у российских предприятий ещё есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки и построить такие системы управления, которые позволят нам сравняться с иностранцами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Использование современных управленческих технологий сегодня станет "билетом в завтрашний день".

Николай Краюшенко,

председатель совета директоров проекта «Сеть пультовой охраны», президент группы Компаний «Баярд»




Похожие по содержанию материалы раздела: Российскому НЦБ Интерпола - 15 лет Технологии против терроризма Стоять, бояться! Без согласия нельзя Призыв под присмотром прокурора Физкульт-инфаркт Универсальные угрозы для корпоративных систем Охранник Путина - вне конкуренции Не оставляйте дачу наудачу «Для рейдеров наиболее предпочтительны небольшие компании» Гастарбайтер на взлетной полосе Игра на понижение ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА и пораженья от победы не научились отличать Интернационализм по-воронежски Бизнесменов атакуют ГАИ посылает в комиссионку Приключения иностранцев в метро Площадь шести терактов

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация