Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Законодательное обеспечение оборота оружия в различных странах. Часть II



Китайская Народная Республика. В 1996 году был принят закон «О контроле над огнестрельным оружием». Законом разрешено в гражданском обороте использовать только спортивное и охотничье огнестрельное оружие, которое приобретается по специальным лицензиям местных органов общественной безопасности. Законом предусматривается и категория служебного оружия. Производство и торговля оружием лицензируется. Общий контроль за оборотом оружия в КНР возложен на министерство общественной безопасности.Латвийская Республика. Закон «Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны» принят 23 февраля 1993 года. Гражданам для самообороны после прохождения курсов безопасного обращения с оружием разрешены с правом ношения неавтоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Калибр оружия ограничен 9 мм (включительно), ограничений по дульной энергии пули не предусмотрено. Запрещены обрезы ружей и винтовок, а также переделка газового оружия под пулевые патроны. В законе отсутствует деление оружия на гражданское, служебное и боевое. В статье 7 закона перечислены категории лиц, которым запрещено владение оружием. Это лица, имеющие в прошлом судимости за умышленные преступления;• психически больные граждане, алкоголики и наркоманы/токсикоманы;• лица, подвергавшиеся административным взысканиям за нарушение законов, илилица, о которых у полиции имеются официальные данные, позволяющие считать, что оружие может быть применено злонамеренно;лица, о которых у полиции имеются официальные данные о принадлежности к запрещенным военизированным формированиям, политическим партиям, общественным организациям либо движениям.Литовская Республика. Закон «О контроле за оружием и боевыми припасами» № 1-1423 принят 2 июля 1996 года, в основном он схож с законом «Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны» Латвийской Республики.Республика Молдова. Оборот оружия в Республике Молдова осуществляется на основании закона «О контроле над индивидуальным оружием», принятого парламентом 18 мая 1994 года. При разработке закона за основу парламентарии взяли закон об оружии соседней Румынии. Однако в отличие от румынского закона, в котором нет ограничений на приобретение гражданского оружия для законопослушных и дееспособных граждан, молдавский закон существенно сужает право на приобретение оружия, в частности пистолетов и револьверов, некоторыми категориями граждан и не граждан. Правом на приобретение оружия обладают граждане республики, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к владению оружием, не имеющие судимостей, постоянно проживающие на территории государства. Регистрация и контроль над оборотом оружия возложена на разрешительные отделы полиции.Новая Зеландия. С 1983 года в стране произошла резкая либерализация системы оборота оружия и упрощены процедуры его покупки. Многолетние исследования показали неэффективность сложной системы регистрации, существовавшей с 30-х годов XX века. Осуществлен переход на систему лицензирования, аналогичной лицензиям на вождение автомобиля, после успешной сдачи экзаменов можно приобретать оружие. Оказалось, что высвободившиеся материальные и людские ресурсы полиции могут быть гораздо эффективнее использованы по прямому назначению.Швейцария. По сведениям Швейцарского объединения, в Швейцарии 27% граждан имеют в собственности огнестрельное оружие (в это количество не входит военное оружие). Дееспособные граждане имеют право на приобретение как гражданских, так и боевых образцов оружия. Поскольку армия Швейцарии строится по милиционному принципу, количество действующих армейских подразделений незначительно. Отслужив положенное время, граждане находятся в активном резерве. Табельное оружие (вплоть до пулеметов и гранатометов) у всех военнообязанных граждан, находящихся в резерве {а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола), хранится по месту их жительства. Не менее одного раза в год работники местной прокуратуры производят проверку сохранности оружия, боеприпасов и снаряжения. По истечении сроков призыва (60 лет) граждане сдают табельное оружие на государственное хранение либо, при желании гражданина, государственные предприятия производят замену некоторых деталей с целью ликвидации автоматического режима ведения огня, и в таком виде оружие (только стрелковое) передается на пожизненное хранение гражданину.В случае необходимости гражданин использует для самозащиты или поддержания общественного порядка (в Швейцарии это вменено в обязанность гражданам) снайперскую винтовку с лазерным целеуказателем, пулемет или гранатомет, а уже потом пойдет звонить в полицию. В результате такого подхода в Швейцарии один из самых низких в мире процент преступлений, совершаемых с применением оружия.Франция. Современное французское законодательство по оружию основывается на декрете - законе, принятом 18 апреля 1939 году в преддверии начала Второй мировой войны, декретах от 12 мая 1973 года и 25 ноября 1983 года, а также соответствующих директивах Евросоюза, касающихся вопросов оборота оружия (№ 91-477 от 18 июня и № 93-15 от 5 апреля 1993 года). Все основные положения названных доку ментов нашли свое отражение в последующих новациях в области законодательства об оружии.Французское оружейное законодательство до подписания Шенгенского Соглашения было весьма либеральным. Во всяком случае все оружие, классифицированное как гражданское, в том числе и короткоствольное, находилось в заявительном (декларативном) режиме регистрации. Гладкоствольные охотничьи ружья (переломки) не регистрировались, их ношение было свободным. Наиболее крупные изменения в области оружейного права произошли в связи с принятием парламентом 6 мая 1995 года декрета № 95-589.Декрет внес существенные изменения, касающиеся получения разрешения на приобретение оружия и подачи деклараций. Ранее существовавший на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок регистрации приобретенного оружия для многих видов оружия был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на покупку оружия, особенно короткоствольного и нарезного длинноствольного полуавтоматического (самозарядного). Декрет запретил к гражданскому обороту все военное оружие и взрывчатое оружие. Было введено запрещение на ношение пистолетов и револьверов без специального на то разрешения, а также военного холодного оружия (в том числе и оружия боевых искусств). Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия лицами, не достигшим 21 года, включая газовое, пневматическое и так называемую близкую имитацию огнестрельного оружия.Вместе с тем действующие правовые нормы в отношении стрелкового оружия не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а их оружие и до этого находилось под контролем. Не затронули ограничения и профессиональные категории пользователей и владельцев: полицию, жандармерию, военных и т.д. При наличии на руках у граждан большего количества оружия (одних охотничьих ружей зарегистрировано более 2 млн единиц), которое, как правило, не используется в криминальной сфере, тем не менее законодатель посчитал необходимым введение жесткой регламентации оборота оружия.Однако даже французскими юристами отмечается некоторая запутанность оружейного законодательства. Нормы закона допускают различное их толкование, требуется определенная юридическая квалификация и навыки для безошибочного использования статей декрета в повседневной практике. Огромным достижением французского общества является наличие «Французской национальной ассоциации защиты стрелков и коллекционеров оружия (АНТАК - ANTAC)» со штаб квартирой в городе Брольи, которая оказывает гражданам как техническую, так и юридическую помощь.Несомненны достоинством декрета является таблица категорий оружия и патронов, облегчающая его понимание. В частности, начиная с 5-й категории (несамозарядное охотничье оружие, как гладкоствольное, так и нарезное), приобретение оружия свободное. После выполнения необременительных действий - предъявления документов, удостоверяющих личность при покупке, последующего заполнения декларации - ношение оружия свободное. Однако ношение традиционного холодного оружия (6-я категория) запрещено, требуется разрешение и на его перевозку. Приобретение пистолетов и револьверов возможно только по разрешению префектур, в основном для стрелков-спортсменов.Контроль над оборотом оружия возложен на генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия (по категориям) и выдача соответствующих разрешений - на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии.





Похожие по содержанию материалы раздела: Служба - не прислуга Флибустьеры идут по счетам $1 млн на безопасность столичных маршруток Арест - уже не наказание Сел за руль — не скоро вышел Исследование Службой безопасности предприятия анонимных текстов на предмет выявления их авторов Таможня встречает добром Вооружайся кто может Куплю страховку после аварии Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА IX. ШТАБНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЧОПам предстоит сдать экзамен московским властям Михаил Фрадков заглянул в шлюзы Пятилетка без опасности Дерзкое нападение на инкассаторов Опыт передачи государственными органами США правоохранительной деятельности частной охране Охранно-сыскная деятельность в других странах Залётная угроза Чип спешит на помощь ФСБ ищет утечки

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация