Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Воспитание гражданина



Самсонова: Термин "политическая социализация" (political socialization) появился в США сравнительно недавно, в 1950-е годы, и в дальнейшем получил широкое распространение в научном лексиконе. До этого американские ученые, которым в значительной степени принадлежит приоритет в исследовании политической социализации, использовали понятие "гражданское воспитание" (civic education). И оба эти понятия используются в настоящее время. Понятие "политическая социализация" шире, поскольку включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на формирование личности (гражданское/политическое воспитание), так и стихийные, спонтанные. Процесс политической социализации начинается очень рано - с 4-5 лет и продолжается на протяжении всей жизни человека. Это может показаться, на первый взгляд, удивительным, но первые политические "знания" появляются в столь раннем возрасте. Представьте себе сцену: две мамы привели своих детей - каждому ребенку примерно 4-5 лет - к памятному знаку в день празднования Дня Победы 9 мая. Дети видят необычную обстановку: горит "вечный огонь", лежат цветы, звучит торжественная музыка. И каждый ребенок спрашивает свою маму: что это? Одна отвечает: "Знаешь, деточка, это газ горит, как у нас дома, на кухне". Вторая говорит: "Этот огонь зажгли в честь людей, которые отдали свою жизнь для того, чтобы мы с тобой жили, чтобы для нас светило солнце, пели птицы, чтобы мы могли радоваться жизни, наслаждаться всем этим. Мы помним этих людей, потому что они тоже хотели жить, но пожертвовали собой. И мы приходим сюда, дарим им цветы, потому что помним о них и благодарны им. Когда ты станешь взрослым, то будешь приходить сюда со своими друзьями". Я не хочу сказать, что первый ребенок обязательно вырастет равнодушным человеком, а второй - глубоко сознательным гражданином своей страны. Но в любом случае, их мамы бросили "первые зерна" в детское сознание. Вот так, постепенно и идет процесс формирования политических представлений, ориентаций. Ученые пришли к выводу, что основой политических убеждений человека являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, и с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти, к государству. Используют и такие понятия, как "первичная социализация" и "вторичная социализация". Вторичная социализация - это процесс приобретения знаний, навыков взрослого человека. Однако вопрос о том, когда заканчивается "первичная" и начинается "вторичная" социализация, остается открытым. Ряд ученых считает особенно важным период с 15 до 25 лет, когда и формируются основные, присущие взрослому человеку, политические знания, навыки и установки. Однако в любом случае, то, что было приобретено в детские и юношеские годы, составляет своего рода "фундамент", на который накладывается тот опыт, который получен уже в более зрелом возрасте. Какое-то событие в жизни страны или конкретного человека может многое изменить в этих представлениях, повлиять на политические взгляды, убеждения людей, на их позиции и, в том числе, гражданские.В процессе политической социализации участвуют различные социальные и политические институты общества. Это: семья, группы сверстников, место работы, общественные организации, политические партии, армия, церковь. При разных политических режимах и в разные периоды существования одного и того же государства роль этих институтов может меняться. И важная задача, стоящая перед исследователями разных стран, - определить "вес" этих институтов в процессе политической социализации. Если же мы говорим о гражданском/политическом образовании, то имеем в виду более целенаправленный процесс. И само это понятие ýже, чем понятие политической социализации. В вопросах гражданского/политического образования особенно велика роль государства, общественных организаций, политических партий и движений. Не следует путать вторичную социализацию с ресоциализацией, которая наблюдается в тех странах, которые находятся в состоянии транзита. В процессе ресоциализации люди среднего и старшего поколения как бы переучиваются, приобретают новые политические знания и навыки. Вопрос: Можно ли сравнить, как проходят эти процессы в России и в США?Самсонова: В США - стабильная, устойчивая политическая система. И политическая социализация рассматривается здесь, как механизм формирования у будущих граждан ценностей американской политической системы, как средство, необходимое для обеспечения этой стабильности. Впрочем, передача политических ценностей от поколения к поколению даже в рамках относительно стабильной политической системы происходит не всегда однозначно. Так, например, на рубеже 1960-1970-х годов часть американской молодежи отвергла многие установки, ценности и идеалы своих родителей. Если обратиться к опыту России, то нельзя забывать, что страна переживает глубокие, поистине революционные преобразования, которые затронули все сферы жизни общества. Социально-экономические и политические трудности переходного периода на какое-то время как бы "отодвинули" вопросы политической социализации и образования молодого поколения. Однако сегодня в России есть полное понимание того, что от характера политической социализации и гражданского образования зависит не только воспроизводство политической культуры, но и формирование политической культуры нового типа.Беседы с директорами и учителями российских школ, собственный опыт работы со школьниками убедили меня в том, что школа призвана не только давать необходимые знания, но и приобщать детей и подростков к разного рода общественно-полезной деятельности. Именно поэтому в ходе изучения опыта американской школы по гражданскому воспитанию подрастающего поколения, я обратила особое внимание на организацию внеклассных занятий, а также разных видов внешкольной, в том числе волонтерской деятельности. Эта работа поставлена в США хорошо.Вместе с тем в американской школе тоже немало проблем. Ученые и педагоги признают, что оставляет желать лучшего уровень политических знаний многих молодых американцев. В последнее время снижается уровень гражданской активности молодежи, показателем является низкий уровень ее участия в выборах. На решение этих проблем нацелены экспериментальные программы, которые внедряются, начиная с 1990-х годов, во многих американских школах по инициативе научных центров и общественных организаций и уже хорошо себя зарекомендовали. Среди областей, в которых американские старшеклассники сравнительно компетентны, можно назвать уголовное и гражданское правосудие и права человека. Были изданы и широко используются качественные учебные пособия. Вопрос: Многие сейчас говорят о равнодушии и пассивности российской молодежи… Наблюдаются ли какие-то положительные перемены в сторону повышения политической и гражданской активности?Самсонова: Это очень серьезная проблема современной России. Все те трудности, которые испытывает страна, не могли не сказаться на состоянии молодежи. К сожалению, пока нельзя говорить о повышении ее политической и гражданской активности. Настроения аполитичности, иждивенчества распространены очень широко. Думаю, не более 10% молодежи интересуется политикой. А число тех, кто готов участвовать и реально участвует в деятельности политических и общественных организаций, гораздо меньше. А между тем, молодежь - это поколение, которое формируется в новых условиях, это будущее нашей страны. Как писал известный французский мыслитель 19 века Алексис де Токвиль, в демократической стране каждое новое поколение, по сути, - это новый народ.Вопрос: В России постоянно звучат призывы к возрождению патриотизма...Самсонова: Вопрос о патриотизме - вопрос сложный и не случайно является предметом острого обсуждения. Вспоминая о патриотизме советских людей, которые проявили свои лучшие гражданские качества, беззаветное служение Родине в самое тяжелое для страны время - во время Великой Отечественной войны, многие полагают, что в последние годы стала заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. В некоторых регионах страны патриотизм стал перерождаться в национализм. Возникла даже необходимость в разработке специальных программ. Может, конечно, возникнуть вопрос: "А надо ли вообще целенаправленно и организованно заниматься воспитанием патриотизма, даже разрабатывать с этой целью специальную программу?". Некоторые наши соотечественники, отвергая саму идею разработки такого рода программы, ратуют за патриотизм не государственный, а "камерный", человеческий, конкретный и прикладной. Во многих государственных программах речь идет, прежде всего, о военно-патриотическом воспитании, но почти не уделяется внимания сложным вопросам формирования гражданских качеств для мирной жизни. И это сложная задача - формирование гражданской культуры, активной жизненной позиции подрастающего поколения. Быть патриотом своей страны - значит, находить силы бороться с недостатками, активно участвовать в общественно-политической жизни, уметь отстаивать свои гражданские права. Вот в чем проблема. Если же вернуться к вопросу о патриотизме российской молодежи, то, думаю, это чувство по-прежнему присуще нашим соотечественникам, в том числе и молодым. Большинство из них связывает свое будущее с Россией. Еще 5-7 лет назад немало молодых людей, особенно с высшим образованием, хотели уехать жить и работать за границу. Сейчас таких людей намного меньше. Это говорит о том, что молодежь видит для себя перспективы работы здесь, в своей стране. Значит, есть надежда на будущее.Вопрос: В какой степени в России можно использовать опыт гражданского образования и патриотического воспитания, накопленный в США? Самсонова: Никто не будет спорить, что американская молодежь и американцы в целом - патриоты своей страны. И опыт воспитания этих чувств, несомненно, интересен. Заслуживают внимания, как я уже говорила ранее, программы по гражданскому образованию. Особый интерес вызывают программы по формированию толерантного сознания, культивированию мультикультурализма. Они достойны самого пристального изучения не только со стороны социологов, политологов, но и наших педагогов, преподавателей средней школы.Вопрос: Как обстоит дело с воспитанием толерантности в России?Самсонова: Это, возможно, одна из наиболее острых проблем нашего времени. В России была разработана и реализована специальная Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы". Однако это только часть той работы, которую следует вести по воспитанию толерантности, преодолению проявлений экстремизма и ксенофобии. Наша страна привлекательна для многих, и приток иммигрантов по-прежнему велик. Надо думать над тем, как грамотно решать проблемы тех людей, которые хотели бы жить и работать в России. Для этого необходимы серьезные институциональные изменения, осознание властями тех процессов, которые происходят в стране, а следовательно, выработка новой, хорошо продуманной миграционной политики. Вопрос: К чему стоит стремиться в процессе гражданского воспитания?Самсонова: Если коротко охарактеризовать те качества, уровень развития которых является важным показателем политической социализации личности, то это: политическая информированность, политические навыки и политическая активность человека. Если попытаться представить своего рода "модель" человека, занимающего активную гражданскую позицию, то это означает, что он должен обладать определенным уровнем политических знаний, освоить и уметь использовать навыки политического участия и в то же время быть готовым нести определенную ответственность за свои действия. В чем проявляется эта ответственность? Личная ответственность, на мой взгляд, проявляется в заботе человека о себе и своей семье, о своих детях, в ответственности за свои действия, в соблюдении прав и интересов других людей. Но есть и гражданская ответственность, которая проявляется в подчинении человека закону, в его интересе к общественно-политическим событиям. Эта ответственность - в выполнении человеком обязанности платить налоги, участвовать в выборах, нести воинскую повинность и выполнять обязанности присяжного. Каков должен быть баланс между готовностью человека выполнять свои обязанности и его правом высказывать, в случае необходимости, несогласие с действиями властей? С одной стороны, человек обязан подчиняться власти, быть относительно лояльным по отношению к власти, участвовать в политической жизни, а с другой стороны, как гражданин, он должен обладать способностью и готовностью, участвуя в законных видах общественно-политической деятельности, давать понять власти о необходимости тех или иных перемен, то есть корректировать её действия.

Washington ProFile




Похожие по содержанию материалы раздела: Пожар-птица Верховный суд снимает погоны с военных судей "Тигр" для спецназа СУДЕЙ - В ЧИНОВНИКИ Информационная безопасность: в сетях самообмана Антитеррор: интервью "охотника" за головой Басаева и других... ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ НАХОЖДЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕЗРЕЛОСТИ РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ Порядок в российской армии профинансируют из Лондона На трезвую голову Концепция безопасности современных торговых центров. ч.2 На чем летать будем Статистика КЦ ГУВД г.Москвы Фальшивый номер расшифруют за минуту Тяжёлый снег Могут ли полицейские быть детскими? Типичные заблуждения при выборе автосигнализаций Кривые дорожки лазерных дисков Прокурор на перекрестке ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (КОРПОРАТИВНОЙ) ЭТИКИ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация