Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

По секрету - ФСБ



КОРРЕСПОНДЕНТ "ТРУДА" ВЫЯСНИЛА, КАК РАБОТАЕТ "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Год назад на улицах крупных городов страны появились необычные билборды - на белом фоне ярко-синей краской выведен призыв-агитка: "Твой звонок свяжет террористам руки. Сообщи о подозрительных людях раньше, чем увидишь их в новостях. Телефон доверия ФСБ 914-22-22". Мы позвонили - и сразу же дозвонились. А вот попасть в ту самую секретную комнату, где стоит телефонный аппарат с заветным номером, оказалось ох как непросто. Сюда вхож далеко не каждый чекист. Наш корреспондент оказался первым, кого пустили в святая святых.

На ничем не примечательных дверях кабинета висит табличка с недвусмысленной фразой: "Посторонним вход запрещен!" Сопровождающий меня сотрудник ФСБ нехотя, еще надеясь, что я откажусь, открывает заветную дверь, и ... Многие представляют эту "тайную комнату" так: масса спецтехники, карта Москвы, на которой то тут, то там загораются лампочки, высвечивая, откуда поступил звонок. Ничего подобного здесь нет! Как нет и усталого прапорщика, монотонным голосом отсылающего всех в ЖЭК. Два стола, стулья, сейф. Из всей спецтехники - только электрический чайник. Самый "секретный" объект этой комнаты - телефон. Солидный старый аппарат с гербом на диске. Это он - "телефон доверия" ФСБ: 914-22-22. На нем нет ни автоматического определителя номера, ни автоответчика.

- И что - звонят? Говорят, где скрываются террористы?

- Звонят, - без улыбки отвечают мне.

- Смотрю, у вас даже нет определителя номера.

- А зачем? - переспрашивает Петр Федорович, сегодняшний дежурный. - Мы же телефон доверия - нам можно позвонить анонимно. И автоответчик не нужен. Трубку всегда снимает сотрудник.

В этот момент раздалась резкая трель звонка. Мои провожатые выразительно посмотрели на меня и подтолкнули к выходу. "Добрый день, телефон доверия ФСБ. Слушаю вас", - только и донеслось до моих ушей. Дверь захлопнули. Это главное правило "телефона доверия": свидетели не нужны.

В России "телефон доверия" появился раньше, чем в ФБР, - в июне 1997 года по инициативе тогдашнего директора ФСБ Николая Ковалева. Его преемник, Владимир Путин, это нововведение одобрил и оставил. Правда, первоначально этот номер был создан как "шпионский". Например, иностранные спецслужбы завербовали начальника военного завода. Он сгоряча согласился, получил секретное задание ЦРУ и пачку валюты, а потом раскаялся. Звонок на этот телефон освобождал его от уголовной ответственности, и даже деньги, полученные от госдепа США, у него оставались. Сами чекисты признаются, что пеньковские и калугины им не звонили. Но те звонки, которые были, представляли интерес, и нескольких шпионов удалось-таки выявить. Второе рождение "телефона доверия" случилось после "черного сентября" 1999 года. Горожане, напуганные волной взрывов, стали куда бдительнее. А в дни захвата "Норд-Оста" информация, которую сообщали звонившие, реально помогла предотвратить другие теракты, которые готовились в Москве.

- Шпионаж не так касается каждого отдельного человека, как угроза теракта, - говорит оперативник ФСБ Петр Федорович, - это у Высоцкого про английского шпиона смешно: "искаженный микропленкой ГУМ стал маленькой избенкой". Мало кто чувствует явную угрозу от шпиона. А вот терроризм касается каждого. И так само получилось, что наш телефон стал больше антитеррористическим. Но по-прежнему на этот телефон звонят люди, которых пытаются вербовать иностранные спецслужбы. Работа с такими "агентами" осуществляется высококвалифицированными сотрудниками с соблюдением строжайших мер безопасности. О результатах, по понятным причинам, мы рассказать не можем.

В начале 2005 года руководство ФСБ приняло решение популяризовать службу "телефона доверия". Из городского бюджета на это были выделены деньги по статье "Социальная реклама", и деньги немалые: размещение одного щита на центральных магистралях столицы обходится в несколько тысяч долларов в месяц. Но результат того стоит: так, в 2000 году было зафиксировано всего 700 звонков, в 2002 - 1500, а в 2005 (после появления щитов) - уже 3500. Правда, сами чекисты признаются: к компетенции ФСБ в той или иной степени относились лишь около четверти поступивших сигналов. Так за первые три месяца 2006 года группой "телефона доверия" было принято 956 звонков, среди которых лишь 54 относились непосредственно к компетенции ФСБ.

На сегодняшний день в среднем за сутки принимается около 50 звонков. Люди сообщают о подозрительной машине, которая уже месяц стоит во дворе. О том, что в соседнюю квартиру вселились какие-то бородатые личности и вечером громко молятся, выкрикивая "Аллах акбар". О неизвестных людях, которые таскают огромные мешки (гексоген?) в подвал. Поступают звонки и из-за рубежа. Каждый такой звонок проверяют и перепроверяют. Бывает, сварливая пенсионерка попросту наговаривает на своих новых соседей по лестничной площадке - кавказцев, имеющих законную регистрацию в Москве. А порой опасения бдительных граждан подтверждаются. Так, благодаря звонкам уже возбуждены уголовные дела о торговле оружием в воинских частях, о нахождении в столице членов незаконных вооруженных формирований (НВФ), о незаконном приобретении и использовании российских паспортов. А несколько лет назад на "телефон доверия" позвонил неизвестный и предоставил ценную информацию про одного лидера НВФ. Дежурный уведомил звонившего, что если информация подтвердится, то за нее обещано вознаграждение.

"Мне ничего не надо, - ответил неизвестный, - человек, которого я "сдаю", - мой "кровник".

Та информация полностью подтвердилась и была признана "особо ценной".

Кстати, дозвониться по "телефону доверия" ФСБ порой легче, чем в милицию. И некоторые этим пользуются. Недавно позвонил мужчина: "У меня похитили жену и ребенка, требуют выкуп. По "02" мне не дозвониться. Помогите!" Оперативники по своим каналам сразу информировали МВД и провели совместную операцию по освобождению заложников. Был случай: позвонила женщина и сообщила, что вокруг детского сада ходит неизвестный мужчина и пытается заигрывать с детьми. Дежурный сразу же перезвонил в районное управление УФСБ с просьбой принять меры.

Иногда звонок является началом для большой операции, которая может длиться несколько месяцев. Так, один звонивший рассказал, что знает человека, который подделывает банковские карточки, и дал полный расклад: как их размагничивают, кто передает коды. Опера сумели "раскрутить" всю цепочку: выявили исполнителей, нашли заказчиков и раскрыли банду мошенников, которые занимались финансовыми махинациями.

На втором месте после звонков об угрозе терроризма стоят квартирные мошенничества. "Куда пропал старик из соседней квартиры, и почему там теперь живут другие люди?" Вот с такого звонка бдительной соседки началась "раскрутка" нашумевшего московского дела о "черных риэлторах", на счету которых висят несколько десятков пропавших без вести людей, квартиры которых они продали.

Отдельная категория - это звонки от людей с неуравновешенной психикой. Звонки от "психов" составляют почти 30 процентов. Некоторые утверждают, что соседи через стену направляют высокочастотные изотопные лучи или называют точку падения гигантского метеорита. К этой категории чекисты относятся терпеливо. Главное правило: таких людей надо выслушать, а то они будут звонить снова и снова. Была одна дама, которая поставила рекорд: за день позвонила 123 раза.

Бывают случаи, когда люди сообщают заведомую "дезу". Например, что вокзал заминирован. Или с помощью телефона пытаются избавиться от конкурентов по бизнесу. Такие звонки караются сразу и сурово. Все-таки это ФСБ, и вычислить человека, который мешает работать, не представляет труда. Недавно был случай, когда такого телефонного хулигана привлекли по статье за заведомо ложный донос.

Дежурить на "телефоне доверия" может не каждый. Сюда отбирают тех, у кого уже есть большой опыт оперативной работы. Ведь надо не только выслушать человека, а сразу среагировать на его звонок, правильно информировать потом другие службы, которые будут заниматься заявкой. Сегодня в ФСБ на это выделено целое подразделение - оно называется "группа "телефона доверия", а на телефоне сидит сотрудник не ниже майорского чина.

Подобные "телефоны доверия" есть в каждом регионе России. И там звонки не менее интересны, чем в Москве. Так несколько лет назад в Красноярском крае удалось задержать шпионов, которые интересовались российской военной техникой. Об этом бдительные граждане сообщили как раз по "телефону доверия".

А красочные билборды, с которых все и началось, в ближайшее время планируют переделать - как показала практика, многим горожанам пришлась не по душе фамильярность текста, и теперь вместо проникновенного "Твой звонок" будет значиться "Ваш звонок". Но телефон останется прежним.

звонок в ФСБ

В субботу, 13 мая в 13 часов 45 минут я позвонил по "телефону доверия" ФСБ 914-22-22. Трубку сняли через 47 секунд:

- Телефон доверия ФСБ.

- Я столкнулся с явлением, которое, на мой взгляд, вас заинтересует.

- Представьтесь, пожалуйста.

Я назвал свои ФИО и спросил:

- А вы можете представиться?

- Не могу.

Собеседник, не перебивая, выслушал мою историю о конфликте с милицией. После чего сказал:

- Это вне нашей компетенции. Но я могу дать вам телефон Управления собственной безопасности МВД - они обязаны разобраться в этой ситуации: 239-07-30 (по России), 917-07-30 (по Московской области).

Всего наша беседа продолжалась 6 минут 48 секунд. Поразило два обстоятельства: первое - телефон реальный и по нему легко можно дозвониться даже в выходной день, второе - та терпеливость, с которой мой анонимный собеседник из ФСБ выслушивал мой путаный рассказ.

Виктор ГОНЧАРОВ




Похожие по содержанию материалы раздела: Антитеррор: интервью "охотника" за головой Басаева и других... ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ НАХОЖДЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕЗРЕЛОСТИ РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ Порядок в российской армии профинансируют из Лондона На трезвую голову Концепция безопасности современных торговых центров. ч.2 На чем летать будем Статистика КЦ ГУВД г.Москвы Фальшивый номер расшифруют за минуту Тяжёлый снег Могут ли полицейские быть детскими? Типичные заблуждения при выборе автосигнализаций Кривые дорожки лазерных дисков Прокурор на перекрестке ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (КОРПОРАТИВНОЙ) ЭТИКИ Как защититься от воровства в магазине Военком на проводе: 676-98-48 Обращение членов Президиума Пятой Всероссийская конференции «ИНДУСТРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В 2006 ГОДУ. ПЕРСПЕКТИВЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ» к Первому заместителю Министра внутренних дел РФ генерал-полковнику милицииА.А. Чекалину Обращение членов Президиума Пятой Всероссийская конференции «ИНДУСТРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В 2006 ГОДУ. ПЕРСПЕКТИВЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ» к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жукову Профилактика квартирных краж

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация