Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

УПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ. ч.3



Тема: «Управление хозяйственными рисками»

Уважаемые коллеги!Перед тем, как продолжить разговор на интересующую Вас тему по управлению хозяйственными рисками, давайте вспомним формулировку управления рисковой ситуацией, данной в предыдущем номере газеты. Управление риском в торговом бизнесе – это такое целенаправленное воздействие ответственных структурных подразделений торговой фирмы и ее руководства на объекты, которое способствует решению стоящих задач по выходу из критической ситуации.Сегодня мы продолжим обсуждение тематики управления рисками. После описания метода упреждения, о котором рассказывалось в последнем номере издания, остановимся на следующих ключевых методиках: уклонение, локализация и диссипация. Подразделения торговой фирмы, занимающиеся вопросами обеспечения экономической безопасности, не всегда могут действовать с упреждением той или иной рисковой ситуацией. Это может быть связано и с внутренними проблемами предприятия, например, недостаточность опыта и/или сил и средств Службы экономической безопасности, неправильное подчинение СЭБ и т.п., и с внешними условиями, такими как, неожиданные изменения законодательных актов, хозяйственные быстро возникающие незапланированные риски, обострение конкуренции и т.д. Следовательно, торговое предприятие может попасть в ситуацию, когда не удалось в полной мере предупредить риск и принять адекватные меры противодействия. Что в таком случае делать, каким образом бороться с рисковой для бизнеса ситуацией? Каким инструментарием пользоваться, когда ситуация начинает несколько выходить из-под контроля? Ответу на эти вопросы посвящена статья, которую Вы держите перед собой.

Уклонение и отказ. Обратимся снова к схеме «Методы управления рисками». Из нее видно, что и уклонение, и локализация, и диссипация относятся к методу минимизации потерь. Вначале заострим свое внимание на таком способе управления рисками, как уклонение. Методика уклонения, является не только более эффективной из представленных трех, но и наиболее распространенной в хозяйственной практике любого предприятия. Данной методикой руководствуются, прежде всего, те торговые предприятия, которые не хотят нести дополнительных затрат на упреждение возможных рисков и, в тоже время, предпочитают действия с минимальным риском. Не такой по эффективности, как метод упреждения, тем не менее, способ уклонения несколько «удешевляет» содержание СЭБ, т. к. отпадает необходимость включения в Службу безопасности квалифицированных экономистов, информационных и торговых менеджеров, а также организация и проведение ряда разведывательных и контрразведывательных мероприятий. В рассматриваемый нами блок входят два способа уклонения. Рассмотрим каждый из них.Отказ от ненадежных партнеров – это тот способ, который непременно скажется на уменьшении хозяйственных угроз для Вашего предприятия. Суть метода состоит в выборе определенной стратегии поиска поставщиков и потребителей, основной принцип которой – не иметь неблагонадежных партнеров. Выбор подобной стратегии предполагает наличие в фирме эффективной методики по выявлению и оценке надежности контрагентов, а также подразделения службы безопасности, способного гарантированно оценивать потенциальных партнеров и клиентов и своевременно готовить соответствующие рекомендации руководству предприятия или владельцам бизнеса. Основы такой методики и показателей надежности мы освящали ранее. Неправильно разработанные критерии, показатели надежности или «ненадежности» порой могут принести больший вред торговому предприятию, чем даже создание некоторых рисковых ситуаций. Политика уклонения, основанная на непродуманных критериях «отбора» потенциальных или существующих партнеров, способна сказаться на поставках (объеме, качестве, сроках и т.д.), на посещении клиентами (периодичность, количество, целевая аудитория и т.п.). Все это, безусловно, скажется и на оборотах всей торговой фирмы в целом. ПРИМЕР 1. В качестве двух основных критериев на одном из торговых предприятий были выбраны: срок нахождения потенциального партнера на рынке (надежность), ценовая политика (желание увеличить прибыльность торговли). Контрагент, являясь давно существующей, довольно устойчивой компанией на рынке поставок овощей и фруктов, обеспечил своевременные поставки растительной продукции, вот только критерий «качество» не был учтен рассматриваемой торговой фирмой в списке основных. Нетрудно догадаться, каковы были потери данного предприятия, вместо ожидаемой прибыли. ПРИМЕР 2. Руководством торговой фирмы, опираясь на данные Службы экономической безопасности, было принято решение отказаться от партнера «активно сотрудничающего» с основным конкурентом. Это привело к поиску более надежного партнера, в результате чего, рассматриваемое предприятие не только упрочило свои позиции на торговом рынке, но и получило значительные скидки в закупочных ценах от другого поставщика, который являлся конкурентом первого. Из приведенных примеров следует, что уклонение от хозяйственного риска дает желаемые результаты только при совместной эффективной работе всех подразделений фирмы, которая опирается на правильно разработанные критерии и на интересы экономической безопасности. Не менее эффективным способом уклонения является и отказ от рискованных проектов. В данном случае соизмеряется степень риска с ожидаемой прибылью от деятельности предприятия. Применение этого метода требует проведения объемной и глубокой аналитической работы по исследованию рынку и изучению потенциальных конкурентов. Любой проект подразумевает тем большую прибыль, чем большие риски заложены в «Бизнес – план», либо в договорах с контрагентами. Стратегия или модель поведения, которые предприятие может позволить себе на рынке в данный момент, должны опираться на реальные возможности торговой фирмы. Ясно, что в некоторых регионах, где достаточно силен «административный ресурс» местных властей, можно и желательно проводить агрессивную политику по завоеванию все новых рынков. Аналогичная политика может проводиться и в том случае, когда предприятие имеет достаточное количество финансовых ресурсов, чтобы эффективно вытеснять с новых для себя рынков конкурентов. Наиболее часто такой метод выдавливания конкурентов наблюдается, когда в регион приходит крупная торговая сеть или в каком-либо жилом районе открывается крупный супермаркет, который на начальном этапе привлекает к себе клиентов за счет демпинговых цен на продукты и сопутствующие товары. В описанных ситуациях наблюдается тенденция по «входу» сторонних более сильных конкурентов. В чем в данном случае состоит стратегия «слабого» конкурента - в выборе позиции в конкурентной борьбе, основанной на уменьшении затрат и на предотвращении потерь.

Локализация и организацияБезусловно, если мы упускаем момент упреждения и уклонения от рисковой ситуации, как и при невозможности по различным причинам провести превентивные мероприятия, нам следует задуматься относительно претворения в жизнь следующего шага по минимизации потерь, а именно метода локализации риска.К сожалению, данную методику можно использовать лишь при условии четкого и конкретного выявления и идентификации источника риска. Не будем повторяться. Если есть необходимость, то рекомендуем Вам вернуться к предыдущим материалам, где рассказывалось относительно мероприятий, направленных на выяснение источников рисковых ситуаций. После идентификации нам необходимо вычислить наиболее опасный этап или участок и сделать его контролируемым. Контроль любого участка способствует понижению его уровня риска. В целях локализации той или иной проблемной ситуации, как правило, создают венчурные предприятия, либо организуют структурные подразделения, специально предназначенные для выполнения рискованных работ. Создание венчурных предприятий – пока что не очень часто применяется в практике именно торгового бизнеса. Тем не менее, такие мероприятия получили широкое распространение в зарубежных фирмах. Риск, таким образом, локализуется внутри данного предприятия, что позволяет хозяевам бизнеса чувствовать себя значительно увереннее.

ПРИМЕЧАНИЕ К СХЕМЕ: выделены блоки, рассматриваемые в данной статье.

ПРИМЕР 3. Совет директоров торгового предприятия решил изменить ассортиментную группу, перейдя от торговли обычными продуктами питания к торговле «элитной продукцией». Целесообразность использования при этом другого юридического лица выглядит абсолютно очевидной, т.к. это значительно снизит хозяйственные риски всего бизнеса в целом, т.к. не отлажены хозяйственные механизмы: поставок, учета, складирования и хранения нового вида продукции, как правило значительны риски маркетинговых исследований рынка, непонятна реакция постоянных клиентов магазинов сети, существенны риски и в вопросах «вхождения в новый рынок». В дальнейшем при положительной тенденции развития нового направления, результаты работы используются «материнской компанией». При отрицательных показателях проекта, последний ликвидируется с минимальными потерями для учредителей компании. Организация специальных структурных подразделений для выполнения рискованных работ происходит на непродолжительный период времени и, как правило, связана с решением оперативных задач по выходу из кризисной ситуации, либо для решения коммерческих задач, успех которых вызывает сомнения. В целях повышения эффективности данного вида работ могут привлекаться и сторонние специалисты, но с обязательным условием соблюдения прохождения информационной безопасности, контролем и «дозировкой» конфиденциальной информации. Такие проекты, в основном используют новейшие достижения и «ноу – хау», основываясь на довольно дорогостоящих разработках НИОКР.

Комаров Вадим

– Генеральный директор ЗАО «Центр Безопасности Бизнеса»




Похожие по содержанию материалы раздела: Брюс Шнайер:VoIP нуждается в сильной криптографии Бойцовые собаки - вне закона? Милиция ударила в связь лицом Солдатам предоставят отпуск, а их женам - доплаты Рязань: Межрегиональный круглый стол. Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА VIII. ОХРАННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Старики и разбойники Самая первая помощь ЛИГА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Письмо Л.В.Веденову Пора бояться человека с ружьем Адепты ненависти ПОТЕРИ RETAIL`а в США: БОЛЬШЕ, ЧЕМ У НАС? "КАЛАШИ" ПЕКУТ КАК КАЛАЧИ Возвращение памяти Глобальный терроризм - 2005. Версия Госдепартамента Эти Дни победы Пикниковый период НЕ ЧЕРТОВО ЛИ КОЛЕСО! НАТО прогуляется по России

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация