Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Как не взлететь на воздух



Ханна Пиллнджер, 24 лет, из английского городка Хорли, страдает в аэропорту Хитроу: «Они не разрешили мне взять в самолет мой iPod. Восемь часов без “айпода” - это ужас. Дико неудобно, и вдобавок я не смогу сделать свой макияж. С другой стороны, из-за всех этих проверок я чувствую себя спокойно, и мне наплевать, что мы опаздываем». Феликс Эза, софтвер-аналитик из Манчестера дожидается своего рейса на Орландо: «Я не думаю, что шок - а то, что с нами здесь происходит, это шок - правильный ответ террористам. Если им удастся сломать наш образ жизни, они выиграли». Несмотря на то, что теракты не состоялись, террористам вновь удалось если не сломать, то в очередной раз потеснить западный образ жизни.

В четверг 10 августа и в пятницу 11 августа английская полиция арестовала 24 британцев пакистанского происхождения. Американцы, которые помогали англичанам в операции, говорят, что пятеро еще на свободе. Скотленд-Ярд утверждает, что заговорщики планировали группами пройти на 10 самолетов, вылетающих в США. Каждый из членов группы должен был пронести в ручной клади свой компонент жидкой взрывной смеси - кто в бутылочке из-под воды, кто в пузырьке духов, кто в бутылке колы. Соединенные вместе жидкости превращались во взрывчатку. Химия знает много подобных сочетаний, а власти пока не уточняют, о каких именно веществах идет речь.

Террористы собирались - скорее всего 16 августа - взрывать самолеты над Атлантикой волнами—три, потом еще три, потом еще. Всего погибнуть должно было более тысячи человек. На той неделе, когда заговор был раскрыт, террористы собирались слетать в «тренировочные рейсы» - для отработки прохода через посты секьюрити и выбора подходящих рейсов. Заговор был раскрыт, но несостоявшиеся террористы достигли, сами того не желая, почти всех своих целей. В конце концов неприятная традиция снимать в аэропорту обувь тоже родилась из несостоявшегося теракта со взрывчаткой в каблуке.

Падение акций и изменение курсов валют - вещи временные. Хаос в Лондонском аэропорту Хитроу, одном из главных транспортных узлов планеты, да и в аэропортах всей Европы - тоже. Но вместе с этим хаосом пришли перемены, которые останутся надолго. Несмотря на то что теракт был предотвращен, мир стал еще менее безопасным, а жизнь - менее комфортной. А принципы прав человека - менее твердыми. Запреты на контроль государства за частной жизнью граждан, напротив, ослабели.

На самолеты уже давно запретили проносить почти все металлические предметы - ножи, ножницы, пилки для ногтей, булавки. Туристки, топ-менеджеры, паломники, телезвезды сперва смущались, а потом привыкли снимать ботинки и идти босыми по холодному полу, торопливо зашнуровывать ботинки на стульчике или стоя, согнувшись до пола (стульчиков не на всех хватает). Снимать ремни и поддерживая штаны проходить через рамку металлоискателя. Расстегивать часы. Открывать и включать ноутбуки и телефоны. Позволять служителям в тряпичных перчатках перебирать текстильное нутро чемоданов. А потом у всех на глазах заталкивать обратно рубашки и свертки с бельем.

Время прохождения формальностей удлиняется - два часа, на американские рейсы - три. На прошлой неделе посадка на некоторые занимала уже больше четырех. Tеррористы медленно сводят на нет одно из главных технологических преимуществ Запада - скорость и комфорт сообщений.

Пока речь идет о самолетах, все не так страшно - хотя с точки зрения эффекта от удачного теракта и почти идеально. «Есть более легкодоступные цели, чем самолеты, и с точки зрения экономики гораздо больших разрушений можно добиться взрывами автомобилей в коммерческих районах», - рассуждает Алекс Стэндиш, редактор Jane’s Intelligence Digest, самого авторитетного в мире издания, посвященного вопросам разведки, безопасности и терроризма. Однако Стэндиш уверен: организаторы нынешнего теракта даже не ставили перед собой экономических задач. «Мы видим в этом скорее попытку удара по так называемым западным технологиям, - полагает он. - Это способ показать, что какими профессиональными ни были бы ваши службы безопасности, террористы уйдут и от них. Если они смогут преодолеть все препятствия, это будет для них огромной пропагандистской победой».

Но и без настоящих побед террористы достигают своих целей. Очевидно, что если бы не контрразведка, они со своими безобидными флакончиками вполне могли пройти все проверки в аэропорту. Так что они показали, что все мучения со снятием обуви были недостаточными.

Ради собственной безопасности граждане самых развитых политически и экономически стран покорно сдают террористам позиции, отвоеванные для них технологиями и свободами. Очки теперь предлагаю проносить без футляра, а детское питание публично пробовать при прохождении личного досмотра. Человек с ноутбуком и видеоплеером на борту, да и просто человек, желающий почистить зубы перед тем, как приземлиться в утреннем Нью-Йорке, вскоре станет персоной нон грата для авиакомпаний. Уже легко можно представить себе пассажиров, перед посадкой проходящих индивидуальный медосмотр: ведь жидкость можно поместить и внутрь организма.

Вызов террористов мерам безопасности похож на гонку вооружений - на состязание меча и щита, снаряда и брони, в котором снаряд и меч всегда чуть впереди. «Обеспечить абсолютную безопасность рейсов можно, лишь полностью запрещая всякий багаж, раздевая пассажиров перед посадкой на борт, а в ходе полета пересаживая голых граждан с места на место», - мрачно шутит эксперт по авиационной безопасности британского аналитического центра Jane’s Information Group Крис Йейтс. И уже вполне серьезно добавляет: нынешние многоуровневые системы проверки пассажиров в аэропортах все так же далеки от совершенства. Досмотр проводят как и прежде: ручная кладь проходит через рентген, люди - сквозь металлодетектор. «На наличие же взрывчатки проверяют выборочно в случайном порядке,—объясняет он Newsweek. - А если проверять каждого, то процедура серьезно затруднит работу [секьюрити]». Выход - использовать спецаппаратуру, способную уловить запахи опасных веществ; «технология сейчас доступна и может быстро встать на вооружение многих аэропортов, но пока есть лишь в нескольких экземплярах». Впрочем, от взрывчатки без нитросоставляющей такие приборы не предохранят. Придется придумывать новую броню, надеясь, что террористы не успеют изобрести новый снаряд раньше.

И нести потери, пусть измеряемые не в человеческих жизнях, но в целых культурных пластах. На прошлой неделе, возможно, был нанесен фатальный удар по магазинам DutyFree - одному из первых символов глобализации. «Наша прибыль уже уменьшилась за два дня на 20–30%, - жалуется Мария Лучани, менеджер по напиткам, вину и шоколадным изделиям Duty Free римского аэропорта “Леонардо да Винчи”.- Нам не разрешают продавать напитки пассажирам, летящим в США и Великобританию, даже если они готовы выпить содержимое еще до посадки на самолет».

Представитель Duty Free лондонского аэропорта Хитроу бодрится: «Жидкости на борт самолета запрещено проносить только на американских рейсах. Пассажиры продолжают покупать и виски, и духи в прежнем объеме». Зато молодая продавщица, прежде чем передать трубку менеджеру, успела проболтаться: да, покупают меньше, и выручка заметно упала. Как комментируют в Duty FreeШереметьево-2, беспошлинные магазины будут по-прежнему с упорством сумасшедших предлагать несчастным пассажирам любые жидкости и электронику: «Мы не можем не продавать напитки или парфюмерию - это было бы нарушением прав потребителя. Поэтому ассортимент не изменится. Пассажиры также не обязаны объяснять, для чего им необходимы “запрещенные” товары. Вдруг пассажир захочет до полета помыть голову? Мы только обратим его внимание на то, что данный товар необходимо употребить до посадки».

Подобно тому как граждане западных стран отказывают себе в комфорте ради безопасности, западные общества частично отказываются от либеральных принципов, которыми так гордятся. Накануне 11 сентября Джордж Буш - он тогда, как и сейчас, отдыхал на ранчо в Техасе - выслушал доклад силовиков и счел его паникерским и недостаточно конкретным: «О’кей. Вы прикрыли свои задницы»,- бросил он им тогда. После предотвращенных лондонских терактов прошлой недели Буш уже сам «прикрывал задницы» силовиков, разрабатывающих все новые ограничения прав человека. Выступая в четверг в аэропорту Висконсина, американский президент заявил: «Ошибочно думать, что нет никакой угрозы Америке. Поэтому мы дали представителям наших спецслужб инструменты, которые им нужны, чтобы защищать американский народ». В наборе инструментов - прослушивание телефонных разговоров, арест без предъявления обвинения и извещения родственников, чтение е-мэйлов, тайные тюрьмы в третьих странах, лагерь Гуантанамо и война в Ираке. Кроме того, Буш наконец официально огласил термин, которым впредь западному человеку следует именовать страшного врага: он назвал их «исламофашистами».

Попутно выясняется, что «исламофашисты» не приехали из далеких пустынь, они жили, а многие и выросли рядом со своими будущими жертвами. Теракты 11 сентября совершили мусульмане из Европы; по делу о нынешнем несостоявшемся теракте арестованы сплошь молодые английские «паки» - члены пакистанской общины (все они родились и выросли в Лондоне и других городах Англии). Самому старшему - 27 лет, младшему - 17. «Особенно страшно было бы обнаружить, что все 20 с лишним участников никогда не тренировались в зарубежных лагерях и вообще не бывали ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в Пакистане, - волнуется Алекс Стендиш из Jane’s. - Это был бы самый пугающий сценарий». «Скорее всего эти террористы - члены небольших террористических группировок,—подтверждает опасения Стендиша Тамара Макаренко, эксперт Центра изучения терроризма и политического насилия Университета Сент-Эндрю. - Возможно, “Аль-Каида” является только идеологом этих организаций».А может быть, идеологического ментора уже и не нужно - идея давно живет и без бен Ладена.

Впрочем, у лондонской истории этого года по сравнению с прошлогодней, когда были совершены несколько кровавых взрывов в метро и автобусах, да и другими громкими терактами последних лет, есть одно отличие, которое не может не радовать. Во всех предыдущих случаях меры предосторожности принимались уже после катастроф.

У нас все проще

Аэропорты России, к счастью, на сей раз оказались на обочине всемирной паники. Пришлось, конечно, подчиниться правилам, в спешном порядке разосланным американцами и англичанами. Администрация транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США выпустила знаменитую инструкцию, которая висит теперь на сайтах и пунктах регистрации всех авиакомпаний, выполняющих рейсы в Америку.

США запретили провозить в самолетах жидкости и гели в любой упаковке, а также «другие предметы похожей консистенции», включая зубную пасту - все их надо оставлять в багаже. Исключение сделано для детского питания, грудного молока или сока для младенцев (их надо пробовать в присутствии секьюрити), лекарств при наличии рецепта, в котором имя совпадает с указанным в билете, а также жизненно важных лекарств без рецепта, типа инсулина. Несколько европейских аэропортов решили подстраховаться - и ввели схожие правила для всех рейсов. Российские аэропорты к этому требованию отнеслись по-разному.

В Шереметьево «ограничений по провозу ручной клади или спиртных напитков, которые пассажиры купили в Duty Free, не вводили», сказала представитель аэропорта Анна Захаренкова. Упомянутые в американской директиве запреты касаются только рейсов в США.

В Домодедово Newsweek заявили, что «предпочитают не рисковать». «Таких мер, как в Хитроу, нет, но к рейсам, вылетающим в Великобританию и США, теперь особо пристальное внимание», - объяснил начальник службы авиабезопасности аэропорта Андрей Данилов. Пресс-служба владельца Домодедово - компания «Ист Лайн» - уточнила, что выполняются главным образом требования British Airways (аналогичные американским) по провозу ручной клади, «но действуют они только на транзитных рейсах авиакомпании, когда посадка происходит в Лондоне».

Внуково нововведения затронули меньше всего - из аэропорта нет регулярных рейсов ни в США, ни в Великобританию. «Дополнительные меры, которые были бы связаны с пассажирами и привели бы к изменению существующих правил предполетного досмотра, у нас не введены», - говорит пресс-секретарь аэропорта Константин Конаныхин. «Однако службы безопасности аэропорта работают в усиленном режиме. И я не могу отвечать за МВД или ФСО - может быть, они наводнили аэропорты своим людьми в штатском», - добавил он.

Людмила Воронова, Игорь Прокопьев, Джинанн Браунелл




Похожие по содержанию материалы раздела: Проблемы взаимодействия МВД и негосударственных предприятий безопасности. Самара: высоко сидит, далеко глядит Дымила долго "зажигалка"... Где мой белый пистолет? Угнать за 15 минут Полиграф Полиграфыч Высший арбитражный суд не остался в стороне от рейдеров Уроки выживания Всероссийский стрелковый марафон «ТОР 9» Промышленно опасны Прогнозы изменений в антивирусной индустрии. Евгений Касперский. ИНТЕРНЕТ-РАЗВЕДКА Детский комендантский час Маскарад во "ВНУКОВО" Преступникам в статусе беженцев - отказать Армии, террористы и Россия СПОКОЙНО, ЭТО ЗАХВАТ! Бабушка в поле гранату нашла Интервью с Поповым В.Н, заместителем Председателя Совета директоров ОСБ «ОскордЪ»

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация