Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Авария - генеральское дело



Красная "Ауди" въехала в задний бампер моей машины на Ярославском шоссе сразу за кольцевой автодорогой. Кинулся звонить в Службу экстренной помощи (112) - оператор передала сообщение в Госавтоинспекцию. Бесполезно. Узнав телефон 3-го спецбатальона ДПС в подмосковном Пушкине, позвонил в ГИБДД напрямую. Тщетно. Ожидание растягивалось на часы, пробка закупорила движение по трассе. Мимо не раз проезжали машины ДПС, но наша авария никого не заинтересовала...

В итоге, не выдержал и набрал номер одного из заместителей начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, у которого пару лет назад брал интервью. В этот поздний час генерал был на рабочем месте. Искреннее спасибо ему, уже через 15 минут после этого разговора прибыла машина ДПС. Сколько в последующие дни потребовалось сил и времени для оформления документов, рассказывать не хочется. Но убеждение вынес из всей этой истории только одно: авария хоть и трагедия для автолюбителя, но то, что начинается вслед за ней, - настоящий кошмар.

"К ПОСТРАДАВШИМ ПРИЕЗЖАЕМ БЫСТРО"

Сможем ли мы когда-нибудь перенять опыт Германии, Франции и других стран, где полиция к месту ДТП прибывает, как правило, через 10 - 15 минут (сам тому был свидетелем)? С этим вопросом я обратился к заместителю начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генералу Павлу Бугаеву.

- Павел Иванович, есть ли в России нормативы, которые определяют, в течение какого времени работники ГИБДД должны подъехать к месту дорожно-транспортного происшествия?

- Они обязаны прибыть на место дорожно-транспортного происшествия незамедлительно после получения информации. Однако с учетом большого количества ДТП, каждое из которых подлежит оформлению, а также сложности дорожных условий и оперативной обстановки, возникают естественные задержки прибытия нарядов. При этом надо учитывать, что в первую очередь осуществляются выезды на те ДТП, в которых пострадали люди.

Посмотрите свежие сводки по Москве и области о подобных ЧП с пострадавшими за трое суток. Всего совершено 225 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 28, ранены 255 человек. А вот время прибытия нарядов: 14 минут, 19 минут, 8 минут, 21 минута, 17 минут. Кроме того, оформлено 5907 дорожно-транспортных происшествий, где был материальный ущерб, но, к счастью, обошлось без пострадавших.

Сами видите, нагрузки большие. Но хочу подчеркнуть: в любом случае недопустимо, чтобы участники дорожно-транспортного происшествия ожидали инспекторов часами.

- Однако собственный опыт и обращения в редакцию читателей свидетельствуют, что во многих случаях попавшие в дорожную аварию ждут сотрудников ГИБДД именно часами.

- Что касается вашего случая, то, как и при получении других подобных сигналов, была проведена тщательная проверка. Прослушали даже записи ваших телефонных обращений в службу помощи по номеру "112". Вина сотрудников ГИБДД очевидна. Все они наказаны. Приказом объявлены выговоры, а также строгий выговор.

Вместе с тем я хотел бы подчеркнуть, что на Ярославском шоссе это не типичный случай. Здесь, как правило, достаточно быстро разбираются с авариями. Руководит 3-м батальоном один из опытнейших, энергичных работников Сергей Михайлович Базунов. Обычно организация дела на трассе не вызывает нареканий. Даже когда воскресным вечером за несколько часов случается почти 20 дорожно-транспортных происшествий, ситуация на Ярославском шоссе не становится критической. Используется, как впрочем и во многих других подразделениях, схема своеобразного конвейера. Инспекторы, осмотрев место происшествия, сразу же отправляют машины на ближайший стационарный пост. Там и происходит дальнейшее оформление, а сами едут к следующим участникам ДТП. Думаю, читатели, которые знакомы с ситуацией на Ярославском шоссе, подтвердят сказанное.

Теперь об упоминавшихся вами обращениях в редакцию. Сколько их было в нынешнем году?

- Около двадцати.

- А общее количество ДТП в стране за январь - июль превысило 113 тысяч. Погибло более 15 тысяч, ранено более 112 тысяч человек. При этом оформлено более 1 миллиона 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом, что на 30 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Тем не менее факты несвоевременного прибытия сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП есть. Поверьте, делается немало, чтобы "стояние на шоссе" в ожидании инспекторов сократить насколько это возможно.

РАБОТЫ ВТРОЕ БОЛЬШЕ, А ШТАТЫ - ПРЕЖНИЕ

- Хотел бы рассказать и о серьезных трудностях, с которыми сегодня сталкивается наша служба. Объем работы за последние несколько лет вырос значительно. Если до 2003 года число ДТП и других нарушений, связанных с задержанием водителей и транспортных средств, составляло около 500 тысяч в год, сейчас - от 1,5 до 1,8 миллиона. В три с лишним раза больше. Количество дел, переданных в судебные инстанции, увеличилось в десятки раз, превысив 2 миллиона. На сотрудников ГАИ ныне возложены дополнительные обязанности по подготовке документов для страховых выплат... Приведу еще лишь одну цифру. В прошлом году наши службы приняли 20 миллионов человек.

А финансирование, штаты остались, по сути, на прежнем уровне. Численность сотрудников, занятых исполнением административного законодательства, составляет менее трети от нормативов. В этих условиях бывает нелегко оперативно реагировать на возникновение критических ситуаций. Только в Москве ежесуточно происходит до полутора тысяч дорожно-транспортных происшествий. Надо искать другие подходы к разрешению складывающейся ситуации. Одним из путей решения этой проблемы является изменение Федерального закона об ОСАГО.

ПРЕДЛАГАЕМ: ОФОРМЛЯТЬ АВАРИЮ БЕЗ ГИБДД

- А нельзя ли вообще упростить процедуру оформления ДТП, чтобы не ждать приезда ГАИ, если ущерб небольшой и нет пострадавших?

- Еще при подготовке федерального Закона об ОСАГО рассматривалась возможность обращения участников ДТП с незначительным материальным ущербом непосредственно в страховую компанию. Однако предложение не поддержали. Это, как показала практика, было ошибкой.

Сейчас МВД России, учитывая опыт других стран, выступило с рядом законодательных инициатив. Суть предложений такова. Если нет пострадавших, и ущерб оценивается на сумму не более 25 тысяч рублей, то участники ДТП смогут оформлять документ без сотрудников ГИБДД. Просто заполняется стандартное "Извещение о ДТП", которое всегда выдается страховой компанией вместе с полисом. Чтобы заполнить синюю и желтую части извещения, требуется не более 10 минут. С этим документом человек приходит в страховую компанию и после осмотра машины, получает деньги или направление на ремонт. То есть предусматривается принцип прямого возмещения ущерба. Хочется надеяться, что в начале следующего года законопроект будет принят Государственной Думой.

Кстати, и сегодня, если нет пострадавших, в соответствии с пунктом 2.6 ПДД РФ, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств ДТП могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, поехать, не дожидаясь инспекторов, на ближайший пост для оформления документов.

- Ну да, только отъедешь на несколько метров, а виновный тут же и откажется от своей подписи, и тогда ни страховки, ничего. Хороший вариант для "подставщиков".

- Да, такие ситуации нельзя исключать, поэтому решение надо принимать с учетом складывающейся обстановки.

ЭТО НЕ ШТРАФЫ, А ПООЩРЕНИЕ

- Езда на машине становится все более опасным делом. Лихачи подсекают, грубо нарушают правила. Что же вы не боретесь с такими хулиганами на дороге?

- Ежегодно сотрудниками Госавтоинспекции выявляется около 40 миллионов нарушений ПДД. Однако предусмотренные законодательством санкции не соответствуют степени общественной опасности нарушений. Так, за проезд на запрещающий сигнал светофора предусмотрен штраф 100 рублей. А если оставил машину на тротуаре - штраф 50 рублей. Какое это наказание? Скорее поощрение, ибо на платной стоянке нужно было бы отдать больше.

За разговор по мобильному телефону во время движения у нас предусмотрена ответственность в виде устного предупреждения. А ведь такие телефонные беседы могут привести к очень печальным последствиям. В Дании же, например, за разговор по "мобильнику", находящемуся в руке водителя, шофер будет оштрафован на 67 евро (2 300 рублей). В прошлом году было выписано более 20 тысяч штрафов, а за первую половину 2006-го - свыше 13 тысяч. Думаю, и в наших условиях такой подход был бы очень полезен, имея в виду и многие другие нарушения ПДД.

- Последний вопрос. Нельзя ли сообщить читателям "Труда" телефоны в Москве и области, по которым участники ДТП смогут позвонить, если инспекторы не приезжают после вызова на место происшествия более часа?

- Конечно. Это телефоны дежурных частей в столичном и областном Управлениях Госавтоинспекции. В Москве - 623-70-70, в Московской области - 688-64-10. Телефон дежурной службы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения - 620-67-00. Но, подчеркиваю, это телефоны не для вызова сотрудников, чтобы оформить ДТП, а для реагирования на конфликтные ситуации. Мы же в свою очередь еще раз напомним дежурным, что они обязаны оперативно реагировать на каждый поступивший сигнал.

Головачев Виталий




Похожие по содержанию материалы раздела: Три дороги для «Оперов» Офисная шпиономания Приказ МВД РФ N 447 г. Москва "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" Будущее: за пультовой и технической охраной Как обезопасить свой дом от воров РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ Управление факторами риска региональной политики холдинга (продолжение) Когда нельзя солгать Рейдеры: правовые мошенники "Вахтовый метод" в Москве - главное орудие демпинга и комплексного обмана заказчиков С начала года в столице зафиксировано 49 случаев рейдерства У Ил-86 количество катастроф с пассажирами – ноль США: правила пользования портативными электронными приборами на борту самолетов Учения ВДВ прошли с размахом Как без приключений доехать до Крыма и сохранить свои деньги 17 особо опасных организаций, признанных Верховным судом России террористическими В России принят закон "О защите конкуренции" Операция «Инкассация» Отменят ли банковскую тайну

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация