Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Полная тайна вкладов



Недавней инициативе налоговиков получить доступ к данным о доходах граждан, хранящихся в бюро кредитных историй, видимо, не суждено сбыться. Заемщики могут спать спокойно: кредитные бюро не будут делиться их историями с мытарями.

Во всяком случае, в этом заверил вчера генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. Он напомнил, что налоговые службы изъявили желание получать сведения об истинных доходах граждан через банки и бюро кредитных историй для борьбы с "серыми" зарплатными схемами. Однако подобное "сотрудничество", по его словам, невозможно в принципе. Во-первых, бюро кредитных историй предоставляют свои базы только на основании договоров. И пока ни одного обращения от налоговиков в бюро не поступало. А во-вторых, даже если подобная заявка появится, налоговые органы будут вынуждены официально объявить себя кредитными организациями, поскольку только с ними, согласно закону, могут заключать соглашения бюро.

Напомним, что закон "О кредитных историях" был принят в декабре 2004 года для того, чтобы снизить риски банков при выдаче кредитов. Ведь бум потребительского кредитования, охвативший Россию, привел к тому, что стремительно растет число невозвращенных, или "плохих", кредитов. По официальным данным, их количество составляет 2,6 процента от общей суммы выданных ссуд. Однако в некоторых банках количество "плохих" займов доходит до 20 процентов. А при таких темпах невозвратов и до банковского кризиса недалеко, предупреждают эксперты. Между тем кредитные истории, в которых собираются сведения о потенциальных заемщиках, в том числе и о том, как гражданин возвращал прежние займы, позволяют банкирам с ходу "вычислить" ненадежного клиента. Уже сейчас ответить на запрос банка или другой кредитной организации крупные бюро могут в считанные секунды. А в Центральном каталоге при Банке России хранятся сведения почти о 9 миллионах заемщиков. В перспективе, предполагают эксперты, само по себе отсутствие кредитной истории у гражданина может стать причиной отказа в выдаче ему ссуды. И это время не за горами, оно может наступить уже к концу 2007 года, прогнозируют специалисты. К тому же уже сейчас бюро предлагают новую услугу - каждого обладателя кредитной истории они оценивают по определенной системе баллов. И чем больше баллов набрал заемщик, тем выше его "кредитный рейтинг".

Между тем совсем недавно вокруг бюро кредитных историй разгорелся скандал. Некоторые СМИ сообщили об "утечке" базы данных о клиентах крупнейших банков и предположили, что виновны в этом бюро. Но вчера Викулин категорически отверг эти предположения. Он утверждает, что ни одно из существующих в стране бюро кредитных историй не виновно в "утечке". По его данным, информация просочилась на рынок по банковским каналам. Базы данных крупных бюро надежно защищены, уверяют специалисты. В них применяются американские и европейские системы защиты, сотрудникам платят высокую зарплату, действуют службы внутренней безопасности. Кроме того, при доступе к базе используется "правило двух рук": ни один сотрудник бюро не может войти в базу в одиночку, для этого он должен поставить в известность минимум еще двух коллег.

Впрочем, как обычному гражданину распознать, насколько надежно бюро, где хранится именно его кредитная история, неясно. Да и договор с бюро заключает не гражданин, а кредитная организация. Сейчас в России действует 21 бюро. Причем некоторые из них созданы в небольших городках и работает там очень небольшое число сотрудников. Специалисты считают, что ситуация может измениться, когда пойдет процесс укрупнения бюро - в перспективе на рынке должно остаться не больше двух-трех мощных организаций. Впрочем, уже в ноябре этого года, говорят эксперты, Федеральная служба по финансовым рынкам начнет проверку кредитных бюро на качество предоставляемых услуг, соблюдения прав участников информационного обмена и выполнения законодательства. И не исключено, что в результате ненадежные организации будут "вычищены" с рынка.

Осенью же планируется вернуться и к обсуждению поправок в Закон "О кредитных историях". Согласно действующему закону банки не обязаны спрашивать у клиента согласия на предоставление сведений о нем в бюро кредитных историй. Но в таком случае, говорят специалисты, могут быть нарушены права заемщиков. Исправить положение они предлагают, внеся соответствующие поправки в закон. Тем не менее уже сейчас любой клиент банка имеет право раз в год бесплатно ознакомиться со своей кредитной историей. И если сочтет, что сведения в ней не соответствуют действительности, может внести правки.

Елена Кукол




Похожие по содержанию материалы раздела: Загородный режим ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Инструкция об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации Декларация саммита «Группы восьми» о борьбе с терроризмом Магазин - сломать. Тему - закрыть? Кадры в сфере обеспечения безопасности бизнеса – категория особенная! Современные информационные войны: враг всюду Без стратегии нет развития БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА Юрий Борисов: "Рейдерство – это купить на грош пятаков" Дружба без оборонных комплексов МВД замочит россиян - для разгона демонстраций закупили мощнейшие водометы Геннадий Гудков: Настоящие рейдеры – санитары леса Вредные советы от Мосгордумы Книга "Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия". ГЛАВА2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Советы по соблюдению безопасности в пассажирском салоне

Третий открытый кубок КС ГУВД г. Москвы: визитная карточка участников соревнований Служба секретной информации ОСТОРОЖНО: контрафактные извещатели!

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация