Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Старый новый взгляд на космическую войну



В США принята новая концепция освоения космоса. Документ (называется "Национальная Космическая Политика"\National Space Policy) в частности предусматривает, что в будущем Вашингтон не будет подписывать соглашения, которые будут способны ограничить его космические планы, а также будет стремиться ограничить доступ в космос "враждебным" силам.

Таким образом, Администрацией Джорджа Буша\George Bush была проведена ревизия концепции, которая была принята США десятилетие назад - в 1996 году, в эпоху президентства Билла Клинтона\Bill Clinton. Космическая доктрина США образца 1996 года фокусировалась на использовании космоса для гражданских и коммерческих целей. Доктрина 2006 года приоритетом считает обеспечение национальной безопасности США и милитаризацию космоса. К примеру, в числе пяти главных целей, которые декларировались в "Национальной Космической Политике - 1996" лишь две относились к оборонной сфере, в шести главных целях, декларируемых "Национальной Космической Политикой -2006", четыре относятся к национальной безопасности и обороне США.

По оценкам исследовательского центра "Союз Обеспокоенных Ученых"\Union of Concerned Scientists, заметны и иные различия. В 1996 году руководство США призывало к развитию международного сотрудничества и обеспечению коллективной безопасности в космосе. В 2006 году США предпочитают действовать в одиночку, причем заранее оговаривают, что могут воспрепятствовать космическим планам иных стран.
Впрочем, и космическая концепция Клинтона вызывала множество вопросов. Тогда ее критиковали за заметный крен в сторону космической разведки. В ней также содержалась весьма расплывчатая формулировка, которую можно было расценивать, как план разворачивания космического оружия: "Министерство Обороны обязано создать возможности для выполнения заданий в сферах космической поддержки, модернизации сил, обеспечения контроля за космосом и применения силы".

В любом случае, оба документа создавались в разных условиях и приверженцами различных политических взглядов. Администрация Клинтона традиционно выступала против размещения оружия в космосе и создания систем вооружений, предназначенных для поражения космических целей. При Клинтоне был закрыт проект (назывался "Глобальная Защита против Ограниченных Угроз"\Global Protection Against Limited Sspanike), который, по сути, был реинкарнацией прославленной программы "Звездных Войн", а также был заблокирован проект Армии США\US Army по созданию кинетического оружия, предназначенного для атак спутников. В результате, Пентагон не предпринимал никаких шагов по наращиванию потенциала, который мог бы быть использован для ведения космической войны. Впрочем, при Клинтоне были проведены испытания лазерной пушки, которая должна была поразить объект в космосе.

При президенте Буше в высшее руководство США вошли люди (например, министр обороны Дональд Рамсфелд\Donald Rumsfeld), которые придерживались противоположных взглядов. В январе 2001 года Комиссия Оценки Управления Безопасностью Космоса\Commission to Assess United States National Security Space Management and Organization (известна как "Космическая Комиссия"\Space Commission или "Комиссия Рамсфелда"\Rumsfeld Commission), которая анализировала военно-космическую обстановку, опубликовала доклад, суть которого заключена в одной фразе: "Если США хотят избежать "космического Перл-Харбора", они должны серьезно отнестись к вероятности атаки американских космических систем". В докладе отмечалось, что распространение ракетных и космических технологий позволит даже небольшим государствам и отдельным организациям (как коммерческим структурам, так и террористам) либо сбивать космические аппараты, либо выводить на орбиты небольшие "спутники-убийцы". Кроме того, опасения вызывает возможность взрыва ядерного заряда в верхних слоях атмосферы или ближнем космосе (в 1967 году международной конвенцией было запрещено размещать в ближнем космосе ядерное оружие) - это крайне опасно для космических аппаратов: к примеру, в 1962 году Пентагон провел испытания ядерного заряда в верхних слоях атмосферы, результатом чего стала гибель пяти американских и одного британского спутника.

При Буше США значительно увеличили расходы на военный космос. К примеру, по данным Исследовательской Службы Конгресса США\Congressional Research Service, в 2002 финансовом году Пентагон получил на космические программы $15.7 млрд., в 2004 году - уже $20 млрд., а в 2008 году ассигнования должны увеличиться до $28.7 млрд. Была проведена крупномасштабная реформа структур, отвечающих за военный космос - ВВС США\US Air Force были названы главным агентом Министерства Обороны США по подобным операциям. В декабре 2001 года США вышли из советско-американского Договора о Противоракетной Обороне, что позволило начать масштабную программу создания Национальной Системы Противоракетной Обороны\National Missile Defense, причем значительная часть ее мощностей должна базироваться в космосе и т.д. Министерство Обороны США начало серию учений, ставящих своей задачей борьбу с вражескими космическими аппаратами. В рамках этих учений исследуются возможности вооруженных сил США по глушению и перехвату сигналов, передаваемых спутниками; проверяется эффективность технологий, разработанных для уничтожения спутников и т.д.

В 2002 году Объединенный Комитет Начальников Штабов Вооруженных Сил США\Joint Chiefs of Staff опубликовал Доктрину Космических Операций\Joint Docspanine for Space Operations, в котором предусматривалась возможность атак космических, воздушных и наземных сооружений, используемых противником. В 2004 году была рассекречена Доктрина ВВС США по Проведению Космических Операций\Air Force Docspanine Document 2-2.1: Counterspace Operations (ее предыдущая версия была опубликована в 2001 году), в которой указывалось, что в случае нужды, США могут атаковать спутник (например спутник связи или погоды), не принадлежащий стране, с которой Соединенные Штаты ведут войну. Причиной этого было массовое использование коммерческих сателлитов вооруженными силами всех стран: считается, что в 2005 году 80% всех сообщений, переданных военными, транслировали коммерческие спутники, часто принадлежащие иным странам. В доктрине также содержался перечень вооружений, которые могут быть использованы для уничтожения или нейтрализации вражеских спутников (с помощью подавления их сигналов, прямых атак и пр.), а также защиты своих сателлитов от атак противника (например, предусматривалось создание особых "спутников-телохранителей").

В рамках реформы вооруженных сил США, которая идет в последние годы, все большее внимание уделяется космосу. Война в Ираке 2003 года, вероятно, может считаться первым примером "космической войны". Обе стороны активно использовали космос. ВВС США, в частности, в первые часы войны уничтожил иракский коммуникационный центр, с помощью которого иракские войска использовали спутниковую связь. Подавляющее большинство бомб, сброшенных на головы иракских войск, наводились на цель с помощью системы GPS ("Система Глобального Позиционирования"\Global Positioning System) - Ирак, предположительно с помощью российской техники, "подавлял" систему GPS. Американские войска в 2003 году передали через спутники в десять раз больше сообщений, чем в 1995 году. Планирование военных действий все более зависит от спутников погоды и разведки.

За десятилетие серьезно изменилась и "космическая карта мира". В середине 1990-х возможностями производить и выводить на орбиту космические спутники обладали единичные государства. Ныне их число серьезно увеличилось. Космические технологии значительно продвинулись, причем многие проекты, казавшиеся фантастическими в середине 1970-х годов, ныне могут быть реализованы на практике. В 2006 году Университет ВВС США\Air University опубликовал исследование о возможном будущем войны в космосе. По его прогнозу возможностью проведения противоспутниковых операций уже обладают около десяти стран, а в ближайшие десятилетия их число может вырасти до 30-40. В 2006 году ВВС США израсходовали на различные программы по подготовке к войне с враждебными космическими аппаратами около $57 млн.

Попытки разработать системы, способные сбивать вражеские космические аппараты, США и СССРначали осуществлять в конце 1950-х годов. В 1960-е годы США разработали ракеты-перехватчики, предназначенные для поражения баллистических ракет, которые теоретически могли поражать и космические объекты. В 1963 году, по утверждению Альберта Уилтона\\Albert Wilton, бывшего заместителя директора ЦРУ\\CIA, курировавшего космические программы, США установили в Тихом океане две антиспутниковые системы и поддерживали их в рабочем состоянии, как минимум, в течение десятилетия. Аналогичные эксперименты проводил и СССР. По оценкам экспертов Федерации Американских Ученых\\Federation of American Scientists, СССРпроводил опыты с лазерами, микроволновой энергией и ракетами наземного базирования. Первые испытания оружия космической войны были проведены в 1967 году, когда СССРвывел на орбиту спутник Космос-139, способный уничтожать вражеские космические аппараты. Всего, по данным Пола Стэйрса\\Paul Stares, автора книги "Космос и Национальная Безопасность"\Space and National Security, за период с 1968 по 1982 год СССРпровел 27 подобных экспериментов, примерно половина которых были успешными. По данным Космического Командования ВВС США\Air Force Space Coomand, по состоянию на конец 1990-х годов, СССРи Россия провели 38 испытаний систем уничтожения вражеских спутников - большинство из них были успешными. Также было проведено 18 испытаний возможностей космических аппаратов по обстрелу наземных целей.

После начала космической эры США и СССРнегативно относились к тому, что чужие спутники будут пролетать над их территориями. Однако США и СССРв результате согласились, что взаимная терпимость к подобным вопросам - в интересах обоих государств. Поэтому статьи о статусе космических объектов были включены в ряд советско-американских соглашений: (в 1972 году, например, в двусторонний Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений было внесено положение, согласно которому обе страны обязывались не атаковать космические объекты, выполняющие функции контроля за исполнением данного соглашения) - разведывательные спутники позволили существенно снизить риск начала ядерной войны.

В 1983 году президент США Рональд Рейган\Ronald Reagan дал старт Стратегической Оборонной Инициативе\Sspanategic Defense Initiative, прозванной "Программой "Звездных Войн". В 1985 году была предложена концепция многоуровневой военной системы космического базирования, которая должна была обеспечить гарантированное уничтожение 3.5 тыс. вражеских ракет. К 1987 году стало ясно, что имеющийся технический и технологический уровень не позволяет реализовать проект Рейгана.

Washington ProFile




Похожие по содержанию материалы раздела: Операция «Инкассация» Отменят ли банковскую тайну Таблетка с микрочипом НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ БИЗНЕСА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ Подземный "дозор" Уголовный розыск потерял два сейфа секретов Кому на Руси не жить Безопасность в лицах: Гудков Геннадий Владимирович "Дворцы коммунизма" унес неизвестный "Милосердие" с летальным исходом США: Системы безопасности на школьных автобусах ГАИ с возу Ливерпуль – безопасный город Оштрафуют не по-детски Обеспечение Информационной Безопасности: "запрещено всё, что не разрешено" Авиалайнеры взрываются в воздухе. Кто виноват? Аварийный выход ВИДЕОКАМЕРА В СИСТЕМЕ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ РАЗВЕДЧИЦЫ-НЕЛЕГАЛЫ. КТО ОНИ?

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация