Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Математика угона



Увеличению количества угонов способствует маркетинговая стратегия автопроизводителей и трейдеров, импортирующих противоугонные системы. Обезопасить себя от кражи можно с помощью нетипичных охранных систем.

Сиюля по сентябрь в Украине было угнано шестьдесят три автомобиля Lexus 470−й серии, из них семь похищено в Одессе. Очевидно, работает группа ассов, в их распоряжении есть аппаратура, отключающая штатную (установленную на сборочном конвейере) противоугонную систему. К примеру, ни один Lexus 470, на которых владельцы установили охранные комплексы независимых производителей, так и не был угнан.

Увеличившееся количество угонов внедорожников Lexus обнажило минимум две серьезные проблемы. Так, работающие на угонщиков инженеры и программисты близки к тому, чтобы выбросить на черный рынок аппаратуру, отключающую штатные охранные системы автомобилей модельного ряда 2006 года. Кроме того, монополизация процесса установки противоугонных систем гарантийными станциями техобслуживания вытесняет с рынка независимые центры автомобильной безопасности. В результате уже в ближайшие полгода может вырасти число угонов новых автомобилей.

Много шаблонов

С середины 90−х и до 2003 года установка сигнализаций и противоугонных систем была в Украине прибыльным бизнесом. В стране работало множество кустарных мастерских и инсталляционных центров. Однако в результате жесткой конкуренции вскоре на рынке остались только профессионалы. По утверждениям сотрудников УБОП, деятельность квалифицированных установщиков позволила в три-пять раз сократить число автомобильных краж. Если в первой половине 90−х криминальную историю имело до 30% украинских автомобилей, то к 2002−му их количество снизилось до 3–5% (в некоторых сегментах –– до 10%). Однако в 2002–2004 годах автомобильные компании стали устанавливать охранные комплексы прямо на конвейере. Заводская установка сигнализаций и противоугонных систем повысила качество работ, решила проблему совместимости электроники, к тому же она приносит автопроизводителям от пяти до пятнадцати процентов дополнительной прибыли. Охранные системы последнего поколения интегрированы с бортовым компьютером, что делает аппаратуру угонщиков грудой металлолома. Но у конвейерной установки сигнализаций и охранных систем есть большой недостаток — шаблонность. Все датчики и узлы монтируются в штатных местах, хорошо известных угонщикам.

Самый серьезный удар по независимым установщикам нанесла политика отечественных импортеров и дилеров. Увеличив гарантийные сроки и пробеги, они обязали владельцев гарантийных автомобилей устанавливать противоугонные системы только на фирменных СТО, работа которых как раз и вызывает нарекания специалистов. Хотя бы потому, что монтаж сигнализаций происходит потоковым методом: однотипные приборы устанавливаются в одних и тех же местах, что облегчает жизнь угонщикам.

На украинском противоугонном рынке сложилась парадоксальная ситуация: независимые от дилеров команды профессиональных установщиков остались без работы, дилерская установка охранных систем (большинство из которых хорошо известны угонщикам-ассам) обеспечивает начальный или средний уровень безопасности, а кривая краж новых автомобилей поползла вверх.

Работают профессионалы

Первый угон был зафиксирован в 1898 году, когда некто похитил Peugeot французского аристократа. Машину быстро отыскали: тогда в Париже было всего до двух десятков авто, так что затеряться среди них было невозможно. Ныне угон автомобилей — один из главных сегментов криминального бизнеса. По данным Интерпола, перепродажа похищенных авто ежегодно приносит 10–15 млрд долларов прибыли.

В Украине пик активности угонщиков пришелся на 90−е годы, когда из-за высокой стоимости противоугонных систем они были недоступны большинству автомобилистов. Широкое распространение сигнализаций и имобилайзеров добавило к традиционным отмычкам и сверткам электронику: грабберы и сканеры.

Сейчас в угонном бизнесе задействованы квалифицированные программисты, электронщики, связисты и психологи. Они не только взламывают ультрасовременные охранные системы и разрабатывают новые алгоритмы хищений, но и серийно выпускают инструменты, необходимые для деятельности угонщиков. Так, если в 2000 году профессиональный граббер — устройство перехвата управляющих кодов — стоил в Украине шесть тысяч долларов, то сегодня его можно купить за двести пятьдесят. Но реальная себестоимость такого устройства в десять раз ниже.

Особое значение для угонщиков приобрел Интернет. Здесь не только можно обменяться опытом или подкинуть коллегам сложную задачку, но и заказать необходимые для угона устройства. В особых случаях на специализированных сайтах можно договориться с зарубежными специалистами. Их услуги стоят дорого, но перепродажа угнанного представительского автомобиля с лихвой окупает все затраты.

Главными объектами угонов по-прежнему остаются подержанные авто.

Со второй половины 2004 года в разы увеличилось количество хищений старых машин, стоимость которых на вторичном рынке не больше ста долларов. Их угоняют ради металла. Пункты приема металлолома платят восемьдесят копеек за килограмм. Вес «Запорожца» ЗАЗ-965 — около тонны, то есть на каждой такой машине угонщик зарабатывает 160 долларов. Как правило, старые автомобили хранятся кое-как и не оборудуются даже примитивными противоугонками.

Растет и число угонов автомобилей 1985–1995 годов выпуска — чаще всего они угоняются под разборку. Из-за дорогих или недоступных оригинальных и лицензионных запчастей (особенно на японские машины), а также низкого качества поддельных комплектующих спрос на них растет. На этих авто установлены простые охранные системы, справиться с которыми могут даже новички.

Особой любовью угонщиков по-прежнему пользуются ВАЗы. Их востребованность и невозможность эффективной защиты традиционными противоугонными системами делают «Нивы», «Жигули» и «Лады» легкой добычей. Угнанные ВАЗы после перебивки номеров продаются на вторичном рынке или экспортируются в соседние страны.

Последние два года в Украине уменьшается число угонов новых представительских автомобилей, особенно после того, как по требованию страховщиков и Интерпола автопроизводители стали оснащать дорогие машины эффективными охранными системами. Но как только будут разработаны алгоритмы их деактивации, количество угонов представительских автомобилей и моделей бизнес-класса опять резко вырастет.

Специалисты «Эксперта» решили выяснить, с помощью каких технических средств можно угнать автомобиль, а также сколько времени потребуется для того, чтобы деактивировать все хитроумные противоугонные приспособления. В качестве консультантов мы привлекли квалифицированных установщиков, сотрудников уголовного розыска, занятых поиском похищенных авто, а также бывших профессиональных угонщиков.

Интеллектуальный угон

Не верьте в сказки об угоне за тридцать секунд. Они распространяются самими угонщиками, чтобы подтолкнуть автовладельцев к покупке дешевых сигнализаций. Молниеносный угон возможен только в случае, если автомобиль вообще не оборудован охранными системами или подготовлен к хищению.

Угоны автомобилей делятся на три класса: интеллектуальный, брутальный и нахальный. При брутальном угоне на автовладельца совершается разбойное нападение. При нахальном — для угона авто или кражи имущества из салона применяется психология. Оба способа активно используются в Украине — примерно половина угонов. Но гораздо больший интерес представляет интеллектуальный метод с применением технических средств и высокой квалификацией исполнителей. Мы намеренно исказили алгоритмы интеллектуального угона, чтобы не провоцировать правонарушителей. По той же причине мы не публикуем модели охранных систем и марки автомобилей.

Начнем с отключения сигнализаций. Для общения брелока и охранной системы, установленной на автомобиле, производители используют кодек (кодер/декодер) KeeLoq. С момента патентования этого кодека в мире не зафиксировано ни одного случая расшифровки KeeLoq-команд. Но программисты и электронщики, сотрудничающие с угонщиками, нашли решение проблемы. Убедившись в невозможности подбора кода, они его попросту «развинтили». Совместив в одном приборе два устройства — кодоперехватчик (граббер) и постановщик помех с микропроцессорным управлением — автохакеры научились записывать от двух до восьми управляющих последовательностей, которые охранная система не замечает и не вносит в черный список (современнее сигнализации никогда не выполняют один и тот же код дважды). После того как владелец поставит свой автомобиль «на охрану» –– на самом деле это делает угонщик с помощью граббера, –– злоумышленник воспроизводит перехваченную последовательность. Центральный замок открывается, сигнализация умолкает. Для этого хватит меньше пяти минут.

Дальше возможны два варианта. Самый распространенный — кража имущества из салона автомобиля. Специалисты по этой части — салонники — работают на стоянках стадионов, супермаркетов, театров и т. д. Заехав на паркинг, они сидят с граббером в руках и ждут, пока прибор перехватит пачку управляющих последовательностей от любого из припаркованных авто. Увидев сигнал «готово», салонник в определенном порядке воспроизводит перехваченные команды. Автомобиль с развинченным кодом покажет себя сам, приветственно моргая мнимому хозяину фарами и подавая сигнал клаксоном.

В Киеве всего четыре места, где охранный комплекс может давать сбои из-за высокого уровня радиопомех: техникум связи на ул. Леонтовича, район телевышки на Сырце, офис и аппаратная телеканала «Интер», а также лабораторный комплекс «Укрчастотнагляд» в районе спорткомплекса «Чайка». Если ваш брелок шалит за их пределами — рядом работает граббер.

Чтобы угнать автомобиль, мало проникнуть в его салон. Нужно разблокировать иммобилайзер (блокиратор двигателя) и разобраться с механическими противоугонками. Делается это гораздо быстрее, чем написано в рекламных буклетах.

На замки с подпружиненными личинками специалисты тратят меньше минуты. Во время организованных «Экспертом» угонов замок недорогой системы был открыт за пять секунд. Замок одного из самых элитных производителей сдался секунд через сорок.

Установка на некоторых автомобилях механических блокираторов — пустая трата денег. Рычаг механической или автоматической КПП соединяется с трансмиссией через сервотяги, причем нередко он является джойстиком в традиционном понимании этого слова. Сломав пьедестал рукоятки, квалифицированный угонщик может управлять коробкой, не прикасаясь к рукоятке.

На обезвреживание иммобилайзера популярного пару лет назад автомобиля нам понадобилось шестьдесят три секунды, причем тридцать пять из них — на снятие приборной панели. Сервисный код, отключающий штатный иммобилайзер на сорок минут, производитель приклеил на тыльной стороне приборной панели. Если такой бирки не окажется, можно активизировать чистый электронный ключ, причем безо всяких приспособлений (соответствующий алгоритм есть на пиратской копии «недоступного для посторонних» дилерского софта). Многие иммобилайзеры удается обмануть, подключив к технологическому разъему, который всегда находится в одном и том же месте, заглушку. Самые современные иммобилайзеры деактивируются с помощью двух «черных ящиков» и двух мобильных телефонов.

На угон автомобиля, оборудованного штатными (или типичными для нашего рынка) охранными системами, асс потратит максимум пятнадцать минут. Обычный угонщик сдастся раньше или будет возиться около получаса, так что хорошие охранные комплексы должны это время выстоять.

Отечественные ловушки

Трейдеры, импортирующие в Украину крупные партии охранных систем, подписывают с производителями контракты сроком от одного до трех лет, в течение которых вносить аппаратные и программные изменения в эти сигнализации нельзя. По мнению экспертов, расшифровка новой системы занимает у угонщиков-инженеров от трех до шести месяцев. В крайнем случае, год. Так что типовые противоугонки, поставляемые в Украину по долгосрочным контрактам, оставляют авто без защиты в течение многих месяцев и даже лет. Кроме того, некоторые «ультрасовременные» сигнализации на самом деле являются обманками. Их брелоки содержат KeeLoq кодер, но соответствующего декодера в системном блоке может не оказаться. Эти суперустройства фактически работают с незащищенным кодом, перехватить который не составляет труда.

Украинские производители способны быстро реагировать на достижения отечественных угонщиков и модифицировать свои устройства так, чтобы исключить использование стандартного набора. Один из таких производителей (всего их в Украине четыре) — киевская компания «Дедал Электроникс».

В начале 90−х математик и радиоинженер Александр Куприенко оставил научную деятельность. Работа в кооперативах убедила его, что высокий и стабильный заработок может принести только собственный бизнес. Он занялся установкой российских сигнализаций, закупаемых напрямую у производителя, быстро обнаружил недостатки заводских систем и начал их модернизировать. Открыв собственную фирму, Куприенко стал закупать готовые охранные системы и перепрограммировать их. Это позволяло не только вводить в них новые функции, но и расставлять эффективные ловушки для угонщиков. Сотрудникам компании принадлежит несколько патентов в области противодействия автомобильным кражам. Некоторые из них уже используются раскрученными зарубежными брендами.

Сейчас «Дедал Электроникс» выпускает автомобильные охранные комплексы под торговой маркой Top Guard. Для предупреждения новых способов отключения защитной электроники в штате компании есть аналитики, отслеживающие методы и средства угона. Одним из результатов мониторинга стало использование в системах Top Guard модифицированного программистами компании кодека KeeLoq. Это позволило исключить самый удобный способ проникновения в автомобиль — использование граббера. Брелоки «Дедал Электроникс» — единственные серийные KeeLoq-устройства, код которых не перехватывается аппаратурой угонщиков. Сигнализации этой компании устанавливаются на гарантийных автомобилях Audi, Chevrolet, Daewoo, Nissan, Subaru.

Зехеры против угонов

Чтобы обезопасить свой автомобиль от угона, избегайте штампов при выборе и установке охранных систем. Самый сложный случай — гарантийные авто. На гарантийных СТО калибровкой датчиков и настройкой системы под конкретного пользователя обычно никто не занимается. Поэтому сразу после установки электронно-механического сторожа стоит отправиться в независимый установочный центр, где охранную систему откалибруют, настроят и активизируют нестандартные функции. Нелишним будет перепрограммировать брелоки и сигнализацию –– иногда электрики оставляют в карманах «запасные» пульты. Установщики и сотрудники милиции утверждают, что на гарантийных СТО под угон готовится до одного процента автомобилей.

Очень эффективны зехеры — нестандартные блоки или функции, удлиняющие время угона. «Я бы не стал возиться с машиной, на которой есть нестандартные устройства», — заявил бывший угонщик, принимавший участие в нашем эксперименте. Зехеры незаменимы для охраны советских, российских и украинских автомобилей, а также старых иномарок — из-за примитивности конструкции традиционные блокировки в них неэффективны. Скрытая установка переключателя обескураживает угонщика, у которого для поиска секрета нет времени.

При покупке подержанного авто сразу после оформления документов лучше отправиться в инсталляционный центр и сменить охранные и противоугонные системы. От трех до пяти процентов автомобилей, продающихся на вторичном рынке, подготовлены к угону.

Нелишним окажется и страховой полис от угона, но самые эффективные методы решения проблемы лежат в правовой сфере.

Гарантийные СТО диктуют потребителям цены, но и зачастую расценки у них подозрительно похожи. В большинстве случаев клиенту предлагаются охранные системы с давно развинченным кодом. Да и сами сигнализации устанавливаются меньше, чем пять часов: за это время вряд ли можно качественно установить охранный комплекс и откалибровать датчики.

Если Антимонопольный комитет обратит внимание на процедуру установки охранных и противоугонных систем в гарантийные автомобили и их владельцы смогут защищать свои машины на независимых центрах, то и «запасных» брелоков станет меньше, и подготовленные к угону блокираторы исчезнут, и число угонов сократится.

Что, куда, зачем?

1. Дополнительный замок и датчик на капоте. Затрудняют доступ к аккумулятору и сирене или моноблочной сигнализации. Снижают вероятность использования «краба» и технологической топливной емкости при угоне автомобилей с карбюраторным двигателем. Замедляют или делают невозможным исследование электропроводки с целью обхода сигнализации и иммобилайзера.
2. Датчик открытия дверей. Реагирует на несанкционированное проникновение в машину (в сочетании с пьезодатчиком — на вырезание стекла). Классическая ошибка — использование вместо дополнительных датчиков штатных концевиков включения света в салоне (часто встречается на гарантийных автомобилях).
3. Дополнительный замок и датчик задней двери (для седанов — крышки багажника). Зачастую становится жертвой «экономии», несмотря на то что через эту точку легко проникнуть в салон.
4. Датчики движения вокруг автомобиля (места установки показаны условно). В охранном режиме реагируют на приближение посторонних, заставляя сигнализацию издавать краткие предупредительные звуки. В большинстве случаев это отпугивает «форточников», ворующих автомагнитолы или оставленные в салоне предметы через разбитые окна.
5. Салонный датчик движения (может быть ультразвуковым, инфракрасным или высокочастотным). В охранном режиме активизирует сигнализацию, ощутив наличие живых объектов в салоне. Требует калибровки, которая, как правило, не проводится на гарантийных дилерских СТО. Страхует работу дверных датчиков.
6. Механические противоугонные средства: замки на руле («кочерга»), педалях или ручке управления КПП. При правильной установке останавливают угонщиков-новичков, малоквалифицированных угонщиков задерживают на несколько минут, замедляют работу ассов примерно на минуту.

http://www.expert.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Генерал держит слово Говорите спокойно? – следуйте по зеленому коридору Убийство на дороге Палатки для министров Полку кодексов прибыло Новые средства для борьбы с терроризмом ЧТО ТАКОЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В ОХРАННОМ БИЗНЕСЕ? (Ликбез охранника) Умейте уберечь свой дом от грабителей – 26 советов Полиграф и Я Как не взлететь на воздух Фирменный техосмотр Бабушка у тревожной кнопки Пиратская азбука Мошенники продают базу данных российских заемщиков Покаяние без наказания Система безопасности для американских школ ОрденоУносцы Историческая справка о развитии криптологических методов "0911" слушает!

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация