Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Авиалайнеры взрываются в воздухе. Кто виноват?



Планировавшийся на четверг, 10 августа, заговор с целью подрыва в воздухе нескольких самолетов, не удался. Однако он обнажил самое слабое место в авиационной безопасности – неспособность имеющихся средств обнаружить взрывчатые вещества (ВВ), изготовленные из, казалось бы, безвредных ингредиентов. По замыслу террористов, бомбы, которые обрушили бы лайнеры в Атлантический океан, должны были благополучно миновать пункты досмотра, вооруженные самыми последними технологиями. Скептики шутят - единственное утешение в такой ситуации это мысль, что взрыв самодельного устройства в воздухе – не гарантия катастрофы. Успех террориста зависит от того, где заложена бомба. Взрыв возле крыла или топливопровода будет разрушительным, в другом месте повреждения будут менее значительными и самолет долетит.Но террористы знают, куда закладывать взрывчатку. В декабре 1988 г. над местечком Локкерби в Шотландии прогремел взрыв, в результате которого потерпел катастрофу пассажирский самолет американской авиакомпании PanAmerican. Для взрыва понадобилось около 500 гр. мощного ВВ, которое организаторы преступления в сданном багаже (обычном чемодане) разместили у обшивки фюзеляжа в переднем багажном отсеке под полом передней пассажирской кабины. Взрыв разрушил обшивку и прочностные элементы передней части лайнера. Пассажиры и экипаж погибли.Мировое авиационное сообщество извлекло печальный урок и оснастило аэропорты эффективными средствами обнаружения обычных ВВ и взрывных устройств на их основе. Но в это же время в штабах террористов шли поиски нового ВВ на основе химических компонентов, с которым службы безопасности впервые столкнулись лишь шесть лет спустя после взрыва над Шотландией. В 1994 г. некий Рамзи Юсуф, террорист Алькаиды из Пакистана, планировал подрыв нескольких пассажирских самолетов на маршруте Филиппины-США. Взрывные устройства предполагалось изготовить из нитроглицерина, который должны были приготовить прямо в полете его люди путем смешивания химикатов. Первая химическая бомба была приведена в действие 11 сентября 1994г. Подготовку и осуществление первого испытательного взрыва Юсуф осуществлял сам. Следуя замыслу, он пронес химикаты (среди которых был флакон жидкостью для обработки контактных линз) в неприметной ручной клади на рейс авиакомпании Philippine Airlines, смешал в туалете компоненты, прикрепил активированное взрывное устройство под своим креслом и покинул борт под предлогом срочной необходимости прекратить полет. Вскоре после взлета взрыв вырвал кусок металлического пола кабины, который рассек пополам тело 24-летнего гражданина Японии, сидевшего в соседнем кресле. Несмотря на повреждения, фюзеляж самолета сохранил прочность, и он совершил аварийную посадку на Окинаве. Юсуфа задержали. На следствии он показал, что мог бы изготовить более мощную бомбу, которая бы разрушила самолет. Специалисты окрестили этот вид ВВ как жидкая (по другой терминологии – чистая) бомба. Его появление создало очень серьёзную угрозу. Рецептура такого ВВ чрезвычайно проста, но изготовление некоторых компонентов требует специальных знаний и лабораторного оборудования. Очевидно, этими факторами и сдерживается его распространение. ВВ, которое должно было быть использовано для подрыва британских авиалайнеров в августе 2006 г. называется гексаметилен трипероксид диамин (ГМДТ) – вещество на основе перекиси водорода. Для его приготовления могут использоваться самые обычные вещества бытовой химии, которыми мы пользуемся дома. Это осветлитель для волос или пищевые консерванты. Для приготовления ГМДТ эти компоненты обрабатываются и соединяются непосредственно на борту самолета. Типовой метод, применяющийся в аэропортах для определения присутствия ВВ, т.е. мазки, снимаемые с поверхности багажа с последующей их обработкой на детекторах ВВ, в большинстве случаев оказался бы неэффективным для обнаружения таких ингредиентов. Собаки, последний рубеж обороны против взрывных устройств, также неэффективны, т.к. они определяют только химикаты, на которые натасканы и могут не справиться с новыми компонентами. Перечень веществ, из которых можно изготовить химическую бомбу, почти бесконечен. Если такие взрывные устройства в массовом порядке подойдут к пунктам досмотра аэропортов, шансы обнаружить их будут невелики. Дело в том, что на присутствие ВВ полностью проверяется только зарегистрированный багаж, т.е. сумки и кофры. В то же время подавляющее количество предметов ручной клади эту процедуру не проходят. Досмотр ручной клади на рентгеновских установках помогает обнаружить только провода и детонатор бомбы, но не может указать, есть ли внутри ВВ. По мнению П.Дефазио, ведущего эксперта США по авиационной безопасности – «…это самое уязвимое место существующей системы безопасности». Вот уже несколько лет он призывает авиационные власти США к введению в аэропортах более тщательной процедуры досмотра на присутствие ВВ. Однако, несмотря на то, что случаи со взрывами самолетов PanAmerican и Philippine Airlines хорошо известны, а описание бомбы Юсуфа даже есть в Интернете, власти не торопятся принимать меры по недопущению их повторения. Пункты досмотра по-пержнему не оснащены приборами для определения химических взрывных устройств. Мнение П.Дефазио о необходимости дооснащения аэропортов разделяет член Американского Химического Общества, Нил Ленгерман и бывший председатель Национального Исследовательского Совета (направление ВВ) Р.Аткинс. Сегодня среди товаров бытовой химии действительно есть много компонентов, которые могут быть использованы для изготовления химического взрывного устройства – это серная кислота, очистители сливных труб, перекись водорода (применяемая во всех медицинских кабинетах), жидкости для снятия лака. Но все они выпускаются в такой низкой концентрации, что считать их пригодными для изготовления ВВ нельзя. Как правило, нужен хотя бы один компонент, для приготовления которого (очистка и доведение до нужной концентрации) требуется лаборатория и персонал. Получение таких веществ в кустарных условиях сопряжено с большим риском неконтролируемого взрыва и/или пожара. Специалисты по безопасности считают, что сегодня проблема состоит не в том, чтобы обнаружить химическое взрывное устройство на основе перекиси водорода, а в том, что пассажиры и их ручная кладь в большинстве случаев не проверяются на присутствие его компонентов. И это в то время, когда средства их идентификации есть, а вещества эти могут быть легко обнаружены. Речь идет о рентгеновских установках низкой мощности для досмотра пассажиров на предмет наличия оружия, динамита или пластиковой взрывчатки, которые не всегда распознают металлодетекторы. При этом последние версии этих приборов не просвечивают тело (чтобы не нарушать требований о соблюдении прав человека), а индицируют только механические предметы на нём. Но и этих приборов в достаточном количестве в аэропортах пока нет. Существует и другой вид приборов – распылители детекторов ВВ. Такой прибор, действуя по принципу пульверизатора, распыляет в воздухе индикатор ВВ, помогая определить, находился ли пассажир в контакте с ВВ, например, динамитом. Аналитики, эксперты в области безопасности и химики многих стран обеспокоены тем, что исследования по обнаружению химических ВВ и разработка приборов для этой цели ведётся недостаточно активно по причине недостаточного интереса к этой проблеме властей. Например, в мае 2006 г. немецкие химики столкнулись с трудностями обнаружения двух известных ВВ на основе перекиси водорода - это триацетон трипероксид (ТАТР) и уже упоминавшийся ГМДТ, применяемые террористами в прошлом. На страницах журнала «Аналитическая и биоаналитическая химия» констатировался факт, что эффективные методы обнаружения пока существуют только для ТАТР. Аналогичные исследования для ГМДТ затруднены тем, что это вещество выделяет мало паров. Нужны дополнительные исследования, но нет средств.

Спецкор. OXPAHA.ru

по материалам The USA TODAY




Похожие по содержанию материалы раздела: Где мой белый пистолет? Угнать за 15 минут Полиграф Полиграфыч Высший арбитражный суд не остался в стороне от рейдеров Уроки выживания Всероссийский стрелковый марафон «ТОР 9» Промышленно опасны Прогнозы изменений в антивирусной индустрии. Евгений Касперский. ИНТЕРНЕТ-РАЗВЕДКА Детский комендантский час Маскарад во "ВНУКОВО" Преступникам в статусе беженцев - отказать Армии, террористы и Россия СПОКОЙНО, ЭТО ЗАХВАТ! Бабушка в поле гранату нашла Интервью с Поповым В.Н, заместителем Председателя Совета директоров ОСБ «ОскордЪ» ЕДА ФРАНКЕНШТЕЙНА УПРЕЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ Право на возмездие

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация