Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Новая стратегия для Ирака



Новая иракская стратегия президента США Джорджа Буша\George Bush опирается на шесть основополагающих элементов: 1. Передать руководство иракцам; 2. Помочь иракцам защитить население; 3. Изолировать экстремистов; 4. Создать пространство для политического прогресса; 5. Разнообразить политические и экономические мероприятия и 6. Использовать региональный подход.

Военная стратегия заключается в следующем: иракцы публично признают, что ответственность за подавление насилия на религиозной почве несут все враждующие стороны; работают с дополнительной помощью коалиции над тем, чтобы восстановить контроль над Багдадом и защитить мирное население; предоставляют необходимые военные и полицейские силы для Багдада и ограждают эти силы от политического вмешательства (имеется в виду, "двойная лояльность" иракских силовиков - с одной стороны - правительству, с другой - лидерам религиозно-этнических вооруженных формирований - Washington ProFile); обязуются активизировать усилия по созданию сбалансированных сил безопасности в масштабах страны для беспристрастного обеспечения безопасности всех иракцев; планируют и финансируют программу окончательной демобилизации милиций.

В свою очередь, коалиция (ее основу составляют войска США): соглашается, что помочь иракцам обеспечить безопасность населения необходимо для того, чтобы стали возможными ускоренные преобразования и политический прогресс; выделяет дополнительные военные и гражданские ресурсы для завершения этой миссии; наращивает усилия в поддержку кланов, готовых помогать иракцам воевать с "Аль-Каедой" в провинции Анбар (наиболее "беспокойная" провинция Ирака, где большинство населения составляют сунниты - Washington ProFile).

Коалиция и иракцы совместно продолжают контртеррористические операции против "Аль-Каеды" и иных инсургентов; принимают более жесткие меры против "эскадронов смерти"; повышают самостоятельность иракцев; увеличивают численность иракских сил безопасности - с 10 до 13 армейских дивизий, с 36 до 41 армейской бригады, со 112 до 132 армейских батальонов; создают Национальный оперативный центр, Национальные контртеррористические силы и Национальные ударные силы; реформируют Министерство Внутренних Дел Ирака (ранее эту структуру часто обвиняли в "двойной игре", поскольку ее контролируют шииты - Washington ProFile).

Политическая стратегия предусматривает: власти Ирака обязуются провести реформы госструктур для обеспечения их беспристрастности; принимают меры для достижения примирения враждующих сторон (предполагается принятие некоторых новых законов - например, о разделе доходов от продажи нефти между всеми этнически-религиозными группами населения - Washington ProFile); дает войскам коалиции и иракским силам безопасности право преследовать ВСЕХ экстремистов (ранее шиитские боевики часто выводились из-под удара - Washington ProFile) и т.д.

В свою очередь, коалиция поддерживает умеренные политические силы, чтобы они могли взять верх над экстремистами; создает и поддерживает стратегические партнерства с умеренными шиитами, суннитами и курдами; поддерживает национальный общественный договор и ключевые элементы примирения при руководящей роли иракцев; фокусирует политические, военные и экономические ресурсы США на местном уровне, чтобы открыть простор для умеренных сил (на первом этапе, основные усилия будут направлены на Багдад и Анбар - Washington ProFile).

Коалиция и иракцы создают партнерство между премьер-министром Малики, иракскими умеренными силами и США, при котором все стороны четко обозначают свои цели и обязанности; укрепляют власть закона и борются с коррупцией; закрепляют достигнутое в области безопасности для обеспечения политического согласия на местном и национальном уровне; обеспечивают беспристрастность и независимость иракских институтов власти и т.д.

В области экономики иракцы выделяют экономические ресурсы и оказывают необходимые услуги всем районам и общинам; наращивают и осуществляют программы по созданию рабочих мест и т.д. Коалиция переориентирует усилия на оказание помощи иракцам в укреплении потенциала в областях, жизненно важных для успеха действий правительства (например, в деле исполнения бюджета - Washington ProFile); вдвое увеличивают численность гражданских специалистов, работающих за пределами "зеленой зоны" (зона безопасности в центре Багдада, где находятся главные правительственные учреждения, посольства и т.д. - Washington ProFile); более тесно увязывают экономическую стратегию с военными мероприятиями и т.д.

Предусмотрен также "региональный" аспект стратегии. Здесь иракцы активно взаимодействуют с арабскими государствами; берут на себя ведущую роль в создании регионального форума для получения поддержки и помощи из соседних стран; противодействуют негативной деятельности иностранных граждан и отдельных государств в Ираке и пр. Коалиция активизирует усилия по противодействию иранскому и сирийскому влиянию в Ираке; усиливает военное присутствие в регионе; укрепляет оборонные связи с государствами-партнерами в регионе; призывает арабские государства поддерживать правительство Ирака; продолжает усилия по налаживанию отношений между Ираком и Турцией; продолжает добиваться полной поддержки региона в войне с террором.

Коалиция и иракцы совместно делают упор на достижение международной поддержки и сохраняют активное присутствие ООН в Ираке - прежде всего, для поддержки выборов и конституционного процесса.

Ранее США несколько раз разрабатывали новые стратегии для умиротворения Ирака.

Вероятно самый известный документ такого рода ("Национальная Стратегия Победы в Ираке"\National Sspanategy for Victory in Iraq) был подготовлен Белым Домом в феврале 2003 года и подписан президентом Джорджем Бушем. Стратегия, в частности, предусматривала достижение кратко- (достижение прогресса в борьбе с террором, формирование демократических институтов, политический прогресс и пр.), средне- (победа над террористами, формирование дееспособного правительства, обеспечение собственной безопасности и ускорение экономического развития) и долгосрочных целей (мирный, единый, стабильный, безопасный Ирак). В этом документе особо подчеркивалось, что достижение победы может потребовать долгого времени, и никакие заранее разработанные планы (имеются в виду планы с четкой временной привязкой) в иракском случае не работают.

Война в Ираке была названа "центральным фронтом в глобальной войне с террором". Указано, что поражение США в Ираке позволило бы террористам использовать Ирак в качестве убежища, откуда они могли бы планировать нападения на Соединенные Штаты и их союзников. Если Соединенные Штаты уйдут из Ирака, не обеспечив безопасности этой страны, то "ближневосточные реформаторы больше никогда не будут полностью доверять американским гарантиям поддержки демократии и прав человека в регионе". Кроме того, хаос, возникший в Ираке, поставит под угрозу стабильность всего этого региона.

В последние два года Буш призывал, с одной стороны, "придерживаться избранного пути" (эту фразу он повторял практически постоянно), а с другой - начал искать новые идеи, в частности, он периодически встречался с бывшими госсекретарями и советниками президентов США по национальной безопасности.

В марте 2006 года была сформирована "Группа Изучения Ирака"\Iraq Study Group, которую возглавил бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер\James Baker и Ли Хэмилтон\Lee Hamilton. Всего в состав этой структуры вошли 10 человек, все они в прошлом занимали высокие посты, они принадлежали и к Демократической, и к Республиканской партии. Кроме того, с группой Бейкера на постоянной основе сотрудничали еще 44 эксперта. В группе работал и Роберт Гэйтс\Robert Gates, экс-глава ЦРУ\CIA, ныне - министр обороны США. Белый Дом не прилагал никаких усилий к созданию этой структуры, но приветствовал ее появление. В декабре рекомендации Группы были были переданы Джорджу Бушу и членам Конгресса\US Congress.

В докладе объемом 160 страниц содержались несколько десятков предложений по решению иракского кризиса. В частности, предлагалось, что США должны вовлечь в мирный процесс все страны региона, в том числе, враждебные Сирию и Иран, вести работу по урегулированию арабо-израильского конфликта, поддерживать иракское правительство и пр. В докладе констатируется, что "Ирак - центр американской внешней политики", "гарантий успеха в Ираке не существует", "международная поддержка экономики Ирака оказалось несущественной - доноры обещали предоставить $13.5 млрд., а выделили лишь $4 млрд.", "если ситуация в Ираке будет продолжать ухудшаться, то последствия будут крайне тяжелыми для Ирака, США, региона и всего мира". Большинство американских экспертов отмечают, что большинство рекомендаций "Группы Изучения Ирака" в новой стратегии США не учтены.

Суть военной стратегии США по умиротворению Багдада выглядит следующим образом: город будет разделен на 9 секторов, за безопасность каждого будет отвечать 2.5 тыс. иракских и 650 американских солдат, причем эти солдаты будут жить здесь постоянно. Многие эксперты отмечают, что этого количества войск может не хватить для контроля за ситуацией. Дело в том, что традиционно считается, что для того, чтобы успешно противостоять инсургентам и насилию, на каждую 1 тыс. мирного населения должно приходиться не менее 20-ти солдат. Население Багдада составляет примерно 6 млн. человек, следовательно, для контроля за иракской столицей должно быть выделено не менее 120 тыс. военнослужащих. Стоит учитывать, что в активных боевых операциях участвует чуть более половины расквартированного в Ираке контингента США. Ныне его численность составляет около 140 тыс. человек, из них 60 тыс. служат в штабах, тыловых службах и т.п. и не принимают непосредственного участия в боевых действиях, таких, как патрулирование, охрана конвоев и пр.

Ранее США также предпринимали попытки решить проблему с помощью переброски подкреплений. Это было сделано, например, в декабре 2005 года - в преддверии парламентских выборов. Численность контингента США тогда также была доведена до 160 тыс. человек - выборы прошли успешно, однако в последующие недели в Ираке вновь была зафиксирована вспышка насилия. Аналогичным образом США действовали и в июле 2006 года - тогда в Багдад прибыли дополнительные 7 тыс. солдат - однако это не улучшило ситуацию, в столице Ирака уровень насилия лишь увеличился.

В рамках многих опросов американцев спрашивали об их отношении к увеличению численности американских войск, расквартированных в Ираке. И с 2005 года все опросы показывали, что большинство жителей США выступают против этого. К примеру, исследования общественного мнения , проводимые телекомпанией ABC и газетой Washington Post, свидетельствуют, что за усиление американской группировки никогда не выступало более 21% жителей США. Последние опросы такого рода проводили служба Gallup (против усиления - шестеро из каждых десяти) и компания Ipsos-Reid (против - семеро из каждых десяти).

Проведенные перед оглашением новой стратегии, опросы общественного мнения показали, что американцы достаточно негативно относятся к действиям Буша в Ираке. К примеру, опрос газеты USA Today показал, что иракскую политику Джорджа Буша не одобряют 72% жителей США - это рекордно высокий результат (аналогичный вывод был сделан и в результате опроса, проведенного телекомпанией CBS). 57% убеждены, что война в Ираке была ошибкой.

Джеймс Карафано\James Carafano, старший научный сотрудник исследовательского центра Фонд "Наследие"\Heritage Foundation, считает, что США в Ираке участвовали в пяти войнах. Первой была война с регулярной армией Саддама Хусейна, второй - война с хаосом, возникшим в стране, после падения режима, третьей - война с "Аль Каедой", четвертой - война с суннитскими инсургентами. Все эти войны закончились победой США. Ныне идет пятая война - вооруженные формирования шиитов и суннитов ведут борьбу друг с другом и с мирным населением. Причем, по мнению Карафано, организаторы этой войны находятся вне Ирака - в Иране.

http://www.washprofile.org




Похожие по содержанию материалы раздела: Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Играть нельзя запретить Новый закон, которого ждали годы Рейд против рейдеров Карточный домик Совсем пропащие Оптимизация несчастий В булочную по алгоритму Из сети на зону Русская рулетка Критерии качества охранных услуг. Известный брэнд не спасает от расторжения контракта Выбираем охранную систему Гаишники витают в облаках И снова об информационной безопасности. Налог на терроризм Бомба Полная тайна вкладов Почему провалилась Ленинградка? Шпионские программы обгонят спам

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация