Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Суд через Интернет? А почему бы и нет!



Бесчисленные папки с документами... Некоторые из них давно стали скорее экспонатами, нежели нужны для ежедневной работы. Можно снять с полки и полистать, к примеру, первый сборник документов Страны Советов. Узнать, какие и когда были приняты советской властью декреты. Их пятнадцать. Первый - об учреждении Совета народных комиссаров, второй - о мире, третий - о земле, четвертый - об отмене смертной казни... Пятнадцатый декрет тов. Рыков подписал 28 октября 1917 года по старому стилю, 10 ноября по новому - о создании рабочей милиции. Этот день до сих пор отмечается как День милиции. ВПРОЧЕМ, не ради знакомства с уникальными документами пришла я в это здание, давно требующее ремонта. Здесь находится Научный центр правовой информации - НЦПИ, который в нынешнем году отмечает свое 25-летие. Это - главный банк информации, содержащий важнейшие документы государства. Четверть века назад все они были введены в память компьютеров. Сначала умные машины были громадными. Несколько из этих металлических шкафов синего цвета до сих пор стоят в просторном зале, их сохранили на память. Они выглядят неуклюжими "мастодонтами" рядом с современной аппаратурой - изящной, компактной и очень трудолюбивой, работающей день и ночь. Ежедневно, ежечасно поступают в компьютеры новые документы, а также дополнения и изменения к ним. До сотни в день! Четыре тысячи пользователей могут одновременно получать из этой базы данных необходимую информацию. Причем не только российские и зарубежные организации, но и частные лица. Так мне объяснили в НЦПИ. Это подтвердил и министр юстиции России Юрий ЧАЙКА. - Как обойтись, например, без документального подкрепления при регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним? А из базы данных НЦПИ нужную информацию можно получить по телефону с помощью компьютера, - сказал он. - Широкое внедрение новейших автоматизированных технологий помогает выстроить систему, позволяющую четко взаимодействовать с правоохранительными и иными органами государственной власти. Функции этой системы крайне неоднородны. Так, Указом Президента России от 3 декабря 1994 года "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" на наше Министерство возложены функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в России. На состоявшемся не так давно заседании коллегии принята концепция информатизации системы российской юстиции на 10-летний период. - В чем суть этой концепции? - В создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения министерства (ЕСИТО). Она позволит органам и учреждениям юстиции оперативно обмениваться документами с центральным аппаратом, а также с коллегами в субъектах Федерации. С 1993 года в Минюсте эффективно действует система электронной почты, которая позволяет любому подключенному к ней адресату, из любого города и поселка в считанные минуты получить необходимую информацию или документы в машиночитаемом виде. ЭТО УДАЛОСЬ мне увидеть в Центре. Вот на ближайшем мониторе появилась строка: "Управление юстиции администрации Ульяновской области". - Это значит, к нам сейчас он подключился, и для него началась "откачка" правовой информации, - объяснил Андрей Морозов, директор НЦПИ и руководитель Департамента правовой информации Минюста. Соседний монитор показывал, что свою "ежедневную порцию" получает Верховный суд Адыгеи. А вот подключился "Газпром". Этот клиент заплатил за полученные сведения "энную" сумму. Впрочем, совсем небольшую. Однако именно благодаря своим платным клиентам НЦПИ нынче и живет. За последние годы на информатизацию центрального аппарата и учреждений юстиции не потрачено ни рубля бюджетных средств. Жизнь заставила разработать механизм самообеспечения - создавать центры правовой информации. В кабинете Андрея Морозова висит большая карта России, утыканная маленькими красными флажками. Так Андрей Витальевич обозначил местонахождение таких центров. Они открыты уже во многих регионах России. В ближнем зарубежье действуют собратья НЦПИ - аналогичные центры стран-участниц СНГ. В европейской части страны таких флажков много, в азиатской, естественно, намного меньше. Однако один флажок реет даже на далекой Камчатке. - Этот пункт - наша гордость, - объяснил Андрей Морозов. - Он находится в поселке Палана, в суде второй инстанции Корякского автономного округа. Председатель суда считает, что и отдаленный поселок Палана не должен информационно отрываться от центра страны. И вот уже несколько лет мы ежедневно пополняем, обновляем базу данных нашей самой восточной точки. К сожалению, сейчас новые центры почти не появляются. Причина банальная - нет средств. Тем не менее специалисты в Минюсте уверены, что с внедрением ЕСИТО дело пойдет энергичнее. Возвращаюсь к беседе с министром. - Юрий Яковлевич, недавно Владимир Путин на совещании в Минюсте сказал, что в стране должна быть одна диктатура - диктатура закона. Есть ли возможность систематизировать законы так, чтобы они стали понятны не только для юриста? Упростить их для населения, как в свое время это было сделано в Римской империи? - Свод Юстиниана был первым сводом законов, который систематизировал действовавшее законодательство Римской империи и заменил собой все предшествующие законы. Но не будем так далеко заглядывать! Если уж вспоминать историю, то нам ближе Свод законов Российской империи. Он создавался знаменитым государственным деятелем М.М. Сперанским в первой половине ХIХ века. По этому закону Россия жила почти сто лет! В двадцатые, тридцатые, а потом и в восьмидесятые годы попытки провести подобную работу предпринимались в Советском Союзе. И тем не менее у нас до сих пор действуют как законы, принятые еще в 1917 году, так и совсем новые, принятые уже в совершенно иных общественно-политических и социальных условиях. Приступить к наведению порядка в море законов нам помог Указ Президента от 14 февраля 1998 года "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации". ВО ВРЕМЯ экскурсии по Научному центру правовой информации меня познакомили с начальником отдела Департамента правовой информатизации Людмилой Васильевной Филатовой. Представили ее весьма необычно: "Это наш современный Сперанский". Потому что именно она и координирует работу по созданию нового Свода законов Российской Федерации. - Труд этот весьма кропотлив, - сказала она. - Ведь систематизация - это не только сведение в один массив существующих законов, актов, но и прежде всего их кодификация, устранение противоречий. Главная же трудность в том, что Свод законов должен создаваться на основании соответствующего федерального закона. А его все нет. Хотя проект был разработан Минюстом еще в 1995 году. Президент внес его на рассмотрение в Думу, он там до сих пор и лежит. Но продолжим разговор с министром юстиции: - Созданием Свода законов наши задачи конечно же не ограничиваются. Хочу несколько слов сказать об уникальных технологиях сбора и обработки государственной судебной статистики и автоматизации судебной деятельности. Информационное обеспечение судов общей юрисдикции по-прежнему осуществляют учреждения Минюста, хотя это компетенция Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. В чем тут сложность? Необходимо было разработать рубрикаторы и тематические классификаторы, а также словари и справочники, которые позволят пользователям максимально эффективно использовать информационные ресурсы. Поэтому Минюст разрабатывает интеллектуальную экспертную систему, которая позволит вывести пользователей на качественно новый уровень общения в информационном пространстве. Все возможности для этого имеются. Ведь только в центральном аппарате, органах и учреждениях министерства - таких, как Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, - работают более 150 докторов и кандидатов наук. - Юрий Яковлевич, может быть, это не по теме нашего разговора, но хочу вам напомнить одну историю. В начале сентября мы обратились к вам с просьбой помочь найти двух осужденных женщин, о которых в январе 1999 года писала "Российская газета". После публикации очерка и вызванного им дополнительного расследования их помиловал Президент России. Но со дня подписания Указа прошло больше месяца, а наши героини все не выходили на волю. Помнится, даже вам нелегко было установить, в чем же дело? - Вопрос-таки по теме. ГУИН - Главное управление исполнения наказаний, ставшее недавно одним из подразделений нашего министерства, пока еще не вошло в единую систему информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста. С созданием ЕСИТО подобных проблем не будет. Все разрозненные подсистемы войдут в одну. Нажали кнопку - и на мониторе подробный отчет о судьбе каждого заключенного. Что же касается долгого ожидания после подписания Указа о помиловании - вопрос тоже по теме. Очень долго идут бумаги. Мы пока только планируем внедрить так называемую систему электронного документооборота, которая позволит пересылать документы в электронном виде непосредственным исполнителям. Однако еще нет закона, по которому документы, переданные электронной почтой, имеют юридическую силу. Во многих западных странах этот вопрос уже решен. С помощью компьютеров там совершаются и многие торговые сделки, в том числе и международные. Как только закон об электронной цифровой подписи будет принят и у нас, многие вопросы будут решаться намного быстрее. В том числе и помилованные досрочно, освобожденные не будут ждать в камере долгими месяцами, пока до их тюрьмы доползут подписанные бумаги. - А как российская система правовой информации будет взаимодействовать с международной? - Эта проблема затрагивалась на недавней Конференции министров стран "восьмерки". Большая работа предстоит в связи с проведением в 2000 году. Конгресса ООН по борьбе с преступностью, в том числе компьютерной. Реализация его решений обусловит необходимость разработки и принятия в России соответствующих правовых актов. К сожалению, по-прежнему не урегулирована проблема нашего взаимодействия с ООН в сфере правовой информатизации, а интересы бывших стран социалистического лагеря вместо российского учреждения продолжает представлять Хельсинкский институт ООН. Это очень важная проблема, ибо из-за отсутствия в России организации со статусом института ООН невозможно уже в течение нескольких лет освоить кредит ООН в размере нескольких миллионов долларов, предоставленный нашей стране на развитие правовой информатизации. Министерство юстиции в состоянии решить эту задачу. Требуется лишь дать Минюсту необходимые полномочия. - В начале 90-х годов появился термин "информационное оружие". Насколько оно угрожает информационным ресурсам Министерства юстиции России? Какие меры принимаются в области информационной безопасности? - Вопрос о так называемом "информационном оружии" остро поставили военные действия НАТО в Югославии, а также события на Северном Кавказе, что потребовало от России срочного принятия комплекса защитных мер. В первую очередь это касается центрального узла информационной системы Минюста России, в отношении которого имели место попытки негативного воздействия. НЦПИ накопил значительный опыт защиты информационных ресурсов. Учитывая это, В. Путин, будучи секретарем Совета безопасности, в июне 1999 года своим распоряжением назначил А. Морозова заместителем председателя рабочей комиссии по разработке Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности, проект которой одобрен на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности. Ее принятие потребует разработки около 40 нормативных правовых актов. Решением коллегии Минюста в Департаменте правовой информатизации создается отдел, который будет заниматься законопроектной работой, в частности, в этой области. - А может ли информация Министерства юстиции распространяться среди "посторонних" пользователей? Скажем, в сети Интернет? - Для нас посторонние - только хакеры. Любой гражданин, имеющий компьютер, может стать нашим пользователем. Подключиться через Интернет к базе, выбрать нужное "меню" и в течение двух недель получать информацию бесплатно. Если будет необходимость получать ее и дальше - следует зарегистрироваться, уплатить за услуги согласно прейскуранту. Сумма для владельца компьютера вполне доступная - 83 рубля 40 копеек в месяц, то есть один установленный законом минимальный размер оплаты труда. Плата скорее чисто номинальная, потому что оценить бесценное сокровище невозможно. Но приобщиться необходимо. Ведь недаром новое тысячелетие названо эпохой информационной революции. К сожалению, психология человека консервативна, и многие еще не спешат перейти на современные информационные технологии. Минюст, как видите, старается идти в ногу со временем. Приведу интересный пример. Верховный суд совместно с ГУИН осваивает, казалось бы, фантастический проект: судебное разбирательство по Интернету. Оказалось, совсем необязательно возить судью в сизо или подсудимого в зал суда. Достаточно иметь в следственных изоляторах специально оборудованное помещение с необходимой аппаратурой, и можно общаться на расстоянии. Новшество уже опробовано в Новосибирской и Челябинской областях. В чем его эффект? Существенно сокращается время нахождения подследственных в сизо, а это очень важно.

"Российская газета"




Похожие по содержанию материалы раздела: Наш пострел везде поспел Системы биометрического контроля в России и за рубежом Авария - генеральское дело Охрана не вправе Досье в правах Аутентификация и Авторизация.Новый взгляд Кто не рискует, тот не "Лидер" Водитель "на колесах" "Липа" на потоке Маленькие душегубы VIP-пассажиров заставят ездить по правилам А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо… Проданное детство Типичные ошибки в организации работы СБ и методы их устранения Конец террористической организации. Семь сценариев Стратегии терроризма Интегрированные системы безопасности и управления зданием Введение в мобильную вирусологию Россияне считают важнейшей проблемой страны алкоголизм и наркоманию

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация