Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Кому нужен второй Майдан?



Вялотекущий кризис в Украине, связанный с конфликтом элит, переходит в острую фазу - фазу кризиса власти. Отличительной особенностью этой ситуации является то, что если прежде сохранялась возможность принимать законодательные и нормативные решения и их реализовывать, то в условиях кризиса власти блокируется действие всех ветвей власти. Основной причиной случившегося стало решение Ющенко о прекращении полномочий Верховной Рады. Его указ и в плане мотивировки, и в плане самого текста выходит за пределы полномочий самого президента и грубо нарушает целый ряд конституционных статей. Сейчас фактически мы наблюдает политическую войну между парламентом и президентом, который перешел на сторону радикальной оппозиции. Мне кажется, что решение, которое принял Ющенко, отвечает только части оппозиционных элит, той части, которая придерживается кризисного варианта развития событий. Что касается самого указа, весьма противоречивого и политизированного, я предполагаю, что авторы его идеи исповедают двойную логику, где, кроме досрочных парламентских выборов, не исключаются и досрочные президентские. Президента снова толкают на нарушение конституции. Но для лидеров оппозиции досрочные выборы - вполне приемлемый вариант. Во всяком случае, два ведущих игрока так называемого Комитета национального спасения - г-жа Тимошенко и г-н Луценко - намерены участвовать в президентских выборах. Причину, из-за которой президент стал заложником их интересов и принял психологический ультиматум, объяснить не сложно. Мы имеем дело с человеком, которого сломали. В СМИ и в комментариях оппозиционеров распространяется точка зрения, что это морально-политический выбор Ющенко. На мой взгляд, это, скорее, не самостоятельный выбор.

Между тем накануне вечером Верховной Радой и Кабинета Министров, который заседал ночью, принят ряд принципиальных решений. Они связаны с непризнанием указа как конституционного. И это своего рода подтверждение дееспособности и законодательной и исполнительной власти. Сегодня продолжает работу сессия Верховного Совета, где звучат заявления всех ведущих фракций Верховной Рады. Коалиция парламентского большинства заявила протест и направила в Конституционный суд обращение с просьбой дать судебно-конституционную оценку решению президента. Сделан также целый ряд обращений к народу Украины и международной общественности, в которых говорится о недемократичности поведения президента.

По сути дела мы сталкиваемся со сценарием, который предполагает не только досрочные выборы, но и возможность изменения конституционного строя. Аргументом в пользу такого предположения является то, что на митингах оппозиции, в частности в субботу, звучали предложения о необходимости единоначалия, которое лучше парламентской республики. И это не случайно: сползание к авторитарному режиму как раз и есть один из пунктов нынешнего хода событий, предложенного оппозицией. Радикализация поведения президента и оппозиции происходит на фоне существенных коррекций платформы правящей парламентской коалиции, которая заявила, что она преобразовывается в Национальную коалицию с новой политической программой национального объединения. И коалиция подтвердила право правительства разработать новую программу реформ. Реформы и национальное единство - это победа правящей коалиции над помаранчевыми силами не только политическая, но и идеологическая. Все последние шаги президента и оппозиции - это реакция на действия правящей коалиции.

Что дальше? В ближайшее время парламент будет ожидать решения Конституционного суда. Вместе с тем в Киев подтягиваются сторонники парламентской коалиции и сторонники оппозиции. Разворачиваются митинги. По всей видимости, они будут долговременными и многолюдными. В обществе растет социальное напряжение. Если будет подтверждена нелигитимность указа Президента судебными инстанциями, у парламента появится возможность обсуждать нелигитимность самого президента. И гражданское напряжение перейдет в новую фазу. Среди разнообразных вариантов развития событий нам не избежать и постановки вопроса о досрочных президентских выборах. В случае, если будет подтверждена неправота президента, такие основания появятся.

Мой прогноз: в условиях нынешнего конфликта вряд ли можно говорить о нулевом варианта, т.е. возврате в правовое поле. Вряд ли можно говорить о тихом согласии на новые парламентские выборы. Но и работать стабильно в таких условиях ветви власти вряд ли способны. Нас ждет затяжная политическая война, причем война и идеологическая, и война решений. Досрочных выборов все-таки не избежать, причем, как парламентских, так и президентских.

Замечу, что нынешняя ситуация качественно отличается от всех предыдущих. Сегодня в обществе доминируют настроения апатии. От 40 до 50% граждан не поддерживают идеи любых выборных компаний. Лишь немногим больше 20% протестного электората симпатизируют действиям оппозиции. Такая апатия и недовольство событиями в центре могут вылиться в то, что процессы в регионах станут неуправляемыми. Можно представить себе чувства любого гражданина Украины, независимо, живет ли он в западной ее части или восточной, в глазах которого Киев, как центр политической власти, находится в перманентном внутреннем конфликте. Я опасаюсь, что одним из следствий этого нелинейного конфликта будет новая волна разочарований. Будут расти регионалистические устремления, и на них могут сыграть местные элиты. Изменились и движущие силы, которые поддерживают сейчас радикальный сценарий. Если в 2004 году в глазах многих избирателей смена режима была прогрессивным шагом, то сейчас оппозиция находится в состоянии растерянности.

Если говорить о рейтингах поддержки, до сих пор лидером симпатий остается Партия регионов - ядро парламентской коалиции. Подросла поддержка и действий Коммунистической партии, которая доказала, что в коалиции она может работать конструктивно. У оппозиции ситуация сложнее. Если у Блока Юлии Тимошенко относительно постоянная поддержка (в районе 20%), то «Наша Украина» находится в состоянии электорального кризиса. Не исключено, что этот блок из 6-ти партий с разным видением ситуации вообще ждет распад. Показательно, что часть представителей этого блока, в частности экс-министр юстиции Головатый, также стал противником указа президента и вместе со своими соратниками призывает Ющенко вернуться в правовое поле.

Многие социологи и эксперты говорят, что если бы даже парламент сдался и пошел на выборы, то через 2 месяца политическая архитектуры парламента существенно не изменится. Фактически победят те же политические силы и в такой же пропорции, как в 2006 году. Более того, высока вероятность, что нынешние участники Национальной коалиции получили бы большинство. Именно поэтому я предполагаю, что авторы идеи досрочных парламентских выборов ведут двойную игру, сознавая невозможность взять парламентское большинство. Поэтому за кадром скрывалось желание дискредитировать парламентаризм как идею и подтолкнуть общество к бесконечным политическим кампания, борьбой коалиции с оппозицией, и тем самым утвердить в обществе идею сильной президентской власти. Но вовсе не факт, что нынешний президент сохранит за собой свои полномочия.

Андрей Ермолаев, http://www.rian.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Книга "Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия" Кому могут угрожать американские ракеты в Европе? Старый новый взгляд на космическую войну Методология оценки безопасности информационных технологий по общим критериям От перемены букв фирма не меняется? Математика угона Поскользнулся, упал – гипс: итоги летнего сезона ОДКБ и ШОС повоюют вместе Отток капитала упростили РУБОП МО: бутлегерам в Подмосковье уже "не климатит" Коррупция новой волны Human Rights Watch обнаружила в Чечне нелегальные тюрьмы В переговорах о присоединении России к ВТО точка будет поставлена на этой неделе «Мусорная» стратегия против России Приемы против взлома Ярослав Лисоволик: Российская одиссея – долгий поход за ВТО Защита от своих Милиция приписала взрыв в МГУ мстительным студентам Человек, пораженный полонием-210, не может оставлять после себя следы

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация