Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Погранконтроль на пути незаконных мигрантов



Распад Советского Союза отодвинул Государственную границу России в ряде регионов к пограничным рубежам XVI века. В результате стали пограничными территории, ранее находившиеся в глубине страны. Из 89 субъектов Российской Федерации 45, то есть 51 процент, стали приграничными, причем 24 субъекта оказались в положении приграничных впервые. И если прежде граница бывшего СССР была, по сути «железным занавесом», то в настоящее время с российской границы этот занавес снят. Наряду с приобретением серьезных демократических черт Россия оказалась перед разнообразием рисков, опасностей и угроз, которые проявились в разбалансированности пограничной безопасности и неуправляемости миграционными процессами. Одной из самых серьезных проблем стал интенсивный миграционный поток, который буквально захлестнул Российскую Федерацию, создав серьезную угрозу не только социально-экономической и общественно-политической стабильности государства, но и национальной безопасности страны. Вызвано это дестабилизацией обстановки во многих развивающихся странах, которая захватывает целые регионы и даже континенты. И дестабилизация эта продолжает усугубляться под давлением постоянно обостряющихся политических, экономических, социальных и иных проблем. Страны третьего мира, где проживает более двух миллиардов человек, являются практически незатухающим очагом напряженности, и население этих государств изыскивает новые пути и способы избежания возникающих негативных процессов.В настоящее время около 95% основных факторов, побуждающих мигрантов покинуть свои страны, составляют экономические причины и, лишь 5% приходится на политические и религиозные убеждения. Преследуя целью «осесть» и легализоваться в государстве с более высоким уровнем экономического и социально-политического развития, незаконные мигранты преднамеренно (в большинстве случаев используя различные ухищрения) нарушают установленный государственными нормативными правовыми актами порядок пересечения государственной границы или правила пребывания на территории Российской Федерации.Под незаконной иммиграцией понимается процесс осознанного перемещения людей через государственную границу с целью незаконного оседания на территории другого государства или транзитного проезда через его территорию, осуществляемый с нарушением установленных законодательством порядка пересечения государственной границы и (или) правил пребывания на территории данного государства.В свою очередь, «незаконный иммигрант» – это лицо, которое в силу различных причин покидает страну своей гражданской принадлежности (постоянного жительства) и пытается по действительным или недействительным документам проследовать на жительство в государство (регион), имеющие более благоприятные условия существования для этого лица, без разрешения официальных органов этого государства.Практика показывает, что если ранее миграция была стихийной, то сейчас этот процесс хорошо организован и отлажен преступными группировками как в России так и за ее пределами.По данным Государственного департамента США, ежегодный доход преступных структур, специализирующихся на незаконных переправах беженцев, составляет в мире 7 млрд. долларов, в Европе – 1,1 млрд. долларов. То есть бесконтрольная миграция это очень доходный бизнес. Специализирующиеся на нем преступные организации, фирмы и отдельные лица заинтересованы в организации устойчивых каналов переправки своих клиентов в США, страны Западной Европы и Скандинавии через территорию РФ.Основными причинами, вызывающими у иностранцев интерес к въезду и пребыванию на российской территории являются:- выгодное географическое положение Российской Федерации и ее приграничных регионов;- развитие экономических, научно-технических, культурных и иных связей Российской Федерации и ее приграничных регионов с зарубежными странами;- сложная социально-политическая и экономическая обстановка, особенности ценовой политики в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР;- относительно благоприятная визовая политика, реализуемая Российской Федерацией в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, существующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на территорию приграничных регионов для граждан и лиц без гражданства из государств-участников СНГ и некоторых других зарубежных стран;- большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы (в основном низко квалифицированной) в сфере розничной торговли, строительной, добывающей, перерабатывающей, сельскохозяйственной и некоторых других отраслях производства в Российской Федерации;- наличие родственных и иных связей иностранных граждан и лиц без гражданства, выходцев из бывшего СССР, с гражданами Российской Федерации, а также представителями этнических диаспор, постоянно проживающими на территории Российской Федерации;- стремление иностранных граждан и лиц без гражданства к получению образования и профессиональной подготовки в российских учебных заведениях;- активное развитие в Российской Федерации сферы иностранного туризма и сопутствующей ей инфраструктуры.С 1991 по 2202 год в Россию въехало более 7 млн. человек, выехало из страны около 3 млн. человек. В настоящее время по различным оценкам в России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых проживают незаконно. Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-азербайджанский, российско-грузинский и российско-казахстанский участки государственной границы, а также воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии и Польши, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.В условиях существования устойчивой тенденции к возрастанию количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Российской Федерации, незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на экономическую, социально-политическую, демографическую и криминальную обстановку в стране и, особенно в ее приграничных регионах.По экспертным оценкам, в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и коммерческой сфере в 2003 году было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама. При этом проведенные исследования показывают, что из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, люмпенизированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, которая, находясь на нашей территории, пользуется общественным продуктом, в то же время, не участвуя в экономической жизни Российской Федерации.Так, только в Москве и Московской области за последние годы сложились общины выходцев из Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана общей численностью в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама, Нигерии и других стран дальнего зарубежья. По имеющейся в МВД России информации незаконные трудовые иммигранты ежегодно вывозят из России от 390 до 450 млрд. руб. Наиболее крупным поставщиком» рабочей силы при этом являются государства СНГ - 60%. В частности, в Москве в строительной сфере зарегистрировано свыше 18 тыс. строительных организаций, из них только 438 (0,4%) имеют разрешение на привлечение иностранных работников. При этом из 1 млн. иностранцев, работающих в столичном строительстве, лишь 19,9 тыс., или 0,5%, имеют разрешение на трудовую деятельность.Опасность для Российской Федерации со стороны незаконной иммиграции заключается также в том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, чувствуют свою безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы, что, в конечном счете, позволяет им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит рабочей силы в страны Западной Европы. Неконтролируемая иммиграция приобрела угрожающий характер, поскольку умело используется криминогенной средой (контрабанда, трафик наркотиков, рэкет и т.д.).Одной из структур участвующих в противодействии незаконной миграции в Российскую Федерацию стала Пограничная служба ФПС России (в последующем ФСБ России), в частности входящие в ее состав органы пограничного контроля, осуществляющие пропуск через государственную границу лиц транспортных средств и грузов.В предотвращении незаконной иммиграции роль органов пограничного контроля определяется выполнением следующих функций в пунктах пропуска через государственную границу:выявление иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих через государственную границу, с нарушением установленных правил ее пересечения, т.е. потенциальных незаконных иммигрантов;выявление в процессе осуществления пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью или для транзитного проезда и передача их органам иммиграционного контроля ФМС МВД России;координация усилий органов исполнительной власти на приграничной территории;участие в пределах своей компетенции в международном сотрудничестве и в совершенствовании миграционного законодательства.Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы показали, что за последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло в несколько раз. В их числе поимо граждан ближнего зарубежья оказались граждане более 33 государств, с которыми Россия не имеет даже общей границы. Только в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации количество не пропущенных на законных основаниях иностранных граждан - потенциальных незаконных мигрантов возросло с 30 тыс. в 1999 г. до 58 тыс. в 2003 г.Результаты анализа визового режима Российской Федерации и государств СНГ, а также практический опыт выявления и задержания органами пограничного контроля незаконных иммигрантов в пунктах пропуска через границу позволил выявить тактику их проникновения в Российскую Федерацию. Ее характерными особенностями являются:- использование действительных национальных документов и российских виз, которые после въезда в Российскую Федерацию уничтожаются или прячутся. Вместо них для выезда из Российской Федерации в другие страны приобретаются чужие и поддельные документы, в т.ч. дающие право на безвизовое передвижение лиц по территории государств-участников СНГ; - получение российских виз в российских консульских загранучреждениях за пределами территории государства своего гражданства или пребывания;- следование в составе хорошо организованных и подготовленных групп, возглавляемых старшим (лидером), который обладает определенным знанием русского языка (или некоторого набора слов) и владеющего обстановкой в пунктах пропуска, а также на маршруте передвижения;- применение маршрута въезда в Российскую Федерацию из страны своего гражданства или пребывания не напрямую, а с использованием в качестве транзита территории нескольких государств. Так, в 2003 году около 80% незаконных мигрантов из числа афганцев прибыли в Российскую Федерацию транзитом через государства-республики бывшего СССР, а около 20% - через Иран, Пакистан и Индию.Транзитные иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока предпочитают путь в Россию через республики Средней и Центральной Азии (в основном через Узбекистан и Таджикистан);- использование авиационных маршрутов, позволяющих в безвизовом порядке следовать транзитом через территорию Российской Федерации;- использование иммигрантами тайников и укрытий в транспортных средствах заграничного следования. Для этого в основном используются железнодорожные поезда, следующие через российско-казахстанский участок границы. Так, только за 2002 г. на данном участке границы выявлено более 20 попыток нелегального въезда в Россию путем укрытия в железнодорожных поездах.Однако с точки зрения экономики страны, в сфере противодействия незаконной иммиграции на ПМС имеются и определенные недостатки. Прежде всего, это связано с содержанием в пунктах пропуска двух контрольных органов, участвующих в борьбе с незаконной иммиграцией: органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и органов иммиграционного контроля МВД России.Результаты проведенных исследований зарубежного опыта показывают, что нет ни одной страны в мире, где бы пограничный и иммиграционный контроль осуществляли разные государственные органы. Тем не менее, начиная с 1993 года, в российских пунктах пропуска стали активно создаваться посты иммиграционного контроля (ПИК). Так, в настоящее время в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создано 114 постов иммиграционного контроля, штатом более 1200 чел. До конца 2004 года запланировано открытие еще 58 постов. При этом денежные средства расходуются как на содержание органов пограничного контроля, так и иммиграционного.Следовательно, государству экономически нецелесообразно иметь в пунктах пропуска два контрольных органа с дублирующими функциями. Поэтому органы миграционной службы МВД России должны сосредоточить основные усилия на борьбе с незаконными иммигрантами, находящимися внутри страны, а органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России вполне могут обеспечить эту деятельность в пунктах пропуска через границу.Кроме того, в целях повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в плане усиления ответственности за организацию незаконной иммиграции.В целях противодействия незаконной иммиграции необходимо завершить разработку комплекса правовых и социально-экономических мер, определяющих иммиграционную политику Российской Федерации; создать систему учета и контроля за въездом и выездом иностранных граждан, а также их пребыванием на территории России; внести коррективы в чрезмерно либеральную визовую политику государств - участников СНГ, а также усилить пограничный контроль на их внутренних межгосударственных границах, особенно на Центрально-Азиатском направлении.




Анатолий Керекеша, Ст.преподаватель Московского пограничного института ФСБ России




Похожие по содержанию материалы раздела: От социального диалога к социальному партнерству Безопасность на охоте – мнение специалиста Охранный бизнес: рынок сформирован Промышленные шпионаж. Миф или реальность? Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Аналитическая разведка средствами Интернета (Глава 7, часть 1) Кому он нужен, этот Феликс Некоторые проблемы борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом Перспективы развития частной охранно-детективной деятельности Мировой судья Оценка угрозы и контроль над вооружением "Таджикскии ПАЦИЕНТ" Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЗДАНИЕ) СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБАНДИТЫ НА ДОРОГАХ Комментарий к Положениям по лицензированию негосударственной охранной и детективной деятельности, направленный в редакцию из Ассоциации “Паладин” Договор подряда или трудовой договор в ЧОП? Интернет-мошенничество, как предмет научных исследований Частный охранник - на смену милиционеру? Сотрудников вневедомственной охраны пытаются сделать крайними

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация