Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

"ГОСУДАРЕВО УХО" отросло у новой России давно



СОРМ - система оперативно-розыскных мероприятий - была "узаконена" в России 24 июня 1992 году ведомственным приказом. Правда, активно об этом событии заговорили лишь восемь лет спустя. В августе 2000 года.Приказ Минсвязи №130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятиях на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" от 25 июля 2000 года стал предметом активного осуждения на страницах "бумажных" и электронных СМИ. Выпуски телевизионных новостей начинались с сообщений об этом ведомственном нормативном акте, а газетные статьи рисовали мрачные картины всеобщей слежки.Тема эта была популярна еще во времена Советского Союза. В те времена в народе СОРМ величали "прослушкой". Бродили слухи о том, что всемогущее КГБ организовало контроль не только телефонов дипломатов и отечественных диссидентов, но и всех советских граждан. Прошли годы, а страх перед всепроникающим чутким "государевым ухом" остался.Многие ругают приказ № 130, искренне веря, что этот ведомственный нормативный документ "узаконил" СОРМ в России. А между тем отсчет "легализации" СОРМа следует вести не от 25 июля 2000 года, а еще с 1992 года. Поясним, что речь идет о Законе РФ от 13 марта 1992г. №2506-1 "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации". Тогда в перечень оперативно-розыскных мероприятий, дозволенных "силовым" структурам, было включено и "прослушивание телефонных и иных переговоров".Если уж и ругать, так приказ Минсвязи РСФСР от 24 июня 1992 г. № 226 "Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации” (с изменениями от 13 сентября 1995г.). Этот документ заслуживает особого внимания. Многие положения приказа № 130 ничем не отличаются от фраз, что прозвучали восемь лет назад:"1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" организациям и предприятиям Министерства связи Российской Федерации обеспечить предоставление оперативно-техническим подразделениям Министерства безопасности Российской Федерации возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий по контролю почтовых отправлений, прослушиванию телефонных и иных переговоров, снятию информации с технических каналов связи и оказывать им необходимое содействие.2. Руководителям предприятий и организаций связи Российской Федерации:2.1. Предоставлять оперативно-техническим подразделениям Министерства безопасности Российской Федерации по договорам или устному соглашению:- служебные помещения с необходимыми коммуникациями и гарантированным энергообеспечением;- линии, каналы, линейно-кабельные сооружения и оборудование связи и другую необходимую аппаратуру, обеспечивая их бесперебойное функционирование;- необходимые данные из информационно-справочных систем и расчетных центров Министерства связи Российской Федерации;2.2. Выполнять в интересах Министерства безопасности Российской Федерации проектные работы по прокладке кабельных коммуникаций; в типовых проектах зданий предусмотреть необходимые помещения;2.3. Предоставлять возможность прокладки кабелей подразделений Министерства безопасности Российской Федерации в городской кабельной канализации и кабельных шахтах объектов электросвязи и устанавливать кроссирующие элементы;2.4. Принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий; составляющих государственную тайну, оказывать помощь в зашифровке фактов проведения мероприятий и сотрудников их осуществляющих.3.Учесть, что ответственность за законность организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий на почтовых, телефонных, телеграфных и других технических каналах связи несут руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность".А еще руководителем подразделений Министерства связи было указано, что "при выдаче сертификатов на оборудование (устройств), при закупке импортных систем коммутации и при организации их выпуска отечественной промышленностью по лицензиям в контракты включать поставки аппаратных и программных средств, реализующие эксплуатационно-технические требования". В “Концепции развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (в части сотовых, радиально-зоновых и радиальных сетей)" (Одобрено решением ГКЭС России от 23 февраля 1994 г. № 71) было подчеркнуто, что "должны выполняться эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 13 марта 1992 года".В конце 1994 года руководители организаций и учреждений связи получили письмо Минсвязи РФ от 11 ноября 1994г. №252-У "О порядке внедрения СОРМ на ВСС Российской Федерации". Первый абзац звучал так: "Во исполнение приказа Министерства связи Российской Федерации от 24.06.92 № 226 "Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации" разработаны и утверждены технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях (СОРМ)". Указанные документы прилагались.Далее: "с целью внедрения СОРМ на электронных телефонных станциях, выпускаемых отечественной промышленностью и закупаемых за рубежом, устанавливаемых на сети связи общего пользования, а также на ведомственных и коммерческих сетях, входящих во Взаимоувязанную сеть связи России, предлагаю:1. Принять к руководству и исполнению Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС (СОРМ), утвержденные Министерством связи Российской Федерации 19.09.94 (прилагаются).2. Предприятиям связи:2.1. В срок до 01.01.95г. согласовать с региональными (краевыми, областными) подразделениями ФСК план мероприятий по внедрению СОРМ на существующих электронных станциях.2.2. В срок до 01.02.95г. представить в территориальные управления Госсвязьнадзора согласованные с подразделениями ФСК планы мероприятий по внедрению СОРМ на существующих электронных телефонных станциях.3. Госсвязьнадзору (Логинов);3.1. При приемке в эксплуатацию новых электронных телефонных станций требовать составления согласованного с региональными (краевыми, областными) подразделениями ФСК плана мероприятий по внедрению СОРМ.3.2 Обеспечить контроль выполнения планов и докладывать в Министерство связи Российской Федерации не реже одного раза в год об их выполнении.3.3 При невыполнении мероприятий по внедрению СОРМ принимать соответствующие меры, в том числе вносить предложения по аннулированию лицензий.4. Считать требования СОРМ неотъемлемой частью лицензий на осуществление деятельности по связи при применении электронных телефонных станций".Кроме этого, в письме содержались два интересных раздела. Их названия полностью соответствуют содержанию. Первый из них - "Эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий". А второй - "Совместное решение по эксплуатационно-техническим требованиям к средствам и сетям электросвязи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий". Это решение было подписано представителями Министерства связи и Министерства безопасности РФ.В 1995 году вышло три законодательных акта, которые регламентировали применение СОРМа. Это Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств", действующий и ныне Закон “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” и Федерального закона "О связи" (вступил в силу в феврале 1995 года). В статье 14 этого закона подробны расписаны вопросы взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.Согласно тексту этой статьи "предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий".Закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Согласно ему "оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".Со слишком уж большим опозданием обнаружили вольные российские СМИ "государево ухо". Реакция подвела или команда "любить свободу" пришла не вовремя - обсуждать не будем, хотя бы чтоб не уподобляться комментаторам. Жаль только, что за рамками дискуссий об опасности СОРМа в России осталось то, что обсуждать не поздно. Такая проблема есть. Денло в том, что желающих воспользоваться этой технологией добычи чужих секретов значительно больше, чем указано в действующем законодательстве. Теоретически, проведение мероприятий в сфере СОРМа возложено на ФСБ, а в тех случаях, когда оно по тем или иным причинам не может выполнять возложенные на нее обязанности, то на МВД. Правда, представители многих организаций - операторов связи жалуются на то, что воспользоваться СОРМом пытаются представители других "силовых" структур. И это серьезная проблема.Кроме этого, существует множество “охотников за чужими тайными”. А о том, что система пейджинговой и сотовой связи не может обеспечить необходимого уровня конфиденциальности - об этом мы уже писали. ВВС (взаимоувязанные системы связи) России так же уязвимы с позиции информационной безопасности.

Журнал "Мир Безопасности"




Похожие по содержанию материалы раздела: Безопасность на охоте – мнение специалиста Охранный бизнес: рынок сформирован Промышленные шпионаж. Миф или реальность? Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Аналитическая разведка средствами Интернета (Глава 7, часть 1) Кому он нужен, этот Феликс Некоторые проблемы борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом Перспективы развития частной охранно-детективной деятельности Мировой судья Оценка угрозы и контроль над вооружением "Таджикскии ПАЦИЕНТ" Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЗДАНИЕ) СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБАНДИТЫ НА ДОРОГАХ Комментарий к Положениям по лицензированию негосударственной охранной и детективной деятельности, направленный в редакцию из Ассоциации “Паладин” Договор подряда или трудовой договор в ЧОП? Интернет-мошенничество, как предмет научных исследований Частный охранник - на смену милиционеру? Сотрудников вневедомственной охраны пытаются сделать крайними Сегодня вневедомственной охране МВД России исполняется 50 лет

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация