Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Проблемы обеспечения транспортной безопасности и борьбы с терроризмом



Транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов терроризма. Транспорт нередко становится средством достижения преступных целей лиц и организаций экстремистского толка, пытающихся путем совершения террористических акций добиться удовлетворения политических и иных требований, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью, и, к сожалению, как показывают события последних лет, - обращением к новым техническим средствам их совершения. В этой связи деяния данной категории на транспорте обретают такую качественную характеристику как технологичность, что позволяет квалифицировать их в качестве акций технологического терроризма.Кроме того, анализ оперативной обстановки на объектах транспортного комплекса показывает, что его коммуникации активно используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и других запрещенных в гражданском обороте предметов.В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте МВД России находятся: 17 железных дорог, протяженностью более 86 тыс. км.; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150 аэропортов, в том числе 64 международных; 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации; 33 морских и 63 речных порта; 10 морских и 25 речных пароходств; 18 государственных бассейновых управления речного транспорта; судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.; 20 гидросооружений.Однако в Российской Федерации ответственность за безопасность объектов транспортного комплекса несут не только ОВДТ, но и другие службы органов внутренних дел. Так, подразделениями вневедомственной охраны внутренних дел осуществляется охрана части объектов трубопроводного транспорта, на подразделения системы ГИБДД возложены функции обеспечения безопасности дорожного движения.Каждый из указанных выше объектов транспортного комплекса страны уже давно стал предметом повышенного интереса преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, совершающих противоправные деяния. В последние годы криминогенная обстановка на объектах транспорта остается стабильно сложной. Только в текущем году в этой сфере зарегистрировано более 63,5 тыс. преступлений, из которых 18,4 тыс. относится к категории тяжких и особо тяжких.В стране обострилась проблема так называемого «телефонного» терроризма. За 2003 год поступило 836 сообщений о готовящихся террористических актах на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (АППГ-576; +45,1%). Органами внутренних дел на транспорте зарегистрировано 352 преступления по ст.207 УК РФ (АППГ-224;+57,1%).Каждый анонимный звонок о «минировании» объектов транспорта влечет дополнительное привлечение сил и средств органов внутренних дел, зачастую - эвакуацию пассажиров и персонала вокзала, что приводит к значительному материальному ущербу предприятий транспорта в виде не полученной прибыли и издержкам, связанным с эвакуацией. Например, по самым скромным подсчетам в результате данных действий ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» только в декабре минувшего года причинен ущерб в размере более 100 тысяч долларов США.Анализ показывает, что за последнее время террористические акции на транспорте в Российской Федерации стали характеризоваться резко возросшей масштабностью в связи с применением более мощных взрывных устройств; использованием мин-ловушек и иных сложных технических средств; применением в качестве исполнителей террористов-смертников.В целях стабилизации оперативной обстановки органами внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами, предприятиями и организациями транспорта осуществляется комплекс практических мер, Регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Пассажир», «Розыск», «Нелегал»,«Светофор», «Преграда», и другие.В рамках осуществления указанных оперативно-профилактических мероприятий, направленных также на повышение эффективности борьбы с международным терроризмом, недопущения проникновения в Россию боевиков, наемников, незаконных мигрантов, в зоне ответственности Северо-Кавказского, Приволжского, Юго-Восточного УВДТ и Московских УВД на железнодорожном, воздушном и водном транспорте организована работа трех эшелонов из 114 оперативных заслонов милиции.

Весьма важную роль в сфере предупреждения преступлений террористического характера играет эффективный контроль за потоками мигрантов, которые, как известно, в основном используют для своего перемещения возможности существующей транспортной инфраструктуры. В настоящее время на государственной границе Российской Федерации функционирует 448 пунктов пропуска. При этом миграционный контроль осуществляется 114 постами иммиграционного контроля (ПИК).За 2003 год на объектах транспортного комплекса России проверено около 100 тысяч иностранных граждан, из которых 72 тысячи привлечены к административной ответственности, почти 4 тысячи человек выдворены за пределы Российской Федерации, около 7 тысяч человек поставлены на оперативный учет ОВД.На протяжении довольно продолжительного времени подразделениями транспортной милиции для выявления лиц, находящихся в федеральном и местном розыске, используются возможности программно-технического комплекса «Розыск-Магистраль», который позволяет осуществить эту процедуру практически в режиме реального времени.Традиционными для транспортной милиции были и остаются охранные функции. Сотрудниками ОВДТ совместно со службами безопасности объектов транспорта обеспечивается пропускной и внутриобъектовый режим. Отслеживается состояние периметровых ограждений на объектах, и вносятся предложения по устранению выявленных недостатков.В настоящее время в целом решение совместных задач по обеспечению общественной безопасности и правопорядка на объектах транспорта осуществляется в постоянном взаимодействии с Министерством транспорта и связи и нашими коллегами из ФСБ России.Однако обстановка на объектах транспорта по-прежнему остается сложной, и нами в настоящее время проводится работа по корректировке форм и методов взаимодействия, в том числе с учетом международного опыта обеспечения правопорядка в транспортном комплексе.

Модернизации законодательстваВедется поиск путей, в том числе и по линии модернизации действующего законодательства, более качественного решения проблемы организации предполетного досмотра авиапассажиров. В этом отношении для нас большой интерес представляет зарубежный опыт. Хотелось бы услышать, каким образом в настоящее время регулируется механизм предполетного досмотра в странах Европейского Союза.Учитывая серьезность проблемы обеспечения мер авиационной безопасности, и в целях адекватного противодействия терроризму нами в настоящее время совместно с Минтрансом запланирована подготовка проекта нормативного акта о порядке взаимодействия территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, администраций аэропортов, авиапредприятий гражданской авиации с органами внутренних дел на транспорте, предусматривающего в том числе и участие сотрудников транспортной милиции в производстве предполетного досмотра и других режимных мероприятиях по обеспечению безопасности и правопорядка на объектах воздушного транспорта.

Старостин С.А., заместитель начальника ВНИИ МВД России




Похожие по содержанию материалы раздела: Промышленные шпионаж. Миф или реальность? Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Аналитическая разведка средствами Интернета (Глава 7, часть 1) Кому он нужен, этот Феликс Некоторые проблемы борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом Перспективы развития частной охранно-детективной деятельности Мировой судья Оценка угрозы и контроль над вооружением "Таджикскии ПАЦИЕНТ" Книга «Служба безопасности предприятия». ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЗДАНИЕ) СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБАНДИТЫ НА ДОРОГАХ Комментарий к Положениям по лицензированию негосударственной охранной и детективной деятельности, направленный в редакцию из Ассоциации “Паладин” Договор подряда или трудовой договор в ЧОП? Интернет-мошенничество, как предмет научных исследований Частный охранник - на смену милиционеру? Сотрудников вневедомственной охраны пытаются сделать крайними Сегодня вневедомственной охране МВД России исполняется 50 лет Агенты влияния Место России в трендах мирового развития информационных технологий

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация