Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Воскресные чтения



Применение проверок на полиграфе в правоохранительных целях в США50-е годы стали решающими в развитии и распространении проверок на полиграфе в мире. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Соеди-ненным Штатам Америки.2.1.1. Полиграф в США в 50-80-е годыК концу 40-х годов проверки на полиграфе активно использовали фе-деральные ведомства США, а именно - ФБР, ЦРУ и Секретная служба (отвечавшая, помимо прочего, за безопасность высшего государственного руководства), а также отдельные полицейские управления в большинстве штатов страны и значительное число частных компаний.В 50-е годы начинается первая волна широкого внедрения метода про-верок на полиграфе.Агентство безопасности вооруженных сил - предшественник Агентства национальной безопасности /АНБ/ США, занимающегося глобальной радиоэлектронной разведкой, стало внедрять полиграф с весны 1951 года, дополнив им устоявшуюся "технологию" проверки кадров при найме на службу. Успешное прохождение проверки на "детекторе лжи" обеспечи-вало ускоренный прием на работу. Начиная с 1953 года, АНБ США осуще-ствляет проверку на полиграфе всех без исключения лиц, поступающих на службу в Агентство.В эти же годы возрастает использование полиграфа в вооруженных си-лах США. Потребность армии в полиграфологах намного превышала "учеб-ные мощности" Института Л. Килера. В связи с этим в 1951 году при Школе военной полиции в штате Джорджия была создана армейская школа полиграфологов, которая стала единственным учебным заведением в США, готовящим кадры специалистов для федеральных ведомств страны.Создание системы подготовки полиграфологов для государственных органов обеспечило неуклонный рост использования полиграфа в США. По официальным данным 1963 году, федеральные ведомства страны (без учета данных ЦРУ и АНБ) осуществили 19796 проверок на полиграфе раз-личного целевого назначения.Несовершенство правового регулирования проверок на полиграфе ми-нистерством обороны, полицией и частным сектором и обусловленные этим (особенно в сфере бизнеса) злоупотребления данным методом вызвали оза-боченность Конгресса США, который провел в 1963 году специальные слу-шания по данному вопросу, и создал Межведомственную комиссию для изучения практики применения полиграфа в государственных органах. Оценив создавшееся положение, Межведомственная комиссия пришла к выводу, что, в связи с отсутствием достаточной научной обоснованности метода, "использование полиграфа в государственных органах должно быть, в целом, запрещено и разрешено только для обеспечения функций националь-ной безопасности, а также в ходе конкретных уголовных расследований". А применение полиграфа при найме на работу, для выборочной проверки или при назначении на ответственные должности разрешалось "только федеральным органам, выполняющим ответственные разведывательные и контрразведывательные миссии (наподобие ЦРУ)".Таким обра-зом, сделанные Межведомственной комиссией выводы породили парадок-сальную ситуацию: "ненадежный" полиграф запрещалось использовать везде, кроме наиболее важных, "секретоносных" учреждений государ-ства.Во исполнение решений Межведомственной комиссии Министерство обороны США в 1965 году ввело в действие ведомственную директиву - первый федеральный правовой акт, регламентирующий процедуру провер-ки на полиграфе, систему отбора и подготовки кадров для вооруженных сил и контроль за деятельностью полиграфологов, работающих в различ-ных службах вооруженных сил.Следствием слушаний в Конгрессе и работы Межведомственной ко-миссии явилось значительное сокращение в последующие годы количества проверок на полиграфе в федеральных ведомствах страны (таблица 1). Однако в начале 70-х годов в США начинается бум по использованию проверок на полиграфе, который привел к созданию в этой области доста-точно мощной индустрии. В начале 80-х годов в стране насчитывалось около 6000 полиграфологов, функционировало около 30 школ по подго-товке специалистов и осуществлялось ежегодно более 2 млн. проверок на полиграфе различного целевого назначения.В большинстве штатов США существовали свои законы', регламенти-ровавшие применение полиграфа на региональном уровне, причем разли-чие этих законов было весьма существенным - от возможности использо-вания результатов в качестве доказательств в суде до полного запрета применения полиграфа в тех или иных сферах деятельности общества.Таблица 1.Проверки на полиграфе, выполнявшиеся федеральными ведомствами США.Ведомства количество проверок на полиграфе 1963 г. 1973 г. 1982г.Агентство национальной безопасности /АНБ/ США /данные отсут./ . 3081 9672Управление уголовных расследований /УУР/ Армии США 4400 2028 3731.Управление разведки и безопасности /УРБ/ Армии США 8094 279Следственная служба военно-морского флота /СС ВМФ/ США 1200 665 1337Управление специальных расследований /УСР/ ВВС США 1912 482 3019Отдел уголовных расследований корпуса морской пехоты /ОУР КМП/ 812 62 263Другие подразделения министерства обороны США 140 6 0Итого 16558 6325 18301Федеральное бюро расследований /ФБР/ 2314 79 2463Управление по борьбе с наркотиками/УБН/ . - - 211Секретная службы /СС/ США (охрана президента) 65 50 714Бюро по контролю за алкоголем, табачными

изделиями и огнестрельным оружием - - 256Почтовая служба США 338 485 652Другие федеральные ведомства США 521 7 0Итого 19796 6946 22597Здесь и далее в этой главе намеренно опускается обсуждение правовых вопросов применения полиграфа, так как их обзору всецело посвящена вторая часть данной книги.В начале 80-х годов проблема правового регулирования использования полиграфа в общенациональном масштабе в государственном секторе при-обретает особую остроту и вновь становится предметом серьёзного обсуж-дения в высших эшелонах власти США. Причиной тому послужила серия утечек информации по вопросам национальной безопасности из кругов, близких к администрации президента Рональда Рейгана, что, по мнению президента, серьёзно осложнило процесс выработки внешней и оборон-ной политики США.Пытаясь усилить контроль над использованием информации, составля-ющей государственную тайну, и, тем самым, профилактировать негатив-ное развитие ситуации в данной области, президент Р. Рейган весной 1983 года издает директиву "Защита информации, касающейся национальной безопасности". Согласно параграфу №5 этой директивы, от сотрудников государственных учреждений "можно потребовать прохождения испыта-ний на полиграфе, если это окажется необходимым в процессе расследова-ния несанкционированного разглашения засекреченной информации. Инст-рукции и руководящие указания должны как минимум позволять руковод-ству принимать меры к тому, чтобы отказ сотрудника от испытаний на полиграфе в рамках расследования конкретного случая разглашения всегда сопровождался отрицательными для него последствиями".Под действие президентской директивы попадали все лица, имевшие доступ к государственной тайне, - более 2,5 миллионов государственных служащих и около 1,5 миллионов сотрудников частных компаний, рабо-тавшие по контрактам с государственными учреждениями.Намеченное в директиве усиление роли полиграфа в кадровой полити-ке государственных учреждений встретило открытое противодействие со стороны Конгресса США, особенно комиссий по правительственным операциям и по государственной службе. Это вовсе не означало, что законо-дательный орган страны являлся принципиальным противником примене-ния проверок на полиграфе в стране. Наоборот, на протяжении 60-80-х годов Конгресс США более десяти раз рассматривал различные аспекты прикладного применения этого метода в государственных ведомствах и в сфере частного предпринимательства. Также Конгресс неоднократно обращал-ся за помощью к проверкам на "детекторе лжи" (например, еще в 1979 г. сенатская комиссия по вопросам этики пользовалась услугами полиграфо-лога при расследовании дела о финансовых махинациях сенатора Толмеджа).Пытаясь "подавить" противодействие законодателей, министерство юстиции объявило о введении в действие директивы администрации Р. Рейгана по вопросу использования проверок на полиграфе в федеральных ведомствах страны. Применение полиграфа, в частности, санкционирова-лось:"- как условие приёма на работу, сохранение работы или доступа в агентства, деятельность которых связана с национальной безопасностью;- как условие доступа к особо секретной информации;- при расследовании серьёзных уголовных преступлений;- при расследовании серьёзных служебных нарушений, включая несан-кционированное разглашение секретной информации".Конгресс США, желая глубже вникнуть в сущность и прикладные воз-можности проверок на полиграфе, поручил своему экспертному Управле-нию по оценке технологий (УОТ) провести анализ сложившейся практи-ки, научной обоснованности и надежности испытаний на "детекторе лжи". Не желая обострять отношения с Конгрессом, президент Р. Рейган в фев-рале 1984 года, вскоре после опубликования результатов анализа УОТ, при-остановил действие ранее изданной директивы.Вместе с тем представители Белого дома, подчеркнув обеспокоенность президента случаями несанкционированных разглашении секретной ин-формации, заявили: если Конгресс США не предложит приемлемого для администрации законодательного решения этой серьёзной проблемы, то она оставляет за собой право отменить мораторий и потребовать от всех федеральных учреждений соблюдения всех положений директивы.Для того чтобы лучше понять суть противостояния администрации президента и Конгресса по вопросу проверок на полиграфе, коротко рас-смотрим сферы применения этого метода, сложившиеся в США в начале 80-х годов.2.1.2. О полезности и эффективности проверок на полиграфеВыполненный УОТ по поручению администрации президента анализ практики использования полиграфа в стране завершился публикацией в конце 1983 года меморандума - "Научная валидность тестирования на полиграфе. Обзор исследований и их оценка", в котором был дан обсто-ятельный обзор сложившегося положения в сфере использования поли-графа в различных сферах деятельности американского общества. В итого-вом заключении меморандума был сделан вывод о том, что "основной при-чиной, почему дебаты вокруг достоверности полиграфа приводят к проти-воречивым заключениям, является то, что достоверность такой сложной процедуры очень трудно установить, и она может изменяться в широких пределах в различных условиях. Точность, достигнутая при одних условиях или в одном исследовании, не может быть распространена на иные ситуа-ции или другие группы проверяемых лиц. Трудно также организовать и про-вести научные исследования по тематике полиграфа в жестко контролиру-емых условиях. Фокусом, центральной проблемой технического меморанду-ма УОТ, является вопрос не о том, полезен ли полиграф, а о том, есть ли научное обоснование для его использования. УОТ пришло к заключению, что доказательства достоверности проверок на полиграфе в приложении к уголовным расследованиям существуют".В начале 80-х годов вооруженные силы применяли полиграф в 17-19% от общего числа проводимых расследований по уголовным делам и в 95% уголовных расследований, относящихся к преступлениям, по которым мак-симальное наказание определялось сроком 15 лет и выше. Вера в эффективность полиграфа при установлении истины в ходе рас-следований была настолько сильна, что в тех случаях, когда обвиняемый был уверен в своей непричастности к преступлению, он (или его адвокат) часто инициативно запрашивали проведение проверки на "детекторе лжи" с оправдательной целью. По данным министерства обороны США, "число достоверно известных ошибок в испытаниях на полиграф при проверке подозреваемых по уголов-ным делам составляет менее 1 % от общего количества выполненных ис-пытаний". В целом, благодаря полиграфу, раскрываемость уго-ловных преступлений в армии США возросла в 1983 году до 64,7%, тогда как в среднем по стране эта цифра составляла в том же году 19,5 %. По результатам таких проверок были сняты необоснованные подозрения с тысяч американских военнослужащих. Особую озабоченность законодателей США вызывало применение полиграфа в ходе скрининговых процедур, предназ-наченных для проверки лиц при найме на работу или (как на том настаи-вал президент Р. Рейган) при допуске к государственным секретам.Результаты анализа этого вопроса, изложенные в меморандуме УОТ, оказались неутешительными: документ констатировал, что "существует слишком мало научно-исследовательских данных для того, чтобы устано-вить общую достоверность скрининговых проверок на полиграфе как в слу-чае их применения при расследовании несанкционированных утечек инфор-мации или при принятии решения о допуске к секретной информации...".Вместе с тем скрининговые проверки на полиграфе широко применя-лись федеральными ведомствами и полицией США, способствуя тем са-мым решению двух важных задач - соблюдению "чистоты" кадров и про-филактике служебных преступлений в этих учреждениях'. По оценке спе-циалистов, основными причинами использования этого вида проверок слу-жило то, что:а) они позволяют получить информацию, которую невозможно полу-чить другими способами;б) с их помощью проще и легче установить необходимые данные по учетам;в) это самый быстрый, по сравнению с другими, метод отсева непри-годных кандидатов;г) зная о проведении проверки, кандидаты более достоверно сообщали необходимую информацию в заявлении о приеме на работу;д) данное исследование позволяло принять работников, отвечающих более высоким требованиям.В качестве примера скрининговых проверок можно привести данные журнала "Секьюрити менеджмент", опубликованные в 1983 году. Полиция штата Мэриленд, осуществляя в 1971-1972 гг. крупный набор, около 1000 лиц для пополнения своих рядов, после тщательной проверки по местам учебы, предыдущей работы и местожительства, по учетам ФБР и местных органов правопорядка» а также по результатам собеседования по профес-сиональным вопросам отобрала 413 человек, удовлетворявших всем уста-новленным требованиям.'По официальным данным, в 1962 году 16 % подразделений американской полиции применяли скрининговые проверки на полиграфе в своей работе, то к середине 80-х годов число таких подразделений возросло до 47 %По завершении проведенного изучения кандидатов было принято ре-шение подвергнуть их проверке с помощью полиграфа. Выполненная опыт-ным полиграфологом, работа принесла неожиданный результат: из 413 кан-дидатов было выбраковано 217 (т.е. 52,2 % лиц, выдержавших традицион-ную кадровую проверку). Среди негативных фактов, выявленных у про-верявшихся с помощью полиграфа, были обнаружены - употребление нар-котиков, хищения с предыдущих мест работы и даже не зафиксированные уголовные преступления.Скрининговые проверки на полиграфе в начале 80-х годов были обязательным инструментом проверки сотрудников в ЦРУ, АНБ и министерстве обороны США. В таблице 2 представлены данные АНБ / 17, с.21 /, которые наглядно показывают эффективность применения полиграфа в кадровой работе и профилактике преступлений. (Следует от-метить, что, по свидетельству составителей таблицы, каждый из служащих до полиграфа прошел традиционную кадровую проверку, которая завер-шилась положительно и, в принципе, давала доступ к секретной информа-ции АНБ.)По данным министерства обороны, во многих случаях, когда была об-наружена шпионская деятельность, полиграф сыграл важную роль в обна-ружении виновного в кругу подозреваемых лиц. Существуют примеры того, как шпионаж был обнаружен именно в ходе скрининговых проверок. До-вольно часто полиграфолог указывал оптимальное направление деятельности следствия или склонял проверяемого к признательным показаниям.Наибольший размах скрининговые проверки получили в частном сек-торе США, который являлся крупнейшим пользователем полиграфа еще с довоенных времен. Причиной повышенного спроса на этот "товар" являл-ся постоянный рост краж денежных и материальных ценностей с промыш-ленных предприятий и предприятий розничной торговли.Министерство торговли США опубликовало данные, свидетельствую-щие о том, что в результате так называемых преступлений против бизнеса, начиная с мелкого магазинного воровства и заканчивая хищениями, со-вершаемыми работающим персоналом, ежегодно теряются миллиарды долларов. Те фирмы, которые воспользовались скрининговыми проверка-ми на полиграфе, быстро заметили сокращение числа краж внутри пред-приятий и скорое завершение расследований на фирме, которые без при-менения полиграфа потребовали бы значительно больше времени и средств. Подозрения в отношении тех сотрудников, которые могли совершить пре-ступление в силу имеющегося доступа, возможности, мотивов или каких-нибудь иных обстоятельств, довольно быстро отпадали после проверки на полиграфе. Это позволяло освободить людей, не имеющих отношения к преступлению, от дальнейших допросов и дать им возможность спокойно работать, а следствию сконцентрироваться на узкой группе (в 2-3 челове-ка) вероятных преступников.Таблица 2 Проверки на полиграфе в АНБ: признания лиц, получавших доступ к секретной информации ведомства в период 1974-1979 гг.Предмет признания Количество и процент лиц, сделавших признания1. Шпионаж - 13 0,6%2.Коммунистическая, фашистская и террористическая

деятельность 25 1,0%3. Разглашение секретной информации:

- в кругу семьи 135 5,6%- посторонним лицам 132 5,4%4. Скрываемый контакт с иностранцами 1 0,04%5. Поездки в соцстраны 70 2,9%6. Контакты с гражданами соцстран 60 2,5%7. Наркотики: - марихуана 1654 68,2%- марихуана (более 100 раз) 159 6,6%- кокаин и героин 65 2,7%8. Преступления: - мелкие 322 13,3%- уголовные 68 3,3%9. Алкоголизм: - в прошлом 25 1,0%в настоящее время 4 0,2%10. Фальсификация анкетных данных 152 6,3%11. Серьезные финансовые проблемы 57 2,3%12. Психологические проблемы:

- обращение к врачу 107 4,4% попытки самоубийства 14 0,5%

Однако отсутствие жесткого правового регулирования применения по-лиграфа в сфере бизнеса, более низкий, в целом, профессиональный уро-вень "коммерческих" полиграфологов и нарушение ими требований "тех-нологии" проверок на полиграфе - всё это привело к снижению качества проверок, появлению ошибочных результатов со всеми вытекающими из этого последствиями. Общественные и профсоюзные организации США стали рассматривать использование полиграфа как "нарушение прав чело-века".По оценке американского "Союза гражданских свобод", активно бо-ровшегося с применением полиграфа, в 1981 году было проведено более 1 миллиона проверок при трудоустройстве (с помощью этого прибора), что в пять раз больше, чем в 1975. За этот же период число фирм, специ-ализировавшихся на проверках с применением "детектора лжи" по зака-зам работодателей, увеличилось более чем в два раза.Именно увеличение числа отказов при найме на работу, решения о которых принимались на основании результатов проверок на полиграфе, послужили причиной того, что проблема применения полиграфа в сфере бизнеса с конца 70-х годов неоднократно являлась предметом рассмотре-ния американских законодателей и создала определенный негативный фон, на котором стали развиваться события, описанные выше.2.1.3. Полиграф в США в конце XX векаПервым шагом на пути наведения порядка в области применения по-лиграфа в стране явилось принятие Конгрессом в 1985 году решения о предоставлении министерству обороны США широких полномочий на применение полиграфа для проверки более четырех миллионов военных и гражданских служащих, имеющих доступ к секретной информации этого ведомства. Для выполнения этого решения министерство обороны в 1986 году реорганизовало упоминавшуюся выше Школу операторов полиграфа (выпускавшую около 50 специалистов в год) в Институт полиграфа.Наряду с расширением применения полиграфа в федеральной сфере в стране наблюдалось растущее сопротивление полиграфу со стороны раз-личных групп населения. Интересно отметить, что в том же году был рассекречен отчет АНБ о применении проверок на полиграфе, из которого следовало, что в последние годы в этом ведомстве было выявлено 12 человек, непосредственно рабо-тавших на иностранные разведки или являвшихся родственниками таких лиц.В течение 1985-1986 гг. в Конгрессе США нахо-дилось четыре законопроекта, в той или иной мере ограничивавших при-менение этого прибора в федеральных ведомствах и, особенно, в сфере бизнеса. Наиболее радикальный из законопроектов - "Закон о защите от полиграфа", предлагавший полностью запре-тить использование полиграфа в частном секторе и оставить его лишь в федеральных учреждений, был провален при голосовании в Сенате США.После многолетних дебатов был сделан второй важный шаг в области применения полиграфа в стране: в 1988 году вступил в силу "Закон о за-щите служащих от полиграфа" ("The Employee Polygraph Protection Act", далее - Закон ЕРРА), который строго определил "технологию" использо-вания полиграфа в государственной и коммерческих сферах.В итоге принятия Закона ЕРРА резко сократилось применение поли-графа в сфере бизнеса. Вместе с тем, при всех введенных ограничениях, действие этого закона не затрагивало интересы органов администрации всех уровней (от федерального до муниципального).По оценке американских полиграфологов, на редакцию Закона ЕРРА сильное негативное влияние оказал меморандум УОТ, давший искажен-ное представление о реальных возможностях проверок на полиграфе3. По мнению американских полиграфологов, "трагедия влияния (меморандума УОТ - Ю. X.) на общество заключается в том, что большинство исследований и достижений в области использования полиграфа были выполнены именно в частном секторе, который несет огромные убытки по вине персонала. Общество желает тратить миллиарды долларов на строительство новых тюрем, подготовку и содержание все большего числа охранников и офицеров полиции, но не вкладывает ни пенни в развитие верификации правды, которая может революционизировать систему уголовного правосудия, побуждая граждан говорить правду под присягой или в процессе "детекции лжи".В 1986 году (в период подготовки Закона ЕРРА) один из руководителей Аме-риканского общества безопасности в промышленности; критикуя двой-ственность и непоследовательность законодателей в вопросе о полиграфе, скептически заявил, что "полиграфы являются только тогда научно-обо-снованными, когда используются теми компаниями или отраслями, кото-рые Конгресс избрал в качестве исключения".В результате принятых в 90-е годы мер в США четко определились федеральные и негосударственные пользователи проверок на полиграфе:Федеральными пользователями полиграфа, помимо ЦРУ и организаций, указанных в таблице 1, являются министерства финансов, труда и транспорта, таможенная служба, государственный департамент США и некото-рые другие.Следует отметить, что отношение внешнеполитического ведомства к полиграфу складывалось весьма непросто. В отличие от других "секретоносных" ведомств страны, госдепартамент использовал полиграф крайне неохотно и лишь эпизодически (например, в период 1980-1982 гг. было проведено всего 29 проверок различного целевого назначения). Во время слушаний в Конгрессе США в 1979 году комиссия палаты предста-вителей по вопросам разведки, рассматривала вопрос об отказе госдепарта-мента применять проверки на полиграфе при найме служащих на работу. Тогда ведомство сообщило, что оно не ставит под сомнение технические возможности полиграфа и само иногда использовало этот метод в качестве вспомогательного для решения сложных вопросов контрразведывательно-го характера.Вместе с тем госдепартамент считал, что применение полиграфа для проверки кандидатов не может заметно повысить эффективность суще-ствующих процедур отбора надежного персонала. Такая позиция сохраня-лась до начала 90-х годов. После выхода в свет Закона ЕРРА госдепарта-мент США был вынужден подчиниться единым общегосударственным тре-бованиям и в 1991 году ввел в действие ведомственную инструкцию "По-литика в отношении проверок на полиграфе".Эта инструкция констатировала, что "проведение проверок (на полигра-фе - Ю. X.) регламентируется конституцией и сводом законов США, зако-нодательным актом о службе в госдепартаменте" и Законом ЕРРА. Со-гласно этой инструкции, полиграф разрешено использовать: а) в ходе уго-ловных расследований; б) при допуске работающего персонала к секрет-ной информации; в) в процессе контрразведывательных расследований; г) в оправдательных целях, когда инициатором проверки выступает со-трудник госдепартамента, являющийся субъектом уголовного, служебного или контрразведывательного расследования.Инструкция также установила, что "в соответствии с принятой в гос-департаменте политикой проведения проверок на полиграфе, любому канди-дату на работу в данном ведомстве при определенных обстоятельствах может быть предложено прохождение указанной проверки на добровольной основе, и с санкции уполномоченных на то должностных лиц".В 90-е годы продолжился процесс значительного расширения примене-ния проверок на полиграфе в деятельности полиции.К 1991 году до 75 % возросло число подразделений полиции, приме-нявших полиграф для отбора кадров и профилактики служебных преступ-лений. Едва упорядочив после выхода в свет Закона ЕРРА примене-ние проверок на полиграфе в частном секторе страны, Конгресс США "санкционировал расширение использования полиграфа правоохранительны-ми органами". При этом было обращено внимание на то, чтобы "это расширение предусматривало повышение качества контроля за проведениемпроверок" . Во исполнение этой директивы' Ассоциация опера-торов полиграфа американской полиции, осознавая невозможность уком-плектовать в сжатые сроки большинство полицейских подразделений вы-сококвалифицированными специалистами данного профиля, разработала и в 1990 году начала внедрять в практику (при содействии Международной ассоциации офицеров полиции) общенациональную программу по каче-ству проверок на полиграфе, выполняемых в правоохранительных целях.В связи с вступлением в силу Закона ЕРРА более чем в три раза сокра-тилось использование полиграфа в сфере частного предпринимательства, составив в начале 90-х годов около 400-500 тыс. проверок ежегодно. Число работающих в этой сфере полиграфологов сократилось примерно с 7,5 тыс. до 1,5-2,0 тысяч специалистов /22, 23/, а число частных школ по подготов-ке полиграфологов уменьшилось с 29 (в середине 80-х годов) до 10 в 1998 году /24/. Частный сектор перестал быть ведущим пользователем полигра-фа в США, уступив первые места федеральным ведомствам и органам пра-вопорядка, в которых, по различным оценкам, в середине 90-х годов рабо-тало не менее 60 % из 5000 американских полиграфологов.Ведущие полиграфологи страны объединены в Американскую ассоциа-цию полиграфа (ААП), которая в 1998 году насчитывала 1800 членов (627 полиграфологов, работающих в частном секторе, 312 - в федеральных ве-домствах и 861 - в правоохранительных органах). Членами ААП являются также 132 иностранных полиграфолога из различных стран Европы, Азии, Америки и Африки. Помимо ААП, являющейся ведущей профессиональной общественной организацией специалистов данного профиля, в каждом из штатов страны существуют региональные организации полиграфологов, а также две ассоциации - Ассоциация полиграфологов полиции и Ассоциация полиграфологов, специализирующихся на расследованиях преступлений, совершенных на сексуальной почве. В целом можно констатировать, что к концу 90-х годов США стали признанным мировым лидером в данной области и выполняют ежегодно не менее миллиона проверок на полиграфе, т.е. больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые.

Юрий Холодный (монография)




Похожие по содержанию материалы раздела: "Поиск и оперативное пресечение негласного съема информации" АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ: ОЦЕНИВАЕМ НЕ ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, НО И ДОВЕРИЕ Иракская ошибка: четыре года спустя Компьютерная безопасность. Трагедия в доме престарелых: "Была бы пожарка, всех спасли бы..." Особенности международной торговли «ЖИВЫЕ БОМБЫ» Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка Москва ждет мигрантов Филиппинский террорист отпустил детей - все закончилось без жертв "Коммерческий технический шпионаж и пути его нейтрализации" Кому нужен второй Майдан? Побег из дома: что это такое и как с этим бороться? Мнения экспертов Министерство Финансов России признаёт... Россия: какая вода течет из крана? Мировой ИТ-рейтинг Чернобыльская сенсация Особенности терактов на территории современной России Неплательщиков жилья переселяют в общежитие

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация