Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Обязанности правоохранительных органов во время выборов — ликвидация потенциальных угроз честному и открытому избирательному процессу



Роль правоохранительных органов на выборах в общественном сознании сводится для многих к дежурству работников милиции на избирательных участках в день голосования. Однако спектр обязанностей и задач у блюстителей порядка во время избирательной кампании и в сам день выборов значительно шире.


Как сообщили в ГУВД по Пермскому краю, правоохранительные органы уже сейчас, накануне декабрьских выборов в Государственную думу РФ, проводят межведомственные совещания по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

Определены необходимые меры по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении выборов. «Личный состав органов внутренних дел ориентирован на недопущение и своевременное пресечение нарушений избирательного законодательства, особое внимание обращено на правонарушения, связанные с изготовлением и распространением агитационных материалов», — сообщили «bc» в ГУВД.

Дальнейшими задачами органов внутренних дел специалисты краевого управления называют организацию тесного взаимодействия с избирательными комиссиями, обмен с ними информацией (в том числе и по фактам нарушений избирательного законодательства). За двое суток до дня выборов сотрудниками органов внутренних дел будут проведены комиссионные обследования избирательных участков с применением технических средств и служебных собак на предмет антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. За сутки до начала голосования избирательные участки будут взяты под охрану.

В день голосования для обеспечения общественного порядка в крае планируется задействовать более 3 тысяч сотрудников органов внутренних дел (причем непосредственно на участках будет задействовано порядка 2 тысяч милиционеров).

В течение всей предвыборной кампании работа личного состава ОВД будет осуществляться в усиленном режиме, сообщили «bc» в ГУВД.

Также среди задач, которые власти ставят перед органами правопорядка во время каждой избирательной кампании, — работа по сохранению агитационных материалов, размещенных в установленных местах, и ряд других, сходных по содержанию заданий.

В декабре прошлого года, во время выборов в Законодательное собрание края сотрудники милиции региона составили 31 административный протокол, 2 материала были направлены в прокуратуру.

Однако, как ни странно, большую нагрузку органы правопорядка несут как своеобразный механизм достижения необходимого результата на выборах.

Пугало городовой.
По мнению источников, «теневую часть» деятельности правоохранительных органов в избирательном процессе можно разделить на две большие части.

Первая связана с давлением на достаточно подневольных людей — самих сотрудников милиции и прокуратуры. «В последние годы правоохранительные органы используют на всех выборах как дармовую рабочую силу, которой можно помыкать, как угодно, — рассказал «bc» сотрудник пермского ГУВД на условиях анонимности. — При этом долго на разнообразных собраниях во всех подразделениях рассказывают о том, как надо голосовать, за кого, и все это происходит с участием представителей власти, начальства и ветеранских организаций».

Как примеры использования правоохранителей в качестве «рабочей силы на выборах» эксперты «bc» называют сбор подписей в подписных листах за Бориса Ельцина в 1996 году, за блок «Медведь» в 1999 и во многих других кампаниях. Каждый рядовой сотрудник милиции получил подписной лист и приказ принести его заполненным.

Также следует вспомнить о «почетной и неблагодарной роли» ныне покойного заместителя начальника ГУВД Пермского края, генерал-майора Федора Утробина, которого региональные власти «выставляли» на выборах мэра в 2006 году «против Владимира Плотникова».

В то же время, по данным источников, к чести экс-мэра Перми Аркадия Каменева, также выходца из правоохранительных структур (в свое время возглавлявшего городское управление внутренних дел), во время его избирательной кампании 2000 года по выдвижению на пост главы города практически не оказывалось давления на сотрудников. Но значительную часть работы по созданию агитматериалов и освещению кампании проделали сотрудники пресс-службы городского управления внутренних дел.

Однако гораздо большее внимание общественности всегда привлекают другие действия органов правопорядка во время выборов, направленные на достижение «необходимого» результата выборов путем определенного воздействия (психологического, силового или др.) на граждан или неугодных политиков. Впрочем, случаи действий милиции на выборах, нарушающих законодательство РФ, становятся достоянием гласности редко.

Подобные действия органов правопорядка характерны и для соседних регионов. «Я был свидетелем того, как подкуп голосов осуществлялся с машин со спец. номерами и «мигалками» (Екатеринбург, 2005 год, выборы в городскую думу), — рассказал «bc» руководитель Центра политических технологий PRОПОЛИТИКА (г. Екатеринбург) Алексей Швайгерт. — Милиционеры, дежурившие на участках, и ОМОН даже на пушечный выстрел не могли к ним подступиться, иначе — «корочки» в нос и «полетели» чины и погоны...»

Достаточно любопытными в отношении работы милиции были прошлогодние выборы главы города и депутатов городской думы. В ходе предвыборной кампании была проведена всеобщая мобилизация милиции, роздана специальная памятка по предотвращению во время выборов работы так называемых «каруселей» и других нарушений, которые возможно пресечь при внимательном изучении ситуации на участке и вокруг него. На избирательных участках, помимо традиционного дежурного милиционера, во время выборов присутствовал наряд (а иногда и несколько), прошедший специальный инструктаж по этой тематике.

Говорят документы
. Инструкции, распространенные в пермской милиции в 2006 году, после выборов стали достоянием гласности и публиковались в федеральных СМИ (выдержки взяты из «Новой газеты»). Источники «bc» в ГУВД края подтвердили факт существования данных документов, а также их возможное использование на грядущих выборах (с внесением необходимых корректив).

Первый из документов
— распоряжение первого заместителя начальника УВД города Перми, полковника милиции Владимира Вьюгова от 02.02.2006 № 4073_17с «Об организации оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов применения незаконных избирательных технологий». Ряд пунктов данного документа особенно показателен, именно они определяют роль милиции в избирательной кампании.

Пункт 1. «Создать на период проведения избирательной кампании в РУОВД г. Перми оперативные штабы по выявлению и пресечению фактов нарушения выборного законодательства, руководителями оперативных групп назначить начальников КМ (криминальной милиции)».

Пункт 3:
«Организовать проведение ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий) и ОПМ (оперативно-профилактических мероприятий) по документированию фактов нарушений выборного законодательства кандидатами и их представителями в период предвыборной кампании».

Пункт 3.1:
«На основе поступающей информации обеспечить выполнение мероприятий по проверке каналов финансовой поддержки кандидатов (…), выявлять финансовые нарушения и экономические преступления при проведении агитации, изготовлении печатной продукции, рекламных и иных агитационных материалов с проверкой источников финансирования».

Пункт 4.1:
«В день проведения выборов обеспечить оперативное перекрытие избирательных участков на предмет выявления и принятия мер к задержанию лиц, нарушающих правила агитации и голосования, совершающих противозаконные действия по подкупу избирателей».

Второй документ
, обнародованный в СМИ, — распоряжение начальника УВД города Перми, полковника милиции Игоря Орлова от 09.02.2006 года «О создании временных оперативных групп для проведения оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по документированию фактов применения незаконных избирательных технологий». В этом документе полковник требует создать группы для проведения мероприятий, направленных на «документирование и пресечение фактов применения незаконных избирательных технологий кандидатами на пост мэра города Перми (руководителями их предвыборных штабов, доверенными лицами кандидатов) в каждом РУОВД, обеспечить их автотранспортом, средствами аудио- и видеоконтроля.

Указанные распоряжения ссылаются на директивы МВД РФ № 7дсп от 24.01.2006 года, указания ГУВД Пермского края № 353117с от 27.01.2006 года, приказы начальников УВД (документы имеют гриф «с» — секретно). Кроме того, как сообщали журналисты «Новой газеты», первый документ поручает руководителям криминальной милиции ознакомиться с некими «методическими рекомендациями по выявлению нарушений законодательства в период подготовки и проведения выборов, а также со списками, которые находятся в ОУР УВД г. Перми».

Третий документ
никем не подписан. Он называется «Методика действий мобильных групп и их координаторов по контролю за ситуацией в день голосования на территории избирательных участков». В документе, по заверению журналистов «Новой газеты», содержится достаточно полная информация о структуре системы контроля, организованной милицией, методы контроля и борьбы с реальными и потенциальными нарушениями избирательного законодательства. Судя по содержанию документа, работники милиции должны находиться в тесном взаимодействии с администрацией региона и штабами кандидатов (не указывая, каких именно). В документе содержатся достаточно подробные «рецепты» противодействия активности штабов оппозиционных кандидатов с применением полномочий сотрудников милиции и ГИБДД (отправление на штрафплощадку автомобилей; направление на торговые точки, в которых выявлены факты «потенциального подкупа», сотрудников СЭС или пожарной охраны и т. п.).

На вопрос, адресованный пресс-службе ГУВД, о существовании данных документовбыл получен ответ, что действительно «издаются указания и распоряжения,направленные на выявление и пресечениеприменяемых незаконных избирательных технологий. Данные документы содержатслужебную информацию, которая непредназначена для общего пользования».

Пресс-релиз




Похожие по содержанию материалы раздела: Репетиция войны Червь коррупции в ЕС Витамины против сердца Защитим собаку президента! Раннее обнаружение нарушителя – задача ПСО В такой войне нет линии фронта Москва без митингов Генпрокуратура дошла до ФССН Экологическая тревога: третья мировая станет войной за воду? Запрет на работу иностранцев привел к росту цен Коран, свечи и игрушки. С помощью чего "угоняют" самолеты Украинский кризис, есть ли выход из тупика? Совбез против геноцида Самый трагический аргумент в пользу контроля над оружием Трагедия в Вирджинии: изменится ли отношение к закону об оружии в России? ШАХИДЫ-КАМИКАДЗЕ КАК ОСОБО ОПАСНАЯ КАТЕГОРИЯ ТЕРРОРИСТОВ Траурные дни в России Паспортный контроль Кто похоронен в Таллине на Тынисмяги. Список, истории, судьбы

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация