Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

О некоторых концептуальных аспектах развития милиции в третьем тысячелетии



А.М. НИКИТИН, начальник Юридического института МВД России,доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант милицииНачало нынешнего тысячелетия для нашей страны примечательно бурными процессами изменений, происходящими в социальной, экономической и политической областях. Стало очевидным, что без реформаторских подходов невозможно идти вперед по пути человеческого прогресса. Существующие изменения затронули и институты российской государственной власти. Конституция РФ обозначила форму функционирования государства применительно к современным условиям. Однако положения, зафиксированные в Основном законе, требуют их осмысления, претворения в жизнь и дальнейшего совершенствования. Проблема управления государством обозначила и особое место в нем органов внутренних дел. Актуальность этой проблемы вызвана следующими обстоятельствами:Во-первых, функционирование законодательства международного характера и сближение государств по различным направлениям свидетельствуют о том, что перед мировым сообществом стоят общие проблемы, решение которых возможно только в тесном единстве. К таким проблемам на сегодняшний день можно отнести терроризм, наркоманию, организованную преступность, экологию и т.д.Во-вторых, органы внутренних дел как государственно-правовой и социально-организационный институт представляют собой сложный организм со множеством взаимосвязанных элементов, который напрямую определяет судьбу государственности в России.Без сильного государства невозможны современная цивилизация, высокая культура, правовой порядок и успешная борьба с преступностью, позитивное состояние международных и межнациональных отношений.В силу этого необходимо признать, что деятельность органов внутренних дел совместно с другими органами государства определяет тактику и стратегию, возможности и ролевое положение их в государстве.В-третьих, ни один государственный орган, включая и МВД России, не добьется выполнения задач, поставленных перед ним государством и обществом, если его полномочия будут осуществлять неподготовленные сотрудники. Однако подготовить профессионалов можно лишь тогда, когда на основе научно обоснованной концепции будут изучены служебные отношения в научно-теоретической плоскости и учтены рекомендации практического характера по модернизации всех сторон деятельности органов внутренних дел. Но здесь существует дефицит научных проработок, имеется много вопросов по правовому статусу государственно-служебных отношений. Кроме того, нуждается в совершенствовании законодательная база правоохранительных органов, отражающая изменения, происшедшие как на федеральном, так и на региональном уровнях.В-четвертых, глубокие преобразования в российском обществе, появление различных общественных и политических сил с многообразием их интересов и целей, действие принципа многопартийности с особой остротой актуализируют проблематику милиции в третьем тысячелетии, деятельность которой должна быть свободной от политики.Министерством внутренних дел России как важным государственным институтом пройден большой путь в целях реализации различных направлений деятельности. На этом пути были как успехи, так и просчеты. Накоплен как положительный, так и отрицательный опыт. Сейчас мы стоим на определенном рубеже, когда надо, взвесив все «за» и «против», определить, что из накопленного багажа необходимо максимально использовать, а что отбросить.Система органов МВД сильна своей стабильностью. Однако различные реформы, непродуманные реорганизации, перестройки нарушают ритмичную и эффективную деятельность правоохранительных структур.Следующей проблемой, которая всегда была актуальной, являются учет и раскрываемость преступлений в третьем тысячелетии.Своевременное, полное и быстрое раскрытие преступлений, особенно тяжких, всегда было и остается одним из важнейших критериев оценки эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Именно в раскрытии преступлений проявляются профессионализм и оперативно-служебная готовность сотрудников милиции к решению различных оперативно-тактических задач.Однако проблемы раскрываемости преступлений неразрывно связаны с их регистрацией и учетом. Существующий в настоящее время учет преступлений не в полной мере отражает объективную картину состояния преступности в стране. Допускаемые сотрудниками органов внутренних дел нарушения законности при регистрации и учете заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в числе других причин вызваны и несовершенством действующих межведомственных нормативных актов, которые не позволяют отразить реальное число учитываемых преступлений и соответственно объем выполняемой правоохранительными органами работы. Все это свидетельствует о том, что статистические показатели преступности находятся в явном несоответствии с криминологическими исследованиями, с практикой деятельности органов внутренних дел.Данная проблема, несмотря на многочисленные в прошлом попытки ее разрешения, остается камнем преткновения до настоящего времени.Следует отметить, что в настоящее время эта проблема стала предметом внимания на законодательном уровне. Так, подготовлен проект закона о единой государственной системе регистрации и учета преступлений. Основная идея этого проекта заключается в том, чтобы обеспечить объективную оценку состояния преступности и, что не менее важно, повернуть правоохранительные органы лицом к человеку, гражданину.Решение анализируемой проблемы видится в том, чтобы отграничить понятие преступления в уголовно-правовом аспекте, когда оно выступает основанием привлечения к уголовной ответственности, от понятия преступного деяния как единицы статистического учета количества совершенных преступлений.Реализация указанных предложений позволит:— во-первых, повысить уровень доверия граждан и самих правоохранительных органов к статистике о состоянии преступности;— во-вторых, установить действительный объем работы правоохранительных органов. Его рост в два-три раза в условиях крайне ограниченного финансирования заставит законодателя принять радикальные меры по упрощению процедуры расследования и судебного разбирательства;— в-третьих, сравнить уровень и динамику преступности в России с сопоставимыми данными о ней в других государствах, что представляется целесообразным в связи с вступлением России в Совет Европы и ежегодным представлением в ООН статистических данных о состоянии преступности;— в-четвертых, своевременно реагируя на изменения преступности, принимать адекватные меры по ее стабилизации и удержанию на социально терпимом уровне.Одна из важнейших проблем, которую нам необходимо обсудить, — это совершенствование структуры милиции третьего тысячелетия.С учетом устойчивой тенденции к стабилизации федеративных начал государственного строительства и дальнейшего развития местного самоуправления мы склоняемся к мнению о перспективности трехуровневого построения милицейской системы России. Относительная автономность каждого уровня должна являться не самоцелью, а логическим результатом функциональных особенностей каждого уровня. Это не примитивный путь поголовной децентрализации, а взвешенное сочетание муниципализации и федерализации.Более того, трехуровневое построение милицейской системы будет соответствовать конституционно закрепленному трехуровневому построению исполнительной власти. Строгое определение законом функций, круга полномочий и компетенции каждого создаваемого органа определит его место в общегосударственной системе милиции.Политические и правовые причины, а также новый спектр задач экономического характера, стоящих перед милицией на современном этапе, на наш взгляд, требуют отказаться от идеи создания абсолютно децентрализованных аппаратов милиции, поскольку этот путь неизбежно приведет к полной зависимости сотрудников милиции от местных властей. Даже незначительный анализ структурных изменений криминальной статистики показывает и свидетельствует о явных провалах правоохранительной деятельности именно на общегосударственном, федеральном уровне.Как нам видится, деятельность федеральной службы милиции должна быть направлена на борьбу с особо опасными преступными действиями, вызывающими большой общественный резонанс. Полный перечень конкретных видов преступной деятельности, борьба с которыми должна входить в компетенцию этой службы, необходимо закрепить законом.Естественно, что создание федеральной службы, как мы видим, требует существенных структурных изменений как в аппарате МВД России, МВД, УВД регионов, так и на местах. Однако необходимы разработка концепции и механизма правового регулирования деятельности службы как «принципиально нового разделения подследственности уголовно наказуемых деяний, определение каждому из субъектов предельно четкого места в общем процессе».Следующим весьма важным вопросом определения дальнейшего пути реформирования милиции является вопрос вхождения в ее структуру следственного аппарата. В научных и практических кругах сформировалось твердое убеждение в необходимости создания самостоятельного Следственного комитета. Вместе с тем окончательное решение невозможно без серьезного и коренного преобразования, затрагивающего не только Министерство внутренних дел, но и другие важнейшие звенья правоохранительной системы — Прокуратуру и Федеральную службу безопасности. Здесь необходима глубокая научная проработка.Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением является также одной из проблем, которую необходимо обсудить.При развитии взаимодействия с населением большое значение имеет психология, потому что любое взаимодействие между людьми происходит на основе конкретных психологических приемов. Знание этих приемов является обязательной составляющей в подготовке сотрудника милиции. Методика контактного взаимодействия позволяет в короткий срок освоить основные элементы, необходимые при установлении контакта с людьми.В третьем тысячелетии неизбежно возрастут требования к изучению мотивации поведения людей, поэтому в подготовке сотрудников органов внутренних дел должно быть уделено внимание не только криминологическим аспектам изучения мотивации, но и психологическим механизмам формирования мотивов поведения. Тщательного изучения требует формирование мотивации правового и противоправного поведения на базе современных исследований психологической науки.Кроме того, необходимо обсудить и проблемы совершенствования законодательства и интеграции в мировое сообщество. По этому поводу следует отметить, что в настоящее время совершенствуется правовая основа деятельности милиции, но, по нашему мнению, еще не достаточно. Так, УПК РСФСР был подготовлен практически в условиях Гражданской войны и принят в 1922 г., т.е. через пять лет после революции. Однако проект УПК Российской Федерации разрабатывается уже около десяти лет.Пока нет достаточных правовых решений проблем обеспечения безопасности участников уголовного процесса, а это самым непосредственным образом связано с авторитетом всех правоохранительных органов у населения.Анализ теории и практики показывает, что задачи и функции, а следовательно, и компетенция органов внутренних дел (ОВД) будут видоизменяться не только под влиянием внутренних факторов, но и под воздействием глобальных мировых процессов. Исходя из этого особый интерес вызывают проблемы, связанные со вступлением России в такие межгосударственные объединения, как Совет Европы, СНГ, Союз Белоруссии и России. Эффективное участие России в этих межгосударственных объединениях ставит перед ОВД задачи в области борьбы с международными преступными группами, терроризмом, незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, отмыванием нелегальных доходов и т.п.Сотрудничество в этих областях, как представляется, будет развиваться не только на межгосударственном и межправительственном уровнях, но и на уровне органов внутренних дел. В связи с этим целесообразным видится проведение совместных семинаров, коллоквиумов, конференций, взаимных консультаций, оказание технического, информационного и организационно-административного содействия. Основными направлениями такого содействия, на наш взгляд, являются: разработка проектов национальных законодательных актов в сфере предотвращения противоправной деятельности; создание единых информационных центров; обучение и повышение квалификации сотрудников и иного персонала; развитие научных исследований в области борьбы с правонарушениями и преступлениями.Очевидно, что по мере дальнейшей интеграции России в общемировое и особенно в общеевропейское сотрудничество компетенция ОВД подвергнется значительному видоизменению. Необходимо провести мониторинг действующего законодательства РФ на предмет его соответствия международным общепризнанным нормам и принципам, и прежде всего Уставу и документам Совета Европы.

А.М.Никитин, профессор, доктор юридических наук




Похожие по содержанию материалы раздела: РЕНТГЕНОМ КАК СЕРПОМ … ПО ТЕРРОРИЗМУ Хочешь бороться с коррупцией? Процедура подбора и изучения кадров для охранных структур Смерть на дороге Хроника Бронзового солдата Праздник меньшинства Сотрудники страшнее террористов Новые ПДД могут вогнать Москву в ступор Противодействие компьютерному терроризму - важнейшая задача современного общества и государства Правовые основы применения технических средств Воскресные чтения Метан, или "гремучий газ". Смертельный враг шахтера Украинский кризис преодолен: хроника киевского противостояния Зачем Европе ПРО? Кражи в супермаркетах – особое внимание праздничной торговле На всех туристов может не хватить "законных" операторов Обследование объекта - первая ступень на пути антитеррора ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ И ДОКУМЕНТООБОРОТ Рейтинг нестабильности

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация