Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Правовые основы применения технических средств



1.2. Правовые основы применения технических средствУспех применения технических средств во многом обусловлен уровнем разработки проблемы правового регулирования их использования. Законодательные акты и подзаконное нормативное регулирование являются основным базисом, во многом определяющим как тактику, так и организацию применения техники.Необходимо отметить, что само понятие "правовые основы применения технических средств" возникло сравнительно давно - с появления первых правовых проблем, связанных с попытками использования новейших достижений науки и техники в сфере уголовного судопроизводства, а также в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. Применение оперативной техники регулируется во многом так же,как и других средств и методов оперативно-розыскной техники. Общие положения использования технических средств определяются законодательными нормами, которые в свою очередь являются базисом для подзаконных актов, непосредственно регулирующих их применение.Общими условиями допустимости использования технических средств в правоохранительной деятельности являются;— законность и санкционированность применения;— непричинение вреда жизни и здоровью человеку, а также окружающей среде;— научная обоснованность и достоверность результатов применениятехнических средств;— применение в строгом соответствии с целями и задачами судопроизводства.Правовую основу применения технических средств в правоохранительной деятельности можно представить в виде схемы, состоящей из трехгрупп правовых актов (см. рис. 1.2).К первой группе относятся конституционные нормы - как правовая основа законодательства Российской Федерации.Ко второй грубле необходимо отнести федеральные законы, регламентирующие допустимость использования технических средств.К третьей группе нормативных правовых актов можно отнести акты Президента и Правительства РФ (соответственно указы Президента и постановления (распоряжения) Правительства РФ). Они готовятся на основе и во исполнение законов, конкретизирующих законодательные нормы, и являются инструментом их реализации. В эту группу входят также акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих организацию и тактику использования конкретных технических средств. Рассматривая первую группу правовых актов, необходимо подчеркнуть основополагающую роль конституционных норм, которые являются базисными, отправными для всех других нормативных актов и имеют высшую юридическую силу и прямое действие. Являясь важнейшим гарантом прав и свобод граждан, КонституцияРоссийской Федерации провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2).Так, в ст, 23 Конституции Российской Федерации оговорено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тай-ну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфныхи иных сообщений, и ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.Часть 1 ст. 24 развивает принцип статьи 12 Всеобщей декларацииправ человека и указывает на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Согласно ст. 25 Конституции жилище неприкосновенно, что означает недопустимость не только вхождения в него против воли проживающих, но и использования различных технических средств как для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, так и визуального наблюдения за ним (ст.23).ТаблицаПРАВОВЫЕ ОСНОВЫПРИМЕНЕНИЯТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВКонституционные нормы Федеральные законы Подзаконные актыСтатья 23Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР Акты Президента РФCтaтья 24, п.!Статья 25 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите формации" Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения)Статья 41, п.ЗСтатья 42 Федеральный закон «О радиационной безопасности"Закон РСФСР "0 милиции" Акты федеральных органов исполнительной властиСтатья 55, п.З Федеральный закон "0 внесении изменений и дополнений в закон РСФСР"0 милиции" МежведомственныеФедеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"Федеральный закон "0 связи" ВедомственныеФ ФОбщие ЧастныеУголовный кодекс РФРис. 1.2. Правовые основы применении технических средствВ соответствии со ст. 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а ст. 41 декларирует ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это положение имеет принципиальное значение для "силовых" ведомств, поскольку у спецподразделений нередко возникает соблазн использовать те или иные достижения научно-технического прогресса для выполненияпоставленных перед ними задач. Вместе с тем необходимо сослаться на ст. 55, ч. 3 Конституции, которая гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Ограничения, предусмотренные ст.55 Конституции РФ, представляют собой определенный "противовес" положениям, содержащимся в ст. 23, 24 Конституции РФ. Статья 55, ч. 3 Конституции РФ предоставляет правоохранительным органам, другим структурам обеспечения государственной безопасности существенные возможности по сбору, накоплению, обработке и использованию информации. Следовательно, можно говорить о двуединой задаче использования техническихсредств для получения в рамках закона необходимой информации и защите информационных прав и свобод граждан при безусловном обеспечении государственной безопасности, прав и законных интересов других граждан. "Диалектика единства форм и методов регламентации информационных отношений базируется на взаимосвязи личных информационных прав. и общегосударственных интересов"'.Указанные выше конституционные нормы показывают четкие ограничения как на обследование жилища, так и на применение всего спектра технических средств. Особо следует сказать о проникновении в жилище, поскольку под этим понимается обследование и иные формы получения информации о нем, в том числе с использованием технических средств. Оно возможно лишь: а) при непредвиденных чрезвычайных ситуациях и б) при защите правопорядка.В первой ситуации законность проникновения в жилище при возникновении чрезвычайного обстоятельства (пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные бедствия, обвал и т.п., смерть владельца дома, квартиры) достаточно очевидна. А само проникновение возможно помимо воли проживающих по правилам крайней необходимости, в соответствии со ст. 39 УК Российской Федерации~, поскольку жизнь и здоровье людей, подвергшихся опасности, представляют большую ценность в сравнении снеприкосновенностью жилища.Несколько сложнее обстоит дело во второй ситуации, когда проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем осуществляется в целях защиты и обеспечения правопорядка. Законное проникновение в жилище может быть осуществлено оснавателем, следователем, прокурором в присутствии понятых (иногда со специалистом) для производства обыска, выемки, осмотра места происшествия, наложения ареста на имущество и его описи, как это предусмотрено ст. 167-173, 175, 176-179 УПК РСФСР(с изменениями и дополнениями).Уголовно-процессуальное законодательство (УПК РСФСР) содержит ряд норм, опосредованно свидетельствующих о возможности применения технических средств при проведении следственных действий. Так, ст. 68 предписывает "...основывать выводы об установлении обстоятельств, включенных в предмет доказывания, только с помощью доказательств. Содержащийся в ней перечень этих обстоятельств одновременно определяет пределы (границы) собирания и исследования доказательств"'. Статьи 69, 70, 83, 88 УПК ориентируют на сбор фактических данных, вещественных доказательств, документов, которые могут стать доказательствами по уголовному делу. Использование достижений научно-технического прогресса во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом cт. 141 предписывает обязательное указание в процессуальном документе тех технических средств, которые использовались при производстве следственных действий.

Под редакцией В.И. Кирина




Похожие по содержанию материалы раздела: Защита от своих Милиция приписала взрыв в МГУ мстительным студентам Человек, пораженный полонием-210, не может оставлять после себя следы В России интернетом пользуется пятая часть населения Террористы переигрывают компьютер Россия: лазейки "серых хакеров" остаются открытыми Легенды Интернета Безработица и войны Прогноз года: любви с Америкой не будет Столичные власти подключат ритейлоров к профилактике терроризма США: рейтинг опасных профессий Ружье на стене Книга "Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия" Ситуация в сфере борьбы с терроризмом ухудшилась, считают 45 проц россиян Рейтинг свободы Поучительные истории Хроника происшествий в зданиях МГУ. 1999-2007 Набор для атомной бомбы. Коллекция фактов Рейдеры, которые хотели захватить активов на $4 млрд. – уже в тюрьме. Кто следующий?

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация