Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Откуда исходит опасность



Вряд ли кто будет отрицать, что произошедшие на рубеже тысячелетий огромные изменения в геополитической и военно-политической обстановке привели к трансформации угроз международной и региональной безопасности. В том числе по отношению к России. Но в общественном сознании все еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные разнузданной кампанией по "демилитаризации" сверхдержавы - СССР, военная мощь которого выдавалась за главное препятствие на пути к безоглядной дружбе и бескорыстной любви с Западом. Пока даже нет понимания источников и настоящих причин существующих угроз. Наконец, в чем суть собственно военной угрозы, ее отличие от военной опасности, вызова, других терминов, точно определяющих то или иное реальное явление. Это приводит не только к демагогическим измышлениям и спекуляциям, но и к ошибкам, порой недопустимым, оказывающим влияние на национальную безопасность России.


В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзов), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок), создающих опасность нарушения суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя; препятствующих реализации национальных интересов; способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни; подрывающих уровень обороноспособности страны. А сложное состояние отечественной экономики, низкий уровень благосостояния абсолютного большинства граждан, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и другие проблемы создают широкий спектр также внутренних ("невоенных") угроз национальной, в т.ч. военной безопасности.

"ВОСТОК - ЗАПАД"

Занимая центральное положение на Евразийском континенте, Россия с давних пор постоянно опасалась оказаться в окружении враждебных государств и стремилась создать вокруг своих границ пояс приграничных (защитных) территорий. Еще со времен централизованного государства она прилагала постоянные усилия для расширения зоны своего влияния, создания военных союзов, вела активную борьбу против своих геополитических противников. Внешний "защитный пояс" геополитического пространства, находившегося в зоне влияния СССР, включал десятки стран социалистической ориентации. В него входили государства Восточной Европы (ныне называющейся Центральной), которые являлись членами Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а также Монголия. В большинстве из них со времен Второй мировой войны находились советские войска.

В ходе так называемой перестройки эти пояса были разрушены. Однако, как известно, процесс дезинтеграции на этом не закончился и очень скоро достиг новой, наиболее катастрофической фазы - развала СССР, который ознаменовал начало качественно нового этапа геополитической эволюции России. На отдельных направлениях она оказалась отброшенной практически к границам ХVII века, вновь потеряла большую часть выходов к морям на своей европейской территории, лишилась значительной части ресурсной базы, военной инфраструктуры, прямых сухопутных выходов к Центральной и Западной Европе. Произошел "сдвиг" всей территории на север и восток, а на новых рубежах появились не только экономически слабые соседи, но и конфликтные зоны, особенно на южном направлении, а также демографический "вакуум" в Сибири и на Дальнем Востоке.

Наиболее радикальные изменения произошли на западном направлении. Увы, тут были упущены возможности создания фундамента для равноправных отношений на принципиально новой основе. Вслед за развалом СССР и ОВД последовало расширение НАТО, которое представляло собой передел зон влияния в Центральной и Восточной Европе. Как бы ни оправдывали и ни камуфлировали его некоторые политики, оно имеет, безусловно, антироссийскую направленность. Она состоит в закреплении полученных в результате "победы" в холодной войне геополитических приобретений с тем, чтобы Россия даже после выхода из кризиса не смогла добиться адекватного усиления своего политического влияния в Европе. Кроме того, расширение НАТО, прием в него бывших союзников СССР по Варшавскому договору объективно препятствуют реинтеграции бывших советских республик и также наносят косвенный удар по России.

Агрессия против Югославии, контртеррористическая операция в Афганистане, война в Ираке, подготовка к размещению системы ПРО в Польше и Чехии - продолжение этой политики, направленной на расширение сферы влияния. Руководство США исходит из того, что в новых условиях военная мощь будет оставаться одним из основных инструментов защиты американских интересов. В этой связи НАТО, с точки зрения Вашингтона, должна принадлежать роль главного элемента новой модели безопасности в мире. В целом же расширение НАТО и планируемая передислокация американских войск и сил на Восток представляют для России угрозу военно-стратегического характера, что во многом изменяет подход к обеспечению обороны страны на западном направлении.

С другой стороны, на формирование современной геополитической обстановки определяющее влияние оказывают противоречия, связанные с истощением энергетических ресурсов и возникновением различного рода межгосударственных конфликтов вследствие борьбы за контроль над источниками энергии и маршрутами их транспортировки. Главные противоречия в мире и в будущем будут определяться конкурентной борьбой за энергетические ресурсы, прежде всего за нефть, запасы которой при современном уровне ее потребления могут иссякнуть или резко ограничиться уже через 15-20 лет.

В США сосредоточено 60% мировой экономики, которая основана на американском долларе. Их военные расходы составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. Соединенные Штаты - единственная страна в мире, способная осуществлять глобальное военное вмешательство. Вместе с тем нехватка энергетических ресурсов и тенденция к значительному наращиванию их потребления побуждают Вашингтон искать гарантированные источники поставок, в том числе путем использования военной силы. Так, в "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия" зафиксировано намерение расширять использование военной силы в качестве инструмента внешней политики. В обозримом будущем военная сила, как явствует из документа, будет в большей степени, чем прежде, обеспечивать проведение американских дипломатических и экономических санкций, поддержание выгодного инвестиционного климата, беспрепятственного доступа к жизненно важным ресурсам в различных регионах мира, нейтрализацию торговых конкурентов.

Надо признать: совместные усилия в борьбе с международным терроризмом улучшили наши отношения с Америкой. Однако США под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий, по существу, повели курс на поступательное вытеснение РФ с постсоветского пространства. Поэтому можно со всей определенностью сказать, что основные военные угрозы России сегодня сосредоточены в международной сфере. Кроме этого, они обусловлены принижением, а в ряде случаев - откровенным игнорированием роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; ослаблением политического, экономического и военного влияния России в мире, особенно в Европе и Закавказье; эскалацией существующих и возможностью возникновения новых конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств-участников СНГ.

Кто бы и что бы ни говорил, но основные угрозы безопасности Российской Федерации в прогнозируемый период будут определяться действиями американского руководства и его союзников, направленными на недопущение возрождения России в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы. Особенностью нынешней военно-политической обстановки является и то, что в результате значительного ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности могут исходить не только от развитых государств и созданных с их участием военно-политических союзов, но и от развивающихся стран, располагающих хорошо вооруженными, боеготовыми, массовыми армиями (5-10% от численности населения страны). В настоящее время насчитывается 15 развивающихся стран, имеющих баллистические ракеты, в 10 ведется их активная разработка. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия не может не считаться.

Еще одна группа военных угроз - на постсоветском пространстве. Она связана с наличием в бывших союзных республиках потенциальных и реальных очагов военных конфликтов. Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности. Но СНГ, к сожалению, не превратилось в эффективный институт многостороннего взаимодействия и партнерства, в инструмент коллективной защиты совместных интересов стран-участниц. Есть и другие группы военных угроз, как тот же международный терроризм, к адекватному парированию которых Россия в полной мере пока не готова. Они могут быть глобальными, т.е. исходящими от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием; региональными - исходящими от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями; и локальными.

ЧТО НАС ЖДЕТ

Военные угрозы России в ХХI веке, по сравнению с периодом блокового противостояния, претерпели существенное изменение и все же не несут опасности широкомасштабного столкновения между антагонистическими военно-политическими союзами, однако присутствуют на всех геостратегических направлениях. Так, наибольшая угроза для России исходит с Юга, в частности в связи с распространением в Центральной Азии воинствующего исламского фундаментализма и экстремизма, активизацией деятельности международных террористических организаций, наличием многочисленных межнациональных и межгосударственных противоречий, а также ростом иностранного военного присутствия в этих регионах.

На Западе опасность, как мы уже отмечали, - в расширении НАТО и укреплении мощи альянса в условиях отсутствия действенной системы коллективной безопасности на европейском континенте. Но увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию более совершенных ВВТ создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Особняком стоят военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве. Они определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами своих ВВС и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Таким образом, вследствие особенностей развития России военные угрозы ее безопасности приобретают системный характер. А значит, ее оборонные потребности также должны формироваться с учетом угроз, с которыми она столкнется в ближайшие 5-10 лет и в 20-летней перспективе. Хотя в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. А вот в среднесрочной перспективе основную угрозу будет представлять вероятность возникновения военных конфликтов на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях. Нестабильность внутриполитической ситуации и общая военная слабость находящихся там государств создают благоприятную ситуацию для военного вмешательства в их внутренние дела иных стран, прежде всего членов НАТО. Дестабилизирующими факторами на этих направлениях останутся военные конфликты и их последствия на Кавказе. Увеличится опасность распространения исламского радикализма в южных районах России с преобладающим мусульманским населением. Конфронтация с исламским миром по "дуге нестабильности" - от Косово до Таджикистана - может получить дальнейшее развитие.

В долгосрочной перспективе уровень существующих и потенциальных военных угроз возрастет. Он в значительной степени будет определяться борьбой за лидерство традиционных и вновь формируемых центров силы, прежде всего США, ЕС и Китая. Попытки укрепления или расширения их влияния за счет использования геостратегического и экономического потенциала России будут прямо или косвенно противоречить ее национальным интересам. Скажем, сейчас нет оснований прогнозировать агрессию со стороны Китая, но ряд объективных причин, таких как углубление сырьевого и демографического кризиса в КНР, могут создать проблемы безопасности для российской территории (Забайкалье, Приморье). Дестабилизирующим фактором может стать и усиление притязаний Японии на спорные территории.

Таким образом, в долгосрочной перспективе возможно возникновение системы согласованных и организованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах нашего традиционного влияния в странах "дальнего зарубежья" с втягиванием в них России и перерастанием их в региональную войну. То есть военная агрессия против России возможна, и особенно в случае максимального ослабления экономического, военного и морального потенциала, падения престижа на международной арене и отсутствия готовности граждан выступить на защиту своей Родины. Но проблема еще в том, что экономические, морально-психологические, социальные и военные основы безопасности государства не возникают вдруг и сразу. Это результат огромного труда на всех уровнях государственного управления и различных сфер жизни общества. Потому как настоящая свобода и суверенитет не дарятся, не завозятся на штыках оккупантов, исповедующих исключительно "цивилизованные идеи".

В. Лутовинов, доктор философских наук, профессор, полковник




Похожие по содержанию материалы раздела: Правовые основы применения технических средств Воскресные чтения Метан, или "гремучий газ". Смертельный враг шахтера Украинский кризис преодолен: хроника киевского противостояния Зачем Европе ПРО? Кражи в супермаркетах – особое внимание праздничной торговле На всех туристов может не хватить "законных" операторов Обследование объекта - первая ступень на пути антитеррора ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ И ДОКУМЕНТООБОРОТ Рейтинг нестабильности Чтобы не бояться, нужно знать ЦРУ созналось в преступлениях прошлого Плюсы и минусы интернет-магазинов. Советы покупателям "Критического" уровня угрозы в Великобритании не было с прошлого года Все дело в генах Одессе НАТО не надо Уроки американских блэкаутов Воскресные чтения Что крадут из музеев: похитители любят Айвазовского, Шишкина и Репина

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация