Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ



Мировое сообщество вступило в новую толерантность. Накопив за свою историю огромнейшую систему разносторонних и полезных знаний для будущего, оно, к сожалению, не смогло использовать этот фундаментальный багаж для создания надежного иммунитета против такой угрозы мировой цивилизации, как терроризм, - феномена, превратившегося в глобальную проблему для международного сообщества.Особую актуальность проблема борьбы с терроризмом приобретает в условиях дальнейшей глобализации мирового сообщества. Происходящие процессы глобализации несут в себе как позитивное начало, так и огромную опасность. Жизнь показала, что терроризм в современных условиях перерос рамки национальной проблемы отдельных государств и приобрел международные масштабы.Причины этого явления различны и многоаспектны, как различны оценки и подходы к пониманию терроризма. Диполярность мнений закономерна, поскольку сами его формы проявления, методы, тактические приемы осуществления террористических акций объективно обусловлены присущими им условиями и причинами в том или ином государстве либо регионе мира.Происходящие процессы глобализации показывают, что терроризм постоянно эволюционизирует, приобретает все более новые формы и методы. Отдельные общественно-политические, националистические, религиозные организации не только считают допустимым использование насильственных методов для достижения своих целей, но и «экспортируют» их в другие регионы мира. Они и составляют «группы риска», на которые должны быть направлены усилия государств, правоохранительных органов по их дискредитации.Современными террористами все чаще используются методы запугивания, устранения политических оппонентов, давления на органы государственной власти и управления. Их деятельность срывает усилия властей по урегулированию жизненно важных проблем, а зачастую террористы используют насилие для удовлетворения отдельных социальных, региональных и экономически выгодных им интересов.Учитывая масштабность проблемы, автором сделана 1 попытка рассмотреть отдельные аспекты механизма превентивных мер противодействия терроризму, не нашедших достаточного исследования. В основу статьи положены основные направления совершенствования борьбы с терроризмом, преступлениями террористического характера применительно к деятельности государства и правоохранительных органов. Борьба с преступлениями террористического характера в современных условиях не менее актуальна, чем борьба с терроризмом в целом. Поэтому эта борьба-проблема комплексная, требующая осуществления целой системы мер как со стороны государства (государств) в различных сферах жизни общества, так и со стороны правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с этим явлением. Она требует не только сосредоточения больших усилий и координации действий всех сил и средств, но и огромнейшего ресурсного обеспечения, а в конечном итоге - целенаправленной политики и политической воли государства в области борьбы с преступностью в целом.Важно уяснить, что даже самое современное и совершенное законодательство само по себе еще не разрешает всех проблем, которые несет в себе терроризм. Полагаю, что меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявлении терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших. Именно в этом заключены главные механизмы нейтрализации этого явления и его сдерживания в условиях глобализации мирового сообщества.Реализованная террористическая акция несет в себе такие масштабные последствия политического, социального, экономического, правового и нравственного характера, что если даже и была успешно проведена операция по ее локализации и захвату террористов, все-таки эта операция еще не может компенсировать причиненный вред и оцениваться положительно. Так как многое свидетельствует об упущенных возможностях предотвращения самой акции в ее зародыше.Часто у нас или проявляется завышенная самооценка действий, или все завершается набором дежурных или дипломатических фраз отдельных должностных лиц в средствах массовой информации, исключающих глубокий бескомпромиссный анализ причин и условий, способствовавших осуществлению теракта.Такая «дипломатическая болезнь» присуща многим органам и должностным лицам. Немало тому примеров, когда «активность» противодействия терроризму со стороны органов внутренних дел, организация их работы по комплексному решению задач, упреждающих преступления, в том числе и террористического характера, и целенаправленная профилактика проводятся лишь, как правило, после свершившихся фактов с тяжелыми последствиями. Об этом все чаще утверждает сама общественность (пример - последние события в Ессентуках, Минводах, Карачаево-Черкессии).Изучение практики противодействия терроризму и анализ террористических акций свидетельствуют о том, что многие негативные последствия наступают уже на стадии приготовления террористического акта, за что вроде бы УЖЕ должна наступать ответственность, так как за это время УЖЕ совершаются противоправные действия, в том числе административные и обще уголовные.Например: хищение или незаконное приобретение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, токсичных, радиоактивных и иных предметов и веществ; угрозы убийством; уничтожение или повреждение имущества; перевозка обще опасных, ограниченных к перемещению предметов и веществ (чаще всего осуществляемая в сфере предпринимательской деятельности и процветающего частного извоза); вовлечение значительных групп и слоев населения в различные процессы криминогенного характера... Нарастает социальная напряженность по отдельным проблемам в обществе; обостряются межнациональные, этнические и религиозные противоречия; повышается агрессивность к различным непопулярным действиям правительства, иные негативные проявления...Таким действиям необходимы своевременная оценка и адекватные меры. Эти обстоятельства должны заранее решаться административно-правовыми и уголовно- правовыми средствами. Устранение их актуально не только при пресечении начавшихся противоправных действий. Они выступают в качестве превентивных мер противодействия террористическим проявлениям в целом.Вместе с тем нормы Административного кодекса России предусматривают такую ответственность лишь за нарушение правил разрешительной системы, где не имеются отдельные нормы и санкции, предусматривающие ответственность за использование либо предоставление частными лицами, предпринимателями, транспортных средств для перевозки взрывоопасных предметов и им подобных веществ. Эти действия зачастую находятся в причинной связи при совершении впоследствии террористических акций.Мнение не бесспорно. Здесь слишком тонка грань в связи с тем, что если мы установим в квалифицирующих признаках цель не извлечение прибыли, а приготовление к террористической акции, то налицо соучастие, пособничество, и наступать должна уголовная ответственность. Такие коллизии нередки на практике. В этой связи механизм административной ответственности требует дальнейшей разработки на законодательном уровне, а также исследования ученых-административистов.Отечественная практика, опыт других государств, зарубежных правоохранительных органов свидетельствует, что превентивные меры являются наиболее эффективными, но вместе с тем не менее сложными и затратными - как в качестве упреждающих мер, так и мер пресечения терроризма, преступлений террористического характера.Таким образом, следует вести речь о своеобразном специфическом механизме средств и методов как системе мер противодействия терроризму и преступлениям террористического характера в целом.Остановимся кратко на понятии этого механизма.Механизм превентивных средств и методов заключается в следующем: в выявлении, устранении, локализации, нейтрализации либо минимизации воздействия негативных факторов (конфликтов), порождающих проявления терроризма, а также в устранении сопутствующих и способствующих реализации террористических замыслов и намерений отдельных лиц и «групп риска».ПРЕВЕНТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ должны осуществляться заранее, системно и интенсивно на стадии зарождения и развития негативных факторов, конфликтов и процессов. Именно на тех этапах, когда формируются мотивация и замысел противоправных проступков.Из этого следует, что невозможно построить эффективный механизм защиты от проявлений терроризма, не уяснив его природы, генезиса, не выявив и глубоко не проанализировав его первопричины.Автор разделяет точку зрения профессора Е.Г. Ляхова, считающего, что «попытки ликвидировать такое сложное явление, как терроризм, простыми либо военными методами нерациональны, это ошибочный путь». По моему мнению, кроме этого, безуспешными будут как силовые методы, так и односторонне репрессивная реакция государства на терроризм. Наиболее приемлемыми и перспективными в современных условиях способами устранения причин терроризма являются политические, социально-экономические, правовые средства и механизмы, создание «социума благополучия» в обществе (в том числе и для локализации чеченского терроризма). К этому склоняются многие современные политологи и специалисты.Безусловно, в идеальном варианте средства и методы были бы целесообразны, если бы они применялись на самой ранней стадии, сразу же после возникновения и обнаружения основы (базы) конфликта. Нет конфликта - отсутствует почва для произрастания проявлений терроризма. Но, к сожалению, еще далеко не совершенны наш мир и бытие, поэтому конфликты и причины того или иного масштаба, той или иной природы, особенно в условиях глобализации, будут возникать в мире постоянно. Отсюда - закономерность зарождения террористических проявлений.Их генезисом могут быть не только социально-политические противоречия или конфликты, но и:- столкновение мировоззренческой позиции индивидуума с политическим устройством или режимом правления в стране;- несогласие с существующей в государстве несправедливостью;- недовольство происходящими изменениями в обществе;- обострение межнациональных, этнических и религиозных отношений;- противоправные действия должностных лиц;- корыстные финансовые интересы и иные, вплоть до столкновения геополитических интересов двух держав в каком-либо регионе.Эти факторы указывают на то, что превентивные методы и средства, направленные на борьбу с терроризмом, с преступлениями террористического характера, чрезвычайно сложны, многоаспектные и требуют комплекса мер по их устранению, как со стороны государства, так и органов внутренних дел.Обозначим лишь фрагментарно (на отдельных примерах) инструменты механизма превентивных средств и методов.Например, для предупреждения терроризма, в основе которого лежат межрелигиозные столкновения, религиозный фанатизм, необходима целенаправленная, постоянная массовая разъяснительная работа среди населения, не только специалистов в области теологии, авторитетов церкви, но и юристов, обществоведов, психологов, педагогов и иных представителей просветительских учреждений. Архиважно для лишения идеологической почвы зарождения терроризма, в основе которого лежат лозунги (идеи) защиты своей религии, подобрать такие убедительные контраргументы, которые будут направлены на вскрытие и предание гласности истинных целей, зачастую ничего не имеющих общего с религией. Здесь важно показывать их несостоятельность хотя бы потому, что ни одна из традиционных религий не проповедует насилие в форме терроризма.В организации работы, имеющей целью упреждение террористических проявлений, также очень важно особое внимание уделять структурам и группам, состоящим преимущественно из молодежи. В последнее время они все больше играют роль катализатора общественно-опасных потенциальных угроз в нашей стране. Специфика молодежной среды весьма полярна, она требует не только адекватного реагирования государства и общества в плане создания эффективных барьеров, препятствующих процессу вовлечения их в криминогенную среду, но и упреждающих профилактических мер вовлечения в террористические акции, особенно в студенческой, рабочей среде, среди военной и неорганизованной молодежи. Прежде всего, лицами, хорошо знающими ее психологию, в том числе и со стороны правоохранительных структур.Эти примеры показывают, что превентивные меры требуют универсальных, специфических средств и методов проведения профилактической работы в борьбе с терроризмом, с преступлениями террористического характера.Представляется целесообразным создание единого банка данных о проявлениях террористических акций как внутри страны, так и на международной арене, в едином исследовательском центре либо институте (и не только в рамках СНГ). Это вызвано тем, что по мере все большего сближения и единообразия национальных законодательств государств - участников Конвенций, повышения уровня их правового взаимодействия все шире будет накапливаться положительный международный опыт правоохранительных структур в профилактике терроризма, в проведении контртеррористических операций. При наличии такого глобального единого информационного центра активнее, теснее и глубже станет не только взаимодействие в области превентивных мер, но и уменьшатся возможности террористов для маневра и реализации своих преступных намерений.На решение задач противодействия терроризму ориентированы сегодня многие подразделения МВД России, в частности, ГУРО, ГУБОП, ГУБЭП, ГУВДТ, ГУ ГИБДД, ГКВВ, ЭКЦ и другие. Причем каждое обеспечивает выполнение (в рамках антитеррористической деятельности) только тех обязанностей, которые определяются традиционно специфически решаемыми ими задачами без учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом.В организации и практическом осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений они зачастую действуют разрозненно. У некоторых соответствующие функции даже не предусмотрены Положениями о главках и управлениях. Такая неопределенность зон приложения сил и средств снижает эффективность принимаемых превентивных мер и повышает уязвимость реализуемых мероприятий, усложняет маневр силами и средствами.Представляется, что решение данной проблемы осуществимо путем формирования в системе МВД специализированной структуры, координирующей эту деятельность, с достаточно полным нормативно-правовым обеспечением (по типу Управления ФБР по действиям в кризисных ситуациях).Более четкое разграничение компетенции служб по противодействию терроризму необходимо как в МВД, так и в других силовых ведомствах. Указание на то, что МВД осуществляет борьбу с преступлениями террористического характера, преследующими корыстные цели, не вполне корреспондируется со ст. 126 УПК РСФСР, согласно которой предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ, производится следователями органов ФСБ.Не менее актуальным является ресурсное обеспечение превентивных мер в борьбе с терроризмом. Так, Закон «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) предусматривает для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, создание антитеррористических комиссий на федеральном и региональном уровнях. Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1302 образована Федеральная антитеррористическая комиссия и утверждено Положение о ней, сформулированы ее основные задачи, которые в целом носят профилактический характер; определяются стратегические меры борьбы с терроризмом по выявлению его причин и условий и поиску путей их устранения и иные меры.В развитие этого 15 сентября 1999 года издано Постановление Правительства РФ № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», которое содержит перечень мер идеологического, организационного, социального и экономического характера. Однако в них не предусматривается конкретных мер по организации материального и иного ресурсного обеспечения. Аналогично положение с Программой государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, утвержденной Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 г. В ней, в частности, раздел V именуется так: «Материально-техническое и финансовое обеспечение», но каких-либо конкретных мер здесь не предусмотрено.К примеру, США ежегодно тратят 5 млрд. долларов на меры по предотвращению терроризма у себя дома и за рубежом.Современное состояние терроризма свидетельствует, что борьба с этим явлением возможна также при условии ограничения финансовых потоков, питающих террористическую деятельность, при своевременном выявлении и устранении источников финансирования, т.е. экономической базы терроризма.Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» такая функция прописана в определении террористической деятельности. Однако, по смыслу уголовного закона, лицо, финансирующее терроризм «как систематическое совершение преступлений террористического характера», не подпадает ни под какой вид соучастников, так как его действия не направлены на совершение конкретного преступления террористического характера.Такой пробел позволяет определенным юридическим и физическим лицам не только уходить от ответственности, но и негативно влияет на упреждающие меры противодействия терроризму.Например, согласно статистическим документам МВД России, с августа 1999 года по настоящее время выявлено более 130 крупных коммерческих организаций, фондов и обществ, прямо или косвенно поддерживающих чеченских террористов.Не случайно на 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10 декабря 1999 г.) в числе превентивных мер по ликвидации международного терроризма признана чрезвычайной мерой борьба с его финансированием со стороны отдельных государств, кредитных корпораций и частных лиц, а также принят к подписанию канадский проект «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма». В соответствии с этим «подлежит ответственности любое лицо, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения такого рода преступлений».Таким образом, карается не только финансирование конкретного преступления террористического характера, но и отчисление средств на обеспечение международного терроризма. Это положение требует трансформации и регулирования и в отечественном законодательстве.Для разработки целенаправленных превентивных мер, методики их осуществления для всех заинтересованных органов с тем, чтобы достичь на деле желаемых результатов, назрела необходимость создания мощного организационно-аналитического аппарата - Федеральной службы противодействия терроризму (либо формирования в структуре Правительства штатного аппарата из специалистов силовых ведомств с сохранением их денежного содержания по месту службы).Иной путь - за счет средств бюджета, что менее привлекательно для самого бюджета.В заключение следует упомянуть и о такой проблеме, как готовность граждан страны к самозащите в условиях проявления террористической акции. На мой взгляд, инструкции, развешенные в определенных местах или на объектах возможного посягательства, малоэффективны, и они не воспринимаются сегодня и населением.Нужны личная «азбука поведения», «алгоритм выживания» (где бы ни оказался гражданин - на работе, в метро, самолете, поезде и т.п.), разработанные современными психоаналитиками. Такие рекомендации широко используются в зарубежных государствах. И россияне вправе знать, как они могут сохранить свою жизнь и жизнь близких, если окажутся в подобной ситуации.

Виктор ПОСТОЛЬНИК (Альманах "Профессионал" №3)




Похожие по содержанию материалы раздела: Интернет-знакомства: об опасностях "виртуальной любви" ДОВСЕ. Вперед к железному занавесу Критическая ситуация: дома уходят под землю Россия – Британия: мини-кризис и макси-интересы Тезисы концепции развития системы взаимодействия органов ГУВД г. Москвы с охранно-сыскными структурами Применение «легальных жучков»: суровая реальность и меры противодействия Как проверить надежность персонала Вашей фирмы? Книга "Бизнес-разведка" Что делать, если заблудился в лесу: куда идти, что есть, как спать? Когда так близко зона риска Собрать грибы и не отравиться: что должен знать каждый грибник Книга "Бизнес-разведка" Забронируйте мне автомобиль О проблемах использования служебного оружия О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ при общении с работниками контролирующих органов Воскресные чтения Особенности "национальной охоты" за чужой собственностью. Бомжи и другие обитатели параллельных миров "Дикие гуси" 21 века. Перечень парадоксов

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация