Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Отвлеченные призывы и декларации не нужны



Обеспечение национальной безопасности РФ в таком широком смысле остается центральной, стратегически наиболее значимой задачей. Однако научная разработка проблем национальной безопасности явно отстает от жизни. Принятие Концепции национальной безопасности в 2000 году явилось большим шагом вперед в этом отношении, но и она уже не в полной мере отвечает современным требованиям и нуждается в уточнении.

Иногда предлагают иметь одновременно и концепцию национальной безопасности, где были бы изложены ее теоретические основы и стратегия, которая определяла бы цели, задачи и практические меры по их выполнению. На наш взгляд, теоретические основы целесообразно излагать в соответствующих учебниках, а в официальном государственном документе, который может называться и концепцией, и стратегией (это не имеет принципиального значения), нужно излагать положения, которые определяют цели, задачи национальной безопасности; перечислить государственные органы, ответственные за их выполнение, и направленность деятельности личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности страны. Требуется, конечно, и новое издание Закона о национальной безопасности, определяющее правовые нормы ее обеспечения.

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ И УГРОЗАХ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Национальные интересы – это жизненно важные интересы, выступающие как совокупность объективных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Реализация этих интересов осуществляется исходя из определенных национальных целей, идей и других духовных факторов, которые в совокупности с экономическими и другими материальными факторами определяют национальные интересы страны.

С учетом сложившихся реалий со стороны России требуется определенная умеренность в определении и отстаивании национальных интересов, чтобы жестко отстаивать только действительно жизненно важные из них. Национальные интересы не должны принижаться, иначе ограничиваются возможности экономического развития. Вместе с тем опыт 1930-х годов и послевоенных лет показал, что излишний максимализм и нереальность провозглашенных национальных целей и интересов, стремление жестко и любой ценой осуществить их порождали конфронтационную внешнюю политику, военную доктрину, приводя к подрыву и полному крушению ложно понятых национальных идей и целей. Приходится считаться с тем, что потенциал России уже не тот, что был у СССР.

Вместе с тем Россия по-прежнему обладает огромной территорией, выгодным геополитическим положением на Евроазиатском материке, большими природными ресурсами, научно-техническим и промышленным потенциалом, значительными ракетно-ядерными силами. Реальность теперь такова, что без России в современном мире ни один серьезный вопрос решить невозможно. Исходя из этого одним из важнейших геополитических факторов развития России является возрождение России как великой державы и не региональной (ибо она расположена в нескольких крупных регионах Евразии), а действительно великой в глобальном масштабе. И это определяется не чьим-либо желанием, не только ядерным оружием, размерами территории, а историческими традициями и объективными потребностями развития российского общества и государства. Или Россия будет сильным, независимым и единым государством, объединяющим все ее народы, республики, края и области, что в интересах всего человечества, или она рассыплется, породив многочисленные конфликты, и тогда с ситуацией в Евразии, начиненной оружием массового поражения, не справится все международное сообщество. Или Россия – великая держава, или ее вообще нет. Другой альтернативы не существует. Это одна из важнейших составных частей нашей национальной идеи.

С учетом всего этого Российской Федерации предстоит упорная борьба за утверждение своего достойного места в мире. Иногда говорят, что если не указаны конкретные вероятные противники, то нет концепции национальной безопасности и военной доктрины. Но при более глубоком анализе реальной ситуации опасно и бессмысленно объявлять заведомо противниками целые государства, в том числе и НАТО.

Надо учитывать, что наряду с противоположными политическими целями и противоречиями между западными странами и РФ объективно существуют и объединяющие интересы предотвращения ядерной войны и распространения ядерного оружия, борьбы с международным терроризмом, решения экологических и других проблем, которые объективно будут вынуждать к совместным действиям, как это было во время Второй мировой войны, когда западные страны объединились с СССР против фашистской Германии.

В процессе разностороннего сотрудничества нужно закреплять совпадающие интересы и нейтрализовать, по возможности блокировать и быть готовым найти адекватные ответы на возникающие неблагоприятные проявления противостоящей политики. Вместо объявления противниками всех окружающих стран надо выявлять и анализировать источники и конкретные проявления угроз и в соответствии с ними планировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности страны.

Для успешного решения этой задачи важно учесть еще два важных обстоятельства. Прежде всего при научном прогнозировании обстановки, в разведывательной деятельности теперь уже недостаточно знать, что делается в отдельных странах и даже в коалиции государств, а учитывать то, что замышляют транснациональные финансовые центры и корпорации, которые начинают все больше верховодить на международной арене, в том числе и западном мире. При этом в своих оценках учитывать не только то, что говорят сегодня те или иные правители в разных странах или записано в официальных документах, а прежде всего в каком направлении развиваются объективные процессы, которые будут определять решения и поведение будущих руководителей.

К сожалению, в последние годы заключаемые международные соглашения не всегда подкреплялись твердыми взаимными обязательствами и механизмами контроля за их выполнением. В результате мы получили и расширение НАТО с поглощением восточноевропейских и прибалтийских стран, и Договор об обычных вооруженнных силах в Европе (ДОВСЕ), который одна сторона должна была в ущерб своей безопасности выполнять, а другая могла игнорировать его.

Таким образом, обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, территориальные претензии к нашей стране по всему периметру ее границ, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата и гегемонизма, попытки ряда государств воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путем применения военной силы делают все эти новые факторы опасными для России и создают новые угрозы.

Из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм, сепаратистские и экстремистские националистические движения, направленные против единства и целостности территории России. Причем внутренние конфликты, как правило, подогреваются извне.

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В зависимости от характера угроз, их источника, специфики можно выделить такие виды безопасности, как безопасность от угроз природного характера (землетрясение, наводнение), угроз социального, демографического, антропогенного характера, которые можно дробить на более мелкие частные разновидности: общественная, энергетическая, финансовая, продовольственная, биологическая и др.

При этом желательно различать первую часть национальной безопасности как совокупность объективно складывающихся национальных интересов, процесс развития страны в противодействии с различными угрозами и вторую часть как организацию, осуществление, проведение в жизнь национальных целей и задач, ограждение их от различного рода угроз и обеспечение гарантированной безопасности от них. Или, иначе говоря, вторая часть – это организационная, управленческая система органов, сил и средств, различных государственных и общественных организаций, деятельность каждого гражданина (личности) по обеспечению надежной национальной безопасности.

На эту сторону дела есть необходимость особо обратить внимание еще и потому, что нередко обеспечение национальной безопасности рассматривается как прерогатива исключительно силовых, правоохранительных органов. Странно, например, что в действующей Концепции национальной безопасности, где перечислены государственные органы, участвующие в решении этой задачи, совершенно не упоминается Министерство иностранных дел. Но обеспечить национальную безопасность возможно лишь всей мощью государства, всех его структур, в том числе МИДа, органов образования, здравоохранения, культуры и др.

Главная задача государства, общества, личности состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, разведки, досконального знания положения дел во всех отраслях деятельности прежде всего стремиться предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, а когда это не удается, то оперативно реагировать и эффективно противодействовать им, обеспечивая надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны. Больше всего у нас страдает первая часть, связанная с заблаговременным выявлением конкретных угроз и их предотвращением.

На современном этапе при очень сложных процессах становления России, внутренних и внешних противоречиях реально главная и решающая роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит государству. Без поддержки сильного, эффективного государства не может сформироваться ни развитое гражданское общество, интересы которого совпадали бы с интересами обеспечения национальной безопасности страны, не могут быть обеспечены права и свобода личности.

В деятельности государства и общества прежде всего повышается роль и место невоенных средств в обеспечении национальной безопасности. Основная мысль, заложенная в Концепции национальной безопасности РФ, состоит в том, что в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политико-дипломатическим, экономическим, информационным и другим невоенным средствам. Одновременно национальные интересы Российской Федерации требуют и наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Это положение о сбалансированном сочетании невоенных и военных средств должно служить одной из ключевых основ обеспечения не только национальной безопасности в целом, но и оборонной безопасности России.

Дело в том, что значение и удельный вес невоенных средств значительно возросли. В условиях глобализации политико-дипломатические, экономические, информационные формы борьбы приобрели более целеустремленный и скоординированный характер, возросли их масштабы и результативность.

В связи с этим недостаточно одного лишь признания значения и важности невоенных форм борьбы в отстаивании национальных интересов – требуется выработка адекватных, хорошо скоординированных мер реагирования на них, крупных государственных решений по этим вопросам с учетом нашего исторического опыта и современных реалий. К сожалению, сегодня нет соответствующего спроса и ответственности за предотвращение и нейтрализацию угроз и конфликтов политико-дипломатическими средствами.

И вообще, если основные вопросы теории и практики военной защиты государства, обороны страны разработаны и освоены сравнительно полно, то проблемы комплексного использования невоенных средств для отстаивания национальных интересов России и противодействия новым формам борьбы на международной арене остаются пока малоизученными и нерешенными. Направленные на ее решение практические мероприятия осуществляются различными государственными органами разрозненно и недостаточно согласованно и целеустремленно. Они не нашли должного отражения в Концепции национальной безопасности и законе о безопасности.

Большим изъяном Концепции национальной безопасности является то, что по существу все задачи по обеспечению национальной безопасности возложены на федеральные органы. Принижена роль губернаторов и других местных органов власти, самих граждан. Для граждан и общества расписаны в основном права, а их обязанности и ответственность не определены. Не в полной мере это учтено и в новом законопроекте «О противодействии терроризму». Но ни правоохранительные органы в области внутренней безопасности, ни Вооруженные силы в деле защиты Отечества не смогут успешно решать свои задачи без поддержки народа, общества и каждого гражданина.

Необходимо на основе глубокого анализа потенциальных угроз российским национальным интересам тщательно планировать и осуществлять согласованные усилия в политико-дипломатической, экономической, информационной, технологической, психологической и других сферах. Все эти акции и мероприятия, проводимые по линии МИДа, органов внешнеэкономических связей, разведывательных и контрразведывательных органов, Министерства обороны, МВД, ФСБ и других ведомств, должны осуществляться под руководством Совета безопасности и правительства РФ.

Как мы уже предлагали, основные усилия секретаря и аппарата Совета безопасности целесообразно сосредоточить на координации усилий различных ведомств в обеспечении безопасности страны именно невоенными средствами, соответственно уточнить его структуру и функции. Если это невозможно, создать для этого другой государственный орган. Главное состоит в том, что этим делом кто-то должен повседневно заниматься. Координацию усилий всей военной организации РФ в интересах обороны страны военными средствами целесообразно возложить на министра обороны.

Желательно также повысить роль правительства в решении важнейших оборонных вопросов и контроль с его стороны, особенно с точки зрения рационального и более экономного решения оборонных вопросов. В связи с предполагаемым назначением на пост премьер-министра Владимира Путина это особенно актуально. С этой же целью министр обороны должен быть заместителем Верховного главнокомандующего не только в военное время, но и в мирное.

В Концепции национальной безопасности целесообразно определить задачи и функции различных государственных органов по предотвращению угроз национальной безопасности Российской Федерации во всех этих областях деятельности. Необходима также системная научная разработка проблем противоборства невоенными средствами, подготовка соответствующих кадров широкого профиля и практическое овладение всеми формами борьбы. Для подготовки кадров широкого государственного профиля по вопросам национальной безопасности и обороны целесообразно при Военной академии Генерального штаба или Академии государственной службы создать специальный факультет, где проходили бы соответствующую учебу ведущие сотрудники правительственных органов, Минобороны и других силовых ведомств. Существующие при Академии Генштаба курсы не могут в полной мере решить эту задачу.

Вместе с тем в свете указаний президента Путина о том, что о реализации всех проектов надо судить прежде всего потому, как они сказываются на жизни конкретных людей, нельзя, ускоряя развитие экономики, оставлять значительную часть народа в бедности, в том числе военнослужащих и пенсионеров. Как неоднократно предлагали авторитетные ученые-экономисты, необходимо ускорить переход на инновационную, высокотехнологичную экономику. Активизировать меры по стимулированию инвестиций в науку, промышленность и сельское хозяйство. Полнее использовать уникальное геополитическое положение России путем прокладки евразийских магистральных транспортных коммуникаций. В этой области надо предложить крупный международный проект с участием других заинтересованных стран.

Конкретные экономически подкрепленные меры необходимы и в области внутренней, экономической и других видов национальной безопасности и в осуществлении национальных проектов. Главное, чтобы они были жизненными. Так, например, в книге Центра стратегических исследований МЧС прямо говорится о том, что если состояние российской экономики не изменится, а развитие Дальнего Востока и Сибири останется на прежнем уровне, то их колонизация Китаем будет неизбежна.

Все более актуальный характер приобретают проблемы духовной и информационной безопасности. Это особенно важно в свете того, что на фоне всеобщего извращения истории, дискредитации победы в Великой Отечественной войне начинается фактическое смыкание неолиберальных идей с фашистскими, когда вступление новых стран в НАТО чуть ли не в обязательном порядке сопровождается реабилитацией бандеровцев, бывших эсэсовцев и других отщепенцев, сражавшихся на стороне Гитлера. Эти силы используются для подрывной идеологической и психологической работы против неугодных стран.

В связи с этим, возможно, следует подумать и о создании отдельного управления в структурах президентской администрации или в правительстве, на которое возложить координацию информационной деятельности в масштабе государства, начиная с вопросов духовной безопасности, формирования благоприятного образа России за рубежом и заканчивая проблемами противодействия различного рода подрывным действиям, идейной подготовке различного рода оранжевых, бархатных и других революций. Причем вопросы информационной безопасности, как правило, ставятся с точки зрения защиты и противодействия. Но с нашей стороны должны быть, видимо, и активные действия, рассчитанные на наше информационное влияние.

В доктрине об информационной безопасности к этой категории отнесены также проблемы формирования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, патриотизма и гуманизма. Но эти компоненты общественной жизни не просто информация – это важнейшая часть менталитета, характера и душевного строя народов, и поэтому сбережение этих ценностей в системе национальной безопасности целесообразно рассматривать не как одну из разновидностей информационной безопасности, а выделить отдельно духовную безопасность как важнейшую отрасль национальной безопасности. Это особенно важно еще и потому, что эта сфера у нас в последние годы вообще недооценивается. Например, в утвержденных президентом России в 2002 году приоритетных направлениях развития науки и техники РФ не упоминается ни одна отрасль науки, связанная с познанием человеческого фактора.

В обеспечении национальной безопасности сохраняет свое значение и военная мощь государства, к которой следует прибегать лишь в случаях, когда возможности других средств действительно исчерпаны. Здесь мне хотелось бы уточнить наши позиции лишь по одному вопросу.

Для ведения каких войн и для решения каких оборонных задач необходимо строить и готовить Вооруженные силы и другие войска?

Президент РФ Путин в своем послании Федеральному собранию четко определил: «У современной России должны быть Вооруженные силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется – и в нескольких локальных конфликтах. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю угрозу и акты международного терроризма». Казалось бы, из этого надо и исходить. Но когда не только в печати, но и в некоторых официальных заявлениях пытаются сводить все оборонные задачи к борьбе с терроризмом или наркотиками, то такой подход может увести в сторону от того, что может реально потребоваться. Все видят, в каком направлении развиваются вооруженные силы США, НАТО, Китая; военный бюджет США стал в два раза больше, чем при подготовке к мировой ядерной войне.

Нельзя упрощать и борьбу с терроризмом, сводя ее только к действиям спецподразделений. В реальной жизни мы видим, что так называемые террористы могут захватывать целые страны, как это было в Афганистане, Косово, с применением большого количества бронетанковой техники, артиллерии, авиации. Для противодействия им потребуются организованные действия регулярных войск. Поэтому в военном строительстве, при определении возможного состава группировок войск на важнейших ТВД целесообразно исходить не только из сложившейся сегодня обстановки и имеющихся сил и средств, но и из того, что может потребоваться в перспективе, в самой неблагоприятной обстановке. Традиционная американская и натовская формула оценки соотношения сил гласит: «Судить не по намерениям другой стороны, а по ее возможностям».

Таким образом, главным в новой концепции национальной безопасности должны быть не отвлеченные призывы и декларации, а определение конкретных задач, функций и системы ответственности личности, общества и государства за обеспечение национальной безопасности России.

Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии, Независимое Военное Обозрение




Похожие по содержанию материалы раздела: Наемники ХХI века. Частные армии мирят народы гораздо эффективнее «голубых касок» ДОРОГАЯ ПРОПАЖА Проблемы обеспечения транспортной безопасности и борьбы с терроризмом ЗАЩИТА ТЕЛЕФОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО СЪЁМА ИНФОРМАЦИИ Вакуумная бомба. Справка Случаи судебного преследования блоггеров в России и в мире Рейтинг безопасности федеральных округов РФ за 1-е полугодие 2007 года "Дикий" туризм: отдыхающим - адреналин, спасателям - головная боль При новом президенте Кремль прекратит «войну разведок» против Украины, Грузии и Эстонии Госдума: очередная попытка борьбы с коррупцией Воскресные чтения Там, где живет террор Оборона мира. Коллекция фактов «Умные» датчики для Интеллектуальных Систем Безопасности Слово имеет депутат Госдумы Геннадий Гудков Обыск у прилавка 20 млн камер ничего не наблюдают "Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев" Грузия без корней

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация