Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

СИСТЕМЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (от Айкидо до Ушу)



Самозащита часто ассоциируется с боевыми искусствами, и действительно, в большой степени их связь неразрывна. Для нужд данной книги я избрал совокупность приемов защиты, основанную преимущественно на многообразии боевых систем и стилей.Этот раздел предназначен для интересующихся читателей; речь в нем пойдет о различных формах и стилях боевых искусств, начиная всем известными и заканчивая совсем редкими. Как вы увидите, многие из этих искусств имеют замечательную историю и окружены тайнами и традициями, заключая в себе гораздо больше, нежели просто систему ведения боя.Айкидо, «путь гармонии духа и энергии», является боевым японским искусством, основанным покойным мастером Морихеем Уешибой в начале 30-х годов XX в. Уешиба был глубоко религиозным человеком, с детских лет изучал многие стили дзю-дзюцу, хотя к развитию непосредственно айкидо его вдохновил древний стиль тринадцатого века дайто-рю. В арсенал этого искусства включены броски, удержания, приемы, основанные на принципе рычага, и работа с оружием. Сегодня существуют два основных стиля айкидо — «Уешиба» и «Томики» (названный по имени его основателя Кендзи Томики, который был также выдающимся мастером дзюдо), причем последний включает в себя элемент соревновательности.Арнис де мано, «доспехи руки», является филиппинским искусством боя, в котором используются тридцатидюймовые ратанговые прутья. Оно во многих отношениях схоже с эскримой (см. ниже). В его арсенале удары ногами, руками, заломы и техника бросков.Капоэйра является боевым африканским искусством; в Бразилию оно было завезено рабами из Анголы. Обычно поединки проводятся под музыку. Комбинация боевых приемов с танцами и акробатическими движениями изначально была необходима, поскольку рабам приходилось скрывать за этим маскарадом свои далеко не безобидные тренировки от надсмотрщиков.Эскрима является филиппинским боевым искусством, в котором противники сражаются либо безоружными, либо вооруженными палками. Наряду с родственными системами — арнис де мано и кали — оно хранилось филиппинцами в тайне от Запада, вплоть до начала шестнадцатого века, когда испанцы вторглись на Филиппины и запретили любые формы боевых искусств. Несмотря на этот запрет, филиппинцы продолжали совершенствовать свое мастерство в замаскированном виде на сценических подмостках в пьесах, известных как «моро-моро», которые часто заканчивались пародией на поединок с использованием различных типов холодного оружия. Бытует, правда, ошибочное мнение, будто эскрима была завезена на Филиппины самими испанцами.Хапкидо, «путь взвешенной силы», является корейским боевым искусством, состоящим из ударов руками, ногами, захватов и техники бросков. Практически неизвестное в Британии, хапкидо было взято на вооружение некоторыми отделениями полиции в Соединенных Штатах благодаря своей доступности и широкому диапазону применения.Хсинг-и-чуань, «форма сознания», является китайским боевым искусством, основанным Йу Феи, китайским генералом, отличившимся в битве с кинскими племенами в период, относящийся к Х или XI вв. Эта техника базируется на движениях двенадцати животных: медведя, петуха, дракона, орла, коршуна, ястреба, лошади, обезьяны, змеи, ласточки, тигра и черепахи. Движения животных соединены с пятью основными действиями искусства — пересечением, дроблением, бурением, раскалыванием и толчением. Эти движения при специфичной работе ног направлены на уход от ударов противника и нанесение ему ответных.Яйдо, «путь вытягивания из ножен», является японским боевым искусством, зарождение которого относится к середине шестнадцатого века, когда практиковалась техника боя на мечах, называвшаяся яйдзюцу. Цель его заключалась в том, чтобы обнажить меч и поразить противника одним движением, не давая врагу ни малейшего шанса на сопротивление. Приемы выполняются в положении стоя, сидя, на коленях и лежа. Яйдо во многом схоже с кендо.

Дзодо, «путь палки», современное японское боевое искусство, в котором используется короткий шест, имеющий порядка 125 сантиметров в длину и называемый дзо. Он отличается от длинного шеста - бо, который длиннее его почти в два раза. Предтеча дзодо, искусство дзо-дзю-цу, было изобретено в семнадцатом веке Мусо Гонносуке, который понял, что использовавшееся ранее бо не годится для противоборства мечу. Как и яйдо, дзодо часто ассоциируется с кендо.Дзюдо, «путь мягкости», произошло от древнего искусства дзю-дзюцу. Основателем его является покойный доктор Дзиго-ро Кано, изучивший различные стили дзю-дзюцу. Кано был человеком большого ума, превосходно говорил по-английски. Он руководил двумя знаменитыми японскими высшими школами. Кроме того, он стал учредителем Японского олимпийского комитета. Для широкой пропаганды своего нового искусства Кано в 1882 г. основал ныне известный во всем мире Кодокан, Токийский центр дзюдо, выполняющий роль своеобразной штаб-квартиры этого искусства. Приемы дзюдо состоят из бросков, захватов, удушений и удержаний, а цель — победить противника либо сильным броском на лопатки, либо удержанием в партере в течение тридцати секунд, либо подчинением своей воле за счет проведения болевого залома или удушения. В дзюдо соблюден научный подход, поскольку приемы строятся на законах механики и обычно направлены на суставы противника, такие как тазобедренный, плечевой или щиколотку, поскольку суставы являются наиболее слабыми частями тела. Потрясающая техника заломов и удушений, применяемых в дзюдо, видна на примерах того, как дзюдока (практикант) может победить соперника за счет совершенно незначительных физических усилий. Дебют дзюдо произошел в 1964 г., через двадцать шесть лет после смерти Кано, когда на Токийской олимпиаде оно было включено в программу Олимпийских игр. Кано ввел систему квалификации кю (ученик) и данов (мастер), которые присуждаются практикантам, достигшим определенного уровня в постижении искусства. Теперь эта система применяется как универсальная во всем мире современных боевых искусств. Степень дана обычно символизируется получением «черного пояса», тогда как кю подразумевает ношение поясов разных цветов в зависимости от достигнутого уровня. Однако цветные пояса кю являются западным усовершенствованием и в самой Японии не используются. Дзю-дзюцу, «техника мягкости», — старинное японское боевое искусство, разделенное на множество стилей и состоящее из огромного разнообразия приемов, включающих захваты, удары, заломы, броски и работу с оружием. Истоки дзю-дзюцу относятся к седьмому веку новой эры; с тех пор его техника совершенствовалась и комбинировалась с китайскими боевыми стилями и приемами борьбы, применявшимися крестьянами острова Окинава. Изначально техника дзю-дзюцу разрабатывалась в помощь безоружным воинам, вынужденным противостоять вооруженным врагам. Японское законодательство 70-х годов XIX в. запрещало самураям носить мечи, что дало новый толчок для популяризации этого искусства, поскольку обезоруженному самураю пришлось овладевать альтернативными методами ведения боя. Хотя дзю-дзюцу по-прежнему широко распространено в Британии, его популярность значительно уступает другим боевым искусствам, главным образом дзюдо и каратэ.Кали — еще одно филиппинское боевое искусство, схожее с арнис де мано.Каратэ, «искусство пустой руки», является популярным боевым искусством, практикуемым по всему миру и состоящим из многих форм или стилей, развивавшихся главным образом в Японии, в Корее и на Окинаве. Впервые каратэ возникло в шестнадцатом веке, когда остров Окинава был оккупирован китайцами, запретившими местным жителям иметь какое-либо оружие. Чтобы защищаться от вооруженных захватчиков, крестьяне втайне развивали и совершенствовали способы ведения рукопашного боя, которые впоследствии оказались весьма успешными. Современное каратэ впервые было представлено Фунакоши Гишином в 1922 г., когда он стал демонстрировать свое искусство японской публике, участвуя в различных представлениях и турнирах. Благодаря привлечению к себе огромного внимания Фунакоши смог открыть собственную школу, которую назвал «шотокан». «Шото» было его прозвищем, а «кан» означает «школа». Каратэ школы «шотокан» получило наибольшее распространение на Западе. К другим формам каратэ относятся годзю-рю, вадо-рю и шукокай. Каратэ практически всё состоит из ударов руками, ногами и блоков, хотя некоторые его стили включают и другие методы.Кендо, «путь меча», является японским боевым искусством, в котором используются шинаи (бамбуковые мечи) и догу (доспехи). Догу состоят из решетчатой металлической маски, известной как мен, и твердого нагрудника, традиционно изготавливаемого из лакированного бамбука и называемого до. Изначально это искусство было известно как кендзюцу и с XIII в. развивалось в среде японских буши, а позднее — самураев. Однако с изобретением огнестрельного оружия использование мечей на поле боя сошло практически на нет. О кендзюцу вспомнили в 70-х годах XIX в., когда самураям было запрещено носить мечи. В 1900 г. Сакакибара Кенкучи трансформировал кендзюцу в боевое искусство, известное нам под названием кендо. В то время оно задумывалось как средство физической и духовной тренировки молодежи. Название кендо было предложено в том же году Абе Тате, который решил, что кендзюцу звучит слишком воинственно.

Кунг-фу, «человеческое усилие», является термином, которое обычно применяют ко всему многообразию китайских боевых искусств. Оно тесно связано с дзен-философией, а его создание приписывается монахам храма Шаолинь. Кунг-фу состоит из множества различных стилей, причем в некоторых используется оружие.Кунг-фу — гораздо больше, нежели просто боевое искусство. Это сокровенная наука, подразумевающая знание физической культуры, театра, танца, медицины, религии, истории, легенд и традиции, а не только рукопашного боя. Чтобы достигнуть глубокого проникновения в суть кунг-фу, необходимо посвятить всю свою жизнь изучению этого искусства вкупе с постижением истории, традиций, жизни и обычаев Китая. Вероятно, самое ощутимое влияние на китайские боевые искусства оказал приезд из Индии на рубеже XV в. буддистского проповедника по имени Бодхидхарма. Из Индии его путь лежал в храм Шаолинь, куда его сначала не пустили. Тогда он удалился в пещеру, где провел в медитации девять лет. Легенда гласит, что для того, чтобы не заснуть, он обрезал себе веки, а от долгой медитации в горе образовалась дыра. Из другой легенды мы узнаем, что после долгих лет медитации у него отвалились ноги, и потому фигурки Бодхидхармы, продаваемые сегодня в Японии, имеют круглое основание без ног. В конце концов, монаха впустили в храм, где он основал секту чань-буддизма, получившую во время последующего распространения в Японии название «дзен». Говорят, что Бодхидхарма создал систему рукопашного боя, основанную на индийских принципах, хотя это утверждение оспаривается. Как бы то ни было, на основе этой системы впоследствии оказалось построено большинство китайских боевых искусств.Кюдо, «путь лука», — древнее японское искусство стрельбы из лука. До появления в Японии огнестрельного оружия из Португалии, что произошло в шестнадцатом веке, это искусство, или кю-дзюцу, как оно тогда называлось, использовалось и в бою, и на охоте. С появлением огнестрельного оружия, однако, кю-дзюцу практически утеряло свое значение, по крайней мере, в отношении войны. Судя по найденным лукам, корни кю-дзюцу уходят в пятый век до новой эры. Изначально луки были вооружением пеших воинов, однако с XII в. их стали использовать и всадники. Лук, называемый юми и изготавливаемый из ламинированного бамбука, асимметричен и имеет 220 см в длину. Он, а также длинные стрелы - йа, составляют вооружение лучника. Вопреки ожиданиям успех в кюдо измеряется отнюдь не метким попаданием в центр мишени. Считается, что меткий кюдока (практикант) произведет выстрел, будучи в совершенном состоянии души, далеком от желания победить. Говорят, что в одной только Японии постоянно занимаются кюдо более полумиллиона человек, а кроме того, дозо (спортивные залы), где изучается это древнее искусство, находятся во многих странах мира.

Ниндзюцу — древнее боевое искусство Японии, иногда называемое «искусством невидимости» из-за тех мифов, которыми окружен образ воина ниндзя, обладающего сверхъестественными силами, благодаря которым он может становиться невидимым или выполнять самые причудливые действия, например, ходить по потолку. Древние ниндзя были искушены в различных искусствах, существовавших в то время, а также в совершенстве владели приемами маскировки и иллюзии. Эти навыки были им необходимы для выполнения заданий, связанных со шпионажем и заказными убийствами, а потому искусство ниндзя держалось в строгом секрете. Услугами ниндзя пользовались также для поддержания порядка. Их часто просили тайно выяснять подноготную тяжущихся в суде с целью заочного определения, на чьей стороне правда. Знания фармакологии давали ниндзя возможность изготовлять яды, противоядия и сильнодействующие наркотики, которые затем подкладывались в еду и напитки. Сама природа деятельности ниндзя и тот факт, что в случае разоблачения их ждала верная смерть, привели к тому, что сегодня мы почти ничего не знаем об истоках ниндзюцу. Известно лишь то, что появление ниндзя в Японии относится к девятому веку и связано с горами вокруг Киото, а к концу пятнадцатого века они стали особенно знамениты. Сама же история ниндзя, как и можно было ожидать, основывается главным образом на легендах, традиции, гипотезах и в наименьшей степени на фактах. В «Искусстве войны», выдающемся труде, написанном генералом Сун Цзу около 500 г. до н.э., содержалось описание навыков, которые впоследствии стали приписываться ниндзя. Эту книгу по-прежнему изучают в военных академиях всего мира; говорят, ею пользовался Мао Цзэдун, а генерал Шварцкопф читал ее во время войны в Ираке. В книге раскрываются все аспекты военной стратегии от шпионской сети до тактики на поле битвы. В ней воину дается совет появляться внезапно, поражать противника и исчезать без следа; позднее это умение стало неотъемлемой частью искусства ниндзя. Поэтому можно сделать вывод, что формально начало ниндзюцу приходится на время публикации этой книги. В 1581 г. почти 4.000 ниндзя были убиты или казнены армией, превосходящей их численностью в пропорции один к десяти. Те, кому удалось выжить, передавали свое искусство от отца к сыну. Последнее упоминание о ниндзя относится к 1673 г. и приходится на период войн Шимабары, когда перед ними была поставлена задача уничтожения десяти тысяч христиан на острове Кюсю. Приемы ниндзюпу многообразны и включают в себя удары руками и ногами, заломы, броски и работу с оружием.Пакуа, «восемь гексаграмм», вплотную связано с китайским кунг-фу и было создано даосским монахом. Больше о его происхождении почти ничего не известно. Вероятно, появилось оно в девятнадцатом веке. Техника пакуа состоит в движении по воображаемому кругу примерно двух с половиной метров в диаметре, после чего следует смена направления в обратную сторону с обманными движениями рук. Удары одной и двумя ладонями также включены в этот стиль, упор в котором делается на увертки.Пенчак-силат, «борьба молний» (часто просто силат), — это стили индонезийских и малазийских боевых искусств, вобравших в себя технику, схожую с каратэ, но дополненную работой с оружием и борьбой в партере. Как и во многих подобных ему боевых искусствах, важной особенностью силата, также превращенного в ритуал, является сила духа. По преданиям, ученики должны были вручать своему учителю, которого в силате называют гуру: цыпленка, кровь которого, орошая землю, символизировала кровь ученика; отрезок белой ткани, которая должна была служить саваном ученику, если того во время занятий постигнет смерть; нож как символ остроты ума и меткости ученика, и некоторую сумму денег, достаточную для того, чтобы гуру мог купить себе новую одежду, если старая будет испорчена учеником во время тренировки. Хотя в Британии силат совершенно неизвестен, всего насчитывается несколько сотен различных стилей этого древнего боевого искусства.

Рюкю кобудзюцу, «искусство оружия», является боевой системой, использующей вооружение Окинавы. История свидетельствует о том, что, когда в 1609 г. жители были побеждены и обезоружены японцами, они превратили в оружие свои земледельческие орудия и стали готовиться к новым битвам. Вероятно, самыми известными из этих орудий являются тонфа и нунчаку. Изначально тонфа была рукояткой мельничного жернова для толчения риса. Сегодня тонфа, или ее модифицированные варианты, включены в вооружение полиций всего мира, и ее часто можно видеть в американских фильмах. Тонфа представляет собой тяжелую деревянную биту, имеющую от 45 до 60 сантиметров в длину, с рукояткой, расположенной под прямым углом к основному стволу на расстоянии трех четвертей от его конца. В боевых искусствах тонфа часто используется как парное оружие. Нунчаку, изначально применявшаяся как цеп для молотьбы риса или зерна, стала знаменита благодаря многочисленным фильмам о кунг-фу. Она состоит из двух одинаковых по длине восьмигранных или цилиндрических брусков, имеющих от 26 до 35 см в длину и соединенных между собой веревкой или цепью. Ею можно пользоваться как дубинкой, когда секция держится в руке, а другая описывает круг в направлении противника, или приспособлением для всевозможных захватов и зажимов. К другим оружиям из арсенала этого искусства относятся саи, напоминающие по форме трезубец; кама — нечто вроде серпа на длинной рукоятке; экку — деревянное весло, применявшееся окинавскими рыбаками против японских самураев; а также тимбе и рочин — щит из панциря черепахи и короткий дротик, обычно использовавшиеся вместе. К другим оружиям, применявшимся в рюкю кобудзюцу, можно отнести текко, или кастет, который, как ни странно, состоял на вооружении японской армии в первой мировой войне, и бо, или длинный шест.Сават — это французская система бокса с использованием ног. В общих чертах ее техника похожа на помесь бокса и каратэ. Впервые ее продемонстрировал в 1820 г. Мишель Кассо, открывший в Париже первый спортзал. Сават принято считать почти не связанным с боевыми искусствами, хотя принятая в нем система градаций перекликается со многими из них с той лишь разницей, что вместо разноцветных поясов в савате используются перчатки, цвет которых соответствует уровню, достигнутому учеником.Шориндзи кемпо, «бокс храма Шаолинь», причисляется в Японии вовсе не к боевым искусствам, а к религии. Основан он был Дошином Со перед второй мировой войной и представляет собой комбинацию дзю-дзюцу, каратэ и айкидо. Будучи религией, хотя его методы рукопашного боя устрашающи и признаны в мире боевых искусств, преподается он скорее в храмах, чем в тренировочных залах, а одежда учеников больше напоминает белый наряд каратэ, хотя традиционалисты иногда надевают церемониальные монашеские рясы, подчеркивая религиозную основу этого искусства. В отличие от многих боевых искусств, в которых тренировка начинается и заканчивается поклоном, в шориндзи кемпо приветствие осуществляется складыванием рук с расставленными пальцами перед лицом. Важной частью этого искусства является также медитация по системе дзен.

Сумо, искусство японского «рестлинга», известно своими огромными борцами, многие из которых весят более 200 кг. Как гласит легенда, сумо зародилось во время поединка двух Ками (духов), сражавшихся за право владения Японией. В сумо отсутствуют весовые категории, и хотя обычно на помосте сталкиваются в буквальном смысле две глыбы, нередко можно видеть, как победителем из схватки выходит борец, который раза в два легче своего противника. Принимая во внимание их вес, сумотори (борцы сумо) удивительно подвижны. В Японии для сумотори есть ограничения в минимальном росте и весе. Первые поединки сумо значительно отличались от тех, которые проводятся сегодня. Они были связаны с религией и устраивались для того, чтобы умилостивить Ками и добиться хорошего урожая. На состязаниях присутствовал сам император. В соответствии с ритуалом синтоизма («синто» — название родовой японской религии) площадка для поединка должна быть чиста и потому оба борца начинают с того, что освящают своеобразный глиняный ринг, расхаживая по нему и разбрасывая соль. Целью сумо является выбросить или вытолкнуть противника за круг; бросить противника на землю или заставить его коснуться земли какой-либо частью тела, кроме стоп.Таэквондо, «путь ноги и кулака», часто называется «корейским каратэ» и знаменито очень зрелищной техникой ударов ногами; упор в тренировках делается на методы разбивания предметов, когда ученики учатся ломать кирпичи, черепицы и деревянные бруски ногами и руками. Таэквондо включено в программу обучения солдат корейской армии. Его происхождение относится к шестому веку, когда оно называлось таэкье; под этим названием оно существовало еще спустя десятилетие после освобождения Кореи в 1945 году, после чего было придумано название «таэквондо». Миллионы людей во всем мире увидели таэквондо в 1988 г., когда оно было включено в качестве показательного вида в программу Сеульской олимпиады в Корее.Тай чи чуань, «величайший кулак», является, вероятно, самым древним из боевых искусств, впервые появившимся в Китае пять тысяч лет назад. Приемы и упражнения выполняются в неторопливой, вдумчивой манере и используются скорее для поддержания здоровья, чем для реального поединка. Медицинские исследования показали, что тай чи снимает напряжение, успокаивает нервы и благотворно влияет на самочувствие в целом.Тайхо-дзюцу, «техника ареста», является боевым искусством, разработанным японской полицией в 1947 году. Искусство это по своей природе эклектично и вобрало в себя приемы самых различных стилей борьбы. В Британии эти приемы составляют основу подготовки начинающих полицейских. Британское управление самозащиты также включило тайхо-дзюцу в свою обязательную программу.Танг-су-до, «искусство китайской руки», является корейской боевой системой, схожей с таэквондо и японским каратэ. Главным образом в нее входят удары руками и ногами, причем, как и таэквондо, она особенно примечательна благодаря последним.

Ушу, «искусство войны», было изначально названием, данным сразу множеству китайских боевых стилей. Многие приемы смотрятся как гимнастические упражнения, что оказывает важное воздействие на физическую форму и общее самочувствие практиканта. Приемы ушу широко представлены в Бейджинской опере. На Западе различные стили ушу, которых насчитывается около пятисот, обычно называют кунг-фу, хотя этот термин правильнее употреблять в отношении всех китайских боевых искусств. В 1928 г. китайские власти предприняли попытку унификации различных стилей с целью создания единой системы, однако эта идея была воспринята населением в штыки и, в конце концов, забыта. Приемы ушу многообразны, причем, кроме техники безоружного боя, в нем используются весьма причудливые виды оружия, к примеру, стальные хлысты и двухконечные дротики.

Эрик Бэскинд, из книги "Энциклопедия личной безопасности"




Похожие по содержанию материалы раздела: Полпред Ильи-пророка. Настоящее и будущее глобального террора Информационные технологии в системах управления безопасностью предприятий «Грязная бомба» из центральноазиатского урана Особенности действий правоохранительных органов и спецслужб Как освободить "свободный" рынок? Почему в Москве так легко купить и продать краденый телефон Обязанности правоохранительных органов во время выборов — ликвидация потенциальных угроз честному и открытому избирательному процессу Иракский бумеранг Воровской мир Не новый Советский Союз МЕТОДЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Воскресные чтения «Перспективы обеспечения личной безопасности 2005 в России» В хвосте оружейного прогресса Катастрофы, изменившие авиацию Регулирование рынка аудио и видео продукции Скажи, какая у тебя охрана… Почему США проигрывают войну с террором

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация