Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

О ЗАЩИТЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ОТ КРИМИНАЛА



Расширение частного сектора, ориентированного в своей деятельности на быстро изменяющиеся условия рынка, в преобладающей мере связано с малым предпринимательством, которое является одной из наиболее динамичных форм бизнеса. К началу 1998 г. в Российской Федерации функционировало 844 тыс. малых предприятий, 84% которых базировались на частной собственности. С учетом совместителей, работников по договорам в этой сфере было занято до 12 млн. человек или 14% трудовых ресурсов России. Располагая производственным потенциалом примерно 3% общей стоимости основных средств, малые предприятия производили 7-8% ВВП страны.Вместе с тем в последние три года динамика развития малого бизнеса несколько изменилась. По данным Фонда поддержки малого предпринимательства, после августа 1998 г. каждое четвертое малое предприятие прекратило свою деятельность, и на 1 октября 2000 года их стало несколько меньше даже по сравнению с 1994 годом, а число работающих в них, в том числе внешних совместителей и сотрудников по договорам, не превышает 7,5 млн. человек.Наряду с происходящими процессами в сфере экономики в целом, последствиями кризиса 1998 года и др. на этой ситуации негативно сказывается значительное криминальное давление на этот сектор экономики, что обусловлено рядом обстоятельств.Следует отметить, что из-за высокой текучести и недостаточной организованности малый бизнес представляет собой многочисленный, но вместе с тем и весьма разобщенный сектор предпринимательства. Уровень его самоорганизации не стал и, как представляется, еще долго не будет основой обеспечения собственной безопасности. Поэтому многофакторным рискам малый бизнес не может должным образом противостоять из-за весьма ограниченных возможностей одиночных предпринимателей.Наряду с этим, система государственной поддержки малого предпринимательства не устраняет причин, препятствующих его развитию. Федеральная программа в этой сфере на 1996-97 годы выполнена только на 35,7%. При этом значительная часть средств фонда поддержки малого бизнеса использовалась не по назначению. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы также выполняется не в полном объеме, а проблемы обеспечения безопасности бизнеса в числе ее приоритетов и мероприятий даже не рассматриваются.Общепризнанно, что сложившаяся в стране ситуация во многих случаях делает законопослушную предпринимательскую деятельность весьма затруднительной, а в ряде случаев и практически невозможной. Проведенный опрос предпринимателей в различных регионах страны показал, что более 67% респондентов считают в существующих условиях невозможным успешное ведение бизнеса без нарушений законодательства. Этим во многом обусловлено и расширение криминального насилия в отношении указанной категории лиц, поскольку каждый второй из опрошенных считает, что наиболее подвержены преступным посягательствам представители малого бизнеса, нарушающие действующее законодательство, в том числе и укрывающие доходы от налогообложения. Порядка 40% сделок не оформляется официальными договорами, а в некоторых регионах доля подобных сделок ещё выше.Учитывая масштабы теневой составляющей, доходы от которой частично присваиваются организованной преступностью, очевидно, что малый бизнес является одним из стабильных источников её финансирования.Немаловажным фактором является и то, что боязнь возможной расправы, причинения более крупного ущерба удерживает многих предпринимателей от обращения к государственным органам о защите даже при наличии очевидных угроз их безопасности. По данным исследования, проведенного Институтом Гэллапа (США), в Москве только за один год преступные корыстно-насильственные посягательства были совершены в отношении каждого пятого предприятия. Негативное влияние на поведение предпринимателей оказывает двойственность их положения, являющихся, с одной стороны, жертвами криминальной агрессии, а с другой - правонарушителями, укрывающими от учета и налогообложения значительную часть доходов.Это обусловливает высокий уровень латентности деяний, связанных с давлением криминала на предпринимателей. Как показали результаты опроса представителей бизнеса, более 20% из них сталкивались с требованием денег за предоставление «крыши», более 40% заранее знают размер взятки, которая потребуется за решение конкретного вопроса, но лишь в 3% случаев предприниматель готов сообщить или сообщал в милицию о подобных действиях.Таким образом, в сложившейся обстановке малое предпринимательство в определенной степени было запрограммировано на криминальную агрессию. Сосредоточение здесь значительных и слабо защищенных финансовых (прежде всего наличных денег) и материальных ресурсов, упрощенный учет сделали его объектом повышенного внимания криминальных структур.Оценивая ситуацию в сфере малого предпринимательства, можно выделить основные криминальные угрозы, наиболее характерные для данного сектора экономики.Во-первых, это преступления, совершенные в отношении представителей малого бизнеса, как правило, с целью неправомерного завладения доходами от предпринимательской деятельности. К наиболее распространенным из них относятся вымогательство, грабежи, разбойные нападения, поджоги, а также преступления против личности предпринимателей (убийство, захват заложников и др.) как средство принуждения их к согласию или наказания за отказ от навязываемых криминальными структурами услуг или условий коммерческой деятельности. За уголовным принуждением и даже террором в отношении предпринимателей просматриваются экономические интересы организованной преступности. Эту оценку разделяют 58,7% опрошенных предпринимателей.Объектом внимания криминальных групп также стал такой вид малого и среднего бизнеса, как частная охранно-сыскная деятельность. Во многом это обусловлено широкими возможностями ЧОП в обеспечении внутреннего контроля за охраняемыми фирмами, по сбору в них экономической и коммерческой информации, а также сведений о частной жизни предпринимателей, банкиров, реализация которых позволяет установить полный контроль над бизнесом. Привлекательны для криминальных структур и возможности легализации на базе ЧОП своих боевиков, сравнительно свободного доступа к оружию, установления связей с правоохранительными органами и др.Результаты такого внимания криминальных структур к частной охранной деятельности очевидны. Особую тревогу вызывает использование охранными фирмами и службами безопасности противоправных методов в конкурентной борьбе между коммерческими предприятиями, в «выбивании долгов», в способствовании попыткам предпринимателей монополизировать отдельные виды деятельности. Все это приводит к криминальному противостоянию и даже к прямым конфликтам с правоохранительными органами. Не случайно только за 2000 год в деятельности охранно-сыскных структур выявлены десятки тысяч нарушений, за которые аннулированы тысячи индивидуальных лицензий и лицензий охранных предприятий и служб безопасности.Следует отметить, что подобное «внимание» криминала к охранным структурам отмечается и за рубежом. В связи с этим характерны опубликованные в зарубежной прессе данные по Великобритании. Там насчитывается до 8 тысяч кампаний, специализирующихся на предоставлении услуг в области охраны и безопасности, в которых работают 160 тысяч человек, а годовой финансовый оборот достиг 2 млрд. фунтов стерлингов. Вместе с тем, по данным полиции, в числе сотрудников частных охранных фирм немало уголовников-рецидивистов и лиц, склонных к противоправной деятельности. Только за год такими «охранниками» совершено 2600 преступлений, в том числе грабежи, изнасилования. Все это привело к усилению в Великобритании государственного контроля за деятельностью охранных компаний, вплоть до аннулирования лицензии при получении полицией данных о том, что конкретная компания служит прикрытием для рэкетиров или в какой-либо иной форме причастна к нарушению законов.Во-вторых, преступления должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с выполнением возложенных на них функций в сфере регистрации, лицензирования и контроля за деятельностью субъектов малого бизнеса. Существующий порядок согласования в различных инстанциях регистрации предприятий малого бизнеса создает условия для произвола и поборов со стороны чиновников. Более 40% опрошенных предпринимателей отметили, что незаконные действия властных структур в наибольшей степени угрожают безопасности малого предпринимательства.Это подтверждается и данными Индекса восприятия коррупции, подготовленным международной неправительственной организацией «Транспэренсп Интернэшнл». Согласно этим данным, Россия оценивается международными экспертами как одна из самых неблагополучных в отношении коррупции стран мира. Это подтверждают и результаты указанного выше исследования Института Гэллапа. 60% респондентов отметили, что коррупция является «очень серьезной проблемой» в России и еще 30% выделили ее в качестве «довольно серьезной проблемы».Контрольные функции в отношении малых предприятий в настоящее время осуществляют десятки различных контролирующих органов, каждый из которых действует по собственным инструкциям, определяющим порядок, периодичность и методику осуществления проверок, не согласованных и не скоординированных между собой. В результате вереница проверяющих становится фактором, дестабилизирующим деятельность малых предприятий.По опубликованным в средствах массовой информации данным опроса, чаще одного раза в месяц «посещают» малые предприятия представители таких государственных органов, как налоговая инспекция (на это обратили внимание 14% опрошенных), милиция (14%). Даже рэкет «проверяет» эти предприятия более одного раза в месяц лишь в 2,8% случаев!Не менее негативно сказываются попытки самих предпринимателей решать возникающие перед ними проблемы посредством дачи взяток должностным лицам. За минувший год только из числа предпринимателей без образования юридического лица к уголовной ответственности за дачу взятки и коммерческий подкуп привлечено более 300 человек.В связи с этим исключительно важными для декриминализации малого бизнеса будут меры законодательного и организационного характера, направленные на снятие искусственных барьеров в регистрационной и лицензионной работе, установления четких оснований для проведения проверок контролирующими органами. Значительным шагом в этом направлении являются принятые Государственной Думой и подписанные Президентом России Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ и Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 года №134-ФЗ.В частности, законодательно утвержден строго определенный круг видов деятельности, на занятие которыми требуется лицензия. Расширить этот перечень может только законодатель в форме принятия отдельного закона. Лицензирование видов деятельности, не указанных в статье 17 закона, прекращается по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования (опубликован 14 августа 2001 года в «Парламентской газете»).Еще более радикальные меры по борьбе с поборами, вымогательством и мздоимством предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Впервые комплексно законодательно определены: порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора); права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Так, проверка может быть проведена только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля. Плановые проверки могут быть проведены не более чем один раз в два года. Определен и четкий перечень оснований для внеплановых проверок.Безусловно, реализация указанных и иных положений вновь принятых законов позитивно отразится на обеспечении безопасности малого бизнеса от «набегов» многочисленных контролеров.В-третьих, преступления, совершенные самими предпринимателями посредством использования приемов недобросовестной конкуренции, обмана партнеров и клиентов, нарушения прав потребителей их продукции и услуг. Об их распространенности убедительно свидетельствует статистика – за 2000 год только частными предпринимателями без образования юридического лица совершено почти 32 тысячи преступных деяний.Одним из направлений защиты малого предпринимательства является создание ему благоприятных условий для хозяйственной деятельности путем усиления борьбы с «теневой» экономикой и незаконным предпринимательством. В минувшем году пресечено свыше 6 тыс. фактов незаконного и лжепредпринимательства. Выявлены нелегальные, подпольные коммерческие структуры, в том числе по производству и реализации подакцизных товаров.Прежде всего, это относится к производству и обороту алкогольной продукции, которые остаются одними из наиболее криминализированных видов предпринимательской деятельности. Алкогольный рынок страны имеет особое значение вследствие его огромных масштабов, обеспечивающих гарантированный сбыт любого количества нелегально произведенной ликеро-водочной продукции, высокой ликвидности, что дает быструю оборачиваемость вложенных средств и является дополнительным стимулом к росту криминальной активности в этой отрасли экономики.Не случайно за минувший год в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции выявлено 537 тыс. нарушителей, прекращена деятельность 2970 подпольных цехов. Наряду с экономическими последствиями производства и продажи фальсифицированной алкогольной продукции особую опасность эти деяния представляют для здоровья населения. Даже по далеко не полным статистическим данным отмечается устойчивая тенденция роста числа погибших от отравления алкоголем. По этой причине умерло в 1998 г. - 24 тысячи человек, в 1999 г. - 29,9 тысячи, в 2000 г. - 34 тысячи и за 1-ое полугодие 2001 года уже погибло 18,9 тысячи человек. В России только за последние 4 года от отравления алкоголем умерли более 133 тысяч человек.В-четвертых, серьёзную тревогу вызывает появление неформального финансового рынка, тесно переплетенного с «теневым» капиталом, нередко использующего малый бизнес для легализации добытых незаконным путем средств. За прошлый год выявлена почти тысяча таких преступлений, или в 9 раз больше, чем в 1997 г.Сложившиеся в стране социально-экономические условия способствуют активизации встречных негативных процессов - с одной стороны, внедрению преступных капиталов в легальную экономику, а с другой - уходу в «теневую» экономику легальных предпринимателей. В результате в малом бизнесе возникла широкая сеть криминально ориентированных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых грань между легальным предпринимательством и преступной деятельностью в сфере экономики приобретает весьма условный и расплывчатый характер. Это представляет угрозу нормальному развитию частного предпринимательства в России и, по мнению самих предпринимателей, несет множество опасностей для формирующейся этики бизнеса, предпринимательской психологии и в итоге влечёт качественные изменения деловой среды.Наибольшую опасность представляет, на наш взгляд, инвестирование организованными преступными группировками полученных доходов в легальный бизнес, что ведёт к образованию устойчивого источника финансовой основы организованной преступности и коррозии предпринимательства.Лидеры преступных сообществ понимают уязвимость традиционных источников своих доходов от чисто криминальной деятельности. Инвестируя в легальный бизнес, прежде всего малый и средний, они могут расширять и стабилизировать источники получения будущих доходов и тем самым повышают финансовую устойчивость своих преступных группировок. Вместе с тем, существующая правовая база ограничивает возможности вмешательства в эти процессы правоохранительных и иных государственных органов, если это не связано с финансированием подготовки и совершения конкретного преступления.По экспертным оценкам, в результате более активной деятельности правоохранительных органов и органов финансового контроля по изучению деятельности ряда крупных коммерческих предприятий и выводу их из-под влияния организованных преступных группировок, в ближайший период можно ожидать активизации деятельности криминальных структур в сфере малого и среднего бизнеса. Эти структуры, эффективно используя новые реалии, могут занять освобождающиеся ниши в различных областях экономики. На ближайший период прогнозируется сохранение тенденций роста преступных посягательств на потребительском рынке и в других сферах деятельности малого бизнеса.Вместе с тем, развитию рассмотренных и иных криминальных угроз малому предпринимательству не противопоставлена четкая система мер правового, организационного, финансового характера.Безусловно, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в части создания малому и среднему бизнесу надлежащих условий для законной деятельности и обеспечения безопасности. С учетом профессиональной направленности читателей данного издания следует отметить, что в Комитете по безопасности Государственной Думы Российской Федерации ведется активная работа по законопроектам в этой сфере. Прежде всего, это дополнения и изменения в закон «О частной охранной и детективной деятельности». Речь фактически идет о принятии новой редакции или даже нового закона о регулировании негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности с учетом десятилетней практики охранных и сыскных структур, служб безопасности. Продолжается работа по внесению изменений и дополнений законов «Об оружии», «О милиции», по разработке концепций законопроектов об экономической безопасности, о продовольственной безопасности, о безопасности предпринимательства, о коммерческой тайне и др.К одной из основных причин криминализации сферы малого предпринимательства следует отнести ныне действующую налоговую систему из-за ее чрезмерной фискальной направленности. Одновременно со снижением налоговой нагрузки очевидна необходимость для неплательщиков увеличить риск привлечения к ответственности за уклонение от выполнения налоговых обязательств в полном объеме, то есть комплексным сочетанием экономических и административных мер стимулировать производителя к отражению в отчетности всего объема своих хозяйственных операций и уходу из теневой сферы деятельности.Было бы целесообразно осуществить мероприятия по повышению роли корпоративных объединений в обеспечении законности и экономической безопасности в деятельности субъектов малого бизнеса, развития системы внутреннего контроля со стороны самих участников, выработке необходимых стандартов профессионального поведения и деловой этики. В частности, в условиях несовершенства и перегруженности судебной системы корпоративные объединения малых предпринимателей, по примеру Ассоциации российских банков, могли бы взять на себя функции третейских судов для разрешения конфликтов между своими членами, что снизит для предпринимателей привлекательность криминальных структур в качестве средства разрешения коммерческих споров.Деятельность по защите малого предпринимательства, безусловно, не может рассматриваться в отрыве от комплекса общих мер по усилению борьбы с организованной и экономической преступностью, укреплению правопорядка в стране. Изолированно от этих задач проблема обеспечения действенной защиты малого предпринимательства от посягательств со стороны криминальных структур эффективного решения не имеет.В части создания специальных организационно-правовых механизмов защиты малого предпринимательства от агрессии криминальных структур необходимо выделить следующие направления:- дальнейшее развитие форм и методов взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего подразделений органов внутренних дел, с частными охранными и сыскными структурами, службами безопасности, профессиональными объединениями предпринимателей в выявлении криминальных угроз, предупреждении и пресечении преступных посягательств на собственность малых предприятий, бизнесменов и членов их семей, организации совместных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, ситуаций или происшествий;- совершенствование системы обмена информацией между контролирующими и правоохранительными органами о фактах привлечения к ответственности должностных лиц малых предприятий за совершенные правонарушения для принятия обоснованных решений об отзыве ранее выданных или об отказе в лицензии на определенный вид деятельности;- расширение на льготных условиях системы охранных и иных услуг, предоставляемых малым предприятиям органами внутренних дел, для защиты от криминальных посягательств, прежде всего по обеспечению, монтажу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализацией. Необходимость этих мер подтвердили 37,5% опрошенных предпринимателей, считающих оснащение объектов малого предпринимательства современными охранными системами важным фактором обеспечения безопасности. Для решения этих задач и расширения перечня, оказываемых предпринимателям услуг по укреплению безопасности в 28 регионах созданы специализированные проектно-монтажные центры региональных подразделений вневедомственной охраны.Нет сомнений в том, что малое предпринимательство преимущественно ориентировано и действует на местных и региональных товарных, финансовых рынках и сфере услуг, являясь одновременно и производителем, и потребителем продукции. Этой особенностью малого бизнеса продиктована необходимость концентрации усилий на обеспечении развития малого бизнеса и его защиты, прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления. Меры по защите малого бизнеса от криминальной экспансии, устранению угроз его криминализации, безусловно, должны быть выделены отдельным разделом в региональных программах борьбы с преступностью, в программах поддержки малого бизнеса, в мерах по оздоровлению экономической, социальной обстановки.Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы предусмотрено охватить мерами государственной поддержки от 200 до 250 тыс. малых предприятий. В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек. По завершении мероприятий Программы вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт страны должен увеличиться до 12 процентов.Однако, по мнению специалистов, даже при реализации Программы число предприятий малого бизнеса не достигнет оптимальной величины. Опыт развитых стран показывает, что для создания эффективно действующей конкурентной среды малых предприятий должно быть в 4-5 раз больше, чем в настоящее время, а их вклад в экономику должен превышать не менее 40% ВВП страны.Но очевидно, что достижение указанных целей возможно лишь при организации действенной защиты малого бизнеса от криминальной экспансии, в том числе и при реализации рассмотренных выше мер.

д. ю. н. Р.ЖУРАВЛЕВ

(журнал "Мир безопасности")




Похожие по содержанию материалы раздела: Конференция детективов на Гавайях Теория убийства Дети «Аль-Каиды» Техническое управление Кто и как создавал группу "Вымпел"? Рейтинг наиболее знаковых событий и фраз октября 2007 года "Горячая тема": Дмитрий Фонарев отвечает на вопросы Может ли детектив реализовать свое законное право на сбор сведений по уголовному делу? Комплексная система охраны объектов большой площади Полиция и милиция: грани различия и сходства Почему бьются частные самолеты? Собираясь в дальний путь, о безопасности не позабудь Меры по обеспечению безопасности бизнеса в США С Новым Годом, вас обокрали! Как обезопасить себя во время праздников Убийства Цепова, Козлова, Политковской и Литвиненко стали следствием междоусобной войны кремлевских кланов Сечина и Медведева Мутация органов безопасности Как делаются «цветные» революции Новый инструмент Нового века (Не зависни в «паутине») Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности"

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация