Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

Параноидальное метро



«Ежедневно 42 минуты по землей cюда-туда, туда-сюда» — для большинства жителей мегаполисов это не просто строчки из песни, а привычный и малоприятный способ добраться из дома на работу и обратно. Однако помимо вечных «человеческих пробок» у входа в подземку и эскалаторов, переполненных поездов и бесконечных душных переходов метро является причиной серьезных страхов.

Ученые из Института психиатрии при Королевском колледже (Великобритания) провели исследование, целью которого было выявление наиболее типичных страхов людей, спускающихся в подземку. В эксперименте приняли участие 200 добровольцев от 20 до 65 лет с различным социальным статусом, образованием и уровнем дохода. Но главное — все участники считали себя психически здоровыми и оценивали свой уровень тревожности как низкий.

Добровольцам было выдано специальное оборудование для воссоздания виртуальной реальности, с помощью разработанной под руководством психиатров программы участники эксперимента были «перенесены» в вагон метро. На протяжении четырех минут — стандартного времени пути поезда от одной станции до другой — люди должны были фиксировать все свои ощущения, а по окончании «путешествия» рассказать исследователям о своих впечатлениях о поездке и о других «пассажирах», которые также находились в вагоне. В алгоритм поведения виртуальных персонажей ученые не закладывали каких-либо асоциальных, угрожающих другим людям действий. Их поведение повторяло поведение обычных людей, ежедневно заходящих в вагон метро. Однако, несмотря на то что виртуальные пассажиры вели себя нейтрально и не проявляли никакого интереса к участникам эксперимента, почти 40% добровольцев заявили, что виртуалы замышляли что-то недоброе, были настроены агрессивно и вели себя очень подозрительно. Например, одна из участниц рассказала о «домогательствах» одного из графических персонажей. «У парня напротив могли быть сексуальные намерения, он делал какие-то телодвижения», — заявила она. Кто-то подозревал в окружавших его пассажирах воров-карманников: «Девушка все время шевелила рукой, как будто она карманная воровка и передает что-то человеку, стоящему напротив нее». А многим вообще показалось, что в их присутствии будет совершен теракт: «Один из парней вел себя странно, как будто он собирался напасть на кого-то, заложить бомбу, проявить агрессию».

На основании этих данных руководитель исследования доктор Дэниел Фриман сделал вывод, что внешне спокойные и психически уравновешенные люди в глубине души испытывают постоянную тревогу и страх перед другими людьми. При этом склонность к параноидальным мыслям сильнее всего проявляется в местах скопления народа и помещениях, выход из которых затруднен. А если ко всему этому прибавить еще несколько характеристик метро — постоянный шум в районе 100 децибел и отсутствие естественного освещения, то получатся идеальный инструмент разрушения психики людей.

«Безусловно, метро негативно влияет на психику. Однако только от поездок в подземке невроз и депрессия не развиваются, — рассказала РБК daily кандидат психологических наук директор психологического центра «Здесь и теперь» Елена Шуварикова. — Страх метро обычно развивается после психологической травмы, связанной с ограничением пространства или транспортной аварией. А впечатлительные люди, слушая новости о взрывах в метро, представляют себя потенциальными жертвами теракта, поэтому метро вызывает у них сильный страх и отказ спускаться под землю». Действительно, в связи со случаями терактов и самоубийствами в подземках на первое место среди страхов москвичей вышел страх метро, которому присвоено особое название — метрофобия. Люди, страдающие метрофобией, готовы тратить на дорогу в два-четыре раза больше времени, лишь бы не спускаться под землю. Согласно опросам общественного мнения, 20% москвичей полностью исключают для себя возможность поездок на метро, а 65%, спускаясь в подземку, чувствуют себя очень неуютно. Несмотря на это, миллионы жителей мегаполиса все-таки вынуждены ежедневно пользоваться услугами метро.

Вполне объективное опасение терактов или маньяков, которые толкают ни в чем не повинных людей под поезд, усугубляется неосознанными, но глубинными страхами темноты, толпы, нехватки воздуха, грохота и подземелья. У людей с неустойчивой нервной системой в этих условиях могут даже возникать панические атаки — сильнейший страх, сердцебиение, нехватка воздуха, вплоть до резкого головокружения и обморока. Что уже говорить о работниках метрополитена, которые проводят под землей в десятки раз больше времени, чем рядовые граждане. К примеру, профессиональное заболевание машинистов — ишемическая болезнь сердца. Кроме того, работники подземки страдают от бессонницы, фобий и неврозов, которые часто возникают из-за развившейся клаустрофобии.

«Страх метро во многом объясняется опасением человека потерять контроль над собственной безопасностью, — рассказала РБК daily психотерапевт, психолог-консультант центра «Разумный путь» Мария Белых. — И наиболее опасными в этом плане являются часы пик, когда толпа как бы поглощает человека. Так, пребывание в метро свыше часа увеличивает риск возникновения депрессивного синдрома. Поэтому психологи рекомендуют компенсировать каждые полчаса, проведенные под землей часом прогулки на свежем воздухе».

РБК Daily




Похожие по содержанию материалы раздела: Выборы в России. Взгляд со стороны Компьютерный контроль: слияние ИТ и безопасности Выборы в Думу или "российская трагедия" Конкурентная разведка в условиях минимального бюджета Новое и старое в ФЗ о частной и охранной деятельности. Сравнительная таблица От цивилизованности к варварству. Преступления ненависти и сегодняшняя российская реальность Чем ближе к "большой дороге", тем опаснее Книга "Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия". Ваш мобильник можно прослушать за тысячу долларов Если бы Ельцин не стал президентом АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ Десять главных событий, которые ожидаются в 2008 году Десять проблем, не решенных в 2007 году Смертоносная сеть террора одиночек Портрет шефа безопасности Как по внешним признакам определить наличие скрытого оружия Профессиональный отбор кандидата на должность охранника. Как бороться с утечками информации. Практический опыт Лицом к лицу с милицией

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация