Главная страница - Конъюнктурный анализ средств безопасности

ЧАСТНУЮ ОХРАНУ – НА БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ!



Как известно, в советский период функции управления охраной труда от имени государства выполняли профсоюзы. В ходе преобразований принят целый ряд документов по организации работы в области охраны труда. Они в основном сформировали систему государственного управления охраной труда, состоящей из трех уровней: федерального, уровня субъекта РФ и местного. На федеральном уровне вопросами охраны труда ведает Министерство труда и социального развития РФ, Межведомственная комиссия по охране труда, Федеральная инспекция труда, Федеральные органы государственного надзора и контроля (Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госэнергонадзор и др.) и подразделения по охране труда министерств и ведомств. За профсоюзами сохранено право общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, независимо от форм собственности и входящих в обслуживание профорганизаций. Основополагающий документ, обеспечивающий программное обеспечение управления охраной труда – это Федеральный закон (№ 181 от 17 июля 1999 г.) «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Его требования выводят на более высокий уровень правовое регулирование трудовых отношений между работодателем и работниками в части обеспечения конституционных прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.Наиболее системно изменения в работе по охране труда воплощены в Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 г.г., выполнение которой решением Правительства продлено на 2001 год. В соответствии с требованиями современного состояния экономики в ней намечены: совершенствование нормативной базы; аттестация рабочих мест по условиям труда; создание системы образования и повышения квалификации специалистов по охране труда; решение целого ряда вопросов по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.Подобные программы разработаны во многих министерствах и ведомствах, большинстве субъектов РФ. Ведомственные и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, а также отраслевые тарифные соглашения предусматривают нормативное, техническое, организационное и информационное обеспечение охраны труда, проведение обучения работников предприятий вопросам охраны труда, восстановление служб охраны труда.Сектор негосударственного обеспечения безопасности также остро нуждается в разработке подобной программы. Движение к ней, на наш взгляд, можно было бы осуществить для начала с разработки Типовой инструкции по организации охраны труда в негосударственных структурах безопасности. В дальнейшем, с учетом практики выйти и на формирование целевой программы. Руководители негосударственных предприятий безопасности обязаны в полном объеме выполнять требования Основ законодательства РФ об охране труда. И, безусловно, данные документы явились бы для них существенным подспорьем.Необходимость таких документов вызывается и тем, что по условиям труда субъекты негосударственного обеспечения безопасности используют в своей деятельности служебное оружие, средства обеспечения комплексной безопасности объектов, включая системы охранно-пожарной сигнализации, радиосвязи, видеонаблюдения, фототехники, защиты на все виды боевого воздействия проникающего и взрывного типа и др. При организации охраны труда, это, безусловно, предполагает хорошее знание и учет особенностей по их эксплуатации. Одним словом, необходимо серьезно заниматься обобщением и доработкой нормативно-правовой базы организации охраны труда в частных охранных и детективных предприятиях. Поскольку негосударственный сектор обеспечения безопасности не имеет своего координационного государственного органа, то инициатива на этом направлении, в первую очередь, должна исходить от Союза работодателей в лице Российского Союза предприятий безопасности и других ведущих Объединений предприятий безопасности, имеющих юридические службы и специалистов по охране труда, а также профсоюза в лице Общероссийского профсоюза работников негосударственных организаций безопасности.Некоторые подвижки здесь имеются. Так, руководством профсоюза утверждено Положение о технической инспекции труда, в учебном центре Московской федерации профсоюзов подготовлен и назначен специалист по охране труда. Осуществляются меры по укомплектованию профорганов специалистами по охране труда. Из-за недостатка средств – пока на общественных началах. Руководителям членских профсоюзных организаций по этой же причине рекомендовано возложить обязанности специалиста по охране труда на одного из заместителей председателя, направить уполномоченных от профорганизаций в совместные с администрацией предприятий комиссии по охране труда. На места направлены необходимые формы отчетности, рекомендации, справочная литература.В результате достигнутых договоренностей, и по инициативе президента РСПБ С. Гончарова и председателя профсоюза Р. Ивона, направлены письма руководителям Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охраны труда и Департамента условий и охраны труда Минтруда России А. Луговому и Ю. Сорокину, с просьбой дать заключение на подготовленные «Рекомендации по организации и проведению работ по охране труда на предприятиях частной детективной и охранной деятельности», а также поручить доработать нормативно-правовую базу организации охраны труда с учетом деятельности частных охранных и детективных предприятий.Одновременно ведется проработка вопросов, необходимых для включения руководителями предприятий в Договора об охране объектов с тем, чтобы четче выстроить отношения по охране труда с заказчиком, его соответствующими службами. Необходимо нахождение вариантов сбора информации от всех организаций о состоянии травматизма, заболеваемости, условий труда и по другим, связанным с ними вопросами. Следует найти способы преодоления недооценки руководителями вопросов охраны труда. При ограничении роли профсоюзов, отсутствии штатных специалистов по охране труда руководитель ЧОП должен разбираться в вопросах, которые представляют опасность для работающих. В соответствии с законом об основах охраны труда его прямая обязанность – обеспечить приоритет сохранения жизни и здоровья работников.Сложность организации работы по охране труда заключается и в том, что охранные предприятия, как правило, по количеству работающих немногочисленны и не имеют своих штатных специалистов по охране труда. Вместе с тем, с учетом все более активного их привлечения к охране общественного порядка, жилых домов, объектов социально-культурного назначения усиливается риск и возможность получения работниками увечий, травматизма из-за ДТП, разбойных нападений хулиганов, укусов собак, падений во время гололеда и т.д. и т.п. Несчастные случаи со смертельным исходом или временной утратой трудоспособности могут быть вызваны у работников целым рядом и других обстоятельств. Главная задача заключается в их предупреждении, ликвидации предпосылок к ним. Важно учиться постоянно оценивать присущие их работе опасности и риски. Не менее важная задача – исключить случаи формального расследования несчастных случаев и необоснованного обвинения пострадавших.Для полной безопасности персонала недостаточно только его безопасных действий, необходимо также создание комфортных условий труда, что в совокупности с безопасными условиями позволит устранить утомляемость, стрессы, дискомфорт. В этих целях руководителям предприятий необходимо активнее проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предстоит как можно быстрее отладить методику этой работы и приступить к ней.Сегодня следует думать и о следующем этапе трудоохранной работы. По итогам аттестации рабочих мест руководители ЧОП обязаны добиться получения в территориальных органах по труду Государственных сертификатов безопасности.Представителями работодателей, профорганов, специалистами по охране труда ведется определенная работа по осмыслению, анализу выполнения законодательства о труде и охране труда в негосударственном секторе безопасности. Наиболее эффективные результаты этой работы следует ожидать, когда РСПБ объективно трансформируется в полноценный Союз работодателей со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, и представляющий интересы охранного предпринимательства всех субъектов страны и на мощной правовой и финансовой базе будет вести проработку всех имеющихся проблем.Трудоохранная деятельность принесет наибольшие плоды, когда профсоюз будет на деле признан Общероссийским партнером по переговорам со стороны работников охранно-детективных предприятий.Руководство профсоюза неоднократно заявляло, что результатом взаимодействия этих двух сторон должно стать заключение профессионального тарифного соглашения, в котором были бы оговорены взаимные обязанности сторон по выполнению требований КЗоТ, законодательства по вопросам охраны труда, соблюдению режима, трудового распорядка и дисциплины. Соглашение могло бы стать обязательным основополагающим документом для всех 12,5 тысяч предприятий негосударственного сектора безопасности, в том числе и при разрешении любых трудовых споров.К сожалению, приходится признать, что на фланге работодателей осмысление данной перспективы явно затянулось. Более чем в половине субъектов России так и не созданы Ассоциации предприятий безопасности. Поэтому трудно говорить и о выработке каких-либо консолидированных позиций. Тяжело завоевывает позиции и профсоюз. Вольница в умах, нежелание объективно заглянуть в завтра, использование связей, административного ресурса под себя и многое другое серьезно мешают становлению и упрочению статуса негосударственных структур безопасности. Все реже на переговорах заходит речь о социальном партнерстве. Как не вспомнить известный афоризм: если так происходит, значит кому-то надо! Не от того ли мы так долго топчемся и с принятием поправок к нашему основному закону.Что же касается охраны труда, то руководство профсоюза, членских организаций во взаимодействии с технической инспекцией труда ФНПР, Федеральной инспекцией труда, другими органами надзора и контроля намерены добиваться от руководителей соблюдения гарантий и прав работников на охрану труда.Следует отметить, что в последнее время активизировалось взаимодействие Федеральной инспекции труда с Федерацией независимых профсоюзов России и другими профобъединениями страны. Между ними заключены соглашения о взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства.Осуществляя организационную и нормативно-правовую подготовку деятельности профорганов на этом направлении, Общероссийский профсоюз работников негосударственных организаций безопасности, являясь членской организацией ФНПР, уже в ближайшее время в рамках этого соглашения приступит в проведению профилактических проверок соблюдения руководителями предприятий законодательства об охране труда.

Председатель ЦК профсоюза Р.П. Ивон




Похожие по содержанию материалы раздела: Книга "Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности" Магазинные воры работают по плану Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества Шпионаж — это не шутки Корпоративные войны. 7 коррупционных схем, позволяющих осуществлять быстрые захваты предприятий Энциклопедический словарь по безопасности. Буква А. Часть 2 Профайлер - элита следствия Воровство персонала магазина Ребенок и пожар Рэкет в 18 веке: три письма Якову Брюсу В поисках разведданных Рейдеры - зайти и удержаться СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РОССИИ (Часть 1) Реальные угрозы виртуального мира 14 каст неприкасаемых “Пойдем кинем их на мобилы...” Цивилизационная составляющая национальной безопасности СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РОССИИ (Часть 2) Отвлеченные призывы и декларации не нужны

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация