Главная страница - Анонс новостей

Тезисы доклада замначальника УЛРР ГУООП СОБ МВД России Л.В. Веденова на секции №9 Международного форума «Интерполитех-2001»



11 марта 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который регламентировал создание частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности юридических лиц и определил виды охранно-сыскных услуг. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2488-1 создан механизм ввода в действие данного закона. В соответствии со ст. 20 Закона контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации возложен на Министерство внутренних дел России. Для осуществления данного направления деятельности разработана и утверждена приказом МВД России № 292 от 22 августа 1992 года Инструкция “О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью”. Негосударственные формы обеспечения безопасности, охраны имущества коммерческих фирм и акционерных обществ получили широкое развитие в Российской Федерации. С 1993 года количество частных охранных предприятий возросло более чем в 4 раза, служб безопасности юридических лиц более чем в 2 раза. Тенденция развития сферы охранных услуг сохраняется и в настоящее время. Только в текущем году органами внутренних дел России принято к рассмотрению 101.315 заявлений граждан и юридических лиц о выдаче лицензий на эти виды деятельности. МВД России придает большое значение развитию сети охранно-сыскных предприятий в рамках действующего законодательства в целях более надежной охраны предприятий малого и среднего бизнеса. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 13,7 тыс. частных охранно-сыскных структур, в том числе 8,6 тыс. частных охранных предприятий и 4,9 тыс. служб безопасности юридических лиц. Общая численность лицензированного персонала этих структур достигла 281,1 тыс. человек, что превышает аналогичные показатели таких развитых стран как Швеция, Германия и Италия. Частными охранными предприятиями охраняется более 69 тыс. хозяйственных объектов. Для оказания охранно-сыскных услуг ими используется 98,2 тыс. единиц огнестрельного и газового оружия, в том числе 56,7 тыс. единиц служебных пистолетов и револьверов.

Итоги деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД России за истекший период 2001 года, детально обсужденные и проанализированные в ходе служебных совещаний, не только дали оценку проводимой работе, но и обозначили основные тенденции развития частного охранного бизнеса на современном этапе.Очевидным является факт возобновления количественного роста охранных предприятий и служб безопасности юридических лиц. Продолжает развиваться тенденция укрупнения частных охранных предприятий. Уже не редкость, когда численность лицензированного персонала достигает трехсот и более сотрудников.Характерной чертой последних лет является тенденция централизации ЧОП и СБ в ассоциации, объединения, союзы. Некоторые из них объединяют десятки охранно-сыскных структур, охватывают своим влиянием многие регионы. Обладая значительным финансовым, техническим и кадровым потенциалом, они в состоянии обеспечить широкий спектр и высокую надежность предлагаемых услуг и становятся доминирующими в сфере охранно-сыскной деятельности.Мы поддерживаем процессы укрупнения охранно-сыскных структур, объединения их в ассоциации, иные общественные формы. Считаем, что это позволит значительно улучшить взаимодействие ЧОП и СБ с органами внутренних дел, в том числе в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.Однако при всем этом следует заметить, что широкое распространение охранный бизнес получил лишь в регионах со стабильной экономической ситуацией, в первую очередь, в Москве, Московской области, С.-Петербурге, городах с численностью населения более миллиона, а также в регионах с развитой добывающей и перерабатывающей промышленностью.Стабилизация количественных показателей охранно-сыскных структур сопровождается ростом их лицензированного персонала. За 2000-2001 годы число охранников выросло с 231,9 до 281,1 тыс. человек (почти на 50 тыс. человек). При этом возросло количество служебного оружия, используемого охранно-сыскными предприятиями, – с 87.863 единиц до 98.275. Данные параметры, как по количеству служебного оружия, так и по численности лицензированного персонала, несущего с ним службу, являются одними из самых высоких в Европе и мире.Как показывает анализ девятилетней практики применения Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», несмотря на то, что в целом Закон работает, в настоящее время его положения не в полной мере обеспечивают эффективное правовое регулирование деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности.Отсутствие в отдельных статьях действующего закона четких формулировок затрудняет их понимание и допускает двойное толкование, приводит к многочисленным обращениям граждан в различные инстанции, и нередко - в судебные органы.Жизнь ставила и ставит проблемы, которые невозможно предугадать. Это относится и к проблемам становления и роста частных охранных и детективных структур.Возникла объективная необходимость принятия нового законодательного акта в сфере частной охранной и детективной деятельности, которая обусловлена тем, что существенно изменились правоотношения субъектов, возникли новые виды правонарушений в связи с не урегулированием ряда принципиальных положений. Одновременно большие изменения произошли в процессе регулирования частной детективной и охранной деятельности. Вступили в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об оружии», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О лицензировании отдельных видов деятельности», новый Уголовный кодекс Российской Федерации и другие.Министерством внутренних дел России с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации российских банков, частных охранно-сыскных организаций, специалистов научно-исследовательских институтов, руководителей ряда предпринимательских и коммерческих структур был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который 10 декабря 1997 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.При подготовке проекта в основном были учтены предложения Министерства юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, Государственной налоговой службы, Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.В связи с тем, что данный законопроект в процессе подготовки к слушанью во втором чтении претерпел значительные изменения, за это время принято несколько законодательных актов, имеющих принципиальное значение для его содержания, Комитетом по безопасности Государственной Думы принято решение вернуться к процедуре первого чтения, создана рабочая группа и в настоящее время идет работа над проектом. Позиция МВД заключается в том, что основной целью его принятия должно быть обеспечение единой государственной политики в области частной охранной и детективной деятельности, введение системы мер государственного контроля со стороны уполномоченных федеральных органов за указанными видами деятельности для защиты конституционных прав граждан, обеспечения интересов личности, общества и государства.Законопроект должен дать четкое определение понятий частного детектива, частного охранника, частной охранной и детективной организации, службы безопасности юридического лица, установить основные лицензионные требования и условия и дать перечень видов частных детективных и охранных услуг, на осуществление которых требуется получение лицензии.Должен быть определен четкий порядок и условия применения огнестрельного оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной и детективной деятельности в соответствии с “Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка”, принятыми 5 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (состоявшимся в 1990 г. в г. Гаване), нормами, содержащимися в Уголовном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе “Об оружии”.Должны быть усилены гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и детективов с учетом возрастающей роли охранно-сыскных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью.В настоящее время прорабатываются варианты регламентации вооружённой охраны физических лиц. Предполагается создание специализированных охранных предприятий, имеющих право оказывать такой вид услуг, как охрана физических лиц с огнестрельным оружием. В то же время необходимо предусмотреть меры в плане установления более действенного государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации. Чем вызваны те предложения, на принятии которых мы настаиваем?В первую очередь озабоченность ГУООП МВД России вызывает ряд негативных тенденций, сложившихся в последние годы, и, прежде всего, постоянный рост нарушений действующего законодательства об оружии и частной детективной и охранной деятельности, растущая криминализация в сфере охранно-сыскного бизнеса, рост попыток квалифицированного вмешательства в частную жизнь граждан, деятельность государственных и коммерческих организаций с использованием оперативно-розыскных методов и специальной техники. Только в текущем году сотрудниками лицензионно-разрешительной службы выявлено 22.090 нарушений (АППГ – 19.849), вынесено 9.332 (АППГ – 7.586) предупреждений, аннулировано 7.046 (АППГ – 6.225) индивидуальных лицензий и разрешений частных охранников, прекращена деятельность 863 (АППГ – 972) охранно-сыскных предприятий.Чаще всего сотрудниками ЛРС фиксируются факты нарушения статей 3 (виды частной детективной и охранной деятельности) и 11 (оказание услуг в сфере охраны) Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», пункта 56 (порядок приёма оружия и патронов на хранение, их передачи и выдачи) "Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ", статьи 22 (хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему) Закона РФ "Об оружии", положений Инструкции, утвержденной Приказом МВД России № 288-99. Имеются отдельные случаи нарушения руководителями и персоналом охранно-сыскных предприятий статей 171 (незаконное предпринимательство) и 203 (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб) УК РФ.Сохраняется рост количества похищенного и утраченного оружия. Как показывает анализ проведенных проверок, основными причинами утрат и хищений были и остаются нарушения режима его хранения, использования, передача на постоянное ношение, слабый контроль со стороны руководства ЧОП и СБ.Наметилась тенденция увеличения количества преступлений, совершенных частными охранниками. В 1999 году к уголовной ответственности привлечено 125 чел. ( 1995 году - 48). С большим трудом, общими усилиями удалось переломить эту тенденцию в 2000 году – количество частных охранников, привлеченных к уголовной ответственности сократилось до 101. В текущем году рост числа привлеченных к уголовной ответственности частных охранников возобновился, он отмечается в Ленинградской, Новгородской, Воронежской, Смоленской, Ярославской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Оренбургской, Пермской, Челябинской, Иркутской областях и ряде других регионов. Именно за счет этих регионов число привлеченных к уголовной ответственности охранников выросло на четверть (26 %) – с 74 в 2000 году до 100 в 2001 году.Остро стоит проблема бесконтрольного использования служебного оружия на объектах охранно-сыскных структур, размещенных в различных субъектах Российской Федерации и при командировках частных охранников. Нами предпринимаются меры по созданию единой системы уведомления органов внутренних дел, с выдачей соответствующих разрешений на осуществление охранной деятельности и постановкой объектов охраны, откомандированных частных охранников на контроль в подразделениях ЛРР регионов России. Не единичны случаи оказания охранно-сыскных услуг без получения лицензий на частную детективную и охранную деятельность, с извлечением незаконной прибыли.Наряду с указанными нарушениями в сфере охранной деятельности массовый характер приобретают оказание охранно-сыскных услуг без заключения договоров, оформления платежных документов и иные финансовые правонарушения. ГУООП МВД России не может не тревожить совершение частными охранниками тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористической направленности.Все чаще выявляются факты, когда с целью получения максимальной прибыли руководители отдельных охранных предприятий используют служебное оружие для охраны преступных авторитетов, неправомерного взыскания долгов, вымогательства и иного силового воздействия в интересах лиц, занимающихся преступным бизнесом. Тому есть примеры в текущем году.В августе 2001 года на рынке стройматериалов «Глобал-строй-2», расположенном в посёлке Жаворонки Одинцовского района Московской области, в помещении охранников службы безопасности рынка сотрудниками милиции обнаружены пистолет «ТТ», снаряженный четырьмя патронами, помповое ружье, «ПМ» без заводского номера, снаряженный восемью патронами и «ПММ» с нарезкой под глушитель и двенадцать патронов к нему. Сотрудниками милиции задержаны двое охранников рынка, подозреваемых в наличии доверительных отношений с лицами местной бандитской группировки.До настоящего времени не исключены случаи противостояния, в том числе с использованием специальных средств и оружия, персонала ЧОП и СБ другим охранным структурам и правоохранительным органам при разрешении гражданско-правовых конфликтов, проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении иных полномочий. Такие факты имели место в г. Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Новосибирской, Свердловской, Смоленской, Рязанской и других областях. Так, в сентябре т.г. ГУВД Нижегородской области с участием сотрудников ГУООП МВД России была проведена служебная проверка по факту вовлечения в гражданско-правовой конфликт по разделу имущества Горьковского нефтеперерабатывающего завода охранных предприятий «Алекс-СНГ» и «Промсервис-Щит». По результатам проверки за выявленные нарушения законодательства об оружии и частной детективной и охранной деятельности в адрес предприятий вынесены официальные предупреждения. Оружие и боеприпасы временно, до устранения нарушений, изъяты.Все большим спросом пользуются услуги по предоставлению информации, содержащей конфиденциальные сведения о личной жизни граждан, либо являющихся коммерческой тайной. Для их выполнения формируются сыскные предприятия и взаимосвязанные с ними охранные организации, выступающие в качестве силовой поддержки.При получении информации активно используется оперативный опыт и профессиональные возможности бывших сотрудников правоохранительных органов (21% от общего количества лицензированных детективов и охранников). Осуществляются поисковые и оперативно-розыскные действия, отнесенные законодательством к компетенции правоохранительных органов, применяется аппаратура, предназначенная для негласного съема информации. Причем, некоторые ЧОП не только незаконно применяют технические средства оперативного получения информации, но и незаконно изготавливают их.Не всегда персонал охранно-сыскных структур в состоянии оказать квалифицированное противодействие нападающим. Не единичны случаи участия сотрудников охранных предприятий в подготовке и совершении преступлений. Особую тревогу вызывает низкий уровень профессиональной подготовки частных охранников, отсутствие твердых навыков владения оружием и спецсредствами. Подчас охранники не готовы к адекватным действиям при возникновении нештатных ситуаций. По-прежнему низок уровень их правовой подготовки.Так, 24.03.2001 в г. Москве около дома 118 по Проспекту Мира трое неизвестных нанесли побои Тарасову С.В., охраннику ОП "КЛУБ-С", сопровождавшему документацию Заказчика, завладели служебным пистолетом ИЖ-71 с 16 патронами и личной автомашиной «Ауди». 02.07.2001 во время осуществления вооруженной охраны имущества Заказчика (автомобиля) охранником ЧОП "ОКТАГОН" Луканиным О.Н. (г. Москва) четверо неизвестных, угрожая словами, отобрали ключи от машины, посадили его в салон. Луканин произвел восемь выстрелов, после чего неизвестные отобрали оружие и магазин с 8 патронами и высадили охранника. 14.09.2001 Устинов А.В., охранник ООО "Охранное агентство "Единство-2" (Приморский край) заступил на пост охраняемого объекта (ООО "Балук") со стажером-охранником Кравченко Л.А. В 02.20 подвергся нападению неизвестного, не успев применить служебное оружие. В результате карабин "Сайга 410 К" и 4 патрона к нему были похищены нападавшим.С целью повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников ЧОП нами принято решение развивать систему повышения квалификации кадрового состава охранно-сыскных структур, увеличивать долю участия в их подготовке государственных образовательных учреждений и, прежде всего, образовательных учреждений МВД России. Мы ищем пути расширения возможностей проведения учебно-тренировочных стрельб частных охранников в тирах МВД России, планируем провести эксперимент по выдаче НОУ лицензий на приобретение служебных пистолетов ИЖ-71, для проведения стрельб на их учебно-тренировочной базе.Не может не тревожить активизация деятельности отдельных союзов и ассоциаций, в состав которых входят и частные охранно-сыскные структуры, по противодействию правоохранительным и иным государственным органам. Проект, предусматривающий создание и функционирование негосударственной системы безопасности параллельно с деятельностью правоохранительных органов, был выдвинут рядом организаций, в числе которых - «Московский профсоюз охранников и детективов». Используя значительные финансовые возможности, они разрабатывают специальные программы, направленные на лоббирование своих корыстных интересов в органах законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, при этом охранно-сыскные структуры обеспечивают им силовое прикрытие.Одновременно следует отметить значительный вклад охранно-сыскных структур в охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Во многих регионах России частные охранные предприятия осуществляют охрану общественного порядка в жилом секторе городов. Так, частным охранным предприятием «Подразделение физической защиты «Группа РОДОН» на возмездной основе для охраны общественного порядка на территорию районных Управ «Замоскворечье» и «Якиманка» г. Москвы в качестве приданных сил ежесуточно выделяется от 25 до 75 человек, в форменном обмундировании, оснащенных спецсредствами и радиостанциями. При патрулировании особое внимание обращается на проверку подъездов, подвальных и чердачных помещений зданий, пресечение фактов незаконного проникновения в них посторонних лиц. Тщательно контролируются припаркованные возле жилых домов и административных зданий автотранспортные средства. Проводятся совместные с сотрудниками милиции мероприятия по борьбе с наркоманией, предупреждению квартирных краж, выявляются нарушители правил регистрации в г. Москве. Налажена работа телефона «доверия», по которому граждане могут сообщить о подозрительных лицах, автотранспортных средствах, авариях, чрезвычайных происшествиях и т.д.Принятые меры позволили в значительной мере сократить количество преступлений и правонарушений на территории Управы, повысить уровень эффективности работы жилищно-социальной службы и установить прямую связь с жителями обслуживаемой территории.Имеется ряд примеров добросовестного отношения сотрудников охранных структур к исполнению своего гражданского и профессионального долга. В связи с эти в законопроекте должна быть предусмотрена возможность организации более эффективного привлечения данных структур и их сотрудников к участию в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью.Подводя итог, следует заметить, что:Сейчас достаточно четко прослеживается расслоение охранно-сыскных структур – на те, которые работают в рамках Закона, и те, которые нарушают законодательство, - финансовое, о частной детективной и охранной деятельности, уголовное.Поэтому одна из основных целей контроля за развитием охранно-сыскного бизнеса – не только своевременное выявление и пресечение нарушений, но и обеспечение активного взаимодействия с лояльными, законопослушными организациями. Взаимодействие идет одновременно по нескольким направлениям.1. Создание механизма упреждающего контроля за субъектами частной охранно-сыскной деятельности на всех этапах: регистрации, приобретении права на оружие и спецсредства, деятельности и прекращения деятельности. 2. Совместная с объединениями частных охранно-сыскных структур разработка и совершенствование механизма взаимодействия в вопросах пресечения фактов противоправной деятельности ЧОПов, вытеснения криминализированных с рынка охранных услуг. 3. Значительное повышение законности при оказании охранных услуг, уровня подготовки охранников, обеспечение их ежегодного тестирования на предмет развития профессиональных навыков, в том числе навыков владения служебным оружием, исключение случаев "автоматического" допуска к служебному оружию. 4. Создание и отработка системы привлечения частных охранно-сыскных структур к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. 5. Выработка мер по защите персонала ЧОП от противоправных посягательств. 6. Усиление и повышение качества контрольных функций органов внутренних дел, их адресность.Конечной целью взаимодействия должно быть повышение уровня обеспечения общественного порядка, снижение уровня криминальных проявлений. Отдельно необходимо сказать о социальной стороне деятельности законопослушных частных охранных предприятий, в которых трудоустраивается до 70 процентов ветеранов правоохранительных органов. В настоящее время в МВД приступила к работе Рабочая группа созданная для изучения и выработки соответствующих рекомендаций по решению социальных вопросов увольняемых сотрудников МВД, это тоже одна из областей возможного сотрудничества.

Заместитель начальника УЛРР

ГУООП СОБ МВД России

Полковник милиции Л.В. Веденов




Похожие по содержанию материалы раздела: Интервью начальника ДЭБ МВД России «Парламентской газете» Пятая Всероссийская Конференция "Индустрия безопасности России в 2006 году. Перспективы, тенденции, проблемы" План работы конференции «ИНФОФОРУМ-8» Круглый стол на тему «Освещение проблем охранной деятельности в специализированных СМИ» Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2006» "Информационная безопасность и национальная экономика" - основная тематика 2-й Международной выставки-форума "ИНФОФОРУМ-Сити-2006" Заявка участника конференции «Индустрия безопасности России в 2004 г.» Участвуйте в выставке IFSEC, не отходя от компьютера CAIPS 2007 Семинар посвященный всемирному дню защиты информации Семинар "Server. Решения по безопасности" Выставки «INFFormation» и «ЮгТелекомEXPO» представляютновейшие информационные технологии и телекоммуникационные решения для эффективного ведения бизнеса Конференция BIOMEspanICS 2006 AIA TTS "Транспортные и пассажирские системы" Международный конкурс «Звезда кунфу» 11-я специализированная выставка "Безопасность Телекоммуникации Информация" Самара-2006 Выставка "Безопасность 2006", 15-17 ноября, г. Владивосток Положение на современном рынке охраны.Конкретные ситуации между охранными предприятиями Третья всероссийская конференция "Индустрия безопасности России в 2004 году. Перспективы, тенденции, проблемы" Чьи спецслужбы самые сильные в мире?

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация