Главная страница - Анонс новостей

«Практический опыт и некоторые проблемы борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией на примере Московского региона»



Доклад Рудника А.А., зам.руководителя Департамента перспективного развития Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (Ассоциация НСБ), вице-президент Национального агентства по борьбе с распространением фальсификаций на конференции в Казани1. Актуальность данной проблемы Приходится констатировать, что в настоящее время производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции приобре-тают все большие масштабы и представляют серьезную угрозу экономи-ческой безопасности Российской Федерации. По данным правоохрани-тельных и контролирующих органов, на протяжении ряда лет наблюдает-ся устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в данной области. Доля контрафактной и фальсифицированной продукции увеличивается по самой широкой номенклатуре – от продуктов питания, одежды и обуви до носителей аудио-видеоинформации и компьютерных программ. Так, в сфере производства парфюмерно-косметических това-ров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, мясных, молочных и рыб-ных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий от 30 до 50% выпускае-мой продукции признаются фальсифицированными. Доля пиратских ви-деокассет, DVD и CD составляет более 80%, аудиокассет – более 70%, алкогольных напитков, реализуемых на внутрироссийском рынке - около 20%, лекарственных препаратов – более 20%. Ежегодные убытки для эко-номики России составляют более 3 млрд. долларов США. Наиболее высокий уровень криминализации сферы оборота фальси-фицированных товаров отмечается в крупных промышленных городах, где проживает значительное количество населения страны, находятся ме-ждународные и региональные транспортные узлы, морские порты, круп-ные рынки сбыта. Серьезной проблемой является общепризнанный факт того, что коммерческие структуры, располагаясь на территории режим-ных предприятий, осуществляют, практически, бесконтрольное производ-ство и хранение контрафактной продукции. Актуальность данной проблемы еще более возрастает, т.к. уровень подделок настолько велик, как видно из приведенных выше цифр, что представляет реально ощутимый урон. Особенно это заметно в Москов-ском регионе, именно здесь сосредотачивается и реализуется значитель-ная доля контрафактной продукции, именно отсюда ее развозят для даль-нейшей реализации по близлежащим регионам (Тверь, Рязань, Тула, Калу-га, Ярославль, Иваново и т.д.). Хотя имеет место и обратный процесс, ко-гда контрафактную продукцию, изготовленную в регионах, переправляют для реализации в Москву и Подмосковье.2. Необходимость ужесточения мер по борьбе с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной про-дукции диктуется целым рядом факторов, некоторыми из которых являются:- ущерб, наносимый экономике государства (низкая себестоимость контрафактной продукции и колоссальная прибыль, получаемая ее производителями, необлагаемая никакими налогами);- формирование теневого, криминального сектора экономики;- дискредитация авторитета отечественных и зарубежных предпринимателей;- защита иностранных инвестиций и прав интеллектуальной собст-венности;- необходимость вступления Российской Федерации в ВТО;- защита здоровья граждан и т.д.3. Проблемы борьбы с контрафактом:А) Проблемы со стороны потребителей:- если есть устойчивый спрос на продукцию, невозможно заста-вить потребителя платить в 2-3 раза больше за оригинальную продукцию, если на рынке присутствует товар намного дешевле. Покупая товар, потребитель прекрасно осознает, что это поддел-ка, но согласен оплачивать ее (в основном это касается аудио-видео продукции, программного обеспечения, одежды, обуви, бытовой техники и т.д.);- присутствие взаимной выгоды как потребителя, который меньше платит, так и производителя (продавца) данной продукции, за-тратная часть которого несоизмерима меньше с официальными производителями;- потребитель прекрасно знает, что до 30% стоимости продаж про-дукции известных фирм составляет раскрученная торговая марка, за которую он просто не хочет платить лишние деньги;- однако потребитель далеко не всегда готов приобретать некаче-ственные или поддельные медикаменты, продукты питания, кос-метику, товары бытовой химии, спиртные и прохладительные напитки, т.к. он понимает, что это напрямую может отразиться на его здоровье.Б) Проблемы со стороны производителей:- борьба с фальсификаторами – дело дорогостоящее. К этому не все готовы (статистика: если ущерб до 10% - предприниматель готов терпеть и не обращать внимания; ущерб до 25% - его это настораживает и огорчает; ущерб свыше 30% уже подрывает ос-новы бизнеса – дискредитация торговой марки, вытеснение това-ра с рынка и т.д.);- многие производители готовы бороться, но с помощью правоох-ранительных органов и за счет государства, т.к. справедливо счи-тают, что именно оно должно защищать как отечественного про-изводителя, так и иностранного инвестора;- элементарно не верят в эффективность существующих мер борь-бы (разгромили одно производство или склад, а на его месте сра-зу же возникло 2 других аналогичных);- боязнь создания так называемой «антирекламы» своей продук-ции;

В) Проблемы со стороны правоохранительных органов:- низкая заинтересованность (нехватка кадров, несовершенство нормативноправовой базы, низкая судебная перспектива);- недостаточность финансирования. Правоохранительные органы организуют борьбу с подделками в основном тех групп товаров, где высок уровень государственной монополизации или государ-ственных акцизных сборов - алкоголь, табак, бензин и т.д.;- низкая судебная перспектива подобного плана дел, в силу суще-ствующих пробелов в законодательстве.

Вышеназванные причины и ущерб, наносимый фальси-фикаторами, заставляет производителей и владельцев тор-говых марок прибегать к услугам не только официально упол-номоченных на это государственных органов, но и негосудар-ственных структур безопасности, одной из которых являет-ся Ассоциация НСБ.

Я хотел бы несколько подробнее остановиться на этом моменте, используя наш накопленный опыт.

Приступая к работе на данном рынке услуг, сотрудники Ассоциации НСБ провели следующие мероприятия:1. Изучили проблему и разработали алгоритм действий по поиску фальсификаций, определению источников и путей его поступле-ния на рынок, места складирования и реализации.2. Подготовили правовую и юридическую основу этой деятельно-сти (в частности, договора с Мосгосторгинспекцией, Московским обществом защиты прав потребителей, Департаментом потреби-тельского рынка и услуг Правительства г. Москвы, подразделе-ниями ГУВД г. Москвы).3. При определении групп товаров, по которым планировалось ор-ганизовать борьбу с фальсификациями, основной упор делался на те товары, подделка которых отражается на здоровье потребите-лей, а именно: фармацевтика, косметические средства, бытовая химия, полагая, что здесь можно заручиться поддержкой, как на-селения, так и производителей.4. Для организации эффективного противодействия фальсификато-рам медицинских препаратов сотрудниками Ассоциации НСБ был установлен плотный рабочий контакт с руководством одного из союзов фармацевтических организаций, как организации, объ-единяющей в своих рядах большое число производителей и про-давцов медикаментов со всей России, который выступал в каче-стве нашего технического консультанта по специфическим про-фессиональным вопросам, а также предоставлял исходную ин-формацию, статистические данные, результаты маркетинговых исследований.Следует так же упомянуть ряд проблем непреодолимого характера, с которыми столкнулись сотрудники Ассоциации НСБ:1. Несмотря на то, что один из союзов фармацевтических органи-заций был готов оплатить расходы по борьбе с фальсификатора-ми за счет заинтересованных фирм-производителей, выяснилось, что эта готовность может иметь место только при положитель-ных конечных результатах и при предоставлении соответствую-щих отчетных и платежных документов, что совершенно невоз-можно при такого рода услугах. Тем не менее, было принято ре-шение пойти на безвозмездную начальную работу по сбору необ-ходимой информации, и в итоге получились очень интересные данные.2. Оказалось, что данную работу следует проводить достаточно конспиративно, ибо именно в рядах самого союза имеются скры-тые фальсификаторы, и они могут в этом случае либо выйти из Союза, либо попытаются развалить его изнутри. А выделение де-нежных средств на оплату услуг Ассоциации НСБ предусматри-вает утверждение этих расходов Советом директоров союза, что опять не делает эту работу гласной.3. В этой связи было принято решение работать напрямую с фир-мами-членами союза, несущими конкретный ущерб. Руководство союза рекомендовало ряд таких фирм. Проведенные переговоры показали, что фирмы готовы получать, выявленную по ходу рас-следования, информацию об источниках фальсификации, кана-лах их поступления, складирования и распространения. Для трех фирм такая работа, опять же безвозмездно, была проделана, т.к. одной из задач, так же стоявшей перед сотрудниками Ассоциа-ции НСБ, было заинтересовать клиентов объемом и качеством наших услуг.4. Однако, когда дело дошло до реализации полученной информа-ции, выяснилось следующее:• Руководство фирм пожелало, чтобы в действиях правоохрани-тельных органов и составляемых ими документах не фигуриро-вали не только названия фирм, но и наименования подделывае-мых препаратов. Поскольку, если эта информация попадет в прессу или служебные сводки, люди, возможно, совсем переста-нут покупать данные препараты, опасаясь фальшивок;• Они отказались от проведения каких-либо контрольных закупок, лабораторных экспертиз даже в том случае, если их инициатора-ми будут выступать «обиженные» клиенты, и названия фирм не будут фигурировать. Получилось, что круг замкнулся.5. Таким образом, договоров ни с самим союзом, ни с отдельными фирмами заключить не удалось, т.к. они наотрез отказались де-лать это, опасаясь и возможных ответных действий со стороны мошенников, и «антирекламы» своей продукции.6. В этой связи были предприняты следующие шаги: Небольшой инициативной группой из 3-х человек Ассоциация НСБ само-стоятельно вышла на фармацевтическую фирму, производившую и распространявшую через собственную аптечную сеть фальси-фицированные медицинские препараты. Был установлен центра-лизованный склад этой продукции и выявлены почти все аптеч-ные киоски в г. Москве. Сотрудники Ассоциации НСБ получили полный список подделываемых медикаментов и приложили его к обстоятельной информационной справке. Данную справку пере-дали в союз с целью заинтересовать производителей фигуриро-вавших в списке товаров. К удивлению, от дальнейших услуг Руководство союза отказалось, заплатив за весь объем проделан-ной работы какие-то смешные деньги. На этом инициатива и «плодотворное» сотрудничество Ассоциации НСБ с Союзом за-вершились.В завершение выступления необходимо отметить положитель-ный опыт борьбы с подделками химических средств защиты от вредителей с/х растений, кондитерских изделий ф-ки «Красный Октябрь», продукции завода «Кристалл» и т.д.






Похожие по содержанию материалы раздела: Противодействие промышленному шпионажу силами службы безопасности предприятия Приглашаем принять участие в Международной программе Форума "Технологии безопасности" III Гражданский форум по вопросам взаимодействия общества и правоохранительных органов «Солидарность» В Абу-Даби открылась Международная выставка "Айдекс-2007" В Киеве пройдет конференция: "Антирейдер 2007: защита от недружественных поглощений" Конференция в области безопасности инфокоммуникационных сетей Презентация 3-го издания эксклюзивных мемуаров Героя Советского Союза Зайцева Геннадия Николаевича «Альфа – моя судьба» 22 – 23 марта в Новосибирске состоится конференция посвященная организации работы по ГО ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований В рамках «Интерполитех-2007» российские и зарубежные компании представят специальную полицейскую технику и вооружение для правоохранительных органов Проблема комплексного обеспечения безопасности высотных и уникальных объектов Москвы будет обсуждена на конференции «Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика» которая состоится 25 апреля 2007 г в гостинице «Ренессанс», Москва Тезисы выступлений выступлений на 3-ей Всероссийской Конференции «Индустрия безопасности России в 2004…» (часть первая) 25 апреля откроется конференция "Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика" Открывается международная выставка космических и оборонных технологий Семинар «Обеспечение бесперебойности бизнеса. Мировая практика» Выставка СпасПожТех 2-й Международный форум «Институты гражданского общества против преступности, новых вызовов и угроз» Второй этап Открытого кубка Школы охраны «Баярд» 24 мая в Екатеринбурге пройдет VI Всероссийский турнир по охранному многоборью XVI Международная конференция и тематическая выставка «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов»

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация