Главная страница - Анонс новостей

"Главные угрозы безопасности России - внутренние"



Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов отвечает на вопросы "НГ".ИЗ ДОСЬЕ НГ: Сергей Борисович Иванов родился 31 января 1953 года в Ленинграде в семье служащих. В 1975 году окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета. Двадцать лет работал в Службе внешней разведки. Занимал различные должности в центральном аппарате и за границей. Владеет английским и шведским языками. С августа 1998 года - заместитель директора ФСБ. 15 ноября назначен секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Воинское звание генерал-лейтенант. Женат. Имеет двоих детей. - СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, что принципиально нового внесено в текст Концепции национальной безопасности-2000 по сравнению с предыдущим аналогичным документом? - Смотря что понимать под принципиально новым. Кардинальных или судьбоносных изменений позиции России по тем или иным вопросам, конечно же, нет. В то же время в Концепции появилось немало новых моментов. Остановлюсь лишь на самом важном. Учтены новые тенденции во внешней политике США и других западных держав, которые в войне с Югославией попытались взять на себя роль судьи и исполнителя наказаний, отодвинув на второй план ООН со всеми ее структурами. Четко обозначился вопрос о месте и роли России в решении мировых глобальных и региональных проблем. Отмечено стремление ряда государств ослабить влияние России во всех областях международной жизни. Уточнен ряд положений о международном терроризме. Более четко обозначены проблемы в области развития отношений с государствами - участниками СНГ. Эта область по-прежнему остается приоритетной. В Концепции впервые появился пункт об опасности возможных войн в информационной сфере, об исключительной важности обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем государства. Переработаны или дополнены тезисы об основных направлениях деятельности во внутриполитической области. Серьезной корректировке подверглись положения Концепции в оборонной сфере. В документе подчеркнуто, что недопустимо дальнейшее затягивание таких процессов, как реформирование военной организации страны и ее оборонно-промышленного комплекса, определение основ военной доктрины России. Принципиально по-новому сформулирована задача обеспечения сдерживания в интересах предотвращения ядерной и обычной войн. Решить проблему можно усилиями всего государства, а не только его Вооруженных сил, как это утверждалось ранее. В части, касающейся ядерных сил страны, речь идет теперь не об их потенциале, а о конкретных, боеготовых ядерных силах, способных достичь целей ядерного сдерживания. Разумеется, новая редакция Концепции национальной безопасности создана не на века. С изменением условий существования и развития государства в документ будут вноситься определенные коррективы. - Как изменилась приоритетность угроз национальной безопасности в новом тексте КНБ РФ: экономические, внутренние, внешние угрозы? - Приоритетность угроз национальной безопасности России не изменилась. Изменились их степень и уровень по отдельным направлениям жизнедеятельности государства. Особенностью нынешнего этапа развития России является то, что внутренние угрозы национальной безопасности являются определяющими. С ними во взаимосвязи и взаимозависимости находятся угрозы внешние. Как и в предыдущей редакции Концепции национальной безопасности, национальные интересы России в области экономики определены как ключевые. Что касается внешних условий, то в этой области также происходят серьезные перемены. Во-первых, в международных отношениях возрастает роль силовых методов, делаются попытки изменить существующую систему обеспечения международной безопасности в интересах узкой группы государств. Во-вторых, появляется тенденция расхождения курсов России и США в области разоружения и контроля над вооружениями. В-третьих, Россия не ощущает адекватных действий других государств в области прекращения холодной войны и преодоления ее последствий. Факты, к сожалению, говорят о том, что Запад заинтересован в закреплении за Россией роли сырьевого придатка. В-четвертых, наблюдается беспрецедентный рост активности международных террористических организаций, избравших территорию России местом апробации своих далеко идущих намерений. К сожалению, далеко не во всех государствах понимают, что, осуществляя в Чечне контртеррористическую операцию, Россия вступила в борьбу с терроризмом на своей территории в интересах всего мира, включая и страны Запада. - Каковы должны быть, по вашему мнению, основные направления военного строительства в России? - Основные направления военного строительства определены Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года и направлены на повышение эффективности военной организации, упрочение ее морально-психологического состояния, улучшения материально-технического и социального обеспечения. К основным из них можно отнести: оптимизацию системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие ее компонентов; уменьшение числа министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе войска и воинские формирования; совершенствование систем комплектования, подготовки кадров, военного образования и науки; структурное, технологическое и качественное преобразование материально-технической базы ОПК; совершенствование системы социального обеспечения военного строительства; повышение статуса военнослужащих; совершенствование нормативной правовой базы военного строительства. - Планируется ли изменение функций Вооруженных сил РФ при нейтрализации угроз внутреннего характера? - Согласно статье 10 Федерального закона "Об обороне", главным предназначением Вооруженных сил РФ являются отражение агрессии, направленной против государства, вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В соответствии с Концепцией национальной безопасности применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Проектом военной доктрины Российской Федерации предусматривается создание на временной основе объединенных (разноведомственных) группировок войск (сил), а также органов управления ими при выполнении задач по предупреждению, локализации, блокированию районов внутренних вооруженных конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп. - В каком направлении будет идти развитие Вооруженных сил РФ? - В настоящее время Генеральным штабом осуществляется разработка Плана строительства Вооруженных сил Российской Федерации на 2000-2005 годы. В качестве основных направлений развития Вооруженных сил на ближайшую перспективу можно определить: - поддержание ядерного потенциала Вооруженных сил на уровне, обеспечивающем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки; - доведение боевого состава и численности сил общего назначения до уровня, обеспечивающего выполнение ими задач локализации и ликвидации вооруженных конфликтов, развертывания необходимых боеготовых группировок войск; - создание единой системы управления ВС на основе межведомственной интеграции сил и средств управления и их сопряжения с федеральной системой государственного управления; - модернизация и ремонт имеющегося вооружения и военной техники; - развертывание наиболее перспективных НИОКР и создание технологической базы по производству современного вооружения. - Планируется ли изменение вектора приоритетности таких структур Вооруженных сил, как силы ядерного сдерживания, силы общего назначения (ВС Минобороны России, ВВ МВД России, ФСБ), виды ВС РФ (РВСН, ВМФ, ВВС ПВО, Сухопутные войска)? - Силы ядерного сдерживания и общего назначения предназначены для решения важнейших задач военной организации Российской Федерации, сформулированных в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а именно: - осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников; - обеспечение надежной защиты страны от воздушного нападения и отражение агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте). Указанные задачи должны решаться совместными усилиями, что предполагает сбалансированное развитие структур Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Следует отметить, что стратегия наших действий в области ядерного сдерживания определена Советом безопасности РФ в 1998 году, и это достаточно полно освещалось в СМИ. В первом полугодии 2000 года Совет безопасности планирует рассмотреть вопросы рационального баланса между ядерными и обычными вооружениями, что связано с разработкой Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы. При формировании этой программы предполагается установить комплекс стратегических ориентиров применительно к системе вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в целом в увязке со сбалансированным развитием всех компонентов военной организации Российской Федерации, как это предусмотрено утвержденными в 1998 году президентом Российской Федерации "Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года". Этот документ определяет следующие подходы к направлениям развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: - по Вооруженным силам Российской Федерации - предполагается осуществить преобразование структуры ВС РФ на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море; - по внутренним войскам МВД России - предполагается преобразовать внутренние войска в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности). В соответствии с новым военно-административным делением территории Российской Федерации образовать региональные командования (управления) Федеральной гвардии (Федеральной милиции внутренней безопасности) с упразднением округов внутренних войск; - по ФПС России - предполагается обеспечить приоритетное развитие органов пограничной службы с последовательным переходом на преимущественно невойсковые способы служебной деятельности и адекватным сокращением войсковой компоненты ФПС России. Наращивать усилия по созданию органов пограничной стражи на участках, где войсковая охрана нецелесообразна; - по органам обеспечения безопасности государства - предполагается развивать органы ФСБ России, ФСО России и СВР России исходя из необходимости комплексного решения задач обороны страны и безопасности государства. В полном объеме реализацию намеченных структурных преобразований военной организации Российской Федерации предполагается осуществлять начиная с 2001 года. - Как изменились функции Совета безопасности РФ после ликвидации Совета обороны? - Проблемы военной безопасности как составной части национальной безопасности всегда находились в компетенции Совбеза, включая рассмотрение и представление на утверждение президенту РФ военной доктрины Российской Федерации. По решению президента и в соответствии с действующим законодательством Совет безопасности может принять к рассмотрению любой вопрос, относящийся к сфере безопасности государства. Поэтому какого-либо дополнительного наделения функциями Совета безопасности в связи с ликвидацией Совета обороны не требуется. На Совет обороны возлагались задачи реализации важнейших решений Совета безопасности в военной сфере, а также разработки решений президента Российской Федерации в области военной реформы и военного строительства в целом. Вместе с тем значительно расширились функции аппарата Совета безопасности, на который возложено выполнение задач по обеспечению деятельности Государственной комиссии РФ по военному строительству, образованной указом президента Российской Федерации от 26 мая 1998 года. В этих целях в составе аппарата Совета безопасности создано подразделение, укомплектованное специалистами по различным направлениям военного строительства.

"Независимая газета", 31.03.00




Похожие по содержанию материалы раздела: Темы для обсуждения на IV-ой Всероссийской конференции "Индустрия безопасности России в 2005 году..." О деятельности вневедомственной охраны в период усиленного варианта несения службы ЧАСТНОЙ ОХРАНЕ В ЯРОСЛАВЛЕ 10 ЛЕТ «ШЕРИФ - ИНЖИНИРИНГ» : ДВАЖДЫ ДВА - ЧЕТЫРЕ ГОДА "Повышение престижа службы вневедомственной охраны..."

Спасатели МЧС России: три дня собачьей жизни ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ “Индустрия безопасности России в 2005 году. Перспективы, тенденции, проблемы” «Жизнь специального назначения» Роль и место негосударственных структур безопасности в обеспечении безопасности бизнеса О практике борьбы с недружественными поглощениями, захватами предприятий Мы делаем жизнь безопаснее «Некоторые аспекты экономической безопасности при организации коммерческой деятельности автоперевозчиков» Интервью начальника ДЭБ МВД России «Парламентской газете» Пятая Всероссийская Конференция "Индустрия безопасности России в 2006 году. Перспективы, тенденции, проблемы" План работы конференции «ИНФОФОРУМ-8» Круглый стол на тему «Освещение проблем охранной деятельности в специализированных СМИ» Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2006» "Информационная безопасность и национальная экономика" - основная тематика 2-й Международной выставки-форума "ИНФОФОРУМ-Сити-2006" Заявка участника конференции «Индустрия безопасности России в 2004 г.»

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация