Главная страница - Анонс новостей

О практике противодействия с позиций частных охранных предприятий "недружественным поглощениям" и захватам в московском регионе



Уважаемые коллеги!Захваты предприятий, корпоративные поглощения, экономическая диверсия – это, к сожалению, эволюционный процесс нашей рыночной экономики, через который страна должна пройти. Все развитые капиталистические страны прошли через этот этап: Англия, Германия, США.Однако, российские «враждебные поглощения» не могут быть квалифицированы в соответствии с иностранными понятиями. Фейерверки способов получения контроля над компанией-целью в процессе враждебной атаки, не подпадают ни под какие модели, принятые международным бизнес - сообществом. Готовя данную встречу, Гильдия негосударственных структур безопасности МТПП ставила перед собой ряд вопросов, на которые мы хотели бы сегодня получить ответы.Агрессивное поведение ряда бизнес - структур в процессе перераспределения собственности в г. Москве, сопровождается нанесением экономического и социального ущерба городу. Подобные события действительно являются, как высказался Ю. Лужков, «экономическим терроризмом», так как при этом разрушается реальный сектор экономики, предприятия переходят в «теневой» сектор. Вначале этот процесс волей-неволей затронул частные охранные предприятия, которые по договору должны охранять (защищать) собственность Клиента. А ЧОПы в настоящее время берут на себя материальную ответственность за имущество Клиента. Мы обратились в Координационный Совет ГУВД, который специально создан для контактов с руководителями ЧОПов за разъяснениями, но получили категоричный ответ, что ЧОПы не должны участвовать в защите объектов при хозяйственных спорах. По данным УЛРР ГУВД, в корпоративных войнах в 2004 году участвовало 300 ЧОПов. Правда, не ясно, на какой они были стороне, но видимо пополам. Т.е. мы имели 150 ЧОПов, которые пытались выполнять пункты договоров, но делали это вопреки мнению УЛРР ГУВД. Как быть ЧОПам дальше? Уходить сразу с объекта или не брать на себя материальную ответственность?Далее, возникает вопрос, а что это за ЧОПы, которые атаковали? Что их действия были законны? А если нет, то почему по ним милиция не принимают мер? Известны ряд ЧОПов, которые специализируются на захватах. Их знаем мы, их знает милиция. Но ни одно из этих предприятий не лишено лицензии.Наоборот, когда один из ЧОПов по согласованию с УЭБ Правительства Москвы защищал государственную собственность, работники лицензионного отдела Северного округа грозили у этого ЧОПа приостановить лицензию. Не у захватчиков, а у защитников. Как это объяснить? Не разобрались? Неправда. Директор предприятия обращался к Министру МВД по этому поводу. Я с председателем Совета Директоров встречался с начальником Северного округа и местного отделения милиции. Далее, вопрос к оперативному составу милиции. Да, они ссылаются на распоряжение министра, запрещающего им вмешиваться в хозяйственные споры. Но если возбуждено уголовное дело, то это уже не хозяйственный спор. Министерству надо пересмотреть такой подход и, все-таки, оказывать действенную помощь настоящим хозяевам.Первые годы контрольные органы, я имею ввиду в первую очередь милицию, активно использовалась для получения первичной информации о предприятии, его акционерах, реестре, финансовых документах и т.д. Сейчас в этом вопросе наведен порядок, но директора помнят это и любой приход сотрудника вызывает массу вопросов и толкований цели его прихода. Поэтому, Распоряжение Мэра №1199 от 27.11.98г. должно контрольными органами не забываться. Далее, вопрос к судам. В Московском Арбитражном суде с приходом нового руководителя порядка становится все больше и больше. Хотя есть вопросы к отдельным судьям. Мы стали активно прибегать к помощи квалификационной комиссии судей г.Москвы. Однако, на днях столкнулись с проблемой по Пресненскому народному суду. Судья Суменкова принимает иск от своей знакомой, которая с августа сего года пытается прибрать к рукам страховое общество, где она работала генеральным директором. У Председателя суда Иванова не хватает аргументов передать иск другому судье. А речь идет о том, что под прикрытием иска о трудовом споре подруга Суменковой пытается прибрать к рукам чужое предприятие. Просьба к Егоровой Ольге Александровне – взять этот вопрос под контроль. Отдельные вопросы к руководителю службы приставов Москвы Комарову А.Н. К нему и приставам нет претензий. Но в чьей власти запретить иногородним судам (всех категорий) принимать решения по московской собственности или принимать решения по назначению генеральных директоров московских предприятий – я не знаю. А мы встречались с решениями и исполнительными листами, принятыми в судах от Якутии до Калининграда. Я сам звонил Председателю Волгоградского суда, но получил ответ, что ничего страшного, подавайте аппеляцию. Я не хочу углубляться в технологию захватов, об этом уже говорили и еще скажут. Нас сейчас больше волнует вопрос работы по этому направлению в дальнейшем. Корпоративные войны или захваты завтра не закончатся, а будут продолжаться еще несколько лет. Впереди приватизация нескольких тысяч ГУПов и к нам уже обращаются за защитой. Для участников совещания особый интерес представляет участие органов государственной власти и управления в корпоративных конфликтах, т.к. уголовные дела обладают одним любопытным свойством: все они разваливаются на стадии предварительного следствия, не дойдя до суда, т.е., как говорится, прекращаются по реабилитирующим основаниям.1. Создание различных проблем компании-цели, направленных на затруднение ее обычной хозяйственной деятельности. На предприятие внезапно являются с проверками представители различных контролирующих органов. По результатам проверок выявляется значительное количество нарушений. Компания-цель вынуждена реагировать на результаты проверок. 2. Решение отдельных тактических задач при реализации проекта по недружественному поглощению компании-цели. Названные задачи могут быть самыми различными. Например, с помощью проверки правил ведения реестра акционеров и последующего предписания регионального отделения ФКЦБ о передаче реестра другому регистратору можно решить проблему захвата реестра, о важности которой было сказано очень много.3. Силовая поддержка операции по перехвату управления в компании-цели. Исполнение судебных актов о непричинении препятствий или об удалении с территории чревато оказанием мощного сопротивления захватчикам. Именно поэтому включение в группу поддержки судебных приставов-исполнителей людей в масках и камуфляже способно подавить сопротивление и довести операцию до победного конца. Все эти мероприятия, безусловно, делаются за вознаграждение, т.е. речь идет о взяточничестве и коррупции в органах власти и управления.В свою очередь, компания-цель вынуждена реагировать на действия компании-агрессора, что подталкивает ее к обращению в те же органы гос. власти и управления. В первую очередь предприятие, подвергшееся враждебной атаке, совершает следующие шаги:1. Обращается к высшим должностным лицам с призывом вмешаться в ситуацию, оказать поддержку, защитить предприятие от нападения.2. Обращается с заявлениями в прокуратуру и органы внутренних дел по фактам угроз и мошенничества, имевшим место при скупке акций.3. Пытается создать проблемы компании-агрессору , аналогичные тем, которые последняя уже создала или собирается создать предприятию компании-цели(проверки фактов незаконной деятельности, возбуждение уголовных дел в отношении руководителей и сотрудников компании-агрессора и т.п.).4. Оказание противодействия операции по перехвату управления путем привлечения сотрудников правоохранительных органов для организации охраны предприятия.Именно к этим органам обращаются стороны корпоративного конфликта с просьбами о помощи и защите. Как правило, в зависимости от специфики предприятия-цели в корпоративные конфликты оказываются вовлеченными органы судебной власти, различные силовые структуры, фискальные органы и иные. Федеральная налоговая служба попыталась внести свою лепту в борьбу с захватами. Руководитель Департамента Государственной регистрации и учета Дуканов 4 августа 2004 года дал указание №09-1-03/3132 в налоговые органы примерно следующего содержания:Не регистрировать новых руководителей юридических лиц без санкции старого руководителя. Причем в указании есть оговорка, что регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе. Что значит вправе? Опять возможность получения взятки? А во-вторых, если на старого руководителя завели уголовное дело или он находится в «бегах», как тогда быть? Ответ простой – подавайте нас в суд. Мы столкнулись с такой ситуацией в 44 налоговой инспекции, жаловались Министру, Корсаку, но юридическое лицо оставалось без директора с августа 2004 года по апрель 2005 года.Я не могу утверждать, что инспекция это делала по заказу старого директора, но что старый директор принимает все меры по захвату юридического лица – это достоверно.Во многих случаях органы государственной власти и управления вовлекаются в корпоративный конфликт по инициативе компании-агрессора, которая, разрабатывая стратегию недружественного поглощения, предусматривает различные способы давления на компанию-цель, ее менеджеров и крупнейших акционеров.Компания-агрессор использует государственные органы для достижения следующих целей:Сбор информации в отношении компании-цели.Оказание давления на менеджмент компании-цели, ее основных акционеров. Как известно, практически ни один корпоративный конфликт не обходится без возбуждения уголовных дел. Компания-агрессор использует этот проверенный инструмент для формирования позиции к переговорам, суть которой проста: «Отдайте предприятие или мы вас посадим». Разумеется, приведенный перечень возможных направлений вовлечения государственных органов власти и управления в корпоративный конфликт является неполным, однако из него ясно видно, что во многих случаях эти органы выполняют функции, весьма отдаленно связанные с их основными задачами.Несколько фраз о системе защитных мер от недружественного поглощения. Что можно противопоставить агрессивной практике захватов? Рассмотрим несколько составляющих:Меры со стороны Правительства Москвы.- настойчивое привлечение компаний-рейдеров к «Целевой программе реорганизации производственных территорий Москвы на период 2004-2006 г.г.» и, в частности, её первому этапу – проекту «Пром Сити Москва», который должен способствовать разрешению ситуации с поглощениями. Склонять их к участию в этом проекте по сохранению и развитию промышленности столицы. Активно использовать в этих целях столичные СМИ (телевидения, прессу);- в сложных случаях от Управления по экономической безопасности города (как говорит Корсак А.Б.) «делать предложения этим компаниям, от которых они не смогут отказаться»;- выход в Федеральное собрание с инициативой поправок к действующему законодательству, регулирующему отношения в области корпоративного права.

Пробелы в действующем законодательстве явно усматриваются в законе «О государственной регистрации юридических лиц». В нем содержится минимальный перечень документов, которые необходимо представить для внесения записи в ЕГРЮЛ. Законом не предусмотрена правовая экспертиза предоставляемых документов. Таким образом, имея на руках фиктивную справку о внесении изменений в ЕГРЮЛ, по законодательству можно распоряжаться активами Общества, выступать от его имени в суде.Важным шагом в предупреждении захватов предприятий является внесение изменений в действующее законодательство. Насколько я знаю, у Корсака А.Б. разработано огромное количество таких предложений.Меры от негосударственных структур безопасности.Все мы знаем, что полагаться на правоохранительные органы Москвы при атаках рейдеров не приходится, т.к. они предпочитают не вмешиваться в имущественные споры хозяйствующих субъектов. В тоже время, негосударственные структуры безопасности, обладающие необходимыми ресурсами, способны сыграть существенную роль в предупреждении и отражении атак рейдеров.Одной из главных задач сегодняшней встречи является доведение до всех присутствующих информации, что кроме Управления экономической безопасности при Правительстве Москвы, активно включилась в борьбу с «экономическим терроризмом» МТПП на базе Бюро экономической безопасности. БЭБ собрало ряд структур, которые уже имеют определенный опыт защиты объектов. Имеется своя «горячая» телефонная линия (т. 132-00-10), где постоянно дежурят опытные эксперты от наших организаций. Я хочу рассказать об опыте работы нашей Ассоциации, которая также является членом Бюро экономической безопасности МТПП.Когда Рукина И.М. впервые подняла этот вопрос на президиуме МТПП, мы предложили директорам предприятий ввести практику прикомандирования на предприятие сотрудника Ассоциации – менеджера по экономической безопасности.Подобная практика давно применяется органами государственной безопасности на режимных предприятиях, как его принято называть, в виде института «офицера действующего резерва».Именно эти люди, «менеджеры по безопасности», берут на себя компетентный мониторинг за обстановкой вокруг предприятия, помощь в разработке тактики противодействия захвата и ее реализации. Конечно, подчиняться они должны исключительно первому лицу предприятия, а получать необходимую информационную, юридическую и силовую поддержку от Ассоциации.Сейчас около 20 сотрудников Ассоциации уже работают на предприятиях в должностях зам. Директора или советника. Если предприятие не большое, то наш сотрудник «прикрывает», таким образом 2-3 предприятия.Но, введя такую практику, мы столкнулись с тремя вопросами:1. Где брать таких специалистов - их никто не готовит.2. Полное непонимание большинства директорского корпуса важности и сути этого вопроса – вопроса экономической безопасности предприятия.3. И оказывается, для директоров новость – что за безопасность надо платить.Чтобы двигаться вперед МТПП разработала программы подготовки как для самих менеджеров по экономической безопасности, так и программы для руководителей предприятий и на днях начинаются первые занятия. Что можно и нужно сделать, чтобы уберечь свое предприятие: - грамотная разработка уставных документов акционерных обществ, формирование защищенной корпоративной структуры;- осуществление превентивных мер по предотвращению возможной атаки рейдеров, обеспечение эффективной экономической безопасности предприятия с помощью постоянного мониторинга обстановки, складывающейся вокруг предприятия;- при получении достоверных сигналов о начале атаки рейдеров: оперативная разработка тактики противодействия с учетом данных о «противнике», консолидация распыленных акций минотариев;- оптимизация кредиторской задолженности;- проведение дополнительной эмиссии;- передача акций в доверительное управление;- пересмотр политики выплаты дивидендов по акциям и т.д.Все это и многое другое могут контролировать и делать наши прикомандированные менеджеры по экономической безопасности.В России не существует каких-либо цивилизованных правил урегулирования корпоративных конфликтов, поэтому основная часть этих конфликтов протекает «на грани». Стороны используют в своей борьбе практически любые подручные средства. В цивилизованном мире невозможно многое из того, что было сказано выше. А пока остается констатировать, что сложившаяся практика разрешения корпоративных конфликтов не только угрожает экономике и репутации нашего государства, но является мощным сдерживающим фактором для повышения инвестиционной активности в нормальном смысле этого слова. Ни один акционер, даже имеющий контрольную долю участия, не может быть гарантирован от того, что бизнес не будет поглощен с использованием рассмотренных технологий.И это объективная реальность наших дней!Спасибо за внимание.

Е.П. Карабанов, президент Ассоциации НСБ




Похожие по содержанию материалы раздела: Приглашаем принять участие в Международной программе Форума "Технологии безопасности" III Гражданский форум по вопросам взаимодействия общества и правоохранительных органов «Солидарность» В Абу-Даби открылась Международная выставка "Айдекс-2007" В Киеве пройдет конференция: "Антирейдер 2007: защита от недружественных поглощений" Конференция в области безопасности инфокоммуникационных сетей Презентация 3-го издания эксклюзивных мемуаров Героя Советского Союза Зайцева Геннадия Николаевича «Альфа – моя судьба» 22 – 23 марта в Новосибирске состоится конференция посвященная организации работы по ГО ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований В рамках «Интерполитех-2007» российские и зарубежные компании представят специальную полицейскую технику и вооружение для правоохранительных органов Проблема комплексного обеспечения безопасности высотных и уникальных объектов Москвы будет обсуждена на конференции «Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика» которая состоится 25 апреля 2007 г в гостинице «Ренессанс», Москва Тезисы выступлений выступлений на 3-ей Всероссийской Конференции «Индустрия безопасности России в 2004…» (часть первая) 25 апреля откроется конференция "Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика" Открывается международная выставка космических и оборонных технологий Семинар «Обеспечение бесперебойности бизнеса. Мировая практика» Выставка СпасПожТех 2-й Международный форум «Институты гражданского общества против преступности, новых вызовов и угроз» Второй этап Открытого кубка Школы охраны «Баярд» 24 мая в Екатеринбурге пройдет VI Всероссийский турнир по охранному многоборью XVI Международная конференция и тематическая выставка «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» XVI Международная конференция. Работа секции «Информационное взаимодействие правоохранительных органов с частными охранными предприятиями»

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация